Книга представляет собой обоснование авторского литературного жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии». В ней раскрывается сущность, ценность и назначение «Полилога».В литературоведческой работе даётся обоснование ценности полилогических форм общения (многоаспектных размышляющих диалогов).Автор доказывает целесообразность данного жанра, необходимость его использования в поэтике 21 века и рекомендуется работникам образования, учащимся, родителям, литературоведам, широкому кругу читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полилог в детско-юношеской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I. «Полилог в детско-юношеской поэзии»
как авторский литературный жанр
21-й век должен стать веком поиска жизненных смыслов, размышлений о том, «Кто мы? Куда идём? Зачем?», культурного, духовно-нравственного самоосуществления — и выбора нет…
1. Обоснование проблемы
Детство и юность — это сенситивные периоды для становления самовоспитательной потребности человека и накопления живительных сил для его позитивного, созидательного самоосуществления во взрослой жизни. Особенно это актуально сегодня, в условиях расширения возможностей средств массовой информации, ускорения процесса познания, акселерации и интеллектуального взрыва в развитии детей. В этой связи максимально востребованы со стороны взрослых (родителей, воспитателей, педагогов, представителей общественных организаций и др.) высокая ответственность за жизнь и взросление детей, а также готовность их понимать и поддерживать.
В складывающейся социокультурной ситуации немаловажным фактором является выраженность степени профессионализма работников школьно — дошкольных образовательных учреждений в создании пространства нравственно-культурного взаимодействия субъектов общения с учётом возраста и дифференциации способов выстраивания отношений. Определяющим в данном контексте является выбор эффективных, целесообразно обусловленных адресных способов, методов, приёмов и организационных форм совместности проживания, соответствующих возрасту детей. Так, если в детстве чаще всего превалирует беседа, то для юношества характерны диалог, диспут, «круглые столы» и другие способы полилогического общения.
Несомненно, при написании книг «Уроки этики в стране Поэтики» и «Юность… она в поиске?» нами учитывались психологические особенности возрастных групп, а также социокультурный контекст современности. Всё это поставило нас перед необходимостью поиска в поэзии обновлённых способов выражения авторских мыслей и чувств. С учётом временного фактора (расширение возможностей средств массовой информации, хроническая нехватка времени, обеднение речевого общения и др.) жанр «Полилог» мы определяем в качестве превалирующего в детско-юношеской поэзии. Краткость, лаконичность, поэтичность слога, простота и доступность для понимания изложенных в тексте сложных жизненных проблем — все это в полной мере, на наш взгляд, отвечает требованиям времени.
Методологическим основанием жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии» выступает целостный подход в социокультурном и духовно — нравственном становлении детей и юношества. Контекст целостности предполагает обеспечение взаимосвязи, взаимообусловленности шагов социализации в их творческом, духовном само изложении и самоосуществлении в контексте субъект — субъектного взаимодействия. Так, в книге «Юность…», после трагической ситуации — «Событие на рыбалке», главные персонажи приходят к выводу: «Нас спас Любви святой заряд»
2. Понятие «Полилог»
Резюмируем основные требования, предъяв-ляемые к избранному нами жанру, и поясняем его особенности:
Понятие «Полилог» в наше время используется довольно часто — в музыкально-литературных композициях, в шоу, в рамках прессконференций, в проектно-творческих семинарах, интервьюировании и др. Но, к сожалению, чаще всего оно носит линейный характер, т. е. ограничивается либо субъект-субъектным чередованием мысли (диалог в контексте формулы «Я» — «Ты»), либо монологическими, разнотемными суждениями субъектов общения, в результате чего его участники не успевают войти в дискуссию, а иногда, к сожалению, это и не предполагается регламентом. Полилог в таком случае используется как технологически обусловленный способ взаимодействия, т.е. как простой инструмент для обсуждения каких-нибудь проблемных вопросов, дел (например, общение в соцсети).
3. «Полилог» в узком и широком смысле слова
«Полилог» в представленном выше определении выступает в качестве основополагающего метода актуализации культуры взаимодействия, что является характеристикой данного понятия в узком смысле этого слова.
Поэтический интерес для нас представляет «Полилог» в широком смысле его понимания. Оперируя суждениями отдельных авторов, не выделяющих данное понятие как самостоятельную дефиницию, мы определяем «Полилог» в качестве необходимого условия в духовно-нравственном взрослении человека и как системное, постоянное социокультурное взаимодействие, помогающее людям услышать, понять и принять друг друга. Полагаем, что как самостоятельный способ общения, он вбирает в себя синергетический и резонирующий эффект монолога, диалога или беседы (в вопросно-ответной и вопросно-вопросной формах двух или более лиц).
Посредством суждения, анализа, осмысления и др. способов мыслительной деятельности полилог как всеобъемлющее понятие является значимым в жизни человека и приводит всех участников к разрешению определённой проблемы или к общему её пониманию. Видение проблемы в данном ракурсе необходимо, на наш взгляд, в любом виде деятельности и совместности в жизни каждого человека.
«Полилог» в широком смысле — это не просто метод культуры взаимодействия. Это — константа жизни. Полилог — это норма человеческого общения. Он представляет собой многоаспектный диалог с самим собой, с природой, с прошлым, настоящим, будущим, со всем живым, с искусством, с персонажами произведения и т. д. В перманентный диалог (полилог) мы вступаем и с нашей памятью, и с подсознанием, и с сознанием, и с плотью, и с душой. Доказательством тому служит то, что мы прислушиваемся к требованию своего организма, общаемся с ним, а здоровье души отражается в наших хороших мыслях, поступках, в добрых отношениях.
Следует отметить, что «Полилог» в таком понимании — это, прежде всего, жизненное многомерное пространство человека. Оно необходимо как для отражения себя в другом: собственных мыслей, чувств, настроений, — так и отражение в себе другого: умение сочувствовать, соучаствовать, сопереживать, ощущать его боль и радоваться успехам; относиться к нему с пониманием и т. д. Показательным является и умение принимать человека таким, каков он есть, относиться к нему с любовью, но при этом не любить его пороки: хамство, грубость, ложь и другие негативные проявления.
Совместность в выработке единого понимания в коллективном осмыслении духовно-нравственных этических норм; сопричастность к размышлению о смыслах и ценностях Бытия; к генерированию знаковых подходов и идей в творческой созидательной деятельности и др. — вот неполный перечень основных характеристик полилога в широком смысле этого слова.
4. Возрождение в литературе «Полилога» как самостоятельного жанра
Само понятие «полилог» как многоаспектный диалог в литературе не новое. Оно достаточно широко использовалось в жанре символизма1, раскрывающего глубину подтекстных смыслов. Полилог пронизывает произведения Э. Хемингуэя; присутствует в качестве диалогов-размышлений в произведениях И. С. Тургенева, в частности, «Отцы и дети»; афористичность диалогов остросоциального и нравственного значения мы находим у А. Грибоедова в «Горе от ума»; в толковании нравственных понятий — у С. Я. Маршака; в поэтической символике — у А. Блока, Е. Евтушенко и др.
С учётом временно́го фактора — вызовов и особенностей 21 века — в литературе возрастает необходимость выделения «Полилога» в качестве самостоятельного жанра.
5. Краткое описание литературного жанра «Повествование-полилог в детско-юношеской поэзии» и интерпретация его идей в авторских стихах
В связи с расширением возможностей средств массовой информации, с одной стороны, и нехваткой времени для её осмысления — с другой, возникает настоятельная потребность помочь растущему человеку переработать многообразие впечатлений от событий в соответствии с нравственно-этическими ценностями и нормами.
Школьно-дошкольные образовательные и социокультурные учреждения, выполняя особую миссию, несут высокую ответственность за усвоение детьми основных норм нравственности системы отношений; постижение ими ценностей, смыслов жизни, правил человеческого общежития.
Закрепление этого опыта требует толкования понятий, анализа жизненных ситуаций и проблем, суждений в контексте многосферного полилога (диалога с самим собой, с другими, с природой, со всем живым, с социумом и т. д.).
Полагаем, что разработанный нами авторский литературный жанр, укоренённый в поэтике слова и в «Повествованиях», предложенных взрослеющему человеку, позволит за короткий период донести до его осознания значимую информацию, необходимую для культурно-творческого, духовно-нравственного и созидательного самоосуществления.
Сборники стихов, опубликованные в рамках этого жанра, также представлены в формате диалога в вопросной форме:
— для младшего школьника и подростка в книге «Уроки этики в стране Поэтики» — в вопросно — ответной форме;
— для юношества в книге «Юность… она в поиске?» — в вопросно-вопросной форме.
Считаем, что они окажут практическую помощь родителям, работникам образования и культурных учреждений в социокультурном и духовно-нравственном воспитании детей и юношества.
Содержание стихов, учитывая психофизические особенности растущего человека, предложено в доступной для их понимания форме изложения. А диалогичность повествования обеспечивает мягкое морализирование, что позволяет исключить в отношениях со стороны взрослых повелительное требование и в этой связи эффективно усваивать растущим человеком нравственные нормы, учиться задавать вопросы, анализировать ситуации, решать отношенческие проблемы, делать выводы, реализовывать свои потенциальные возможности.
Стихи вводят читателей в мир сложных отношений отцов и детей, помогают им понять друг друга и сблизиться. Поэтичность строк, наполненных афористичностью, авторским размышлением; остросюжетная событийность, музыкальность рифм, смысловая содержательность символов, краски природы, многоуровневые диалоги, «Уроки родительства» — всё это составляющие «Полилога». Именно они, на наш взгляд, придают тексту логичность и лёгкость в прочтении, что неизменно оставляет послесловие — желание задуматься над предложенным текстом.
6. Назначение жанра
«Полилог в детско-юношеской поэзии»
Известно, что ускоренное интеллектуальное развитие детей, непропорциональное нравственному воспитанию, с одной стороны, и трудности в области воспитания — с другой стороны, особенности нового жизненного пространства требуют пристального внимания к проблемам становления детей и юношества в социокультурных условиях 21-го века. В этой связи становится особо актуальным «Полилог» как жанр детско-юношеской поэзии.
Учитывая, что в вопросной форме, востребованной растущим человеком, лучше усваиваются духовно-нравственные и социальные нормы человеческого общежития, в результате чего возникают предпосылки для становления перманентного процесса самовоспитания, предлагаем посредством авторских стихов активно вводить детей и юношество в полилогический стиль взаимодействия через многосферный диалог. Наиболее сенситивными, обусловленными природой, позитивными и эффективными в этом процессе являются два периода:
— взросление ребёнка до 12-и лет (известно, что максимально эффективно формирование ребёнка, его позитивной «самости» и установление социокультурного и духовно-нравственного стержня происходит именно в этом возрасте — до 70%);
— юношеский возраст от 16-и до 20-и лет — период романтического устремления ко всему возвышенному, идеальному. Это период проявления энергетических порывов к поиску и созидательному самоосуществлению. В данной возрастной категории укрепляется установленный ещё в раннем периоде (до 12-и лет) социокультурный и духовно — нравственный стержень.
Таким образом, выделяем три фактора успешной самовоспитательной потребности:
— во-первых, усвоение духовно-нравственных и социальных норм (толкование и безусловное принятие их в виде формулы «долженствования, обязательности и самоограничения»);
— во-вторых, воспитание у субъекта жизнедеятельности стремления к самосовершенствованию (само восхождению к Человеку);
— в-третьих, усвоение социокультурного кода и укрепление духовно-нравственного стержня в сознании и опыте поведения, что является во взрослой жизни скрепляющим основанием для самостоятельного дальнейшего накопления, обогащения названных выше потенциалов и помогает человеку с высокой степенью вероятности подниматься по лестнице самовозвышения, «дотягиваться до планки Человека».
Считаем, что именно полилогический стиль в поэзии оптимизирует взаимодействие и обеспечивает ускоренное попадание нравственных зарядов в сознание и подсознание растущего и взрослеющего человека.
Всё вышеизложенное позволило нам конкретизировать назначение авторского жанра: оказывать помощь детям, родителям, работникам образования и культурных учреждений в деле духовно — нравственного и культурно-творческого субъект — субъектного взаимодействия в контексте полилогического условия, то есть специально созданного диалогического пространства в общении.
7. Методологическое основание авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии»
Методологическим основанием авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии» является целостный подход в социокультурном и духовно-нравственном воспитании детей и юношества. Он выражается в единстве, взаимосвязи, взаимообусловленности сущностных шагов их социализации и субъект-субъектного взаимодействия.
8. Социальная значимость полилогического общения
В связи с предложенным обоснованием проблемы, определением целей и задач мы раскрываем её социальную значимость для культурнотворческого, духовно-нравственного и созидательного самоизложения и самоосуществления детей в постоянно изменяющихся новых жизненных условиях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полилог в детско-юношеской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Символизм в широком смысле слова, в качестве целостной идеоло — гии, не является областью нашей компетентности. Мы рассматриваем данное понятие в узком смысле — как литературный жанр, а слово — символ как поэтический образ, который олицетворяет что-либо — на — пример: понятие «трамплин» означает поддержку, опору, или ассо — циируется с чем-то — например: выражение «тепло радужных дож — дей» характеризует тёплые отношения. В нашем случае — это добрые воспоминания о детстве (см. в тексте сборников).