1. книги
  2. Воспитание детей
  3. Наталия Рыбалкина

Размышления о тьюторстве

Наталия Рыбалкина (2016)
Обложка книги

Прошло уже более 30 лет с того дня, когда в России появилась тьюторская практика в рамках международной детской программы Открытого университета «Эврика». Именно тогда у Наталии Рыбалкиной возник исследовательский интерес к проблематике тьюторства и затем стал оформляться в различных докладах и статьях. В этой книге собраны наиболее значимые ее работы разных лет. Теперь у тьюторского сообщества появилось еще одно издание, где можно проследить за развитием и углублением тьюторских идей и приобщиться к доказательству самых важных для всего тьюторского сообщества положений. Книга будет интересна профессиональным тьюторам, учителям, педагогам среднего профессионального и высшего образования, студентам гуманитарных специальностей, родителям.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Размышления о тьюторстве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1999 год

Онтологические ориентиры модальной педагогики

(Материалы 3-й Всероссийской тьюторской конференции)

Понятия: ориентиры и альтернативы

В данной работе я продолжаю линию размышлений о понятиях тьюторской деятельности, начатую мной на первой и второй тьюторских конференциях. На первой конференции я касалась понятия индивидуальности, на второй — самоопределения. Теперь попытаюсь корректно соположить эти понятия.

Понятийная работа — это часть работ по проектированию тьюторской деятельности. Проектная логика предполагает, что от содержания понятий, которыми будет оперировать тьюторское мышление, зависит выверенность тьюторских действий.

Понятийная работа в чем-то похожа на работу археолога. Вначале надо найти слой, где залегает искомое, то есть наметить контуры понятий. Потом можно работать лопатой — выделять аспекты содержания, после этого кисточкой — с нюансами. И, наконец, собрать черепки воедино — именно в то искомое понятие, которого в отличие от археологических находок не было до момента его «склейки». Ошибкой спешащих является выхватывание осколков старых понятий и представление их в функциях, для них не свойственных, публикация этих «черепков» под видом «находки века», внесение путаницы в понимание и фиктивности в деятельность.

Сегодня в педагогической публицистике очень много пишут об индивидуальности, индивидуальной образовательной траектории, индивидуальном подходе, индивидуальной образовательной программе, самоопределении и праве на него, ставя эти слова через запятую. За публицистическим пафосом прячется непроработанность педагогического содержания, но он, к сожалению, и начинает определять стиль мышления современного педагога, который, не имея возможности повысить свою профессиональную квалификацию, повышает свою коммуникативную эрудицию.

Я предполагаю наметить контуры двух понятий — «индивидуальная история» и «самоопределение» — и указать на их место в тьюторской деятельности.

Педагогика как практика воспитания всегда являлась практикой оснащения человека средствами употребления свободы. А всякая новая педагогика возникала из конкретных решений проблемы должного. Будучи прикладной наукой онтосозидающих практик, педагогика традиционно выводила идеи должного из полаганий сущего, производимых в разные времена философией, религией, наукой. В неоднозначности выводимых педагогикой предписаний был заложен кризис образования.

Пример. Платоновский Сократ с утверждением поиска истины как должного. Его педагогика — прямое следствие из утверждения сущим мира идей Платона. Если принять диалоги Платона за исторически корректно отражающие практику Сократа, то должным здесь будет поиск истины. Интересно, что стратегия знающего о незнании, но утверждающего о существовании истины, родилась в ситуации философского анархизма и триумфа софистской педагогики, утверждения рыночных отношений с истиной.

Другой пример. Идея существования Бога в одно и то же историческое время могла породить две совершенно разные ее трактовки применительно к практике управления человеческим поведением: доктрину Лютера об оправдании верой и доктрину Кальвина о предопределении. Кстати, несмотря на то что они претендовали на статус онтологических интерпретаций, обе имели подоплеку, связанную с малой историей их авторов. Для Кальвина это был опыт эпидемии чумы, а для Лютера — опыт политического противостояния папству, а именно практике продаже индульгенций. Тем не менее обе доктрины отталкивались от не-усомневаемого предельного основания, и это их примиряло.

Однако такого рода сополагания (из идеи сущего — идея о должном) были возможны до наступления эпохи кардинального онтологического сомнения, онтологического кризиса, когда сам факт наличия нескольких предельных онтологий в истории человечества поставил под сомнение их все. С момента кантовской революции в философии уже невозможно было бесспорным регулятивом принять какую-либо трактовку должного в силу того, что полагания сущего, закрепляющие его статус, пошатнулись.

С этого момента педагогика как практика ведения, воспитания и образования теряет, по большому счету, право на существование и может претендовать только на статус практики обучения и подготовки к жизни. Но если она хочет сохранить свой статуе, у нее есть выход. И он заключается в полагании в основание педагогики идеи должного как такового.

Не конкретно наполненного содержанием, но как такового. Должное должно быть. Als ob было сущее. Проповедующее такую веру педагогическое мышление я и называю модальной педагогикой.

Сегодняшняя ситуация педагогики имела прецеденты. Ситуации, похожие на созданные эпохой кардинального онтологического сомнения, хотя и не такие кардинальные, мы можем фиксировать в переходные исторические периоды, когда одна система ценностей была уже скомпрометирована или находилась под запретом, а другая еще только формировалась. Это были ситуации, актуализирующие проблему человеческого самоопределения.

Пример. Фигура Сенеки — философа, политика и педагога — воплощение проблемности самоопределения на фоне умирающего духа республики, гонений на философию, невозможности сочетать личное благо и служение обществу. Его философско-педагогический гений оставляет нам идею, очень похожую на идею должного как такового — идею совести.

Сегодня мы можем утверждать, что процесс самоопределения становится базовым процессом в ситуации дрейфа онтологических, ценностных ориентиров мышления. Управление этим процессом — рамочное для практик управления человеческой активностью и педагогики как одной из них.

Основным понятием, организующим мышление педагога в этой ситуации, является понятие самоопределения. Самоопределение как процесс полагания ДОЛЖНОГО и наполнение конкретным содержанием идеи должного самостоятельно (см. схему 1).

Схема 1. Самоопределение:

рамочка — место полагания должного;

человечек, включенный в процесс полагания на это место какого-то содержания;

стрелочка от рамочки к позиции, организованной этой идеей.

Семейство рабочих понятий модальной педагогики можно дополнить понятиями «самоидентификация» (отождествление себя с одной из позиций в СУЩЕСТВУЮЩЕМ и социально фиксированном наборе таковых) и «самопознание» (поиск соразмерного себе образа мыслей и действий в мире многих ВОЗМОЖНОСТЕЙ, запечатленных для нас историей культуры).

Если объявить Существующее местом ограничения свободы, Возможное — местом ее предъявления, то Должное — это сфера употребления свободы. «Кризис свободопользования» возник именно вследствие отсутствия категории должного в понятийном аппарате тех деятельностей, которые потеснили старушку-педагогику…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Размышления о тьюторстве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я