Что мы такое? Откуда мы пришли и куда идем? В чем смысл и цель жизни – фауны и флоры, рода людского и отдельного человека? Так ли уж неотвратима судьба? На эти и многие другие не менее важные вопросы в данной книге пытаются ответить люди, известные своим умением мыслить оригинально, усматривать в вещах и явлениях то, что не видно другим. Многих из них можно с полным основанием назвать лучшими умами человечества. Их точки зрения очень различны, часто диаметрально противоположны, но все очень интересны. Ни в одном из их определений нет окончательной (скорее всего, недостижимой) истины, но каждое содержит ответ, хоть немного приближающий нас к ней. Издание выходит также в серии «Книги мудрости» под названием «Мысли и изречения великих. О человеке, жизни и судьбе».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мысли и изречения великих о самом главном. Том 1. Человек. Жизнь. Судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел первый
Человек
I
Откуда мы пришли? Что мы такое? Куда мы идем?
Когда небеса упадут и океаны утонут, человек останется единственной тайной.
Что человек действительно знает о себе самом? Сможет ли он на самом деле когда-нибудь рассмотреть себя полностью, как если бы был ярко освещенным экспонатом под стеклом демонстрационного стенда? Разве природа не скрывает от человека самое важное — даже касательно его собственного тела, — чтобы запереть его на замок в рамках некоего гордого, обманчивого самосознания, в отдалении от витков его кишечника, стремительного потока крови в сосудах и замысловатой дрожи тканей тела! А ключ она выбросила.
Человек — самое удивительное для себя явление природы, ибо он не способен постичь, что такое тело, еще менее способен постичь, что такое душа, а менее всего — как тело и душа могут быть единым целым. Нет для человека ничего труднее, а между тем именно в этом сама его сущность.
Во мне десять человек, и я не знаю и не понимаю ни одного из них.
Но каждая душа — то новый мир
И манит вновь своей безвестной тайной.
О тайнах наших сердец способны догадаться лишь те, чьи сердца хранят собственные тайны.
В человеке есть нечто, отвергающее ясность и определенность, и, наоборот, нечто такое, что испытывает непреодолимое притяжение к головоломкам, тайнам, аллегориям.
Человек — кто он? Слишком плох для Божьего творения; чересчур хорош, чтобы быть работой слепого случая.
Многие люди напоминают большие пустые дворцы: хозяин занимает лишь несколько комнат и держит под замком пристройки, куда никогда не отваживается даже заглянуть.
Кто способен исчерпать человека? Кому известны ресурсы человека?
Скажите мне, что значит человек?
Откуда он, куда идет,
И кто живет над звездным сводом?
Чтобы судить о человеке, надо знать его тайные мысли, горести и переживания. Знание единственно внешних событий жизни человека позволит всего лишь составить хронологическую таблицу, которую только глупцы считают историей.
И мне, мелькая мимо, дни
Напоминают пенной сменой,
Что мы — мгновенные огни —
Летим развеянною пеной.
Наши интересы лежат на опасной грани: честный вор, нежный убийца, суеверный атеист.
Мы — невозможность в невозможной Вселенной.
Хорошо бы знать, что представляет собой человек и за кого принимает его окружающий мир. Но вам не понять человека до тех пор, пока вы не узнали, как он понимает сам себя.
Кровь — сок совсем особенного свойства.
У человека нет никакого индивидуального «я». Вместо этого у него имеются сотни и тысячи отдельных маленьких «я», очень часто совершенно неизвестные друг другу, никогда не вступающие в соприкосновение или, наоборот, враждебные друг другу, взаимно несовместимые и исключающие друг друга. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: «Я». И каждый раз это «я» различно. Только что это была какая-то мысль, теперь это какое-то желание, теперь ощущение, теперь другая мысль, и так далее без конца. Человек — это множество. Имя человека — легион.
Какая странная машина человек! Вы загружаете в него хлеб, вино, рыбу и редиску, а на выходе получаете вздохи, смех и мечты.
Чтобы по запаху узнать, какая почва, втыкают палец в грунт. Я втыкаю палец в бытие — у него нет запаха. Где я? Кто я? Как я попал сюда? Что представляет собой сущность, которую называют этим миром? Что означает этот мир? Кто заманил меня в этот мир? Почему меня не спросили, почему не ознакомили с его манерами и обычаями, вместо того чтобы швырнуть меня в его ряды, как если бы я был куплен каким-то похитителем людей, торговцем душ? Как мне извлечь пользу из этого большого предприятия, которое называют реальностью? Почему оно должно быть мне полезно? Разве это не добровольное дело? И если я вынужден в нем участвовать, то где директор? Я хотел бы высказать ему замечание. Директора нет? Куда же мне обратиться с жалобой?
Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной человек, его полезнее наблюдать в опасности, в беде. Именно тогда слова правды, наконец, звучат из глубин его души и срывается маска, обнажая реальность.
Величайшая загадка человека не в том, какова его реакция на противоположный пол или на похвалу, а в том, на что он тратит свои двадцать четыре часа в сутки. Именно это озадачивает портового грузчика в клерке, лондонца в фермере.
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Человек — единственное животное, которое краснеет от стыда или смущения. Или имеет на то причины.
Говоря только о камнях, из которых сложен собор, мы не скажем ничего существенного об этом соборе. Мы не скажем ничего существенного о Человеке, пытаясь определить его по характерным чертам людей.
Несметны чудеса этого мира, но нет ничего удивительнее человека.
Каждый человек, подобно Луне, имеет свою обратную сторону, которую никогда никому не показывает.
Человечество никогда не бывает таким непостижимым, как в то время, когда оно пытается выразить себя.
Каждый человек — нечто большее, чем просто он сам; он также представляет собой уникальную, очень специальную и всегда значительную и замечательную точку, в которой пересекаются мировые события, только однажды и никогда снова. Вот почему каждый человек, пока он живет и исполняет предначертанное ему природой, удивителен и достоин самого внимательного рассмотрения.
Существующая между людьми разница необозримо велика, и иной пришел бы в ужас, если бы увидел другого таким, каков он есть на самом деле.
Нет ни малейшего сомнения: изучение человека начинается как раз в то самое время, когда уже близок его конец.
Я равно порицаю и тех, кто предпочитает восхвалять человека, и тех, кто предпочитает его осуждать или высмеивать. Я одобряю только тех, кто, тяжко стеная, пытается его понять.
Если я то, чем обладаю, и если я потеряю то, чем обладаю, тогда кто я?
Человек может понять космос, но никогда — самого себя; сам от себя человек дальше, чем любая звезда.
Каждый человек — это целая книга, если вы умеете его читать.
II
Человеческие существа разделены на душу и тело. Душа объемлет все самые благородные устремления, вроде поэзии и философии, однако все удовольствия достаются телу.
Предельные возможности тела представляются хорошо определенными, насколько позволяют определения, однако определения редко позволяют многое.
В вас содержится триллион копий большого текстового документа, написанного очень точным цифровым кодом, каждая копия не менее содержательна, чем толстая книга. Я говорю, конечно, о ДНК в клетках вашего тела.
Это тело — не дом, а постоялый двор, да и то лишь на краткое время.
В критические минуты человек никогда не борется с внешним врагом, а всегда с собственным телом… На поле сражения, в камере пыток, на тонущем корабле сущность того, за что ты бился, всегда забывается, потому что тело твое разрастается, пока не заполнит вселенную. И даже когда ты не парализован страхом и не кричишь от боли, жизнь — это ежеминутная борьба с голодом, холодом или бессонницей, изжогой или зубной болью.
Черты и выражение лица человека, хотя и составлены из десятка или немногим более частей, устроены таким образом, что среди тысяч людей не найдется и двух таких, которых нельзя было б отличить друг от друга.
Кремнистые вещества, отлагаемые водой, являют собой, может быть, костную систему, а еще более мелкие почвенные и органические вещества — мышечные волокна или клетчатку. Что такое человек, как не масса оттаявшей глины? Подушечка человеческого пальца — всего лишь загустевшая капля. Пальцы рук и ног — застывшие потоки тающей телесной массы. Кто знает, в какие формы вылилось бы человеческое тело под более благоприятными небесами?
Анатомия — это судьба.
Первые впечатления часто самые верные, как мы убеждаемся (не так уж редко) на собственном горьком опыте, когда не доверяем им, отвлеченные кажущимися нам более правдоподобными утверждениями или поступками. Внешность человека — это работа многих лет, она отпечатана на лице событиями всей жизни — нет, более того, рукой природы, и от этой печати так просто не избавиться.
Глаза видят не себя, а лишь свое отражение в других предметах.
Тело есть общность бесчисленных клеток, его составляющих.
Душа ни из чего не состоит. Она — неделимое единство. А значит, она должна быть неразрушимой.
Мысли и дела людские — не слепо катящиеся океанские волны. Их неизменным глубинным источником является внутренний мир человека, его микрокосм. Они вырастают по строгим законам, подобно плоду на ветке дерева, и случай над ними не властен.
Внутри меня имеется некое место, где я живу совершенно одна, и именно там я возобновляю свои родники, которые никогда не пересыхают.
Образованность и мудрость есть излишек, просто поверхностный блеск, а основой всей мощи является душа.
Энергия есть душа — нечто, работающее в нас.
Душа человеческая есть то самое место, где обитает дьявол; иногда я чувствую внутри себя ад.
Каждый из нас носит в себе свою собственную преисподнюю.
Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!
Из них одной мила земля —
И здесь ей любо, в этом мире,
Другой — небесные поля,
Где тени предков там, в эфире.
Мы верим, что все живое священно, что все живое есть Бог. Каждая душа — это солнце, закрытое облаками невежества; различие между одной душой и другой есть различие в плотности этих облачных слоев.
Подумайте обо всем этом, а затем обратитесь к этой зеленой, мягкой и совершенно покорной земле; подумайте о них обоих, о море и о суше; разве вы не обнаружите некую странную аналогию с чем-то в самих себе? Ибо как этот потрясающий океан окружает зеленую сушу, так и в душе человека лежит некий Таити, полный мира и радости, но окруженный всеми ужасами полуизвестной жизни. Боже тебя упаси! Не отплывай от этого островка, иначе никогда не вернешься!
Эта душа, или наша внутренняя жизнь, никоим образом не уживается с жизнью вне нас. Если набраться смелости и спросить, что она думает, она всегда говорит противоположное тому, что утверждают другие люди.
Кто знает мрак души людской,
Ее восторги и печали?!
Душа есть у всех. Кроме некоторых людей.
Душевное равновесие — это просто удобная ложь.
В глубине всякой груди есть своя змея.
Загляните в душу любого человека, какого вам заблагорассудится, и вы обнаружите всегда, в каждом, по крайней мере одно черное пятно, которое ему приходится скрывать.
Человек с душой не похож ни на одного другого человека.
Никто не понимает, что некоторые люди тратят колоссальную энергию просто на то, чтобы быть нормальными.
Склонность к поэзии присуща душам всех людей.
На дне каждого сердца есть осадок.
Этот род безумия представляет собой нечто более нечеловеческое, чем первый: первому страшно посмотреть в глаза, чтобы не открыть глубину безумия; но на второго трудно отважиться взглянуть из страха перед возможностью открыть, что у него не настоящие глаза, а стеклянные, и вместо волос — мочала, короче, что он весь искусственный. Если случайно встретишься с таким человеком, болезнь которого состоит именно в том, что у него нет души, то слушаешь его с холодным ужасом; не знаешь, можно ли поверить, что тот, с кем ты говоришь, человек, а не просто трость.
Хорошо это или плохо, но человек есть свободный творческий дух. Отсюда тот очень странный мир, в котором мы живем, — мир непрерывного творения и, следовательно, непрерывных изменений и опасности.
Чужая душа всегда темный лес, как бы она ни была близка к твоей собственной.
Знающие свой разум не знают своих сердец.
Что прошло, несбывшим сделать вновь
Кто под луной умеет? Кто мечтам
Назначит круг заветный, как словам?
И от души какая может власть
Отсечь ее мучительную часть?
Невозможно без содрогания подумать о том загадочном в душе, что, кажется, не признает никакой человеческой власти над собой, и, несмотря на невинность своего обладателя, все еще лелеет ужасные мечты и бормочет не могущие быть даже упомянутыми мысли.
Душа есть совокупность ума, рассудка и всех чувств внутреннего мира человека. Следовательно, она — сила и, следовательно, исчезнуть не может.
Как пусто человеческое сердце, и сколько в этой пустоте всякой мерзости!
Только сердце делает человеком — все остальное вздор.
Незрима глубь сердец.
Души — это сокровища Бога.
Мы — слуги скорби в мировой комедии масок. Мы — клоуны с разбитыми сердцами.
Какая другая тюрьма столь темна, как наша душа! Какой тюремщик столь безжалостен, как мы сами!
Душа людская — та же льдина
И так же тает от лучей.
Мой разум неспособен постичь такое понятие, как душа. Возможно, я ошибаюсь, и у человека может быть душа; но я просто не верю в это.
Сущность Вселенной есть Бог. Та же Сущность этой маленькой вселенной — тела — есть душа.
Скажите мне, сколько церквей и сколько пророков наделили человека восприимчивостью к тому, что он есть бесконечная Душа, что земля и небеса проникают в его разум, что он вечно пьет душу Божью?
Сомнения в единстве души и тела не более основательны, чем сомнения в единстве воска и оттиска в нем.
Ошибка состоит в том, что мы крепко держимся за тело, в то время как действительно бессмертна лишь душа.
Человеческое тело есть наилучшая картина человеческой души.
Портрет — почти то же, что живой человек, ибо с тех пор, как бесчестье вступило в сговор с человеческой природой, человек стал лишь внешним обликом: эти изящные рисунки есть ровно то, что они изображают.
Дух подвластен тому же закону, что и тело, — невозможности существования без постоянного питания.
Две души, увы! обитают в моей груди.
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Нет иной борьбы между душой и телом, кроме как в умах тех, чьи души спят, а тела больны.
Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
От самого себя — не убежать.
Основная идея человека — душа, и нас не должен вводить в заблуждение тот факт, что человек способен еще и ходить на двух ногах.
Можно сказать, что не только душа, зеркало неразрушимой Вселенной, неподвластна разрушению, но также и само животное, хотя его механизм сплошь и рядом может частично умирать и сбрасывать или надевать органическую оболочку.
У вас нет души. Вы сами — Душа. У вас имеется тело.
Что, если имеются не только два глаза, два уха, две руки и так далее, но также и две души, и они существуют раздельно? Они идут по жизни подобно сиамским близнецам в одном человеке… Они могут отличаться лишь немного, как однояйцевые близнецы, или могут быть совершенно разными, подобно добру и злу.
Глаза — окна души.
Понятна вам одна лишь внешность наша,
Которая, свидетель Бог, почти
Всегда противоречит нашим мыслям.
Люди сделаны не из стали.
У них есть сердце и душа,
они плачут и смеются.
Они любят и страдают.
Они критикуют, обижаются и кричат
от боли и гнева.
Люди есть люди.
Тело есть инструмент, а душа — его функция, свидетель его действий и награда за них.
Каждый из нас является строителем храма, имя которому — тело. По-своему, в присущей одному лишь ему манере, каждый из нас служит в этом храме своему Богу, и никому не дано уклониться, ограничившись лишь обтесыванием мрамора. Все мы и ваятели, и живописцы, а материалом нам служат собственные плоть, кровь и кости. Любое благородство тотчас придает чертам человека изящество, любая низость или чувственность огрубляют их.
Науки нет,
Знакомящей с душою по лицу.
Душа и тело, тело и душа — как они чудесны! Есть животные свойства в душе, бывают и у тела мгновения духовной отвлеченности. Чувства могут возвышать человека, а ум — унизить. Кто может определить, где кончается чувственное побуждение и где начинается побуждение психическое? Как слабы произвольные определения заурядных психологов! И все же, как трудно разобраться в требованиях различных школ и решить, кто из них прав. Есть ли душа тень, заключенная в храме греха, или же, на самом деле, тело в душе, как думал Джордано Бруно? Отделение души от тела — таинство, таинство также и соединение их.
Человеческое тело — это инструмент для проявления мастерства человеческой души.
Бренное тело дух вечный двигает.
Тело, разум и душа — все они объединились, чтобы создать Творение, смертное и божественное. Ни от одной из частей этой великой троицы нельзя отказаться.
Всякий поступок — от души, зеркало души — лицо, а лицо — это глаза.
Дух и смертные орудья
Между собою держат совещанье,
И самый организм весь человека
Подобен небольшому государству,
В котором происходит возмущенье.
Лицо человека говорит даже больше и более интересные вещи, чем его уста, ибо оно представляет сжатое изложение всего того, что он когда-либо скажет, будучи монограммою всех мыслей и стремлений этого человека.
На нескольких квадратных дюймах человеческого лица достаточно места для характерных черт всех предков этого человека, для выражения всей его истории и всех его желаний.
Что такое человек? — Душонка с телом — ходячим трупом.
Нас окружают и, вероятно, составляют два мира: мир вещей и мир идей. Эти миры бесконечно далеки один от другого, и в творении один только человек является их высокоюмористическим (в философском смысле) и логически-непримиримым соединением.
Философ глумится: «Глупец, займись своими удовольствиями, праведными или грешными!»
Набожный ханжа причитает: «Отрекись от этого мира, переполненного умниками!»
Не слушай ни святош, ни философов, будь просто человеком.
III
Мы — машины для выживания, мы — роботы, запрограммированные сохранять себялюбивые молекулы, имя которым гены. Это истина, которой я все еще продолжаю удивляться.
Человек — это робот с дефектами.
Они в вас и во мне; они сотворили нас, тело и душу; их существование есть основная причина нашего существования. Они прошли долгий путь, эти мастера тиражирования. Сейчас их называют генами, и мы — машины для их выживания.
Вы всего лишь марионетка. Но понять это вам не дано.
Всё, что мы собой представляем, — это масса говорящего азота.
Человеческий организм, как нам известно, есть машина, в которой внешние возбуждения, проникая внутрь через нервы и мозг, производят внутреннюю работу и, в первую очередь, стимулируют систему желёз.
Кто мы все, если не самовоспроизводящиеся роботы?… Мы собраны нашими генами, и наше главное занятие заключается в скитаниях по этому миру в поисках возможности поддержать свои силы и в конце концов произвести другого робота — ребенка.
IV
Когда-то темный и косматый зверь,
Сойдя с ума, очнулся человеком, —
Опаснейшим и злейшим из зверей —
Безумным логикой
И одержимым верой…
Когда человек становится животным, он хуже любого животного.
Человек! Единственное в этом мире животное, которого следует бояться!
Посмотришь на иных и скажешь:
Дарвин прав:
Праматерь их и впрямь должна быть обезьяна!
С точки зрения биологии человек есть просто самый опасный из всех хищных зверей и, бесспорно, единственный из них, кто систематически охотится на представителей своего же вида.
Мы признаём свое сходство с обезьянами, но редко понимаем, что мы и есть обезьяны. Наш общий с шимпанзе и гориллами предок значительно моложе, чем их предок, общий с азиатскими обезьянами — гиббонами и орангутанами. В системе природы нет категории, в которой присутствовали бы шимпанзе, гориллы и орангутаны, но отсутствовали люди.
Человек — это величайшая скотина в мире.
Вы прошли эволюционный путь от червя к человеку, но многое в вас все еще червь. Некогда вы были обезьянами, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем любая из обезьян.
Бог сотворил человека по одной-единственной причине — потому что разочаровался в обезьяне.
Питье, когда мы не испытываем жажды, и занятия любовью круглый год — только это, мадам, и отличает нас от других животных.
Тот, кто превращает себя в зверя, избавляется от боли быть человеком.
Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.
Мы должны признать свирепую жестокость, лежащую в самой основе животного, имя которому человек, и вернуться к старым и более прочным принципам национальной жизни и безопасности. Мы должны понять, что природа человека останется неизменной, пока он будет оставаться человеком; что цивилизация — всего лишь тонкое покрывало, под которым звериная сущность человека спит очень чутко, всегда готовая пробудиться.
Человек есть амфибия — наполовину дух и наполовину животное… Как дух он принадлежит миру вечному а как животное обитает во времени.
Вспоминая о нашем происхождении, я краснею от смущения: наши руки пропитаны кровью и злодеяниями. И не видно конца резне и грабежу.
Этот магистр искусств, этот распорядитель гениев — Брюхо.
Человек отличается от низших приматов своим пристрастием к спискам «Десять самых…».
Мы, вероятно, единственное на земле животное, которое постоянно о чем-то беспокоится. В волнениях мы проводим всю жизнь, страшась будущего, недовольные настоящим, не в состоянии примириться с мыслью о смерти, не в состоянии даже сидеть спокойно.
Человек — единственное вредное животное, которое ставит ловушки, кладет в них приманку, а затем сам же в эти ловушки попадает.
Мы ощущаем в себе животное, которое пробуждается в нас тем полнее, чем крепче засыпает наша духовная природа. Животное это подлое и чувственное, и его, вероятно, невозможно всецело изгнать — как и тех червей, которые водятся в наших телах, даже когда мы живы и здоровы. Наверное, мы можем отрешиться от него, но никогда не в силах изменить его нрав. Боюсь, что это животное может обладать неким собственным здоровьем; что мы можем быть здоровы и все же не чисты.
Все люди — чудовища. Единственное, что остается, это получше их кормить. Хороший повар делает чудеса.
Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.
Неприкрытый человек — не более, как бедное голое двуногое животное.
Человек — это животное, использующее орудия труда. Без орудий труда он ничто, с ними — всё.
Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.
Большинство людей упорно отказываются признать ту очевидную истину, что мы в существенном и основном — то же, что и животные, и приходят в ужас от каждого намека на это родство с последними. Между тем отрицание этой истины больше всего другого преграждает им путь к действительному уразумению… нашего существа. Ибо когда ищут чего-нибудь на ложном пути, то из-за этого теряют и верный путь и в конце концов на первом не обретают ничего другого, кроме позднего разочарования.
Эта обезьяна, самая мерзкая из зверей — как она похожа на нас!
Человек по своей природе — Животное чистое и изящное.
Зверь всегда
Приноровлен к склонениям природы,
А человек упорно выгребает
Противу водопада, что несет
Вселенную
Обратно в древний хаос.
Он утверждает Бога — мятежом,
Творит — неверьем,
строит — отрицаньем…
Главное отличие человека от неразумных тварей состоит в буйном изобилии его личных пристрастий — его огромном превосходстве над ними просто и единственно в количестве и фантастическом и лишенном всякой практичности характере его запросов: физических, моральных, эстетических и интеллектуальных. Не будь вся его жизнь погоней за ненужным, он никогда бы не добился положения столь неуязвимого в отношении всех предметов первой необходимости.
Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и он должен решить ее и избежать этого не может.
Надрываясь ради самого необходимого, человек еще остается животным. Он становится именно человеком лишь тогда, когда тянется к ненужному и нелепому.
Нет существа более жалкого, чем человек, ибо все другие животные довольствуются пределами, установленными для них природой, и только он пытается преступить их.
V
Человек — разумное животное.
Мы всего лишь усовершенствованная порода обезьян на второстепенной планете ничем не выдающейся звезды. Но мы способны понимать Вселенную. И это превращает нас в нечто очень даже особенное.
Человек — не совсем животное. Он стремится постичь душу а значит, постичь полную истину. Это доставляет ему высочайшее удовлетворение, потому что открывает глубочайшую гармонию между ним и всем, что его окружает. Наши желания — вот что ограничивает возможности нашего саморазвития, препятствует расширению нашего сознания и дает начало греху, который и есть та глубочайшая преграда, что отделяет нас от нашего Бога, порождая разобщенность и высокомерие исключительности. Ибо грех — это не просто некое деяние, а такое отношение к жизни, когда полагают само собой разумеющимся, что наша цель ограничена, что мы сами есть последняя истина и что мы все не являемся по существу одним целым, но каждый ведем свою собственную отдельную жизнь.
Чувства человека бывают эгоистичными или альтруистскими, но сущность его — разум.
Мне нечего возразить против того, что нет такого состояния ума, как угодно простого, которое не изменялось бы каждое мгновение.
Человек — это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
Единственное, что в человеке есть человеческого, — это его разум. Все остальное можно найти у свиньи или лошади.
Идеальный инстинкт есть способность пользоваться организованными инструментами и даже создавать их. Идеальный разум есть способность создавать и использовать неорганизованные инструменты.
Ум человека всегда развивался вместе с телом — с телом животного, прежде чем оно стало телом человеческим. Сложнейшие связи ума и тела должны превосходить наше воображение — начиная с того, что, с нашей точки зрения, нам каким-то странным образом не позволено наблюдать их.
Умственное никогда не влияет на физическое. Именно физическое всегда совершенствует умственное, и когда мы полагаем, что разум болен, это всегда иллюзия.
Каждое животное оставляет следы того, чем оно было; один лишь человек оставляет следы того, что он сотворил.
Человек ближе всего к самому себе тогда, когда он так же серьезен, как увлеченный игрой ребенок.
Не разум, а воображение сделало нас людьми.
Человек есть не что иное, как состояние его ума. Если с этим дело плохо, тогда и все остальное плохо. Но если с этим полный порядок, то об остальном можно не беспокоиться. Совершенно необходимо предохранять себя от уныния, надо верить, что на самом деле ты не так уж плох. Это тот единственный в мире рецепт, который может быть усвоен и использован каждым человеком.
Свод неба бесконечный
Созревший человек мечтой давно проник,
Узнал, что он один с своей тоскою вечной
И сам — скорбей своих родник.
Лишь научившись понимать свое поведение и управлять им так же хорошо, как он умеет понимать и контролировать поведение хлебных злаков и домашних животных, человек будет вправе считать себя цивилизованным.
Человек — разумное животное, всегда теряющее самообладание, как только оно призвано действовать согласно велениям разума.
Разумное животное — наихудшее из всех возможных определений человека.
Характер есть результат двух вещей — интеллектуальной позиции и того, как мы проводим свое время. Что мы думаем и чем мы заняты — это и делает нас тем, что мы есть.
Человек — это разум на службе у тела.
Человек — единственное на свете смеющееся и плачущее животное, ибо он единственное животное, потрясенное различием между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило в удел разум и способность мыслить, тогда как все остальные существа лишены этого.
Иногда я думаю, что иметь материю, способную мыслить и чувствовать, — большая ошибка. Она, эта материя, ведь еще и жалуется. Хотя, с другой стороны, я полагаю, что валуны, горы и луны можно обвинить в том, что они слишком флегматичны.
Человек — создание, по меньшей мере, недальновидное, особенно когда сам берется утверждать, что счастлив, или полагает, что способен жить своим умом.
По подвигам начитанности человека узнаешь о нем немногим больше, чем по подвигам его пищеварительного тракта.
Всякий, глубоко заглянувший в этот мир, непременно догадался, какая мудрость заключена в том факте, что люди поверхностны.
В человеке идет внутренняя борьба между разумом и страстями. Будь у него только бесстрастный разум… Будь у него только неразумные страсти… Но, обладая и разумом и страстями, он не может без борьбы, он не в состоянии примириться с разумом, не воюя со страстями, и наоборот. Таким образом, человек всегда раздираем и всегда противится сам себе.
Если бы рутина нашей жизни… была известна миру, нас сочли бы безумцами — хотя, возможно, безумцами безобидными.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мысли и изречения великих о самом главном. Том 1. Человек. Жизнь. Судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других