Наш мир отделен незримыми границами от множества других миров – оставшихся в далеком прошлом, ожидающих нас в будущем, удаленных от нас на тысячи световых лет или скрытых за социокультурным барьером. И если в какой-то момент эти границы приоткроются перед нами, будет ли это полезно для нас? И какие уроки мы можем извлечь из подобных контактов, чтобы жить в мире и гармонии со своим окружением, прошлым и будущим?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки за гранью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Доисторические каникулы
Первый день после летних каникул стал для семиклассника Круна Лиандра настоящим кошмаром.
— Скажи, откуда ты списал это сочинение или кто написал его за тебя? — с недоумением и раздражением в голосе спросила Нериана Талиста.
— Я… с. сам писал, — ответил Крун, но его неуверенный голос говорил сам за себя и только провоцировал учительницу на следующий вопрос:
— В таком случае расскажи нам, о чем говорится в произведении"Путь звездных героев", которое ты выбрал для своей работы?
Он посинел от волнения и стыда и, нервно теребя щупальцами пуговицы костюма, стал мучительно вспоминать."Вот если бы сейчас включить этот волшебный прибор… Вот было бы какое-нибудь маленькое устройство, похожее на него. Ну почему папа категорически запретил о нем говорить?"Мысли и воспоминания о множестве прочитанных за это лето невероятных книг путались в голове. Он особенно полюбил фантастику, в которой говорилось о контактах с другими мирами, полетах на далекие планеты и загадочных существах, но отец сказал, что об этом тоже нельзя рассказывать, а можно упоминать только то, что указано в списке заданий на лето.
— Это… фантастический роман о том, как наш космический корабль разведывал другие планеты. Они… долго летали, потом сбились с курса и чуть не погибли, а потом нашли обитаемую планету. Там они познакомились с местными жителями, а потом вернулись домой, — пробормотал он.
— И это всё, что ты можешь сказать? Во-первых, почему ты назвал этот роман фантастическим? Фантастика — это устаревший жанр, отвлекающий гролиан от реальности и уже давно исключенный из школьной программы, потому что наша замечательная реальность превзошла ожидания писателей-фантастов."Путь звездных героев" — это исторический роман о первом космическом полете с использованием туннельного эффекта, когда была открыта планета Тилон у звезды Тригол, населенная примитивными существами и богатая полезными ископаемыми. Это стало началом эры освоения космоса. Ты написал это в сочинении очень красивыми словами, а теперь несешь всякую ерунду, потому что на самом деле всё это откуда-то списал. А во-вторых, роман на самом деле не столько о самом полете, сколько о внутреннем мире героев, особенностях их личностей и характеров, благодаря которым они были выбраны для этой ответственной миссии и успешно справились со всеми трудностями и опасностями, поджидавшими их на пути. Ты хотя бы можешь сказать, кто написал этот роман и как звали главных героев? — потрясая тетрадью с сочинением, воскликнула Талиста.
Он чуть не произнес"Рэй Брэдбери", но вовремя вспомнил, что это как раз фантастика, о которой говорить запрещено. На фоне романов и повестей Брэдбери и Шекли"Путь звездных героев"казался блеклым и неинтересным и не отложился в памяти, в которой роем всплывало множество историй и персонажей.
— Его написал Кортанг, а главного героя звали капитан Лустар, — наконец собравшись с мыслями, ответил Крун.
— Имена великих писателей, таких как Адлон Уэлд Кортанг, надо называть полностью. Остальных героев ты вряд ли помнишь, потому что если и читал роман, то делал это поверхностно, абсолютно не задумываясь о сути написанного, и отвлекался на всякую ерунду. А сочинение ты списал с какой-то статьи, только не пойму, откуда ты взял подобные слова — в наше время так не пишут. Об этом надо будет поговорить с твоими родителями — я сообщу о твоем поведении вашей классной руководительнице. А пока я это сочинение не засчитываю, и ты должен будешь переписать его заново, на этот раз самостоятельно. Садись, — с этими словами учительница оставила его в покое и перешла к обсуждению других работ…
… Потом была математика…
— Крун, ты решил все задачи правильно, но довольно странно. Такие способы решения я вам не показывал. В частности, объясни, пожалуйста, как ты сделал пятый пример на определение сторон и углов в треугольнике, — вызвал его к доске Мистал Ригонд. Он лихорадочно вспоминал и ту теорему, которую использовал дома, и обычный способ решения, но так и не смог получить правильный ответ, пока учитель не вызвал отличницу Аклиану помочь ему исправить ошибки.
На третьем уроке была история, и он получил единицу за то, что так и не смог вспомнить, в каком году произошло Великое Объединение стран в Единое Государство…
К счастью, на географии его не спросили, и после окончания уроков Крун, отказавшись играть с друзьями в мяч, быстрым шагом направился домой. Этот день хотелось забыть, как кошмарный сон, и в своих мыслях он уносился в начало лета, к тому странному разговору с отцом и всему, что случилось потом…
— Пап, слушай, сегодня на истории Микрана сказала, что в какой-то газете прочитала о том, что на нашей планете до нас уже жило несколько цивилизаций, которые погибли от разных катаклизмов. А учительница закричала на нее и сказала, что всё это неправда и сказки, которые желтая пресса распространяет, никто этого на самом деле не доказал, и не надо верить этому вранью. А ты ведь археологией занимаешься. Скажи, это правда или нет? А если просто слухи и вранье, то кто и зачем их распускает? — спросил он тогда. Он тоже несколько раз перелистывал красочно оформленные газеты"Мистика и аномалия"и"Параллельная реальность", где что-то писали о таинственных Хьюмании и Атлантиде, но не особо интересовался подобными вопросами, а отца, заведующего каким-то сектором в Комитете по археологии, спрашивал в основном об ископаемых хищниках и дикарях.
— А ты действительно хочешь об этом знать? — со странным выражением лица ответил отец вопросом на вопрос и добавил:
— Когда-нибудь я тебе об этом расскажу.
Крун уже забыл о том разговоре. Каникулы были заполнены множеством развлечений и забав — посещением парка аттракционов, полетами наперегонки, купанием в реке на даче и Зеленом море и просто общением с друзьями. Когда дожди, первые оранжевые пряди на фиолетовых ветвях дендронов и участившиеся обучающие паузы в телефильмах стали все чаще напоминать о предстоящем учебном годе, отец как-то вечером неожиданно произнес:
— Я помню, ты интересовался доисторическими цивилизациями. Хочешь узнать правду о древних и пожить так, как они?
— П. пожить? А это как? — удивленно воскликнул Крун.
— Завтра я отвезу тебя на нашу базу, где ты всё узнаешь. Только учти — это тайна, никому не рассказывай.
Крун с радостью согласился. Тогда он сказал друзьям, что до конца лета уезжает с родителями на дачу, а на следующий день…
… они долго летели на флаере отца над лесом и горами, прежде чем приземлились на пустынном берегу большого озера, со всех сторон окруженного поросшими густыми зарослями склонами и отвесными скалами. Крун ожидал увидеть что-то таинственное, но база представляла собой обычный дом, обнесенный высоким забором и раздвижным прозрачным куполом. Их встретил сотрудник по имени Торн, которого отец попросил следить за Круном, кормить и сопровождать на всех прогулках. Потом они прошли в небольшую комнату, похожую на спальню на даче.
— Вот здесь ты будешь жить и знакомиться с наследием Хьюмании, — сказал отец.
— Но… где? Что здесь необычного? — недоуменно спросил Крун.
— Вот это, — отец достал с полки небольшой черный плоский предмет и раскрыл его, как книгу, показывая засветившийся экран и расположенные перед ним кнопки с буквами и цифрами. Известные символы соседствовали с незнакомыми, как напоминающими привычные знаки, так и совсем чужими.
— Это устройство из предыдущей цивилизации. Древние создали информационную сеть, в которой могли получать ответы на любые вопросы. Мы перевели их архивы. Вот здесь, — отец указал на картинку с надписью «Хьюмания», — есть древняя сеть «Интернет» и база данных «Википедия» с их текстами, фильмами и играми. А это, — легким движением пальца переведя желтый треугольник на правую половину экрана, продолжил он, — система «Инфограмма», в которую собираются все сведения о нашем мире. Я покажу тебе, как пользоваться этими системами, и в ближайшие две недели ты сможешь узнать всё, что тебя интересует. Торн будет тебе помогать.
Крун заворожено смотрел на открывающиеся картинки, запоминая последовательность действий. Прежде, чем отец улетел, сказав, что отправляется в очередную экспедицию, он задал два вопроса. Первый из них был очевидным.
— А почему нам всего этого не дают? Хотя бы про то, что мы школе учим, ведь насколько проще все задания было бы делать?
— Может быть, скоро всё это будет доступно, а пока ты станешь одним из первых, кто с этим познакомится. И еще раз напоминаю — пока об этом никому нельзя говорить, если ты расскажешь кому-нибудь из друзей, то подведешь меня.
На второй вопрос натолкнули воспоминания о странных статьях в необычных журналах.
— А от чего все-таки погибла эта цивилизация? От огромного землетрясения и потопа?
— Мы этого точно не знаем. Возможно, и от потопа, а может быть, и от страшной войны, которую древние вели друг с другом, — слегка нахмурившись, ответил отец.
— От такой, как были у нас, пока все страны не объединились?
— Почти такой же, только таким оружием, которое сжигало целые города. Почитай Википедию, там об этом говорится… Ну ладно, мне пора, — с этими словами отец обнял Круна и направился к флаеру. Через несколько минут серебристый диск взмыл в небо и стремительно направился к ближайшему перевалу…
Следующие пятнадцать дней казались каким-то невероятным сном. Торн разрешал Круну гулять по берегу и даже купаться в озере, но он почти не выходил из дома, не отрываясь от древнего устройства, которое по виду напоминало увеличенный в два-три раза аналитический вычислитель, знакомый по урокам информатики. Оно тоже умело выполнять вычисления, но эта функция была в нем одной из самых незаметных и малозначительных.
Сначала он читал… История Хьюмании потрясла его."Почему они так долго жили в дикости, прежде чем научились создавать технику? И почему они все время воевали друг с другом?" — удивленно размышлял он, просматривая статьи о варварских странах и битвах холодным оружием, потом стрелами, ружьями, артиллерией и, наконец, тем самым чудовищным ядерным оружием, которым сожгли два города."Наверное, отец прав — они и в самом деле сами себя уничтожили, хотя в нескольких статьях и было написано, что это оружие стало сдерживать их от больших войн, таких как эта ужасная Вторая мировая…", решил он и стал смотреть другие разделы. Сначала он выбрал литературу и несколько дней читал древние книги. Большинство из них были малопонятными, и он пролистал их по диагонали, из любопытства знакомясь с тем, как жили в доисторическую эпоху, пока не добрался до фантастики. Рассказы о странных существах, контактах и войнах с другими мирами полностью захватили его и через несколько дней смешались в голове в калейдоскоп невероятных впечатлений. Самым ярким из них было описание драконов."Ведь это же… мы, с перепонками на конечностях и крыльями, умеющие летать и иногда изрыгать огненные струи! Только почему об этих существах писали как о страшных злобных чудовищах? Ведь мы мирные, так же как они учимся в школах, читаем книги, играем и работаем, и войн у нас было намного меньше, чем у них, а эти струи… они же нужны нам просто для того, чтобы дезинфицировать пищу! Как они ели столько микробов? В их истории говорится о страшных эпидемиях, от которых они умирали тысячами. Может быть, они и вымерли от какой-то болезни?".
Потом он познакомился со спортом. Многие игры показались очень знакомыми. Он с интересом посмотрел несколько футбольных и баскетбольных матчей, но решил, что родной крилдон, в котором ворота висят в воздухе, а игроки не бегают, а летают в огороженном сеткой кубе, все же интереснее."Их теннис и волейбол почти такие же, как у нас… А вот шахматы на плоской доске получше наших будут, а то в эту трехмерную игру только вундеркинды играть умеют, а мне и названия всех пятидесяти фигур не запомнить", — с этой мыслью он перешел к другим играм, захватившим его на все последние дни каникул…
…Он дрался, стрелял, гонялся за монстрами и прятался от них среди джунглей, подземелий и развалин, откатывался назад и выходил на новые уровни…
Этим хотелось заниматься бесконечно, если бы не звонок отца.
— Как успехи? Что тебе больше всего понравилось?
— Это потрясающе! Их история страшнее любого нашего ужастика, а виртуальные игры просто супер! Я уже в трех киберквестах до высшего уровня дошел! — радостно воскликнул он в ответ.
— Потом расскажешь подробнее. Не забудь, что послезавтра тебе в школу. Ты сделал домашние задания? — участливо спросил отец.
— Я… ну… не совсем, — пробормотал Крун, с ужасом вспоминая о лежащих на полке тетрадях, учебниках, книгах для внеклассного чтения и задачах по математике.
— Давай доделывай и не отвлекайся на игры. К сожалению, я задерживаюсь в экспедиции и не смогу тебя завтра забрать. Тебя привезет домой Торн.
Он принялся лихорадочно листать учебники, но вскоре вспомнил про «Инфограмму», с которой бегло познакомился вскоре после отлета отца и с тех пор не открывал. Описания заданных на лето литературных произведений и решения задач нашлись за полчаса. Еще некоторое время ушло на их аккуратное переписывание, а потом…
… время до утра пролетело незаметно…
— Собирайся, нам пора лететь домой, — мягкий, но настойчивый голос Торна вырвал его из новой реальности, в которой хотелось оставаться вечно.
— Ну пожалуйста, еще несколько минут, мне надо хотя бы до пятого уровня дойти! — попросил он, но так и остался на четвертом…
— Крун, зайди в медкабинет. Ты не прошел осмотр, — остановила его на выходе школьная медсестра. Рядом с ней стоял высокий мужчина в сером костюме, чем-то похожий на Торна.
Он послушно пошел по коридору. Действительно, плановый медосмотр полагалось пройти три дня назад, а он вернулся только вчера.
Медсестра открыла дверь с изображением восстающей из пепла волшебной птицы, несущей исцеление, и пропустила Круна вместе с незнакомцем, но сама почему-то не вошла.
"Наверное, это наш новый доктор", — подумал Крун, садясь на стул.
— Крун, дай мне руку и посмотри на меня, — с легким оттенком иронии спросил незнакомец.
Крун ощутил тревогу, но не успел по-настоящему испугаться. От прикосновения большой теплой руки, в которой ощущалось что-то искусственное — металлическое и вибрирующее — и участливого, но вместе с тем очень серьезного и пронзительного взгляда всё поплыло у него перед глазами…
… Он сладко спал, потом почти просыпался и слышал невнятные слова, доносящиеся словно из глубокого колодца, и даже узнавал голос отца, но не мог ничего понять, а потом проваливался в забытьё…
— Надеюсь, теперь вы понимаете, что раскрывать эти технологии для всеобщего доступа по меньшей мере преждевременно?
— Вы поступили нечестно — сначала задержали меня в командировке, а теперь даже не дали мне пообщаться с ним! Я подам на вас в суд!
— Вы же знаете, что ваше вмешательство нарушило бы чистоту эксперимента, и расписались в согласии на все его условия. Вы отлично видели, чем он занимался всё это время и как это сказалось на его успеваемости и отношении к учебе. Ему никто не причиняет вреда. Скоро он проснется и вместо того, что видел, будет вспоминать, как провел это время на даче. Завтра вы улетите на другой континент, как и планировали, и получите компенсацию, достаточную для приобретения дома, а он будет учиться в одной из лучших школ.
— И все же вы должны были дать мне возможность хотя бы немного поговорить с ним сейчас! И вообще, мне кажется, вы предвзято относитесь к древним информационным технологиям. Можно просто не позволять создавать игры, вызывающие эффект наркотического привыкания, но в самой идее доступности информации нет ничего плохого!
— Возможно, когда-нибудь в будущем эти технологии и будут соответствующим образом адаптированы, но сейчас… вы увидели, какое отношение к восприятию информации порождает эта доступность. И вспомните об основной версии гибели Хьюмании. Ведь вы же сами находили черепа с фрагментами информационных чипов. Они просто утратили способность обходиться без этой информационно-развлекательной системы, и первый же серьезный электромагнитный сбой мог вызвать разрушение их сознания или даже всего организма.
— Но это могли быть всего лишь единичные экземпляры. А остаточная радиоактивность свидетельствует…
— Мы знаем, о чем она свидетельствует, так же как и то, о чем свидетельствуют все эти жестокие игрушки. Собственно, что вы нам пытаетесь доказать? Хорошо, давайте проведем эксперимент на вас. Пользуйтесь этой системой как минимум по два-три часа в день, а через полгода мы измерим ваш уровень интеллекта. Только не говорите ничего Круну.
— Я понимаю, вы теперь будете следить за мной и за ним. Да вы… просто чудовища!
— О да, мы чудовища — страшные огнедышащие драконы из древних сказок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки за гранью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других