10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля

Михаил Леомер, 2020

Водить легковой автомобиль профессионально! Об этом мечтают тысячи новичков, впервые севшие за руль собственного автомобиля. Настоящая книга даёт возможность осуществить эту мечту. Автор сконцентрировал сорокалетний опыт вождения легкового автомобиля в 10 простых уроков, 35 упражнений, освоив которые, человек, никогда не управлявший никаким транспортным средством будет чувствовать себя "на трассе, как у себя дома", уверенно справляясь с любыми неожиданными ситуациями. Для этого ему не понадобится посторонняя помощь, всё необходимое он найдёт в представленной книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Урок второй. Выезжаем

Теперь вы будете проделывать упражнения уже на присмотренной заранее площадке. До тех пор, пока вы не будете уверенно управляться с автомашиной, желательно, чтобы тот, кто ее доставит на место занятий со стоянки, остался бы с вами до окончания всех упражнений этого урока. На всякий случай. Однако не давайте ему вмешиваться в ваши действия и комментировать их. Лишь в самом крайнем случае его помощь может понадобиться. Но это не обязательно. Все возможные меры безопасности будут предусмотрены по ходу вашей учебы. Нужно ли повторять, что в предлагаемых вам упражнениях нет ничего лишнего, что здесь предусмотрен минимум того, что вы должны делать, чтобы учеба была успешной?

Итак. Автомобиль доставлен к месту учебы. За эту поездку его двигатель прогрелся, машина в исправном состоянии, в баке достаточно бензина и водительское место ждет вас. Но не торопитесь. Сначала подложите под все колеса колодки, кирпичи, деревянные бруски, словом все то, что вы приготовили заранее. Нужно это для того, чтобы при ваших ошибках, когда вы будете запускать двигатель, машина не пришла бы в движение. Это пока рановато. И хорошо, если вы возьмете с собой на тренировку сотовый телефон. На всякий случай.

Теперь залезайте в машину, захлопните дверку водителя и поудобнее устраивайтесь на водительском месте. Ремни безопасности пока можно не пристегивать. Руки на руле, левая нога на педали сцепления (но не нажимает на нее), правая на педали"газа"и тоже ее только касается. Ключ зажигания уже вставлен в замок, если нет, то вставьте его сами, глядя на дорогу перед собой. Перенесите правую руку на рычаг стояночного тормоза. Наощупь проверьте, что тормоз"затянут". Если нет, затяните, как сказано в пятом упражнении прошлого урока. А теперь, как сказано в четвертом упражнении, перенесите правую руку на рычаг переключения передач и подвигайте им поперек машины туда-сюда. Рычаг должен двигаться без усилия. Если это не получается, проделайте все то, что описано дальше в четвертом упражнении, но добейтесь, чтобы рычаг свободно перемещался на небольшое расстояние поперёк машины без усилия. Таким образом, вы поставите его"на нейтраль". Все это вы должны автоматически проделывать всякий раз, когда садитесь за руль. Эта привычка для водителя сродни привычке мыть руки перед едой. Можно, конечно, и не мыть, но последствия могут быть плачевными. Не поставив рычаг на нейтраль и запустив двигатель, вы можете ненароком наехать на вашего друга, который стоит рядом и не ждет от вас подобного поступка.

Автомобиль не живое существо. И хотя иногда говорят про его"норов", что он"строптив"и так далее, но это не более чем художественные преувеличения. Чаще всего автомобиль ведет себя странно и непредсказуемо потому, что вы что-то делаете не так, или что-то не делаете вообще. Поэтому, обращаю ваше внимание еще раз на то обстоятельство, что действия, здесь описанные, обязательны для любого водителя и для любого автомобиля. По мере учебы таких действий будет все больше и больше, но произвольно сокращать их число, выпускать те из них, которые кажутся вам необязательными или ненужными, нельзя ни в коем случае. Двигатель в десятки лошадиных сил и автомобиль весом больше тонны при неумелом обращении даже в самой простой ситуации могут принести много вреда. Поэтому, не занимайтесь самодеятельностью, выполняйте все действия строго так, как описано.

Итак. Вы сидите в кресле водителя, левая рука на руле, ноги на педалях, правой рукой вы только что поставили рычаг переключения передач в нейтральное положение и вернули ее на руль.

А теперь проделайте

Первое упражнение

Глядя на дорогу перед автомобилем, перенесите правую руку на ключ зажигания. Обхватите его головку пальцами, как вам удобно. Поверните его до упора по часовой стрелке и продержите его в таком состоянии несколько секунд, потом отпустите и верните правую руку на руль. Подождав около минуты, правой рукой поверните ключ до упора против часовой стрелки. Верните правую руку на руль.

Насколько это упражнение важно, вы поймете, когда узнаете, как автоматизм в умении запускать двигатель спас три жизни — мою, жены и дочери. Однажды, когда мы все втроем переезжали в городе из одного места в другое, у меня «заглох» двигатель. «Заглох» не где-нибудь, а на трамвайных рельсах, и не когда-нибудь, а точно перед приближающимся трамваем. Как это случилось, не важно, важно то, что до столкновения оставалось десять секунд. Я не преувеличиваю, не более десяти! Что-либо предпринимать было уже некогда, трамвай на полной скорости шел точно на машину, и если бы дошел, то под его колесами осталась бы куча рваного металла, перемешанного с нашими костями и обильно политая нашей кровью. И тогда, я, совершенно автоматически, как в бреду, повернул ключ зажигания до отказа по часовой стрелке и держал его так до тех пор, пока машина на стартере не выползла из-под трамвая. Мы были спасены, а заодно и вагоновожатая, и кое-кто из пассажиров. Я не сразу уехал с этого места, а в себя пришел, наверное, лишь в конце дня.

Если место, где вы упражняетесь, тихое, то вы сразу услышите характерное завывание стартера и почти одновременно шум запускаемого двигателя. Не исключено, что при этом автомобиль дернется и попытается выпрыгнуть из своих оков. В этом случае вам ни в коем случае не нужно пугаться. Просто выпустите ключ зажигания из рук. Уверяю вас, все быстро прекратится, только на приборной доске зажжется красная лампочка и то не у всех автомобилей. Значит, вы плохо поставили рычаг переключения передач"на нейтраль". Чтобы это исправить, нужно повернуть ключ зажигания до упора против часовой стрелки (выключить зажигание) и перенести руку на рычаг переключения передач. Снова попытайтесь установить его на нейтраль и после этого снова поверните ключ зажигания до упора по часовой стрелке. Повторяйте упражнение до тех пор, пока двигатель не будет запускаться быстро и легко. Именно для этого у вашего автомобиля карбюратор должен быть отрегулирован на повышенные обороты"холостого хода". Не исключено, что никакого завывания и шума двигателя вы не услышите, хотя, как вам кажется, ключ повернут до упора. Это значит, что его нужно поворачивать дальше, преодолевая заметное сопротивление пружины замка зажигания, до тех пор, пока появится завывание стартера, а потом и шум работающего двигателя. Не забывайте, только, после появления шума двигателя, выпускать ключ из рук. В этой ситуации двигатель будет работать до тех пор, пока вы не выключите зажигание (повернете ключ зажигания до упора против часовой стрелки).

Дав двигателю поработать некоторое время на"холостых оборотах"( при ненажатой педали"газа") попробуйте чуть-чуть нажать эту педаль. Шум двигателя станет сильнее. Нажмите еще чуть-чуть, двигатель громко зашумит. В заключение упражнения быстро, плавно и сильно надавите на педаль"газа"и также быстро и плавно отпустите ее. Двигатель"взревет". Не пугайтесь, так и должно быть. Проделайте это упражнение несколько раз, чтобы приучиться слышать двигатель на разных режимах. Не держите, только педаль"газа"нажатой до упора долго. Быстро отпускайте ее после того, как вы заставили двигатель"взреветь".

Может быть, если дело происходит зимой, а вы долго готовитесь к выполнению упражнений, двигатель успеет остыть, и не будет запускаться. Тогда найдите под рулем головку троса управления дроссельной заслонкой карбюратора и слегка вытяните ее на себя. Эта головка чаще всего на отечественных автомобилях представляет из себя небольшую Т-образную рукоятку, расположенную недалеко от замка зажигания. Попробуйте завести двигатель с прикрытой дроссельной заслонкой, потянув за головку троса. Когда двигатель заведется и достаточно прогреется, верните головку троса в прежнее положение, надавив на нее до упора. Если же так получится, что вам вначале вообще не удастся запустить двигатель, пусть эту процедуру на ваших глазах сначала проделает ваш сопровождающий. В крайнем случае, найдите кого-нибудь постороннего и обратитесь к нему с такой просьбой.

Впоследствии вы сможете по звуку двигателя примерно определять его состояние, главным образом число оборотов, и ориентироваться, в каких условиях как нажимать на акселератор (педаль"газа"). А сейчас, все, что вам нужно — это научиться уверенно запускать двигатель, и уметь менять его число оборотов, нажимая на педаль"газа".

Скажу специально для женщин. Запустить двигатель и научиться управлять им с помощью педали"газа" — первый и очень важный психологический барьер для человека, ранее не имевшего дела с автомобилем. Одно дело сидеть в автомобиле, когда в нем тихо и ничто не движется, и совсем другое — когда все рычит, стучит, дрожит и кажется, вот-вот развалится. Но это только впечатление, не больше. Посидите в автомобиле с запущенным двигателем,"поиграйте"педалью"газа", послушайте рев двигателя на разных режимах и вибрацию автомобиля и обнаружите, что ничего страшного нет, вам станет скучно, и вы захотите продолжать дальше.

А тогда выключите двигатель, выйдите из машины, предварительно проверив, что ручной тормоз"затянут", выньте из под колес все подложенные вами предметы и уберите их подальше от машины. Садитесь снова на место, и, не включая двигатель, проделайте еще одно предварительное упражнение.

Второе упражнение

Сидя на водительском месте в основной позе водителя: ноги на педалях, руки на руле, спина плотно прижата к спинке кресла, глядя на дорогу перед собой, поверните руль влево на один оборот. После этого верните руль в исходное положение. Затем поверните руль на один оборот вправо. Верните руль в исходное положение.

Чтобы повернуть руль в любую сторону, необходимо из основного положения рук на руле — руки на ободе рулевого колеса, пальцы обхватывают обод, несколько выше середины, оставить одну руку на руле, другой (с той стороны, в которую вы хотели бы повернуть) перехватить обод близко к самой высокой его точке. После этого сильно потянуть перехватившей рукой вниз до тех пор, пока, вращая руль, она не придет в то место, где была раньше, в основном положении. При этом противоположную руку не снимайте с обода до тех пор, пока она не поднимется почти до вершины рулевого колеса. После этого перехватите её назад, в положение чуть выше середины рулевого колеса. Вы должны попасть опять в основное положение рук на руле. Повторяя этот процесс, можно повернуть руль в любую сторону до упора. Чтобы повернуть налево, перехватывать нужно начинать левой рукой, правая должна оставаться на ободе, чтобы повернуть направо, начинать перехватывать нужно правой рукой.

Поворачивать руль, когда автомобиль стоит на месте, занятие очень утомительное. Колеса с трудом скребут землю и поворачиваются неохотно. Но это, с другой стороны, очень полезно. Во-первых, вы научитесь крепко держать руль в руках, во-вторых, узнаете пределы его возможного проворачивания. Поэтому повторяйте упражнение до тех пор, пока не научитесь крутить руль совершенно свободно в обе стороны. Недостатком этого упражнения является то, что во время движения не нужно будет прикладывать таких усилий, чтобы руль провернуть, поэтому вы сразу загоните его в крайнее положение, но это при первом трогании с поворотом даже полезно. Впоследствии вы научитесь соразмерять усилия с сопротивлением руля и поймете, что управлять машиной, если ходовая часть исправна, можно вообще двумя пальцами. Но это потом, а сейчас, крутите руль на месте до тех пор, пока это занятие не будет для вас простым и легким. Освоившись с одним оборотом, крутите руль до упора в ту и другую сторону (вправо и влево). Можно в конце даже высунуться в окно и посмотреть, как движется левое переднее колесо под действием руля. Но это если только вы сами захотите.

Теперь все предварительные упражнения окончены. Нужно трогаться. Но тут необходимо кое-что сказать о площадке, где вы в первый раз тронетесь в путь. В той стороне, в которую поедет ваш автомобиль, не должно быть никакого уклона или подъема. Проверить это можно, отпустив рычаг ручного тормоза. Если автомобиль двинется самостоятельно, то нажмите педаль ножного тормоза и, не отпуская ее, снова затяните рычаг ручного тормоза. После этого отпустите педаль ножного тормоза. И попросите вашего сопровождающего переставить автомобиль в такое место, где с отпущенными тормозами он будет стоять неподвижно, а перед ним будет 40 — 50 метров ровной площадки.

А теперь действительно поехали.

Третье упражнение

Сидя в водительском кресле в основной посадке (руки на руле, ноги на педалях), захлопните дверцу, проверьте"нейтраль"рычага переключения передач и если надо, установите ее. Поворотом ключа зажигания заведите двигатель, верните руки на руль. Правой рукой отпустите рычаг стояночного тормоза вниз до упора. Верните руку на руль. Нажмите, также до упора, педаль сцепления. Теперь включите первую передачу рычагом переключения передач. После этого, держа руки на руле, медленно отпускайте педаль сцепления, чуть-чуть нажимая педаль газа. Всё, ПОЕХАЛИ.

Включить первую передачу можно, передвинув при нажатой педали сцепления рычаг переключения передач до упора к себе (поперек машины) и немного вперед. Обычно это так. Но, бывает, что у некоторых автомашин первая передача включается к себе и назад. Поэтому до начала урока попросите, чтобы вам показали, как включается первая передача.

В дальнейшем все упражнения вы будете выполнять именно на первой передаче, но тут нужно учитывать одно неприятное обстоятельство. Длительное движение на первой передаче, да еще на повышенной скорости может привести к перегреву двигателя и закипанию охлаждающей жидкости, особенно на стареньком автомобиле. Поэтому после каждого получаса езды на первой передаче, делайте перерыв на десять минут, выключая двигатель и давая ему остыть. Заодно и сами передохнете.

Почти наверняка, когда вы будете отпускать педаль сцепления, вы либо забудете нажать педаль"газа", либо нажмете ее слишком слабо. В этом случае двигатель будет перемещать машину вперед рывками, пока не"заглохнет", а машина остановится. Не пугайтесь. Снова нажмите педаль сцепления. Верните рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отпустите сцепление. Поверните ключ зажигания против часовой стрелки до упора и верните руки на руль. После этого снова попробуйте проделать все, о чем говориться в этом упражнении и так до тех пор, пока у вас машина не покатится плавно вперед. Может в первый раз случиться и так, что машина"прыгнет"вперед и помчится с большой скоростью. Значит, вы слишком сильно нажали на педаль"газа"и слишком резко бросили педаль сцепления. Но, все равно, не пугайтесь, просто уберите ногу с педали "газа"вообще. Машина сразу поуменьшит свою резвость и, может быть, начнет двигаться рывками. Снова поставьте ногу на педаль"газа"и слегка придавите ее. Машина перестанет дергаться и поедет ровно и не очень быстро. Но если вы сильно испугались, то бросьте все, кроме руля, дотянитесь правой рукой до ключа зажигания и поверните его до упора против часовой стрелки. Машина остановится. Чтобы остановить ее с гарантией и побыстрее, дополнительно нажмите на педаль тормоза.

Вообще, в любой опасной или кажущейся вам опасной ситуации во время учебы, делайте только две вещи — выключайте зажигание и нажимайте на педаль тормоза. Все остальные рычаги будете приводить в исходное состояние (рычаг переключения передач на "нейтрали", рычаг стояночного тормоза"затянут"), когда машина остановится.

Напоминаю, что все манипуляции, описанные здесь, необходимо проделывать"слепым методом", глядя на дорогу перед собой.

Думаю, что после десяти-двадцати неудачных попыток, вы, наконец, нащупаете такое взаимное соответствие между отпусканием педали сцепления и нажатием педали"газа", после которого машина будет начинать движение без рывков и"прыжков". Если ваша машина"Нива", проблем у вас вообще не будет. Дополнительно ко всем манипуляциям включите понижающую передачу, и вы сможете тронуться, как бы не бросали педаль сцепления. Мощности двигателя на понижающей передаче хватит, чтобы стронуть машину с места даже на"холостом ходу", т.е. с ненажатой педалью"газа". Именно этим"Нива"неоценима для неопытных водителей. ( Включить понижающую передачу можно, подвинув вперед маленький рычажок, который торчит перед рычагом переключения передач. Это проделывается, когда рычаг переключения передач стоит на нейтрали, либо когда педаль сцепления нажата до отказа. Рычаг побольше, торчащий там же, не трогайте.)

Но если ваша машина не"Нива", помучиться вам придется. И все равно, нужно тренироваться до тех пор, пока стронуть машину с места и заставить ее проехать по прямой десяток метров перестанет быть для вас проблемой. Если таким образом вы начинаете выезжать за пределы площадки, остановите машину и попросите вашего спутника перекатить ее на исходную позицию. К сожалению, без этой помощи вы пока не обойдетесь, зато все остальное будете делать самостоятельно.

Повторяю, что останавливать машину пока вы будете, выключая зажигание, нажимая на педаль тормоза, и лишь потом приводя все рычаги в исходное положение.

Заставить автомобиль двигаться — второй психологический барьер, что для мужчин, что для женщин. Вместо того чтобы радоваться, что, повинуясь его воле, машина уже едет, человек обычно пугается этого долго ожидаемого события и старается как можно быстрее движение прекратить. И чтобы полностью избавить вас от страха, необходимо много-много раз проделать следующее упражнение

Четвертое упражнение

Заставив автомобиль двигаться, нажмите педаль сцепления, одновременно уберите ногу с педали"газа". Правую руку перенесите на рычаг переключения передач, поставьте его на"нейтраль". Верните руку на руль. Отпустите педаль сцепления, перенесите правую ногу с педали"газа"на педаль тормоза и нажмите ее. После остановки автомобиля,"затяните"рычаг стояночного тормоза.

Таким образом, вы научитесь не только заставлять автомобиль двигаться, но и прекращать его движение.

Теперь ваша задача — повторять третье и четвертое упражнения до тех пор, пока вы совершенно свободно не научитесь"трогаться"и останавливаться. Делать это нужно, держась за руль, но, не поворачивая его. Когда доступная вам длина площадки будет использована, просите сопровождающего переставить его на исходную позицию, и начинайте все сначала. Нужно добиться, чтобы трогались и останавливались вы совершенно свободно.

Но что делать, если ваш сопровождающий ушел, и вы занимаетесь в полном одиночестве. Можно тренироваться и в этом случае, только перед началом движения нужно вывернуть руль влево почти до упора и двигаться, удерживая его в этом положении. Ваш автомобиль будет все время двигаться по кругу, и вы не выедете за пределы площадки. Только в этом случае вам нужно тщательнее следить за педалью"газа"и добиваться, чтобы автомобиль ни в коем случае не"прыгал"и не слишком разгонялся.

Когда вы научитесь уверенно начинать движение и уверенно останавливаться, для дополнительной шлифовки этого умения проделайте следующее упражнение.

Пятое упражнение

Постарайтесь проехать некоторое расстояние — 20-30 метров (можно по кругу) насколько возможно медленно. Чем медленнее, тем лучше. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока движение со скоростью пешехода или лучше, черепахи, не будет для вас затруднительным.

Это упражнение выполняется следующим образом. Держа обороты двигателя на некотором минимальном, но вполне устойчивом уровне или вообще отпустив педаль"газа", нажимайте педаль сцепления до упора и держите её почти до полной остановки автомобиля. Но, как только автомобиль начнет останавливаться, плавно отпускайте педаль сцепления, чуть-чуть дополнительно нажимая педаль"газа". Автомобиль снова начнет слегка разгоняться. Тогда вы опять выжимаете педаль сцепления и чуть-чуть отпускаете педаль"газа". Автомобиль начнет останавливаться. Тогда вы снова отпускаете педаль сцепления и чуть-чуть нажимаете педаль"газа". И так без конца. Поездив так некоторое время, вы удивитесь, насколько послушными станут педали и насколько послушным будет автомобиль. Еще лучше устроить соревнование с кем-нибудь, кто тренируется на другом автомобиле — кто медленнее проедет, скажем, 100 метров по прямой. Вам будет и тренировка и развлечение.

После выполнения всех упражнений, если конечно, вы следовали моим рекомендациям и занимались усердно, трогаться и останавливаться, манипулировать педалями и рычагами вы уже умеете. И если занимались много, то умеете изрядно. Вы уже не боитесь автомобиля и не считаете поездку на нем чем-то непостижимым, доступным только избранным. И это хорошо. Но у вас отсутствует еще один немаловажный элемент водительского навыка — вы не умеете управлять движением автомобиля. Для того чтобы этот навык появился, проделайте следующее упражнение.

Шестое упражнение

Запустив двигатель и приведя автомобиль в движение по прямой, начинайте поворачивать руль влево во время движения. Вращайте руль налево до тех пор, пока автомобиль не начнет двигаться по кругу небольшого (в два-три корпуса автомобиля) диаметра. Удерживайте руль в этом положении некоторое время. Поездив таким образом несколько минут, вращайте руль в обратную сторону, не прекращая движения, пока автомобиль не начнет двигаться прямо. В этот момент остановите автомобиль. Проделайте все то же самое, но в правую сторону.

Вот теперь вы поймете, почему все предыдущие упражнения необходимо было делать"слепым методом", не глядя на рычаги и педали. Как только вы стали работать рулем, вам будет не до того, чтобы контролировать глазами, куда пошли ноги, куда руки. Ваше дело будет следить за дорогой. Поэтому, если вы стали выполнять это упражнение, и обнаружилось, что ноги не попадают туда, куда надо, руки хватаются не за то, или крутят руль не туда, рычаги включаются не те и не туда, снова повторяйте предыдущие упражнения, в навыках которых вы обнаружили у себя явно видимые недостатки. Но, предупреждаю опять — не занимайтесь самодеятельностью, не видоизменяйте упражнений, не выдумывайте своих. Это будет вам позволено через несколько лет практической безаварийной езды. Создавайте свою школу и учите новичков, а пока строго следуйте моим предписаниям.

Выполняя упражнение, обязательно начинайте их с колесами, поставленными для движения прямо и лишь проехав несколько метров, начинайте крутить руль. Добившись движения по кругу, попробуйте немного прибавить"газу", потом снова уменьшить его. И запомните, что ни в коем случае, как бы вам не хотелось, не переходите пока на вторую и более высокие передачи. Конечно, на первой двигатель "ревёт", а скорость очень мала, но это обстоятельство как раз и оберегает вашу жизнь даже в том случае, если вы вдруг уедете не туда, куда нужно или воткнетесь в какой-нибудь забор. И еще раз напоминаю, если вы видите, что складывается опасная ситуация, не паникуйте, выключайте зажигание и давите на педаль тормоза.

В экстренных случаях, когда нет времени даже выключить зажигание, убирайте срочно правую ногу с педали"газа"(буквально отдергивайте) и изо всех сил резко давите ей на педаль ножного тормоза. Но это только во время учебы, поведение на дороге будет отличаться от поведения на учебной площадке и об этом будет сказано в свое время.

И никогда, запомните, никогда, не вынимайте ключ зажигания из скважины замка во время движения.

Если вы попытаетесь это сделать, то замок защёлкнется в непредсказуемый момент, вы потеряете возможность управлять автомобилем, и если дело будет происходить на трассе, то можете сложить там свою буйную головушку.

Проделав упражнение в левую сторону достаточно много раз, то есть, начиная движение по прямой и заканчивая его тоже выходом на прямую, сделайте то же самое, но в правую сторону. Навык должен появиться такой, что крутить руль в любую сторону для вас не должно быть затруднительно. И все это"на ходу". Когда повороты вправо и влево будут у вас получаться уже хорошо, переходите к следующему упражнению.

Седьмое упражнение

Начав движение по прямой, поверните руль влево и, удерживая его в этом положении, сделайте несколько кругов в левую сторону. Потом, не прекращая движения, начинайте поворачивать руль в правую сторону до тех пор, пока у вас не получится правый круг. Сделав несколько кругов в правую сторону, поворачивайте руль на ходу в левую сторону, пока не сделаете несколько левых кругов. Меняя правые и левые круги, сделайте"восьмерку"несколько десятков раз.

Фигура, которую вы будете делать, не что иное, как знаменитая"восьмерка", обязательный элемент экзаменов по вождению в органах ГИБДД. Поэтому, раз уж вы до нее дошли, крутите ее в разные стороны до тех пор, пока у вас не потемнеет в глазах."Восьмерку"необходимо делать безукоризненно, иначе экзамена по вождению вы никогда не сдадите, и вам придется права покупать, а свое отношение к этой процедуре я уже высказал.

Вначале ваша"восьмерка"может быть совершенно произвольной. Как получается, так и получается. Главное здесь, научится уверенно крутить руль на ходу в разные стороны. Но впоследствии, когда это занятие вам наскучит, придется перейти к более сложному ее варианту. Вы уже будете примерно представлять себе, какого диаметра круги может описывать ваша машина с полностью вывернутым рулем, поэтому разметьте"восьмерку"необходимого диаметра на земле таким образом, чтобы из машины ее хорошо было бы видно. Это можно сделать, например, насыпав желтого песка на черную землю или серый асфальт, черной земли на серую дорогу, только не делайте разметку с помощью кирпичей или других предметов, возвышающихся над уровнем дороги. Даже если вы промахнетесь, помех движению автомобиля не должно быть. Кроме того, с любой удобной вам стороны разметьте прямую дорожку, по которой вы будете на восьмерку заезжать (и выезжать, если сможете). Итак, тренажер у вас готов. Заводите машину и крутитесь в"восьмерке"до головокружения, стараясь только не выезжать за размеченные границы. Если"восьмерка"получится у вас маловатой, не поленитесь и разметьте еще одну"восьмерку"большего диаметра так, чтобы меньшая находилась внутри.

Поскольку в этом упражнении в концентрированном виде присутствуют все навыки, которые вы получили в результате проработки предыдущих двенадцати, то на него нужно обратить особое внимание. И добиться безукоризненного выполнения всех его элементов. Хорошо бы вам сходить туда, где инспектора ГИБДД принимают экзамены, и посмотреть, как это упражнение выполняют другие водители. А потом подстроить свое собственное, приблизив его к тому, что требуется при сдаче экзамена.

Если вы дошли до окончания последнего упражнения, то значит, вы уже вполне владеете автомобилем, правда еще только на своем тренировочном"пятачке". Но это уже значит, что автомобиля вы не боитесь и управляетесь с ним вполне уверенно. Теперь можно обойтись без надзора и сопровождающего, дальнейшие упражнения вы можете проделывать совершенно самостоятельно. Но, ради вашей безопасности, все же имейте всегда с собой сотовый телефон в полной боевой готовности и парочку-тройку друзей, которые просто будут вас охранять от чужого, ненужного любопытства. Конечно, если вы тренируетесь возле деревни вдалеке от автотрассы, то можно к таким предосторожностям не прибегать, в остальных же случаях помните и о другой стороне безопасности — безопасности от лихих людей. Бережёного, как говорится, Бог бережет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я