Воспитание спортом. Записки тренера по художественной гимнастике

Наталия Радченко

Эта книга не о чемпионстве, медалях и кубках. Не о результатах. Она о детях и взрослых, взаимодействии между ними, о ценностях и поисках истины.Эта книга о воспитании. О воспитании в себе Человека. Исходит ли всё из семьи и генетики или общество и среда, в которой находится ребёнок на протяжении ранних лет своей жизни, накладывают более весомый отпечаток? Какую же роль может сыграть современная художественная гимнастика во всём этом?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание спортом. Записки тренера по художественной гимнастике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3.

Тренер — начало

Становление

Этот новый олимпийский цикл стал началом и в моем становлении как тренера.

В августе 2013 года после многолетнего перерыва волею судьбы я первый раз зашла в гимнастический зал. Первый раз за много лет я вдохнула знакомый запах тренировочного зала, прошлась по мягкому ковру, первый раз взяла в руки гимнастические предметы и поняла — я хочу сюда приходить снова и снова. Мне не хватало гимнастики. Мне нравилось видеть детей, занятых делом, трудящихся, преодолевающих свои слабости и трудности, нравится с ними взаимодействовать, обучать, вдохновлять, нравится преодолевать и свои слабости. Таким образом я обучаюсь и вдохновляюсь. Помогая другим, я развиваюсь. Я хочу быть примером, я хочу быть тренером.

Вскоре после этого знакового прихода в зал я начала тренировать. Сначала старших, а затем, через год, в 2014 году набрала уже свою группу малышей.

Видя определенные недоработки и слабые стороны у гимнасток, я понимала, что их можно было бы если не избежать, то значительно минимизировать, заложив правильную базу еще в детстве. Сильные качества можно найти у каждого и, если начать развивать их еще в детстве, можно помочь ребенку продвинуться намного дальше, став сильнее не только в физическом плане, но и моральном.

Постепенно, по мере того, как я все больше включалась в работу, мне открывались глаза на то, что как мои, так и тренировки моих коллег часто проходили «однобоко». Каждую тренировку происходило по сути одно и то же: разминка, растяжка, работа с предметом, прогоны. Но ведь при грамотном планировании эту программу можно было бы разнообразить. И касалось это не только физических упражнений, но и обогащения крайне скудного развития детей-спортсменов и вовлечения их в другие важнейше сферы — нравственную, творческую, социальную, эстетическую.

Моя мини-группа. Декабрь 2014

По этому поводу у меня была масса идей и задумок, постепенно формировалось собственное ви́дение художественной гимнастики как инструмента очень широкого спектра применения. Именно это ви́дение я с рвением желала реализовать на практике в тренировочном процессе. Естественно, были и амбиции, мне было интересно отследить «чистые» результаты своей методики, которая постепенно по крупицам собиралась из набирающегося практического опыта и из разнообразных информационных источников.

Но не все было гладко. Тренируя одних и тех же гимнасток из недели в неделю, следуя как по накатанной уже намеченному курсу, плану, в один момент я словила себя на мысли, что как тренер я постоянно испытывала какое-то внутреннее неудовлетворение и недовольство.

В голове звучали уже привычные: «Недостаточно», «маловато», «можно еще», «недотянули», «не докрутили». Стопы, колени, колени, стопы, дети голову «не включают», отвлекаются, несерьезные, балуются, разговаривают, невозможно их собрать. В итоге все-таки собирала детей, раздражалась, тратила кучу времени и энергии, объясняла и выкладывалась на все 200%. Попадая в воронку рутинной работы, утрачивая связь с реальностью, начинала требовать от детей, как от профессионалов, забывая, что передо мной всего лишь ребенок, а не профессиональный спортсмен. В конце я взвалила и на себя, и на детей непосильную ношу из постоянного недовольства всем и вся. А какая в такой атмосфере может быть продуктивная работа? Это — пытка.

Поэтому я понимала, что должна себя внутренне тормозить: «Еще не время, подожди, маленькая она еще. Не поймет сейчас. А если не поймет, то и исправить не сможет, поработай лучше с ней над тем и тем, спокойно и не спеша…»

Брала себя в руки, успокаивалась, меняла тактику, не забывая подбадривать ребенка, и у него, как по велению волшебной палочки, начинало потихоньку получаться! «Ну точно! Сама же виновата — спешишь. Эх ты, „профессионал“!» Снова недовольство, но уже собой. И в конце, получая результат, я сидела в раздевалке на скамейке как выжатый лимон и не знала, что с этим всем делать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание спортом. Записки тренера по художественной гимнастике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я