1. книги
  2. Политология
  3. Михаил Викторович Дронь

Тверская Карелия. Заметки на полях

Михаил Викторович Дронь (2019)
Обложка книги

Книга представляет собой сборник статей, посвящённых актуальным проблемам истории тверских карел, карельскому возрождению на тверской земле, вопросам региональной политики и местной жизни и, самое главное, возможности придания субъектности Тверской Карелии в составе Российской Федерации в виде республики или административно-территориальной единицы с особым статусом в составе Тверского региона. «Хранить верность своей земле, своим корням и своим традициям, словно стойкий оловянный солдатик из сказки Ганса Христиана Андерсена, даже если весь остальной мир сходит с ума от «свободы, равенства и братства».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тверская Карелия. Заметки на полях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тверские карелы и африканеры. Исторические параллели

Ещё древние греки обратили внимание на то, что сопоставление двух и более объектов — явлений, идей, результатов исследований и т.п. — позволяет выделить в них общее и различное, способствуя более лучшему и глубокому пониманию каждого из объектов. На ниве исторических исследований наиболее полно воплотить этот метод удалось знаменитому древнегреческому писателю Плутарху в его бессмертном произведении «Сравнительные жизнеописания».

Что ж, попробуем и мы, вслед за Плутархом, сравнить историческую судьбу двух, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга народов — тверских карел и африканеров, проживающих даже на разных континентах и разделённых тысячами километров. Внимательный читатель на этом месте недоумённо спросит себя, что же общего между тверскими карелами и потомками голландских колонистов в Южной Африке — африканерами? И ответ на этот вопрос будет неожиданным: общего так много, что порой даже складывается впечатление, что оба народа проживали одну судьбу, написанную по схожему сценарию.

Но начнём по порядку.

Немногие знают о том, что в Южной Африке вот уже почти 400 лет проживает белый европейский народ — африканеры, представители которого являются в основной своей массе потомками голландских, немецких и фламандских протестантских крестьян-переселенцев. Собственно, самоназвание народа — африканеры, Afrikaners, с языка африкаанс так и переводится: «африканцы». В русской историографии африканеры больше известны под именем «буров», от нидерландского слова boeren — «крестьяне», хотя они себя так никогда не называли.

Первые голландцы прибыли в Южную Африку в 1652 году, основав на оконечности Мыса Доброй Надежды город Капстад, или по-английски Кейптаун, и Капскую колонию, которой управляла Голландская Ост-Индская компания. Затем, к волнам голландских переселенцев, в XVII-XVIII веках добавились иммигранты из других европейских стран, спасавшихся от религиозных преследований у себя на родине: французы-гугеноты, немцы, фламандцы, валлоны и другие. В ходе наполеоновских войн, воспользовавшись тем, что Голландия была оккупирована войсками революционной Франции, Капскую колонию в 1810 году захватила Великобритания, и почти сразу же британские власти попытались превратить свободных крестьян Каапа в новых англичан, введя многочисленные запреты на использование нидерландского языка и принуждая местных переселенцев переходить в лоно англиканской церкви, чем спровоцировали длительный конфликт с нидерландоязычной общиной региона. Постепенно конфликты между британской администрацией и африканерами возросли и участились, что привело к «Великому треку» — исходу на восток, в ходе которого более 15 тысяч белых фермеров-африканеров покинули восточные районы Капской колонии и переселились в долины рек Оранжевая и Вааль, создав на новых землях, не подконтрольных британцам, две крестьянские республики: Оранжевое свободное государство и Трансвааль (дословно — Заваалье).

Уже начало истории африканеров поражает сходством с историей тверских карел. Это и время начала переселения на новую родину — XVII век; и схожие обстоятельства Великого трека африканеров и переселения карел в Бежецкий Верх — религиозные гонения и национально-экономическое притеснение на старой родине; да и сам характер переселения, когда и у африканеров, и у тверских карел в результате мощного колонизационного потока образовались два центра нового расселения, сгруппированные вокруг речных систем: у африканеров — это долины рек Оранжевая и Вааль, а у тверских карел — долины рек Медведицы и Мологи. Оба народа, вплоть до начала XX века, оставались в большинстве своём крестьянскими, в немногих городах Капской колонии, Оранжевого свободного государства и Трансвааля проживали преимущественно англичане и другие иностранцы, точно так же, как в Бежецке, Красном Холме и Весьегонске горожанами являлись преимущественно русские.

Отдельно стоит сказать о языках обоих народов, вот уж где сходство просто поразительное. Язык африканеров — африкаанс, является самым молодым языком германской группы индоевропейских языков, и сложился он примерно к концу XVII века на основе различных диалектов нидерландского языка. К началу своего переселения в Южную Африку голландцы ещё только складывались как нация, поэтому в Капскую колонию ехали даже не «голландцы», а скорее североголландские, южноголландские, зеландские, лимбургские, брабантские и фризские крестьяне и горожане, каждые со своим наречием и говором, и именно их уникальный синтез создал совершенно новый язык — африкаанс. Длительное время африкаанс развивался в бесписьменной форме и только в начале XX века получил долгожданное признание, собственную письменность и стал превращаться в литературный язык.

Тверской карельский язык сложился аналогичным образом. На пустующие земли Бежецкого Верха переселялись буквально со всех уголков Карельского перешейка, Ингерманландии, Олонии и Поморья, основную группу переселенцев составляли носители южнокарельского диалекта, но в то же время на тверские земли переселялись и северные карелы, карелы-ливвики, карелы-людики, вепсы и ижора. Тверская Карелия стала для карел, вепсов и ижоры по-настоящему Новой Карелией, где на основе всех карельских, вепсских и ижорских наречий и говоров сложился совершенно особый тверской карельский язык, а все прежние племенные различия исчезли, уступив место новой этнической общности — тверскому карельскому народу.

Развитие тверских карел было насильственно прервано после 1917 года и захвата власти большевиками, когда последовательно гражданская война, коллективизация, раскулачивание, Вторая мировая война и «укрупнение деревень» нанесли народу тяжелейшую рану, отправив тверской карельский народ в состояние комы, в котором он пребывает до сих пор. В этой связи, зная исторический путь африканеров в XX веке, мы можем примерно представить себе, как бы сложилась судьба тверских карел, если бы не февральский переворот 1917 года и большевистская «революция». При этом общий исторический фон для тверских карел был бы гораздо более благоприятным, чем для потомков голландских переселенцев в Южной Африке. Если тверские карелы в Бежецком, Весьегонском, Вышневолоцком и Новоторжском уездах Тверской губернии соседствовали с другим белым европейским народом — русскими, то африканеры вынуждены были развиваться в окружении всё более увеличивающегося притока чёрного африканского населения, находящегося на самом низком уровне культурного развития, если применительно к первобытным дикарям и каннибалам вообще можно говорить о какой-либо культуре.

Так вот, в первой половине XX столетия в Южной Африке началось массовое переселение крестьян-африканеров в города, и уже к середине века именно африканеры составляли большинство в городах Оранжевого свободного государства и Трансвааля, а также значительную часть населения в городах Каапа и Наталя — двух остальных провинций Южно-Африканской Республики и, по совместительству, бывших английских колоний. У африканерской общины появились «старые деньги» и африканеры, наряду с англичанами, составили промышленную и финансовую элиту Южной Африки. Признание языка африкаанс в начале XX века, закрепление его письменных норм и создание литературного языка привели к появлению на нём богатой литературы, и даже сейчас, спустя почти три десятилетия правления «чёрного большинства» и вытеснения африкаанс на государственном уровне новыми «чёрными» властями, этот язык является вторым по популярности в стране, после английского. Вместе с тем, переселение африканеров в города в течение XX века нисколько не сказалось на крестьянском укладе нации: крестьянство до сих пор составляет большинство народа и даёт основной естественный прирост белого населения в Южной Африке.

Сложно сказать, что происходило бы в карельских уездах Тверской губернии, если бы не трагические события 1917 года. История, как говорится, не знает сослагательного наклонения. Но определённые параллели мы провести можем. В книге «Тверская Карелия. Рождение нации» мы показали, что ещё каких-то сто лет назад Тверская Карелия, так же как Оранжевое свободное государство и Трансвааль, представляла собой динамично развивающийся регион, где каждые 50 лет происходило удвоение населения, свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века, и неуклонно росло благосостояние её жителей. В конце XIX — начале XX века в Тверской Карелии появляется слой предпринимателей, обладающих по современным меркам многосотмиллионными и даже миллиардными состояниями, которые становятся основой формирующейся торговой и промышленной национальной элиты, что создавало реальные предпосылки к появлению через несколько десятилетий в карельских уездах и вообще в Тверской губернии «старых денег».

С большой долей вероятности в первой половине XX века мы наблюдали бы массовое переселение карельских крестьян в Бежецк, Весьегонск и Красный Холм, где тверские карелы неизбежно составили бы если не большинство, то значительную часть городского сообщества, а также появление новых городов из числа крупных карельских сёл и железнодорожных посёлков — важных логистических центров той эпохи, что превратило бы города в ведущие интеллектуальные и образовательные центры народа. При этом здоровая основа любой нации — крестьянство, как и у африканеров сегодня, продолжало бы оставаться главным источником естественного прироста населения у тверских карел. Конечно, всё это только предположения, но предположения вполне обоснованные.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я