Вниманию читателя представлена книга «Убеждения приверженцев сунны и единой общины» с разъяснениями шейха Мухаммада ибн Салиха ибн ′Усеймина.Данный труд не является дословным переводом какого-то издания книги, однако в процессе подготовки было использовано множество источников для подготовки примечаний и сносок:· 16 уроков (в формате аудио) на официальном сайте шейха.· Книга, составленная по этим урокам «Итхаф уль-джама′а».· Книга, составленная по этим урокам «Шарх ′акыда ахли ссунна».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убеждения приверженцев сунны и единой общины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Второе вступление шейха ибн ′Усеймина
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом вплоть до Дня Воздаяния.
А затем:
Это — вступление к этой книге, которая содержит мало слов, но много смысла. Темой этой книги являются убеждения приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уа-ль джама′а) относительно атрибутов Аллаха, относительно веры в Судный День и многих других вопросов.
Знай, что ученые разделили единобожие (таухид) на три вида:
1. Единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия);
2. Единственность Аллаха в праве на поклонение (таухид аль-улюхия);
3. Единобожие Аллаха в именах и атрибутах (таухид аль-асма уа ссыфат).
Это разделение появилось после того, как они должным образом исследовали и прочитали религиозные тексты. Например, они опирались на слова Аллаха Всевышнего:
«(Аллах) — Господь небес, и земли, и того, что между ними. Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему! Разве ты знаешь Ему соименного4?»5
Этот благородный аят содержит в себе указание на все три вида единобожия.
«(Аллах) — Господь небес, земли и того, что между ними» — здесь указание на единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия).
«Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему» — здесь указание на единственность Аллаха в праве на поклонение (таухид аль-улюхия).
«Разве ты знаешь Ему соименного» — здесь указание на единственность Аллаха в именах и атрибутах (таухид аль-асма уа ссыфат).
Однако некоторые люди говорят: «Разделение единобожия на эти три вида есть нововведение (бид′а), так как ничего подобного не пришло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Мы ответим, что существует множество вещей, которые ученые привели в тот порядок, коего не существовало во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это есть не что иное, как просто разъяснение религиозных текстов.
Ученые, заявившие о делении единобожия (таухида) на три части, ничего не добавили в религию и ничего не удалили из нее. Напротив, они лишь пришли с тем, на что указывает Коран и Сунна.
Если мы последуем по странному пути тех людей, которые отвергают это деление, то мы также можем сказать, что к нововведениям относится упоминание условий (шурут), столпов (аркан) и обязательных предписаний (уаджибат) молитвы, упоминание условий, обязательных предписаний и запретных поступков хаджа. Мы упоминаем все эти деления, чтобы приблизить искателя знаний к пониманию религиозных вопросов.
Нет сомнения в том, что деление единобожия на три части, упоминание условий, столпов и обязательных предписаний поклонения, а также того, что нарушает поклонение, — все это дозволено. Ведь все это делается только для того, чтобы приблизить искателя знаний к пониманию религиозных вопросов. Даже Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иногда говорил о каких-либо вещах, разделяя их на определенное количество.
Например, в хадисе сказано: «Семерых укроет Аллах в Своей тени»6.
В другом хадисе сказано: «С тремя не заговорит Аллах в День Воскресения»7.
Подобных текстов множество, и все они относятся к примерам разделения на части религиозных вопросов.
Что касается единственности Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия), то его не отрицает ни один человек, кроме лишь высокомерного. Например, Фараон вообще отрицал, что существует Господь. Он сказал, обращаясь к своему народу:
«Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня»8.
Но это отрицание было всего лишь отрицанием языка. Фараон отрицал существование Бога языком, хотя в сердце был твердо убежден в обратном. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
«И они отвергли их [знамения пророчества], хотя сами они были убеждены в их (истинности), по неправедности и высокомерию»9.
Пророк Муса, ведя дискуссию с Фараоном, сказал ему:
«Ты (Фараон) точно знаешь, что низвел эти (знамения) только Господь небес и земли, как наглядные знамения»10.
Фараон не отрицал господство Аллаха. Это указывает на то, что никто из людей не отрицает этот вид единобожия.
Если человек убежден в том, что у этого бытия есть Создатель, то он уже подтверждает единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия). А если же кто-то отрицает существование Создателя, то это — вещь, противоречащая природному естеству человека (фитре), и говорящий такое, скорее всего, вообще не обладает разумом.
Что же касается единственности Аллаха в праве на поклонение (таухид аль-улюхия), то этот вид единобожия отвергли даже некоторые смышленые люди, имеющие способность постигать вещи. Например, неверующие люди из числа курайшитов отвергли этот вид единобожия, хотя они подтверждали, что Аллах является единственным Господом. При этом они отвергли единственность Аллаха в праве на поклонение и стали поклоняться наряду с Аллахом другим божествам.
Но ведь именно для того, что утвердить единственность Аллаха в праве на поклонение, были отправлены посланники и ниспосланы Писания. Всевышний Аллах сказал:
«И не посылали Мы до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же (только) Мне»11.
Что касается единственности Аллаха в именах и атрибутах (таухид аль-асма уа ссыфат), то все мусульмане признали этот вид единобожия. Однако некоторые группы из числа мусульман отвергли некоторую часть этого вида единобожия. Среди них были такие, которые отвергли атрибуты Аллаха, а были и такие, которые уподобили Аллаха творениям. Именно поэтому людей в этом вопросе можно разделить на три группы:
1. Люди, уподобляющие Аллаха творениям (мумассиля);
2. Люди, отрицающие атрибуты Аллаха (му′аттыля);
3. Приверженцы хадиса и сунны, которые подтверждают атрибуты Аллаха так, как это подобает Его величию.
Исходя из всего вышесказанного, ученые были вынуждены разделить единобожие на три вида, дабы разъяснить людям, кто противоречит в вопросах единобожия истине, а кто согласен с ней. Таким образом, исламская община — приверженцы сунны и приверженцы нововведений, нововведение которых не доходит до неверия, — подтверждает, что Аллах является единственным Господом и что только Он имеет право на поклонение рабов. Однако мусульмане сильно погрузились в рассуждения в вопросах имен и атрибутов Аллаха и разделились на группы в этом разделе религии. Именно поэтому ученые, да помилует их Аллах, были вынуждены написать множество книг на эту тему и разъяснить людям истину в этом вопросе. Некоторые ученые писали краткие послания, некоторые — средние книги, а некоторые — огромные труды, и все это для того, чтобы истина прочно утвердилась в сердцах верующих. К этим книгам также относится книга, которая сейчас в ваших руках.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убеждения приверженцев сунны и единой общины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Аль-Бухари, 629; Муслим, 1031; ат-Тирмизи, 2391; ан-Насаи, 5380; Ахмад, 4/598; Малик, 1709; Ибн Хузейма, 358; Ибн Хиббан, 4486, со слов Абу Хурейры.