1. книги
  2. Христианство
  3. Михаил Скобелев

О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень

Михаил Скобелев (2018)
Обложка книги

Заключительная книга проекта «Ступени веры» вводит читателя в Ветхий Завет, его сюжеты, структуру, историю создания и духовное содержание. Уникальность авторской подачи состоит в том, что кандидат богословия Михаил Скобелев показывает ветхозаветную историю глазами ее главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Иова. Ветхий Завет — это история людей, их нравственных падений и духовных подвигов, история поиска Бога. Весь текст Писания представляет собой активный диалог между Богом и человеком, и книга «О чем говорит Ветхий Завет» приглашает читателя стать заинтересованным участником этого диалога.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Священное Писание христиан, или Библия, состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Приступая к рассказу о Ветхом Завете, мы сразу сталкиваемся с серьезным вопросом. В нескольких десятках ветхозаветных книг содержится множество сюжетов и тысячи имен. Не случайно Апостол, вспоминая события Священной истории, восклицает: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках[1]. Как же построить рассказ, что выбрать? Вроде бы ясно — выбрать самое главное, как это делается, например, в хрестоматиях для учащихся, чтобы они могли быстро ознакомиться с сюжетом длинного романа. Но Священное Писание — не роман. Все его книги — совершенно особенные, богодухновенные[2], и, по мнению святых отцов, в них важно все, даже отдельные слова и буквы — все «главное»!

Что же делать? Изобретать свой способ повествования нам показалось слишком дерзким, и мы нашли надежный ориентир — изложение Священной истории в апостольской проповеди. Архидиакон Стефан[3] и апостол Павел[4], проповедуя иудеям о воскресшем Христе, начинали свою речь с изложения событий ветхозаветной истории и описывали основные ее этапы через деяния главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона… Мы последовали их примеру.

Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу, кратко напомним важные, принципиальные особенности Священного Писания, которые необходимо помнить всякому приступающему к его чтению.

В отличие от произведений художественной литературы, где подробно описываются внешность героев, их внутренние состояния и переживания, объясняются мотивы их поступков, Писание практически полностью лишено этих подробностей. Так, описывая красоту жены патриарха Иакова Рахили, священный автор говорит: Рахиль была красива станом и красива лицом[5]. И все! Сравните это с описанием, например, внешности Анны Карениной…

Другое важное отличие — читая светскую литературу, мы всего лишь следим, не без сопереживания, конечно, за жизнью главных героев. Священные же авторы вовлекают нас в активный диалог с текстом. С одной стороны, в Писании Бог открывает Себя людям, и поэтому мы называем собрание этих книг Божественным Откровением. Но в Ветхом Завете есть книги, содержащие и ответ человека, его слово, обращенное к Богу. Самые яркие примеры — Псалтирь и книга Иова, но по сути и весь текст Писания являет собой активный диалог между Богом и человеком. Всякий заинтересованный читатель становится участником этого диалога, вступая таким образом на путь богообщения. Как замечает протоиерей Леонид Грилихес, в этой диалогической форме — существенное отличие слова Божия от священных текстов других религий — ислама, буддизма.

Специфической чертой библейского стиля является параллелизм — повтор одной и той же мысли с некоторым различием:

Благословлю Господа во всякое время;

Хвала ему непрестанно в устах моих[6].

Таким образом, весьма часто библейские стихи можно легко разделить на пары. Параллелизм способствует запоминанию, создает смысловой акцент. Этот прием свойственен библейской поэзии, но также встречается и в прозаических книгах. В ряде случаев параллелизм построен не на повторе мысли, а на ее противопоставлении:

Лук сильных преломляется,

А немощные препоясываются силою;

Сытые работают из хлеба,

А голодные отдыхают;

Даже бесплодная рождает семь раз,

А многочадная изнемогает[7].

В Ветхом Завете мы часто встречаемся с реакцией Бога на то или иное событие. Эта реакция может быть передана в выражениях: и возгорелся гнев Божий на Израиля[8], и раскаялся Господь[9], отяготела рука Господня над Азотянами, и он поражал их[10], Господь пожалел о бедствии…[11]. Возникает вопрос: как же так, Бог — Творец мира, Вседержитель, и вдруг человеческие эмоции: гнев, жалость, раскаяние? Что это? Еще один миф, каких множество в литературе древних греков? Нет, и еще раз нет! Библеисты назвали такие выражения антропоморфизмами. Слово Божие обращено к человеку, поэтому священные писатели говорят нам о Боге и Его свойствах в доступной и понятной нам форме, и не следует понимать их буквально.

Важно также подчеркнуть, что в Писании Бог обращается непосредственно к нам лично: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради»[12]. Даже в вопросах, адресованных, согласно контексту, не прямо нам, как, например, вопрос Христа к апостолу Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?[13] — мы не можем не чувствовать, что он обращен и к нам тоже.

Кроме того, Священное Писание дает нам множество примеров поведения в отношении к Богу и к человеку: родителям, мужу, жене, детям, другу, врагу. Часто эти примеры для большей убедительности представлены в виде антитез, положительный пример — отрицательный: Авель — Каин, Сим — Хам, Сарра — Агарь, Исаак — Измаил, Иаков — Исав, Иосиф — братья, Давид — Саул. В этом противопоставлении библейских персонажей реализуется одна из главных идей Писания — тема двух путей: жизни и смерти, благословения и проклятия, святости и беззакония.

Читая Ветхий Завет, важно также помнить, что люди, жившие до прихода Мессии, не обладали той полнотой знания о Боге и человеке, которой обладаем мы — христиане, и потому многие их поступки в свете новозаветного Откровения представляются нам странными, а иногда и смущают. Для правильного их понимания необходимо обращаться к церковной экзегезе — толкованию. Экзегеза начинается с умения увидеть в содержании текста проблему и задать правильный вопрос, а затем постараться найти на него верный ответ. Поэтому некоторые комментарии святых отцов состоят из вопросов-ответов. Вот и мы попробуем следовать этому правилу — будем учиться задавать вопросы и находить на них правильные ответы.

Важно помнить, что при этом мы должны не только руководствоваться своим личным пониманием, а постараться узнать ответ в церковной традиции, в имеющихся церковных комментариях. И если такой ответ покажется неубедительным или непонятным, не нужно спешить его отвергать, ибо для правильного понимания смысла Писания должно прийти свое время, что зависит не только от нашего теоретического знакомства с традицией, но и нашего личного опыта жизни в Церкви.

О сложности понимания Ветхого Завета свидетельствует следующий факт: в истории Церкви известна попытка вовсе отказаться от ветхозаветного наследия. Адепту этой точки зрения — Маркиону (II век) — Бог Авраама, Моисея, Давида представлялся слишком справедливым и жестоким, мстительным, непохожим на Спасителя, Господа Иисуса Христа, проповедующего любовь и прощение. Действительно, такое впечатление Маркиона имеет некоторые основания, но это именно лишь впечатление, которое привело к неправильным выводам. Церковь же твердо исповедует, что единый Бог действует в Ветхом и в Новом Заветах, и мнение Маркиона было отвергнуто как заблуждение.

В итоге, размышляя над значением Ветхого Завета в жизни Церкви, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, Ветхий Завет — приготовление к Новому, так что, по слову Апостола: Закон был для нас детоводителем ко Христу[14], то есть уже выполнил свое назначение. Это справедливо! Однако и весь Новый Завет, по меткому замечанию протоиерея Леонида Грилихеса, «дышит Ветхим Заветом». Все новозаветные писания пронизаны цитатами и аллюзиями на Ветхий Завет, прямых и косвенных ссылок на него — сотни. Емко и лаконично выразил это величайший богослов Церкви блаженный Августин: «Новый Завет скрывается в Ветхом, а Ветхий раскрывается в Новом». И для знающего Писание очевидна невозможность открыть всю глубину евангельских слов Господа Иисуса Христа, не изучив Ветхого Завета.

Вот почему Православная Церковь изначально использует ветхозаветные книги в своем богослужении, тем самым сделав их неотъемлемой частью своей жизни.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Евр. 11: 32.

2

Здесь и далее выделенные слова см. в Словаре терминов, с. 205–212

3

См.: Деян. 7.

4

См.: Деян. 13.

5

Быт. 29: 17.

6

Пс. 33: 2.

7

1 Цар. 2: 4–5.

8

См.: Числ. 25:

9

См.: Быт. 6: 6.

10

См.: 1 Цар. 5: 6.

11

См.: 2 Цар. 24: 16.

12

См.: Исх. 20.

13

Ин. 21: 16.

14

Гал. 3: 24.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я