Русские народные сказки в изложении Т. Г. Габбе – мастера перевода из устной формы в письменную. Сказки этого сборника разнообразны и по содержанию и по типу – тут и притчи, и предания, и сатирические сказки, и сказки антирелигиозные, и бытовые. Все это сказки о людях, только одна сказка о зверях – «Собака и волк», но и в ней участвуют люди, и все события – для вразумления людей. В других сказках звери появляются как помощники людям, как помеха злу, но никогда – как носители зла. Много всякой «нечистой силы» в этих сказках, носителей соблазна, злой воли, но они не вызывают ни страха, ни почтения, – человек всегда стремится перехитрить «нечистую силу», разоблачить, оставить «черта» в дураках. Можно сказать, что не «суеверия» народные запечатлены в этих сказках, а образные представления сил природы, добра и зла, человеческих недостатков – глупости, жадности, зависти. И всегда здесь в сказке присутствует доброе начало: то воплощенное в каком-то благородном образе, то заключенное в словах рассказчика, то выраженное общей атмосферой доброты и мудрости народной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Чудо-чудное
Жили старик со старухой. Вот старуха и говорит:
— Старик! Пустил бы ты морду в реку — не попадет ли какая рыбинка.
— Отчего не пустить? Можно.
Наутро, чуть только колокол к заутрене, побежал старик к морде. Смотрит, попала щука большая-пребольшая. Старик и обрадел.
— Нам со старухой завтра на обед да на ужин хороша еда будет.
Взял щуку, очистил и говорит:
— Вот, старуха, голову — на латку, а хвост — на другую, а середку — в рыбник.
Она все сделала, как хозяин велел.
Воротился старик от обедни и говорит:
— Ну, старуха, давай обедать. Неси латку с головой.
Старуха принесла. Старик побрел ложкой, раз глотнул, другой зачерпнул — одна уха, а рыбы нет. Что за притча?
— Старуха, слышь, старуха? А рыба-то где ж?
— А не знаю, — говорит старуха, — я не выбирала.
— Ну, тащи другую латку, с хвостом. Неужели ж и хвост пропал?
Старуха и другую латку притащила. Смотрят: и хвоста нет.
— Ну, старуха, неси уж и рыбник. Поглядим, чего осталось.
Она скорей рыбник на стол. Разломала корку — середки нет. Ушла щука.
Делать нечего. Старик корки пожевал, ушицы похлебал, а рыбы-то и не видел — какова была.
Обтер он усы-бороду, Богу помолился и говорит:
— Пойду-ка я, старуха, на люди — рассказывать, какó чудо у нас случилось. Это слыханное ли дело, чтобы вареная щука из латки ушла? А уж из рабника, из-под аржаной корки, — такого дива и на веках не бывало!
Старуха говорит:
— Ступай, батюшка, ступай! Расскажи!
Вот пришел он то ли в Беричиво, то ли в Маркомусы, — глядит, — тоже старик со старухой сидят, обедают.
— Хлеб да соль, люди добрые!
— И тебе хлеба кушать, добрый человек. Заходи с дороги.
Сидят за столом, обедают — тут хозяева, тут гость, старик и рассказал про щуку-то.
— Вот, — говорит, — чудо какое: не у другого, не у третьего, в своем дому!
А хозяин ему отвечает:
— Это что! Вот со мной было — почудней твоей щуки. Погоди, я тебе расскажу, а ты послушай. Было это годов полста назад. Я еще молодой был. И вот оженили меня родители. Взяли женку из богатого дома. Хорошая родня попалась — тесть степенный, теща ласковая, а свояк разбитной.
Одна беда, — женка хоть красивая, да гулливая. Года со мной не прожила — завела полюбовника. Мне-то самому невдомек, да люди сказали.
Вот один раз собрался я в лес за дровами, запрег лошадь, выехал за околицу. С полчала времени постоял, а потом и воротился потихоньку да и спрятался на дворе.
Как стемнело, слышу я, что моя хозяйка со своим дружком в избе гуляет.
Я скорей в избу. Только шагнул, женка ко мне навстречу.
— А, — говорит, — воротился? Подглядывать за мной вздумал?
Да как хлестнет меня плеткой:
— Был молодец, стань жеребец.
И стал я жеребцом.
Выпустили меня в поле. Я день хожу, и другой хожу… И раздумался: что же мне теперь делать-то? Дай-кось к себе на двор понаведаюсь, не помилует ли жена?
Только я в подворотню, а она тут как тут. Хлестнула меня плеткой, и стал жеребец кобелем.
Испугался я — мечусь по двору, а она за мной. Я под крыльцо, и она под крыльцо, я на сарай, и она на сарай. До той поры плеткой меня возила, покуда я на улицу не выскочил.
Тут она скорей подворотню заставила, и остался я на вольной воле.
Не успел дух перевести, набежали собаки и давай меня грызть-трепать. Охти-мнеченьки! Кое-как урвался я от собак, махнул в лес и по лесу бегу, бегу — сам не знаю, близко ли, далеко ли…
Есть мне нечего, истощал весь. Вижу падину, а есть не могу: ведь человеком был!
Смотрю, на одной поляне пастух ходит с коровами. Манит меня пастух к себе, а я не смею близко подойти.
«Бить, — думаю, — будет, дак опять беда».
Ну, да голод — не тетка. Слышу: пахнет жареным, и осмелел помаленьку. Поджал хвост, подошел поближе.
Пастух мне кусочек кинул. Я съел и гляжу, что дальше будет. А он и еще кинул, и еще… Я уж сыт стал, а пастух все кидает…
— Ах ты! — говорит. — Надо на деревню бежать, хоть хлебца еще принесть.
Побег он на деревню, а я около стада хожу, присматриваю.
Воротился пастух, опять мне дает, да я-то уж не беру, потому шкура-то у меня собачья, а сметка человечья. Слыхал я от старых людей: много наешься с голоду, дак пропадешь совсем.
Вот солнышко не рано встало, и пошли мы с пастухом коров собирать. Собрали и гоним. Он себе идет да посвистывает, а я гоню и гоню. Пригнали в деревню весь скот. Пастух пошел ужинать и меня с собой берет. Заходит он в избу, а я не смею идти — повалился под порог, лег на веник и гляжу, не бранятся ли хозяева, зачем собаку пастух привел. Вижу — нет, не бранятся… Я кой-как ползунком, ползунком и — под лавочку.
«Вот, — думаю, — сидел за столом, да в переднем углу, да на лавочке, и за честь не считал, а нынче и под лавочкой лежу, дрожмя дрожу: не прогнали бы, не прогневались бы!»
Да ничего, не прогнали, накормили, напоили, и пошел я за пастухом на ту фатеру, где ему ночевать черед. Он спать повалился, а я у него в ногах.
Утром опять вместе пошли: пастух коровушек выгонять, а я подгонять.
Так и живем двое все лето: пастух больше спит да гуляет, а я больше пасу.
Приметили это мужики и говорят пастуху:
— Ты что ж свое дело не справляешь?
— Как так не справляю? У меня весь скот в лучшем виде — хоть бы шерстинка пропала.
— Да ты спишь!
— А чего же мне не спать? У меня один пес за всем стадом углядит.
— Ан не углядит.
Вот и побились они об заклад.
Мужики говорят:
— Сегодня ты не ходи. Пусть кобель один пойдет.
— Ладно.
Пошел я в лес один со скотом. Пригнал на хорошо место, глаза не завел — присматриваю. Вот солнышко на вечер покатилось, и тут — на! Приходит волк. Приходит и сейчас — в стадо.
Схватились мы с им драться, я его рву, а он меня пуще! Он меня рвет, а я его пуще! Никоторый никоторого перемогчи не может: сила наравни.
А скот мой, гляжу — где-нигде… И не видать его стало!
«Ахти мне, — думаю, — далеко разбежались, во всю ночь не соберу».
И до того я рассердился, ажно впился волку в горло. Он и туда, и сюда — ничего не может сделать. Повалился — хоть домертва грызи!
Бросил я его и побежал скот собирать. Всех коров собрал до единой скотинки и ночью, в потемках уже, гоню в деревню, а крестьяне все стоят на улице.
— Нет, — говорят, — добра! Ночь на дворе, — видно, волк всю скотину придавил…
А тут колокольцы-то и забóтали. Идут коровушки, выменем до земли достают, — кормленные, сытые… А я справа забегу да слева подгоню, полаиваю да потявкиваю — берегу скот.
Крестьяне говорят:
— Вот мои идут!
— И мои идут!
— Идут! Идут!
Все коровушки домой пришли, никого не придавил волк.
— Ну, — говорят, — и пес! Ну и пес! Чисто человек!
И пошла слава про меня широко и далеко. Был человеком — дак псом ругали, а стал псом — дак человеком хвалят.
— Есть, — говорят, — кобель, что один пасет скота, сколько голов ни дай. Умный кобель, умней писаря.
А что писарь? Я этих писарей, может, два десятка видал: всякие бывают.
Ну а все ж таки лестно мне: кормят сытно, по шерсти гладят, я и живу себе помаленьку.
Вот уж и лето к концу. «Как, — думаю, — зимой будет?»
А тут вдруг в соседском городе покражи начались. Ходит вор, все лавки подламывает, и никак его поймать нельзя.
Всполошились купцы и послали одного за мной к пастуху.
— Что, — говорят, — запросит, то и давай. Товар да спокой дороже денег.
Приезжает купец на тройке и сейчас к пастуху.
— Продай кобеля!
Пастух не продает.
— Что угодно бери, а только продай.
Пастух запросил триста рублей, а купец уже и деньги подает.
— Мой, — говорит, — кобель!
Я вижу — купил меня купец, да и бросился ему сейчас на грудь (уже и всяки собачьи повадки знаю). Купец мало-мало на затылок не улетел, а не сердится.
— Вот, — говорит, — резвый! Вот, — говорит, — сильный!
Посадил он меня в повозку, а мне в повозке не сидится. Я прыгнул туда, где кучера сидят, выстроился на облучке, ветром дышу.
Эх, везут меня, а шерсть на мне так и расступается: отъелся в пастухах-то!
Ну, привезли меня в город, где пропажа случилась.
Услыхали люди, что кобель прибыл, бегут смотреть, кто булку несет, кто сайку, а ничего не беру. Разве кто подаст на тарелочке закусочку, — то слизну.
Построили мне в гостином дворе будочку, и меня на цепь посадили.
«Вот, — думаю, — не городской голова, а цепь на шею пожаловали, не каторжник, а к стенке приковали. Одно слово — собака!»
Сижу около своей будки — про старое вспоминать неохота, про новое загадывать — боязно.
Уж и ночь настала. Только собаки полаивают, только караульные покрыкивают. А как глухая полночь — и собаки замолкли, и караульные не кричат: все равно, как нигде никого нет.
И слышу я, идет по пришпекту, по панели, будто сенная куча катит. И прикатила эта сенная куча прямо к моей лавке. Коленком уперлась и двери выломила.
Вижу, самолучший товар набирает и кладет в тюк. И набрала этого товару самолучшего, сколько унести могла, и выходит из лавочки с товаром.
Я гляжу и думаю, как бы это ее захватить, чтобы цепи хватило.
Соскочил с будочки — да прямо на вора, едва и живого отпустил, кое-как он от меня уплелся.
А я на товар повалился и лежу, чтобы кто другой не унес.
Вот глухая полночь прошла, и опять собаки залаяли и караульные запокрыкивали. Утренняя заря настала. Вижу — обход идет, лавки осматривать.
Заходят в мою да так и стали — кругом все чисто. Крали да и украли. Ничего не оставили.
— Вот, — говорят, — триста рублей за кобеля дали, а лавка подломлена. Где он, сторож этот хваленый? Спит небось!
Пошли к моей будке и видят: весь товар тут, только что примялся маленько. Ну, взяли они из-под меня и понесли в лавку. На много тыщ украдено было. Сами и определить не могли — оценщиков приводили.
Ну, сняли с меня цепь и повели по домам обедом кормить. Опять несут булки, сайки, а я на это и не гляжу, только закусочки с тарелочки слизну, да и пошел себе!
Живу я в этом городе долго ли, коротко ли, гостиный двор караулю, а слава моя далеко покатилась.
Докатилась славушка и до самого царя.
А царь в ту пору в большой заботе ходил. У него во дворце неспокойно стало. Все, что ни есть лучшего, невесть куды теряется. До того дошло, что хоть корону руками держи.
А тут еще царица тяжела сделалась — ей время родить, а она плачет, боится… Пропадет наследник, что будет делать? И царь сомневается, так и так прикинет, а ничего не выдумает.
Ему и говорят:
— Надо этого кобеля купить, — пусть сторожит.
Царь обрадел, сейчас сряжает за мной генерала одного.
— Купи у купцов кобеля. Что запросят, то и давай.
А если на деньги не согласятся, то дал тако письмо, что, мол, и так везите.
Поскакал генерал. Собрал всех купцов, показывает записку.
Они молчат. Царско слово, брат! Что отвечать станешь?
Генерал говорит:
— Ну, не хотите за деньги, задарма увезу. Какой ваш приговор?
Купцы говорят:
— Что, робята, чем без денег, так лучше за деньги…
И согласились взять с генерала пятьсот рублей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других