Характер не приговор

Мурад Сидярович Алискеров, 2021

Изучая разные взгляды на проблему, автор пытается ответить на сложный философский и в то же время совершенно практический вопрос: возможно ли изменить свой характер или это данность, которая подчиняет человека, формируя его судьбу и жизненные установки вне зависимости от усилий самой личности. Издание посвящено рассмотрению разных аспектов работы над собой и своим нравом, исходя из указанного типа характера. Каждая линия повествования – от религиозного подхода к теме до научно-обоснованных практик – сопровождается авторскими комментариями и оценками. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Унаследованное и приобретённое

Существует множество противоречивых взглядов и фактов о том, в какой степени генетический фактор ответственен за наши черты характера. Другими словами, является ли наш темперамент нашей сущностью или это набор приобретённых качеств? Проблема заключается в том, что раньше было крайне мало соответствующей информации для разрешения этого спора. Некоторые, как уже упоминалось ранее, определяют характер как прочно застывший фундамент, на котором формируется личность и который принимается человеком безвольно, как данность, а также утверждают, что «сын — копия отца». Майк Джордж в своей книге «7 восклицаний высоко просветлённых душ» говорит: «В отношении поведения человека невозможно представить что-либо унаследованное, ибо каждая вещь является приобретённой».

Он добавил: «Наши убеждения или то, во что мы верим, не являются связующим звеном в наших генах ДНК. Напротив, все наши убеждения, принципы и взгляды приобретаются, мы обучаемся им, посылая их в наше сознание. Тем самым они отражаются на поверхности через призму наших мыслей, слов и эмоций», — то есть через наше поведение.

Ниже мы отдельно приведём факты, представленные в результате поисков и исследований в статье под заголовком «Влияние генетики и окружающей среды на поведение».

В конце XIX — начале XX вв. широко обсуждался вопрос о влиянии окружающей среды и генетики на преступное поведение человека. Общество сбрасывало вину преступности на генетический фактор. Именно по этой причине возникли движения, призывающие к стерилизации преступников, невежд и насильников, дабы они не продолжали свой род. Однако вскоре появились свидетельства того, что качества и личность человека могут быть изменены под влиянием условий окружающей среды.

С увеличением исследований, связанных с человеческим развитием и появлением различных типов личностей, была разработана их классификация: личность руководителя, закрытая личность, нервная, замкнутая, лидерская и др.

Наша личность состоит из основополагающих характеристик, таких как логическое мышление, эмоциональная чувствительность, открытость или закрытость, и считается, что эти качества часто обнаруживаются при рождении, то есть передаются генетически. Это подтверждается тем фактом, что даже близнецы, рождённые в одной среде, обладают разными личностями. Свойства нашей личности определяют наш выбор в отношении действий, которые мы будем предпринимать. Например, если мы относимся к закрытому типу, то будем менее активными при отсутствии внешнего влияния, предпочитая изоляцию и погружение в работу. Но если мы открыты, то, находясь в обществе, найдём то, что мотивирует и даёт нам большую отдачу. И человек с логическим мышлением предпочёл бы работать с людьми, поскольку в этом случае его умственные способности оценены и задействованы в полной мере.

Эти параметры и предпочтения будут в какой-то степени определять нашу систему поведения. То есть наше поведение будет соответствовать личности, но наша взаимосвязь и реакции на внешние воздействия во многом приобретены. Например, то, как мы говорим и как мы оправдываем свои действия и страхи, за исключением страха провала, громких и тревожных голосов, способных напугать нас, — всё приобретается.

Несмотря на то, что навыки тоже из разряда приобретаемых качеств, тип навыков, выбираемый нами для обучения, имеет прямое отношение к нашей личности.

Наше исследование также показывает, что привычки и темперамент обычно приобретаются, но некоторые наследуются. Многочисленные наблюдения за близнецами, которых разлучили при рождении, показывают, что существует значительное сходство в выборе пищи, партнёров, круга общения и даже профессий.

Вышесказанное следует дополнить формулировкой: «… однако большинство моделей нашего поведения приобретается в процессе социального сосуществования». То есть мы выбираем приемлемые модели поведения, которые модифицируются и адаптируются, чтобы стать нашим способом сосуществования в конкретном обществе. Кроме того, наше поведение может меняться в зависимости от общества, в котором мы вращаемся. Например, в семейном кругу человек ведёт себя одним образом, а с друзьями или на работе — иначе. Разные ситуации — разные маски.

Итак, основываясь на этом исследовании, мы свободны в выборе нашего поведения. То, что приемлемо, мы принимаем, а что неприемлемо — отрицаем или скрываем, если это относится к нашей природе. В противном случае мы будем подвергаться стигматизации и выступать в роли «отклонившихся» в сообществе или среди друзей. Либо мы будем подвержены санкциям, если это аморальное поведение было на уровне более широкого общества, которое учит нас действовать правильно.

Соответственно, если мы можем избавляться от нашего скверного характера внутри общества, где мы подвергаемся наказанию или порицанию, то почему мы не можем сделать это в нашем повседневном поведении, когда нет угрозы контроля, которая и заставляет нас подтвердить высказывание: «Кто потерял своё истинное лицо — не боится быть осуждённым».

Вдобавок в исследовании более подробно отмечается, что «поведение представляет собой смесь из унаследованных свойств личности, которые определяют наш способ взаимодействия с важнейшими социальными факторами и убеждениями, а также с окружающей средой, которая, в свою очередь, будет определять способ использования наших личностей».

Как уже отмечалось, воздействие — взаимно; однако, «если нам будет трудно изменить естественные черты нашей личности, то мы, несомненно, можем восстать против общественного диктата».

И с признанием исследования роли, которую генетика играет в формировании личности и поведения, можно сказать: «результаты показали, что личность человека и, следовательно, его поведение, могут превратиться в абсолютную противоположность в тяжёлых стрессовых ситуациях».

Профессор медицины в университете Колумбии доктор Кайсаль-Окати считает, что мы являемся продуктом наших генов и следствием нашего окружения, и что невозможно разделить эти две составляющие. Он говорит: «Человек, подверженный ожирению в силу своего генетического наследства, не станет полным, если в том обществе, где он живёт и растёт, нет достаточного количества пищи или жира, которые и способствуют ожирению».

Доктор Фарук Латиф формулирует мысль более широко: «Всё психологическое поведение человека приобретается, а биологическое наследуется».

Результаты недавнего исследования генетической карты показали, что геном человека содержит приблизительно 30 000 генов, в то время как геном мышей — 50 000. Притом что у людей 300 генов — индивидуальные, отличные от мышей. Крейг Вентер, автор исследования «Расшифрованная жизнь», сказал: «Генетика не может объяснить нам, кто мы и чем являемся», а его коллега Фрэнсис Коллинз добавил: «Эти результаты заставят учёных искать другие факторы, объясняющие некоторые аспекты, связанные со здоровьем, болезнями и человеческим поведением».

Ещё одним научным сюрпризом стало то, что биолог Ричард Докинз ищет в своей книге «Эгоистичный ген» (2009) карту наших эгоистичных генов, «чтобы мы могли испортить их планы». Автор полагает, что в человеческом обществе, основанном на эгоистичном законе генов, люди могут чуждаться друг друга и жизнь в социуме обеспокоит их, а единственный способ избежать этого — обучать наши гены щедрости и альтруизму.

Автор определяет «эгоистичный ген» как «небольшую вещественную долю дезоксирибонуклеиновой кислоты, которая склонна к размножению в генетической сборке, помогая в программировании тел, находящихся в ней с целью выживания и размножения». Он доказывает, что, в сущности, ген способен помочь реплике, доступной в других телах, «казаться индивидуальным альтруизмом, но в результате оказаться геном эгоизма». Докинз наглядно демонстрирует, что гены могут развиваться вопреки преобладающему убеждению в том, что они являются фиксированными и необратимыми. Да, безусловно, наши гены учат нас быть эгоистичными, но мы не обязаны подчиняться им на протяжении всей нашей жизни.

Крейг Вентер подтверждает эту мысль: «Те, кто стремится избежать ответственности за свою жизнь, переложив её на гены, будут разочарованы. Ведь человеческое тело готово адаптироваться к окружающей среде и делает это путём сокращения или сбора белковых продуктов для генов, чтобы производить белок, который соответствует внешним обстоятельствам».

По результатам этих научных трудов мы можем заявить, что не имеем морального права судить наши поступки, ссылаясь на гены, и утверждать, что наша личность и здоровье предопределены с момента нашего сотворения. Хоть это и является таковым, у нас нет оправдания нашим грехам, проступкам, ослушанию Всевышнего или лени, так как довольно глупой будет выглядеть картина, где человек будет жить, не прилагая никаких усилий для изменения своего положения и объясняя это кажущейся невозможностью подобного изменения. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оставил довольно ясное понимание необходимых усилий во всех сферах для максимизации приносимой пользы всему обществу через активное участие в его развитии.

Это вновь возвращает нас к вопросу: подвержены ли мы управлению или имеем собственный выбор? Если бы мы были управляемыми, то не было бы ничего, что оправдывает расплату, наказание, Рай и Ад. Наш благородный посланник, мир ему и благословение Аллаха, был правдив в своих словах: «Каждый новорождённый появляется на свет, будучи в естественном состоянии, в котором его сотворил Господь, и только после родители оборачивают его в христианство, иудаизм или огнепоклонничество».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я