Любовь к истории своей Родины… Именно этим чувством проникнуты детские рассказы и сказки нашего дорогого автора – Натальи Николаевны Обнорской. Приятно читать умные и добрые книжки, написанные ею. Автор с особой выразительностью описывает события, связанные с историей гостеприимного Ярославля. Как хороши старые улочки, сколько интересного таится в уголках древнего города! Прочитав книгу, вы, возможно, сами захотите провести экскурсию для близких людей по мотивам этих увлекательных историй.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки, которые живут в Ярославле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сказка, которую знают все
Самая старая сказка Ярославля родилась вместе с городом. О ней напоминает главный символ нашего города — герб, на котором изображается медведь с секирой на плече. Благодаря этой сказке медведи поселились (разбежались!) по всему Ярославлю! Настоящие, живые медведи живут в Ярославском зоопарке, медведица Машенька много лет веселит посетителей Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
Ещё есть большущий бронзовый медведь в парке Тысячелетия Ярославля, подаренный самим президентом Российской академии художеств Зурабом Константиновичем Церетели. А на углу Московского проспекта и улицы Павлова на пенёчке поселился маленький деревянный медвежонок. Недалеко от него, возле Дворца культуры «Нефтяник», медведь-нефтепереработчик беседует с сибирским соболем, добывающим для него нефть. Эта скульптура — тоже подарок городу. Об этом напоминает табличка со словами: «Дар родному городу от преданного земляка, мэра города Увата Ю. Е. Свяцкевича к 1000-летию Ярославля». Спасибо нашему «преданному земляку»!
А самым знаменитым медведем стал маленький бронзовый медвежонок, подаренный городу группой меценатов. Этот медвежонок «залез» на большой камень на Первомайской улице, возле Богоявленской площади, и каждый час громко «рычит», стараясь показаться очень грозным. На камне написано, что этот медведь — символ России и легенда Ярославля. Так что же это за легенда? Где она живёт?
Сразу надо сказать правду: история о том, как князь Ярослав Мудрый сражался с медведем, победил его и приказал строить крепость-город — это всё-таки сказка. Ведь записали эту историю более чем через семь веков после того, как город появился! А до этого, может быть, много-много поколений бабушек и дедушек пересказывали её своим внукам и, конечно, что-то добавляли, что-то забывали. И герб с медведем появился у Ярославля, когда городу было уже без малого семьсот лет. Но в любой сказке есть частица правды. Давайте «пройдём по следу» ярославского медведя, вспомним нашу любимую городскую легенду и побываем там, где она родилась.
Начинается наша сказка на берегу Которосли. Сейчас эту реку хорошо знают ярославцы, а для других россиян она кажется одной из небольших речек. Но тысячу лет назад для северной русской земли эта река была одной из важнейших. Существовало тогда государство Киевская Русь. Главной его столицей являлся город Киев. Территория Руси была очень большой, поэтому у великого киевского князя служили помощники-наместники, которые правили разными частями страны и жили в главных городах. Здесь, на севере, находилась самая дальняя от Киева часть Руси — Ростовская земля. Столицей её был город Ростов, известный со времени Рюрика, далёкого предка князя Ярослава Мудрого. Ростовская земля была велика, позднее именно на ней появились города — Кострома, Углич, Москва и другие.
В столичный Ростов в 988 году отправил киевский князь Владимир одного из своих младших сыновей, совсем ещё мальчишку Ярослава. Перед этим «назначением» Ярослав, как и другие сыновья Владимира, был крещён, получил христианское имя Георгий (наши далёкие предки произносили его как Гюрги, а потом переделали и в Юрия, и в Егория), но в истории остался под своим первым, нехристианским, княжеским именем. В Ростове Ярослав правил и, видимо, жил более двух десятилетий — до 1010 года. Собирал дань с жителей этой земли, заботился о её развитии и защите. Ростовская земля выходила к берегу Волги — огромной реки, по которой с древности ходили суда разных народов — и мирных, и не очень. Не случайно называли Волгу «путём из варяг в арабы». Кто-то вёз товары, надеясь выгодно поторговать, а кто-то рассчитывал пограбить прибрежных жителей. Ростовский князь обязан был защищать своих людей, поэтому ему требовалась крепость на берегу для размещения воинов. Самым опасным местом считалось то, где в Волгу впадала река Которосль: ведь Которосль вела прямо к Ростову, к столице, к княжескому терему! Вход с Волги в Которосль обязательно надо было держать под контролем! И лучшее место для сторожевой крепости — высокий берег у слияния Волги и Которосли.
Давайте представим, что плывёт от Ростова к Волге княжеская ладья. Плывёт мимо берегов, где в наше время находятся Кармановский посёлок и Перекоп, где перекинуты через реку мосты, — плывёт по излучине, которая огибает сегодня парк Тысячелетия. Большая ладья, прочная. На высоком носу установлена, по варяжским правилам, вырезанная из дерева голова дракона. Спущены холщовые паруса, идёт ладья на вёслах. Дружно взмахивают вёслами мускулистые гребцы. Каждый, если нужно, готов в бой-драку броситься, у каждого оружие наготове, а на бортах ладьи большие варяжские щиты укреплены: видно с берега, кто плывёт, и от стрел защита. Почему и ладья, и вооружение варяжские? Потому что в то время варяги часто служили здесь как воины, многие жили на этой земле, да и сам князь Ярослав был варяжской крови.
Вот так на Которосли началась наша сказка. Вы, конечно, знаете, что на Богоявленской площади, недалеко от Которосли, теперь стоит памятник Ярославу Мудрому? Вряд ли Ярослав, проплывая близ этого места, представлял себе, что город, носящий его имя, через несколько веков будет таким большим!
Плыл Ярослав туда, где Которосль в Волгу впадает, осмотреть место, где советовали знающие люди город-крепость строить. Вот уж недалеко до устья Которосли. Берега невысокие, болотистые, ручейки по оврагам к Которосли бегут. И тут почуял князь недоброе. На левом берегу на широкой логовине заметил идола — чурбан высокий стоит, на нём лицо человеческое высечено. Рядом с идолом — люди, увидели ладью и побежали вдоль Которосли в сторону Волги. А там видны крыши низких деревянных построек, дымы, к небу поднимающиеся. «Медвежий угол это, — говорит князю старый воин, — язычники живут. Много их тут, живут как разбойники, купцов на Волге грабят. Никому не покоряются, дани никому не платят и никогда не платили. Трудно будет нам с ними поладить!»
Действительно, было близ устья Которосли селище Медвежий угол. Поселились здесь люди за несколько веков до того, как Ярослав сюда пожаловал. Всё, что сказал князю старик, было правдой. И дани местные жители никому не платили, и купцов на Волге, бывало, грабили. По их понятиям, у кого нет силы, чтобы защититься, тот сам в этом виноват. Но умели эти люди себя и прокормить, и одеть, и всё необходимое для жизни сделать. Рыбачили, охотились, скота домашнего у них было много — коров, овец, свиней. Ко времени Ярослава разные люди жили в Медвежьем углу: древние хозяева этой земли — меряне, славяне и варяги. Говорили они на разных языках, но хорошо понимали друг друга. И мир все они понимали одинаково: почитали великую богиню Мать Сыру Землю, богов Верхнего Мира, например, Лося, который солнце над землёй несёт, и богов Нижнего Мира, например, Уточку, которая по подземному морю возвращает солнце к восходу. Много ещё богов было у жителей этой земли, и все они требовали от людей с почтением, бережно относиться ко всему, что даёт им Природа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки, которые живут в Ярославле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других