Букет из нарциссов

Надежда Гершельман

Счастье, когда наши отношения с людьми полны близости, тепла, любви и поддержки. И очень страшно, если близкий вам человек является человеком с психопатией или нарциссическим расстройством личности. Мне в жизни встретились три таких персонажа. Эта книга о них. На ее страницах я рассказываю максимально подробно, что это за люди, откуда они берутся, что вам следует ждать и что нужно делать, чтобы уберечь себя. А еще эта книга обо мне, моем опыте, о том, что я прошла и как я это пережила. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Букет из нарциссов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Откуда они?

В современной психиатрии есть 2 объяснения появления психопатов и нарциссов, подкрепленные научными исследованиями.

Откуда берутся психопаты. Психопатия является врожденным заболеванием, к тому же передающимся по наследству. Психопат рождается с необратимыми повреждениями некоторых зон головного мозга, отвечающих за эмоции, их проживание и вообще распознавание. Сверху на это накладывается очень непростое родительское отношение к малышу и на выходе в подростковый период получается готовый экземпляр психопата.

Профессор психологии Кил Кент написал большую и классную книгу «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния». Она посвящена изучению работы мозга психопатов. Кент выяснил научным путем с помощью МРТ сканирования головного мозга больных психопатией, что у них никак не задействованы зоны, отвечающие за страх и отвращение, но зато гипертрофированно преувеличенно работают зоны, отвечающие за удовольствие.

Человек — это существо, подчиненное работе гормонов. Наш мозг посылает сигналы и импульсы в разные отделы нашего тела (щитовидная железа, надпочечники), тело в ответ вырабатывает гормон, соответствующий реакциям мозга на происходящее с нами. Например, вы видите большую бродячую собаку, которая угрожающе рычит на вас. Мозг посылает импульс в тело — «ОПАСНОСТЬ!». Тело с помощью надпочечников выбрасывает в кровь большую дозу гормона адреналина и кортизола (гормон стресса). Под их воздействием тело мобилизуется, учащается пульс и дыхание, мышцы невольно переходят в состояние боевой подготовки — бежать или драться. Все это происходит само собой, это заложенный в нас эволюцией механизм выживания.

У психопата, глядя на рычащую на него лохматую собаку, внутри не шевельнется ничего. Просто, потому что часть головного мозга, отвечающая за послание сигнала «опасно!!!», не активна с рождения. И если психопат ради дозы дофамина (гормон удовольствия) в крови, скажем, нарушает закон, то потом он искренне не понимает, почему его за это наказывают. Он ведь всего лишь хотел получить удовольствие. Эту особенность и выявил Кил Кент с помощью МРТ.

Например, Кил исследовал маленькую девочку Анну, которая до смерти замучала котенка, подаренного ее сестре на день рождения. Ее за это наказали, она получила огромную порцию порицания и лишения таких детских радостей, как сладкое, мультики. Общаясь с Анной Кил Кент обратил внимание, что она не только не раскаивается в своем поведении, но и искренне не понимает, почему ее наказали. Так же в ходе бесед с родителями и сестрой девочки Килу удалось узнать, что жестокие и бесчувственные проявления у нее были с самого раннего возраста. Так, например, родители вспоминали, что Анна получала удовольствие, причиняя физическую боль сестре — толкала, кусала — или просто поступками доводя ее до слез. Она ломала кукол сестры, рвала рисунки. Родители никак не могли понять, в чем дело. Анна и ее сестра являются двойняшками, но проявления и поведение у них радикально разное. Сестра Анны девочка активная, живая, добрая, любящая животных. Анна, по словам родителей, всегда была жестокой, эгоистичной и холодной. И что самое странное на их взгляд, ее ни разу не напугала перспектива наказания за поступок. Особое непонимание и боль у родителей вызывал тот факт, что они старались воспитывать девочек абсолютно одинаково. Система поощрения и наказания была общая у девочек, но на Анну не действовала вообще. Проведя серию исследований, Килу удалось узнать, что Анна больна психопатическим расстройством личности и имеет повреждённые с рождения участки мозга, отвечающие за страх и удовольствие. Получить дозу дофамина любой ценой, не взирая на последствия и даже законность действий — вот цель жизни психопата.

Спустя несколько лет Кил вернулся к этой семье, чтобы узнать, как сложилась жизнь девочек. Сестра Анны смогла построить успешную карьеру и завести свою семью, в то время как сама Анна была неоднократно судима за распространение и употребление наркотиков. После последнего эпизода привода в полицию на связь с близкими Анна не выходила уже много лет. По воспоминаниям Кила родители Анны были склонны винить себя в ее поведении, хотя их вины не было ни в чем. Психопатия не излечима.

Однако, есть и противоположный пример врожденной психопатии. Человек родился с патологией, но сумел прожить высокоактивную, продуктивную жизнь, создать семью, быть мужем, отцом и другом. О том, что он является психопатом, он узнал совершенно случайно. Этим человеком является нейробиолог Джеймс Фэллон. В ходе своей работы он случайным образом выяснил, что у него мозг психопата. Произошло это так. Он проводил исследование болезни Альцгеймера и использовал снимки мозга здоровых родственников для сравнения, параллельно просматривая результаты ФМРТ психопатов-убийц для другого своего проекта. Как оказалось, снимок мозга одного из убийц был не в той стопке. Снимки анонимно маркируются, так что исследователь попросил специалиста взломать код, чтобы определить члена семьи, и поместить его или ее снимок в надлежащее место. Когда он узнал результат, то немедленно проверил код еще раз. Но ошибки не было: этот снимок — его собственный. После того, как Фэллон узнал, что его мозг — это мозг психопата, он начал изучать свое семейное древо.

Ученый поговорил с экспертами, коллегами, родственниками и друзьями, чтобы выяснить, соответствует ли его поведение представлениям о себе. Он узнал, что коллеги давно заметили странности в его поведении, как и его близкие. И все они были удивлены, что он так много лет сам не знал про свои странности. А еще он понял, что граница, отделяющая его от опасных преступников, куда менее ощутима, чем он полагал. Фэллон написал о своем исследовании и открытиях в книге «Психопатия изнутри: приключение нейробиолога в темных уголках мозга». В ходе исследования своей жизни он так же узнал, что уже с рождения его мать замечала за ним крайне странное, нетипичное для младенца поведение и реакции. В юности многие странности стали еще больше выделяться, но близкие этому не придавали значения, так как Джеймс производил впечатление счастливого ребенка. Коллеги многократно указывали ему на его психопатию, но, как оказалось, он не слушал их. Да и он сам вспомнил массу примеров своего поведения, где он стремился совершенно неоправданно попадать в опасные ситуации просто чтобы получить удовольствие. Жена Фэллона охарактеризовала их отношения как «я все время тебе что-то даю, даю, даю. Я вкладываюсь в тебя и наши отношения. Но почти ничего не получаю взамен». Этими же словами отозвались о нем и другие члены его семьи.

Джеймс Фэллон понял, что хочет причинять своим близким меньше боли и начал активно работать над осознанием своего поведения. Если верить его словам в недавнем интервью, у него есть успехи. Он осознает, что вылечиться он не сможет никогда, но по крайней мере он может стараться уменьшить асоциальность своего поведения.

Итак, результаты исследований психопатов Джеймса Фэллона и Кила Кента объединяет несколько моментов. Мозг психопата имеет повреждения с момента его рождения. Вероятно, проблема кроется в каком-то периоде внутриутробного развития. Это точно передается генетически по наследству вне зависимости от пола, но может возникать и само по себе — вопрос о проблемах внутриутробного развития все еще открыт. У мозга с врожденной психопатией не активна зона страха и отвращения, но гипертрофирована зона, отвечающая за получение удовольствия.

На становление личности психопата воспитание влияет лишь в незначительном виде. Нет никаких гарантий, что психопат, рожденный в прекрасной любящей семье, сможет стать высоко адаптированным к жизни среди людей. Но совершенно точно, что, если психопат рос в неблагоприятной атмосфере, с большой долей вероятности он станет асоциальным человеком. Напоследок добавлю, что людям с психопатией часто свойственно так же и нарциссическое расстройство личности.

Откуда берутся нарциссы. Людям с нарциссическим расстройством личности посвящена бо’льшая часть этой книги. Дело в том, психопатия встречается значительно реже, чем нарциссическое расстройство. Психопатами рождаются, а вот нарциссистами становятся. Давайте разберем подробнее.

Согласно некоторым исследованиям, нарциссизм — это не просто тип личности, а черта характера, которая у всех выражена в разной степени. Зигмунд Фрейд, первым начавший научное изучение этого феномена, считал, что у всех людей есть первичный нарциссизм, который под влиянием неблагоприятных условий перерастает в более сложные формы неврозов и других патологических состояний психики. Однако же, если родители ребенка в раннем детстве вели себя с ним определенным благоприятным образом, то нарциссизм не приобретает патологических масштабов, а остается лишь полезной и помогающей частью психики человека.

А вот нарциссическое расстройство личности может наблюдаться в разной степени. При легком НРЛ люди не сильно дезадаптированы, приспособлены ко многим сферам социальной жизни, но в нескольких из них возникают специфические проблемы. Когда речь идет об умеренном расстройстве, проблемных сфер становится больше, и возникают явные симптомы. Причины патологического нарциссизма хорошо изучены. Как сейчас принято считать, они кроются в раннем детстве. Как правило, нарциссисты произрастают на почве либо чрезмерной родительской опеки и предвосхищения всех желаний малыша, либо, наоборот, постоянного оценивания и чрезмерной требовательности. Чревато для ребенка и родительское манипулирование, когда маленького человека то тетешкают и душат в объятьях, то обдают холодом. Ребенок теряется, ему очень хочется, чтобы к нему были ласковы всегда, и он начинает подстраиваться под суровую и непредсказуемую маму, пытаясь всячески ей угодить.

И ребенок приступает к созданию ложного «Я», с помощью которого надеется заполучить постоянную любовь и ласку матери. В итоге настоящее «Я», которое формируется в раннем детстве, остается в зачаточном состоянии. И вот спустя много лет мы видим перед собой «необычного» 30 — или 40-летнего человека, который ничего не знает о своих потребностях, склонностях, желаниях. И который, к сожалению, о них уже не узнает. Взращивание будущего нарциссиста может идти в благополучной с виду семье, где родители в лепешку расшибаются, таская ребенка по школам верховой езды, урокам итальянского и секциям тайского бокса. Они не стремятся понять, что такое их ребенок на самом деле, и поспособствовать развитию его зарождающейся индивидуальности. Малыш для них ценен не как самостоятельная, хоть и маленькая личность, а некий инструмент, с помощью которого можно выглядеть в своих собственных глазах и глазах окружающих образцовыми матерями и отцами.

Такие люди внушают ребенку, что он обязан оправдать возлагаемые на него надежды, что он должен быть каким-то строго определенным, таким, как надо только им. От него требуют совершенства: проявления талантов, чистоты и аккуратности, пятерок по всем предметам и примерного поведения. Каждый его шаг оценивают. Ребенку, попавшему под такой родительский прессинг с использованием манипуляций, очень трудно, почти невозможно сохранить свою, едва зарождающуюся, «самость». И он усердно создает ложное «Я» — свою защиту от требовательных и не желающих видеть его индивидуальности родителей. Процитирую психотерапевта Андрея Бабина: «Основное условие развития нарциссического характера: родители не видят (не хотят видеть) реального ребенка, новое «Я», по-своему входящее в эту жизнь, а проецируют на свое «изделие» свои страхи, несбывшиеся надежды, неудачи, мечты». «Я хочу, чтобы он получил в жизни то, чего не смог получить я!» — явно или косвенно декларирует «Я» родителя, но где же тут «Я» ребенка? В результате «ребенок вырастает в замешательстве относительно того, чью жизнь ему положено прожить. Если на ребенка делается ставка как на жизненно важный объект, необходимый для собственной самооценки, то всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать. Конечно, никто не воспитывает ребенка совсем без критики, но скрытое сообщение о том, что он почему-то (неясно, почему) недостаточно хорош, резко отличается от конкретной обратной связи при совершении какого-либо проступка.

Ребенок всегда чувствует, что его судят. Собственное «Я» ребенка остается недоразвитым, пустым, а для сохранения самоуважения он вынужден поддерживать навязанное семьей ложное «Я». Чтобы защитить его нарциссист использует взаимодополняющую друг друга пару «обесценивание-идеализация». Особенно мощные нарциссы вырастают в атмосфере оценивания. Ребенок, выращиваемый «с целью», будет постоянно, явно или косвенно, оцениваться — и критиковаться, если он недостаточно хорошо этой цели соответствует.

В результате взрослый нарцисс совершенно не переносит критики и сразу же, не рационализируя, «перебрасывает» критику на критикующего или того, кто только кажется ему «критикующим». Не менее, чем такое, сверхтребовательное отношение к ребенку, опасно и предупреждение его малейших желаний — так что он даже не успевает толком чего-либо захотеть и пережить необходимое количество неудовлетворенности на пути к получению желаемого. Это лишает маленького человека радости труда, вырабатывает неспособность к принятию решений, ответственности. Привыкнув к тому, что его желания предвосхищаются (а на самом деле додумываются за него), ребенок уже не понимает, чего хочет он сам, а что является желанием его родителей. Есть такой анекдот: «женщина кричит в окно своему сыну, играющему во дворе:

— Вася, срочно иди домой!

— Я замерз, мам?

— Нет, ты хочешь кушать.»

Вот какие родительские посылы, по мнению психиатра Елены Емельяновой, могут привести к нарциссизму:

— «Ты необычный ребенок, и поэтому должен многого добиться»

— «Ты необыкновенный ребенок и, конечно, лучше остальных детей, которые тебя окружают»

— «Ты не должен слишком затруднять себя, ты всегда должен рассчитывать на мою помощь»

— «Ты не должен ни о чем беспокоиться. Я окружу тебя такой заботой, что тебе не придется переживать никаких неудобств»

— «Ты — самое главное в моей жизни. Все, что есть у меня, я отдам тебе, лишь бы тебе было хорошо»

— «Что бы ты ни делал, я всегда помогу тебе и выполню все то, что доставляет тебе слишком большие трудности»

— «По-настоящему ты можешь рассчитывать только на любящих тебя родителей»

— «Ты всегда должен выглядеть хорошо в глазах других людей, что бы ни происходило»

— «Ты должен быть таким, каким я мечтаю тебя видеть и каким я когда-то не смог стать»

— «Ты должен стать таким, чтобы я мог гордиться тобой перед другими людьми»

— «Тебя недостойны обычные люди. Тебя достойна любовь только необыкновенных людей, которые доказали свою неординарность»

— «Ты должен добиваться успехов и показать всем, что ты неординарный человек» В результате ребенок делает следующие выводы:

— «Я должен выглядеть хорошим, умным, талантливым и успешным»

— «На самом деле я не чувствую себя таким, каким меня хотят видеть. Но я должен соответствовать ожиданиям, поэтому буду притворяться»

— «Я должен выглядеть так, чтобы родители не разочаровались во мне»

— «Я не знаю, чего я хочу»

— «Все, что я захочу, должно быть у меня»

— «Чем меньше я проявляю инициативы, тем меньше вероятность, что я сделаю ошибку, и тем меньше вероятность, что все обнаружат, что я вовсе не совершенен»

— «Когда меня любят, я не могу быть самим собой, а должен оправдывать ожидания любящего»

— «Если меня никто не хвалит, значит, они догадались, что я вовсе не совершенство»

— «Я должен испытывать только правильные чувства, чтобы они видели, что я

действительно хороший»

— «Иногда я испытываю плохие чувства. Если я проявлю их, они могут разочароваться во мне. Надо скрывать свои чувства»

— «Хороший человек тот, кто чего-то достигает. Я должен достигать вершин»

— «Неважно, каким путем достигнут успех, главное, чтобы все видели мои достижения»

— «Не надо достигать слишком больших успехов, потому что впоследствии от меня будут ожидать еще больших достижений, а я не смогу оправдать ожиданий»

На какой почве вырастают нарциссы знает и Сэм Вакнин1: «Вместо того, чтобы обеспечивать ему безусловную любовь, столь им желаемую, нарциссист был подвержен полностью непредсказуемым и неожиданным шквалам вспыльчивости, ярости, жгучей сентиментальности, зависти, подзатыльников, вменений вины и других нездоровых родительских эмоциональных и поведенческих моделей. Нарциссист реагировал удалением в свой частный мир, где он всемогущ и всеведущ и, следовательно, неуязвим для превратностей. Он спрятал своё уязвимое Подлинное Я в глубоком психическом подвале и явил миру своё Ложное Я». Часто нарциссист вырастает у нарциссичных родителей. Существуют целые нарциссические династии. О том, как мать-нарциссист лепит из своего ребенка подобного себе, цитата Сэма Вакнина: «Нарциссическая женщина борется за сохранение её самого надёжного источника ресурса — её детей. Через коварную идеологическую обработку, формирование вины, эмоциональное вымогательство, лишения и другие психологические механизмы она пытается вменить им зависимость, из которой нельзя с лёгкостью выпутаться.

Ложное «я» выступает в качестве подсадной утки, это заместитель Истинного Я. Оно выносливо и бесчувственно, поэтому может принять любое количество боли и негативных эмоций. Изобретя его, ребёнок развивает иммунитет к безразличию, манипуляции, садизму, подавлению или эксплуатации — короче говоря — насилию, причиняемому его родителями. Это доспехи, защищающие его, делающие его незаметным и всемогущим одновременно. И это ложное «я» ошибочно принимается нарциссом за истинное. Например, нарцисс скажет: «Я не тот, кем, как ты думаешь, я являюсь. Я кто-то другой. Я — это вот это (ложное «я»). Следовательно, я заслуживаю лучшего, безболезненного, более деликатного обращения». Ложное «я», таким образом, есть хитроумное изобретение для воздействия на поведение других людей, и влияния на их отношение к нарциссу».

Надеюсь, что эти объяснения пролили вам свет на природу формирования психопатии и нарциссизма. Дальше я расскажу, как себя ведут психопаты и нарциссы в отношениях с близкими.

Расскажу о моих 6 годах жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Букет из нарциссов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

*Шмуэль «Сэм» Вакнин (родился 21 апреля 1961 года) — израильский писатель. автор и издатель книги злокачественная самовлюбленность. нарциссизм пересмотренный (2001), и главным редактором газеты globalpolitician.com. он также запустил сайт о нарциссическом расстройстве личности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я