Перед вами откровенные и пронзительные воспоминания о детстве писательницы Надежды Голубцовой. В своей повести «Бывшие» она описывает трудности быта и непростую ситуацию, в которой росли дети послевоенного поколения. Несмотря на всю тогдашнюю неустроенность детские воспоминания наполнены чувством благодарности и любви к близким и родным людям. В книге затрагиваются вопросы самоопределения юной девушки в шестидесятые годы нашего столетия, которые будут интересны и сегодня. На страницах книги представлены старые еще чёрно-белые фотографии, прекрасно передающие дух того времени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бывшие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Голубцова И., 2022
Бывшие
Мои дедушка Феоктист и бабушка Лида по отцу были из старообрядцев. Фамилию Ермиловы носила, по моему предположению, четверть деревни Мисцево Орехово-Зуевского района Московской области. Храма в деревне не было, но почти в каждом доме висели иконы, а в некоторых, как, например, у моих бабушки и дедушки, — даже богато убранные, в серебряных окладах. Они занимали почетное место в переднем углу большой комнаты.
В большие праздники зажигались лампадки. Часто молящейся я видела только бабушку Лиду. Именно она рассказала мне о том, как их семья оказалась в деревне: «Ехали мы на телегах, везли самые дорогие для нас вещи, а именно — иконы и сундуки с вещами». Откуда они ехали, она никогда не говорила. Говорила, что были сосланы на «101 километр» за то, что отказывались признавать новую веру. Их окружали болота, торфяники и леса. Спрашивать что-либо запрещалось, боялись «черных воронков» — это такие машины черного цвета, после которых люди исчезали бесследно.
А мне всегда было интересно, что же все-таки хранили в сундуках. Перед Пасхой бабушка открывала сундук, запертый на замок, и вытаскивала оттуда не виданные мною диковинные наряды, она их называла «салопы». На вопрос, откуда они у нее, отвечала: «Это мое приданое».
Из книг я знала, что приданое собиралось родителями перед тем, как выдать замуж дочь. По тому, что наряды были непростыми, я заключила, что родители у моей бабушки были людьми не бедными. Салопы вытряхивали от пыли и развешивали для просушки на солнце, а затем снова прятали.
В сундуках хранились какие-то бумаги с сургучными печатями, впоследствии, боясь, что они попадут в чужие руки, эти бумаги зарыли на огороде поближе к собачьей будке. Собака Найда была очень злой, ее все время держали на цепи и почти не кормили. Мне было ее очень жалко, хотелось подкормить, но дедушка запрещал.
Чтобы бумаги сохранились в земле, их клали в 3-литровые стеклянные банки и плотно закрывали. Меня просили, чтобы я никому ничего не рассказывала, особенно в школе, иначе дедушку и бабушку увезет «черный воронок», и я их больше не увижу. Я была настолько запугана, что, гуляя с подругами, все время оглядывалась, не едет ли за мной черная машина.
Очень меня обижало, что в деревне у нас было прозвище «бывшие». Говорили так: «Вот идет бывшая» или «Спроси у бывшего». Это прозвище мне очень не нравилось, и что оно означало, я не знала. Дом у дедушки и бабушки отличался от других, и его называли «дом с башенкой». Остальные здания в деревне были попроще. Дедушку Феоктиста односельчане очень уважали и относились к нему с почтением.
Фронтовик, прошедший всю войну, он имел много орденов и медалей, я даже видела среди наград «Георгиевский крест».
Впоследствии, став постарше, я узнала, что «Георгиевским крестом» награждали за храбрость в Первую мировую войну 1914 года.
Работал дедушка кузнецом. Кузнец в деревне — первый человек. Без лошади в те времена в деревне было не обойтись. Машин и тракторов было мало. Только лошадь могла преодолеть непролазную грязь деревенских дорог. На лошадях пахали и сеяли. Копыта, чтобы не стачивались, нужно было подковывать. Только кузнец мог выполнить такую работу.
Я, будучи ребенком лет 6–7, часто ходила к дедушке в кузницу и любила смотреть, как он ловко кует железо, он мне тогда казался богатырем из сказки. Обратно домой я гордо шла рядом с дедом, мне нравилось, как встречные мужички почтительно с ним здоровались, снимали головные уборы и кланялись. Я как-то спросила дедушку: «Почему тебе все кланяются?» Он ответил: «Уважают».
Однажды, когда приближался праздник 9 Мая, учительница попросила: «Скажи своему дедушке, пусть придет к нам в школу и расскажет, как он героически воевал».
Я передала деду просьбу учительницы. До сих пор в глазах стоит воспоминание о том, как подхожу к дедушкину дому. Дедушка сидит на завалинке, худой, высокий, положив нога на ногу, достает кисет с махоркой и скручивает цигарку. Курить он начал на фронте, а до этого табак не любил, да и выпивку не уважал, он был из семьи «старообрядцев», а у людей старой веры вино и курево были табу, то есть в запрете.
Дедушка рассказывал, что курить махорку стал вынужденно, очень уж есть хотелось, а когда подвезут фронтовую кухню, никто не знал. Чтобы приглушить голод, раскуривали махорку.
Есть такая фронтовая песня: «Давай закурим, товарищ, по одной, давай закурим, товарищ мой».
Любимой дедушкиной песней была: «Эх, дороги, пыль, да туман, холода, тревоги да степной бурьян, знать не можешь доли своей, может, крылья сложишь посреди степей. Вьется пыль под сапогами полями, степями, а кругом бушует пламя да пули свистят. Выстрел грянет, ворон кружит, твой дружок в бурьяне неживой лежит, а дорога дальше мчится, пылится, клубится, а вокруг земля дымится, чужая земля».
В этой песне все о судьбе, горькой судьбе солдат на фронте, а моей учительнице, не видевшей войну, подавай героизм. Дедушка ответил так: «Скажи, что я не приду и ничего рассказывать не буду, потому что война — это страшно, и не дай Бог вам узнать, что это такое».
Я считаю, это был достойный ответ солдата. Дедушка никогда не хвастался и не говорил: «Вот я воевал, за вас кровь проливал», — как некоторые псевдофронтовики, которые и пороха-то не нюхали, таких называли штабными крысами.
После войны настоящие фронтовики, немногие, вернувшиеся с войны, не кичились своими заслугами и не требовали для себя особых привилегий, они были сама скромность, таким и был мой дедушка Феоктист, и я им очень горжусь. Дедушке повезло, он выжил. Из всей деревни только двое вернулись с фронта.
Великой молитвенницей была моя бабушка Лида, кто знает, может быть, благодаря ее горячим молитвам дедушка остался жив.
А что я помню о своем втором дедушке Алексее по маме? Да ничего. Я его никогда не видела, потому что родилась в 1955 году, а дедушка умер в 1949-м. Правда, осталась фотография, где дедушка Алексей с бабушкой Натальей сидят на лавочке около своего дома в деревне Каблуково Ивановской области, Тейковского района. На фотографии, очень хорошо сохранившейся, хотя и сделана она была в 1949 году, можно увидеть и мою маму Валю, и ее сестру тетю Веру, они стоят позади родителей. Моей маме было в ту пору всего 16 лет, а тете Вере 19, она заканчивала ФЗУ (фабрично-заводское училище) и училась на портниху.
По рассказам мамы, дедушка Алексей был очень мягким и добрым, они с сестрой звали его тятей и вили из него веревки. Уж очень любил тятя своих девочек, часто баловал сладкими пряниками и защищал от нападок строгой мамы. Скрывая проказы своей любимицы, моей мамы, часто попадал под горячую руку жены, она брала ухват и гоняла его по всему дому. Дедушка Алексей не воевал на фронте, его списали за негодностью. У него был ревматизм, осложнившийся болезнью суставов и сердца. Несмотря ни на что, он вместе со всеми рыл окопы и работал в колхозе за троих мужиков. В 1949 году у него отказали ноги, и его положили в Ивановскую больницу, там он и умер. Очень тяжело бабушка пережила его уход. Любила его сильно, очень жалела, несмотря на показную строгость. «В селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово «люблю» непривычно для женщины, там, бесконечно и верно любя, женщина скажет: «Жалею тебя»…» Для нее не существовало других мужчин. Замуж больше не выходила, а может, не захотела, в памяти мужа храня. Даже после смерти своих мужей женщины хранили им верность.
На фотографии слева направо сверху вниз — Вера, Валя, дедушка Алексей (Тятя), бабушка Наталья, 10 июля 1949 года
У бабушки Натальи была сестра Марфа, летом я часто гостила у них в деревне Каблуково и очень любила слушать воспоминания об их молодости. Обе неграмотные, в школе не учились, не умели ни читать, ни писать. Родители были простыми крестьянами и считали, что женщине грамота ни к чему, самое главное — это удачно выдать девушку замуж, поэтому девочек учили умело вести хозяйство — печь хлеб, готовить щи и каши, ухаживать за скотиной, конечно, шить, работать в поле от зари и до захода солнца, ухаживать за детьми и мужем, а грамота, считали родители, — это для женщин баловство. После революции в деревнях работал «Ликбез» (ликвидация безграмотности», Марфа выучилась и читать, и писать, а бабушка Наталья научилась только рисовать свою фамилию, именно рисовать, а не писать. Я ее всегда просила нарисовать свою фамилию. Она это делала так: «Ну смотри, Надюха, первая буква — это половина жука, «К», вторая — бараночка, «О», третья — «Т», молоточек, четвертая — опять «О», бараночка, пятая — «В», кренделечек и последняя — «А», ворота. Получается — КОТОВА — поняла?» Меня такая ее грамотность очень забавляла. Я смеялась и просила в сотый раз нарисовать свою фамилию.
В колхозе работали за трудодни и в конце месяца за работу получали мешок муки, а кто не умел расписываться, ставили просто + (крестик). Денег в колхозе не давали, а без муки прожить было нельзя, так как хлеб пекли сами (мука была не белого цвета, как сейчас, а серого, но хлеб, каравай или пироги были очень вкусными. Платья и рубашки шили сами (часто вручную, то есть руками). Швейные машины были большой редкостью, да и стоили дорого. Материя продавалась в городе Иваново, и чтобы ее купить, требовались деньги. Их получали от продажи в городе на рынке молока, творога, яиц, мяса. Все это в деревне было свое. Скотина и куры — в каждом дворе. Без своего хозяйства и огорода в деревне не прожить. Рассказывала мне бабушка Наталья, как их с сестрой Марфой родители замуж отдавали. Именно отдавали в чужие семьи. Своих суженых сестры до свадьбы даже не видели. Невест мужчины выбирали сами, говорили своим родителям: «Сватайте за меня Наталью или Марфу». Весной в праздник Пасхи девушки в деревнях водили хороводы, а ребята разглядывали и выбирали себе суженую, то есть будущую жену.
Бабушке Наталье с мужем повезло, а вот Марфе попался пьяница, даром что из богатой семьи, характер имел вздорный и очень ревновал свою красавицу-жену.
Бабушка рассказывала, что Марфа была первой красавицей на деревне — коса ниже пояса, да и петь и плясать мастерица. От вина муж Марфы и погиб, осталась она одна с сыном Стасиком. Стасик жил с мамой в г. Иваново, занимали они одну комнату в коммунальной квартире, где общая кухня и общий туалет. Стасик так и не женился, детей у него не было, а вином сильно увлекался, от вина, как и его отец, «погиб смертью храбрых». Бабушка очень жалела Марфу, часто ее навещала вместе со мной или моей сестрой Любой. Марфа нас любила, считала своими внучками, баловала чем-то вкусным, покупала подарки, пела нам русские народные песни. Я очень любила бывать у Марфы в гостях, любила слушать, как она поет, от ее песен хотелось плакать, пела она просто, но очень душевно, брала за душу и заставляла думать о горькой судьбе русских женщин. Любила и Марфа часто приезжать к моей бабушке в гости в деревню Ка-блуково. Все вместе мы ходили в лес за земляникой, варили варенье на керосинке в большом эмалированном тазу.
Очень вкусной была земляничная пенка, с ней мы пили чай, заваренный на смородиновых листочках.
Очень хорошо помню, как после обеда, напившись душистого чая, бабушка с Марфой сидели и вспоминали свою молодость, а я любила их слушать. Однажды за окном потемнело, и началась сильная гроза, форточка была открыта. И вдруг через форточку в дом влетела шаровая молния, размером с небольшой мячик. Мы разом застыли, молния облетела нас с шипением и треском и снова вылетела в форточку, никого не задев, а могла бы и взорваться. Бабушка рассказывала, что, бывало, от молнии начинался пожар, дома сгорали очень быстро, поэтому во время грозы бабушка собирала узелок, чтобы с ним на случай пожара быстро выскочить на улицу. В узелке были деньги и документы.
Очень хорошо помню, как заставляла меня пить по вечерам перед сном теплое парное молоко, которое я не любила даже в холодном виде, таким образом, через «не хочу», она вылечила меня от начальной формы туберкулеза. Вернее, исцелила меня своей любовью, она всегда говорила, что за меня готова отдать свою жизнь. А я оказалась не совсем благодарной внучкой. Горько признаться, что не была на ее похоронах. Я нашла причину: маленький ребенок, которого я родила и не могла оставить даже на несколько дней, — но зато я не видела бабушку мертвой, поэтому для меня она всегда живая. Каждый раз, бывая в церкви, я молюсь за упокой ее души, может быть, этим успокаиваю свою совесть.
Свежий деревенский воздух, сон целебный — спали мы с двоюродными сестрами Ниной и Олей в чулане, где матрасы и подушки набивались душистым сеном (высушенная на солнце свежескошенная трава), здоровая деревенская еда, — все было свое, и овощи, и ягоды, молоко, творог, сметана, вкусные пирожки и ватрушки, которые бабушка была печь мастерица, а домашние яички разве можно сравнить с магазинными!
Счастливая, беспечная пора детства. Как я благодарна за все это своей любимой бабушке Наталье. Я и звала ее не бабушка, а именно баушка, пропуская букву «б» в середине слова. Любовь к животным — это тоже у меня от баушки. По вечерам она отрезала горбушку душистого черного хлеба, посыпала крупной солью, давала мне на ладошку, чтобы я встречала нашу корову Ночку. Она была вся черная, кроме белого пятнышка на лбу.
Ноченька ласково и бережно брала с моих рук хлеб, а потом облизывала в благодарность мои ладони своим шершавым языком.
На фотографии слева направо — Надя, бабушка Наталья, Люба (Наде 10 лет, Любе 4 года)
Единственное, что не нравилось мне в деревне, так это деревенская баня «по-черному». Около речки, не помню ее названия, стояла избушка, вернее, сараюшка, в которой топилась печка, на печку ставились ведра и кастрюли с речной водой. Надо было долго ждать, когда печка обогреет сараюшку и когда нагреется вода. Я очень мерзла в этой бане «по-черному» и мылась кое-как, лишь бы быстрее убежать из этой горе-бани. То ли дело баня «по-белому», там тепло и даже жарко, особенно в парной, краны с горячей и холодной водой и даже прохладный душ. Зато моясь в бане «по-белому», я испытывала огромное наслаждение, воды хоть залейся, а самое главное — очень тепло и комфортно. Это сейчас в каждой квартире есть ванна или душ, а у некоторых даже сауна, а мы жили в коммуналке, где даже за холодной водой надо было идти на колодец, поэтому мылись раз в неделю в бане, она была в каждой деревне, особенное удовольствие баня доставляла в зимний морозный вечер, когда после нее шли домой, разомлевшие от жаркого тепла, румяные, веселые, не замечая даже сильного мороза, а морозы доходили иногда за 30 градусов, и зимы были снежными, сугробы наметало больше метра. Помню, очень любила после бани чай из самовара, вода колодезная была очень вкусной, пьешь и напиться не можешь вприкуску с долгоиграющим кусочком сахара, наколотым щипцами. Недавнее, казалось, а такое далекое для моих внуков прошлое.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бывшие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других