Размышления о будущем устройстве Тверской Карелии

Михаил Викторович Дронь, 2021

Книга представляет собой авторский взгляд на тему будущего государственного устройства Тверской Карелии. По мнению автора, классическое образование и Табель о рангах, Орден как корпорация «элиты живых» и государственный статус православной церкви – вот «три кита» любой успешной государственности, а опыт политического устройства Великого княжества Финляндского и проект «государства в третьем тысячелетии» князя Лихтенштейнского Ханса-Адама II дают нам ключи к построению собственных эффективных моделей государственного устройства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о будущем устройстве Тверской Карелии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. «Государство третьего тысячелетия» Ханса-Адама Второго

В 2009 году правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II издал книгу «Государство в третьем тысячелетии», в которой предложил собственный проект государственного устройства.

К словам Ханса-Адама II стоит прислушаться хотя бы по той простой причине, что он не только один из наиболее оригинальных политических мыслителей нашей эпохи, но и довольно успешный управленец. Лихтенштейн представляет собой одно из самых безопасных и процветающих государств современного мира, и не в последнюю очередь — благодаря княжеской династии, которая на протяжении всего последнего тысячелетия неизменно входит в круг европейской и мировой элиты. Так что в некотором роде проект «государства третьего тысячелетия» это не только результат личного опыта самого Ханса-Адама II, но и всей многовековой истории княжеского дома Лихтенштейнов.

1. Глава государства

Особенностью проекта Ханса-Адама II является то, что главой государства может быть как монарх (князь), так и президент и, соответственно, само государство по форме правления представлять собой княжество или республику, а государственная власть принадлежит и исходит от князя (президента) и народа, которые осуществляют её совместно в соответствии с положениями конституции. Глава государства представляет страну во всех её отношениях с иностранными государствами, не препятствуя при этом деятельности полномочного правительства.

Любой закон, бюджет, займы, налоги и прочие государственные сборы требуют обязательного одобрения главы государства для того, чтобы вступить в законную силу.

В тех случаях, когда под угрозу поставлены безопасность и благополучие государства, глава государства вправе принимать все необходимые меры посредством чрезвычайных указов, которые имеют обязательную силу для правительства и всех органов власти. Вместе с тем, чрезвычайные указы не могут отменять конституцию как полностью, так и отдельные её статьи, но могут лишь ограничить их применение, не могут ограничивать также право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства и принудительного труда, запрет принципа «нет наказания, если оно не предусмотрено законом»; кроме того, чрезвычайные указы не могут вмешиваться в порядок престолонаследия в монархии и менять порядок выборов президента в республике, принимать бюджет, вводить любой закон, займы, налоги и прочие государственные сборы без одобрения парламента, препятствовать процедуре выражения вотума недоверия монарху или президенту и не вправе ограничить законы Княжеского Дома. Чрезвычайные указы прекращают своё действие по истечении шести месяцев с момента их принятия.

Глава государства назначает судей, обладает правом помилования, замены или смягчения наказаний, которые были вынесены в соответствии с законом, а также правом прекращения уголовного преследования на любой стадии судебного разбирательства, с одним лишь исключением. Только по инициативе парламента глава государства осуществляет свои исключительные права помилования или смягчения наказания в отношении членов правительства, осужденных за действия, совершённые ими во время исполнения своих должностных обязанностей.

Князь может поручить исполнение своих суверенных полномочий прямому наследнику, происходящему из его семьи и достигшему совершеннолетия, в качестве представителя князя, в случае если князь временно не способен исполнять свои функции либо в случае приготовлений к передаче трона. Президент может поручить председателю парламента осуществление суверенных полномочий в качестве своего представителя, в случае если он временно не способен исполнять свои обязанности.

Как минимум 5% граждан, обладающих правом голоса, могут выразить князю вотум недоверия с указанием причины. На своём следующем заседании парламент должен дать свою оценку данной инициативе граждан, после чего вынести вотум недоверия на всеобщее голосование.

Если предложение о выражении недоверия князю принимается на всеобщем голосовании, то князь должен быть уведомлен об этом, чтобы данный вопрос решался в соответствии с законами Княжеского Дома. В течение шести месяцев князь уведомляет парламент о решении, принятом в соответствии с законами Княжеского Дома.

Похожим образом граждане, в количестве как минимум 5%, обладающих правом голоса, могут выразить вотум недоверия президенту с указанием причины. На своём следующем заседании парламент должен дать свою оценку данной инициативе граждан, после чего вынести вотум недоверия на всеобщее голосование. Если предложение о выражении недоверия президенту принимается на всеобщем голосовании, то конституционный суд в течение шести месяцев решает вопрос о том, должен ли президент быть отрешён от своей должности.

2. Парламент

Парламент представляет население во всех случаях, в которых оно не принимает решение самостоятельно. Парламент имеет следующие права:

a) участвовать в разработке законодательства и в заключении договоров;

b) предлагать главе государства кандидатуры на должность членов правительства и отказывать им в доверии;

c) участвовать в назначении судей;

d) утверждать государственный бюджет и займы, а также налоги и обременения;

e) контролировать всё государственное управление, за исключением деятельности судов и главы государства.

Сам парламент состоит из 25 депутатов, которые избираются народом на всеобщих равных, тайных и прямых выборах по партийным спискам. Депутатские мандаты распределяются между избирательными объединениями, набравшими не менее 4 процентов от общего количества голосов в целом по стране, при этом избирательные объединения имеют право назначить для каждого из своих депутатов одного заместителя, который заменяет его в случае невозможности принятия участия в заседании парламента.

Не позднее четырёх недель с момента проведения выборов в парламент глава государства созывает и открывает первое заседание вновь избранного парламента. На своём первом заседании парламент избирает председателя и его заместителя. В дальнейшем заседания парламента созываются председателем парламента или его заместителем. Помимо главы государства, председателя парламента и его заместителя, правом созыва парламента обладают его депутаты, при условии, что хотя бы восемь из них потребуют такого созыва.

Депутаты избираются сроком на четыре года. Глава государства или народ, соответственно, имеют право распустить парламент и назначить новые выборы. Эти выборы должны быть проведены в течение двух месяцев после роспуска парламента. Пять процентов граждан, обладающих правом голоса, могут выдвинуть предложение о проведении всеобщего голосования по вопросу роспуска парламента.

Право законодательной инициативы принадлежит:

a) главе государства;

b) парламенту;

c) правительству;

d) гражданам, обладающим избирательным правом, если инициатива исходит не менее чем от 5% от общего числа таких граждан.

В случае, если народная инициатива возлагает на страну либо единовременное финансовое обязательство, либо обязательство на более длительный срок, такая инициатива подлежит передаче на рассмотрение парламента только при наличии в ней также указания и о средствах покрытия таких обязательств. Соответствующая инициатива, поступившая от не менее чем 5% граждан, обладающих правом голоса, подлежит обсуждению на ближайшей сессии парламента, но в любом случае, не позднее шести недель с момента её подачи.

Законы, международные договоры, кредитные обязательства, налоги и сборы после утверждения их парламентом должны быть переданы для утверждения на референдуме, если парламент примет такое решение либо не менее 5% граждан, обладающих правом голоса, подадут соответствующее требование в течение шести недель со дня официального опубликования решения парламента. Решения парламента, подлежащие утверждению референдумом, должны быть представлены для подписания главе государства после окончания референдума или в случае непроведения референдума по истечении предписанного шестинедельного срока для подачи требования об утверждении решения на референдуме.

Если парламент отклоняет законопроект, представленный ему на рассмотрение на основании народной инициативы, такой законопроект в течение шести недель должен быть вынесен на утверждение референдума, при это парламент вправе вынести на утверждение референдума свой законопроект. Принятое на референдуме решение заменяет необходимую резолюцию парламента. Принятие или отклонение проекта закона определяется абсолютным большинством поданных по всей стране голосов.

3. Правительство

Всё управление государством осуществляется правительством, ответственным перед главой государства и парламентом.

Правительство состоит из премьер-министра и четырёх министров. Премьер-министр и министры назначаются главой государства по согласованию с парламентом и исключительно по представлению последнего. Подобным образом должны быть назначены заместитель премьер-министра и заместители каждого из министров правительства, которые в случае необходимости представляют соответствующего члена правительства на заседаниях кабинета.

Правительство ответственно за исполнение всех законов и соответствующих закону указов главы государства и парламента.

К обязанностям, возлагаемым на правительство, в частности, относятся:

a) контроль над всей государственной администрацией;

b) назначение и отстранение от должности государственных служащих, за исключением судей или государственных служащих парламента;

c) подготовка проекта годового бюджета и отчёта о своей деятельности за прошедший год, и их ежегодное представление главе государства и парламенту;

d) составление собственного регламента, подлежащего опубликованию.

Полномочия правительства прекращаются в случае утраты им доверия главы государства или парламента. До вступления в должность членов нового правительства глава государства назначает для исполнения функций по управлению всей страной временное правительство, при этом глава государства вправе назначить членов утратившего доверие правительства членами временного правительства. Временное правительство должно получить вотум доверия парламента в случае, если в течение четырёх месяцев после назначения временного правительства глава государства с согласия и по представлению парламента не назначит состав нового правительства.

В случае же, если доверие главы государства или парламента утрачивает отдельный член правительства, то решение о его отстранении от должности принимается по согласованию между главой государства и парламентом. До назначения нового члена правительства обязанности последнего выполняет его заместитель.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о будущем устройстве Тверской Карелии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я