Настольная книга менеджера по персоналу содержит все вопросы по управлению человеческими ресурсами – по формированию продуктивной корпоративной культуры, созданию службы персонала, бюджетированию затрат на персонал, моделированию компетенций, организации найма кандидатов, адаптации новых сотрудников в компании, обучению и повышению лояльности персонала, мотивации и технологии Assessment Center, обратной связи с сотрудниками и управлению персоналом в условиях кризиса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная книга менеджера по персоналу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Общие вопросы построения системы управления персоналом в компании
Бюджетирование затрат на персонал
Бюджетирование — часть краткосрочного или долгосрочного планирования, представляет собой метод распределения финансовых ресурсов для достижения запланированных целей (62).
В качестве финансовых средств выступают собственные ресурсы компании, а также кредитные, бюджетные и средства инвестора.
В российском бизнесе реализуются следующие основные подходы к бюджетированию: «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
При первом подходе процесс бюджетирования осуществляют руководители высшего звена управления. Сильная сторона такого подхода состоит в том, что при распределении денежных средств максимально учитываются стратегические цели и задачи компании. Кроме того, при принятии решения топ-менеджментом в компании не возникают конфликты и разногласия, линейные руководители и сотрудники подчиняются решениям «сверху».
Для эффективного бюджетирования «сверху-вниз» руководители высшего звена должны четко понимать специфику и нюансы бизнеса, а также обладать реалистичным подходом к планированию деятельности компании. Следует отметить, к сожалению, что в качестве недостатка можно назвать привычный для российского бизнеса подход планировать расходы на персонал по «остаточному» принципу. Как правило, основные финансовые средства направляются на прибылеобразующие подразделения — отделы производства и продаж, приносящие компании основные прибыли.
При подходе к бюджетированию «снизу-вверх», который часто применяется в больших компаниях, руководители структурных подразделений составляют собственные бюджеты, которые потом согласовываются, координируются и обобщаются на высшем этаже власти. Сильной стороной такого подхода, особенно в отношении Службы персонала является тот факт, что Директор по персоналу, как и другие руководители отделов и направлений, может составить подробный список конкретных статей расходов на персонал и указать обоснованный объем финансирования запланированных задач по персоналу.
И все же, если для планирования бюджета компании применять только второй подход, необходимо много сил и времени тратить на согласование всех финансовых вопросов между руководителями подразделений компании. В связи с этим, на практике чаще всего применяется комбинированный подход, когда топ-менеджеры собирают информацию снизу, и после согласования и координирования всех статей расходов, принимают решение по бюджетированию.
В ходе согласования, как все руководители отдельных направлений деятельности компании, Директор по персоналу должен запланировать расходы на Службу персонала и выполнение задач развития персонала. Особенно важно уметь отстаивать и обосновывать необходимость затрат на персонал по каждой конкретной задаче, о чем мы будем говорить ниже в данной главе.
Различают несколько видов бюджетов, опишем основные из них.
Общий бюджет состоит из операционного и финансового. Операционный бюджет отражает планируемые операции на предстоящий год: бюджет продаж (доходов), производственный бюджет, бюджеты закупок, бюджет заработной платы и бюджеты условно-постоянных расходов.
Финансовый бюджет отражает отчеты о прибылях и убытках, капитальных затрат, а также бюджет денежных средств предприятия и подготовленный на их основе прогнозный бухгалтерский баланс.
По временному критерию бюджеты делятся на краткосрочные и долгосрочные. В качестве базового периода планирования денежных поступлений и затрат выбирается один финансовый год. Долгосрочным считается бюджет, составленный на срок более одного года, краткосрочным — менее одного года. В кризисный период технология принятия решений и корректировок может учитывать несколько вариантов бюджетов в зависимости от развития внешнеэкономических условий.
Генеральный Директор компании «Мегафон-Москва» Игорь Парфенов в своем интервью сказал: «Сформирован бюджет нашего ожидания рынка на будущий год и на ближайшие месяцы. У нас есть несколько вариантов антикризисных планов. Если потребление услуг не падает, мы развиваемся согласно утвержденному бюджету. Но если мы заработаем меньше, то будем меньше и тратить. Если недобор плана составит 10%, то определены конкретные шаги по сокращению издержек. К примеру, отказываемся от парка представительских машин, экономим на корпоративных мероприятиях, командировках. Соответствующие меры подготовлены и на случай, если потери составят 20% и 30% от плана. Такая многоходовая комбинация позволяет сохранить эффективность бизнеса».
В постатейных бюджетах ограничены конкретные суммы затрат по каждой статье без возможности переноса в другую статью, даже в случае существенной экономии средств по одной из статей. В российском бизнесе постатейное ограничение расходов практикуется для контроля и ограничения полномочий руководителей среднего звена управления и линейного персонала.
Система бюджетов с временным периодом предполагает, что неизрасходованный на конец запланированного периода остаток финансовых средств не переносится на следующий период. Данную технологию применяют с целью контроля деятельности топ-менеджмента и расхода ресурсов компании.
Бюджеты с нулевым уровнем каждый раз составляются заново, «с нуля». Преемственный бюджет имеет шаблон, «пустографку», в которую при очередном бюджетировании вносятся коррективы, отражающие текущие изменения.
Роль и ответственность Службы персонала в бюджетировании состоит в составлении бизнес-планов работы с персоналом, планов мероприятий, оценки и формулирования аргументов обоснования необходимых финансовых затрат на персонал. Основные бюджеты затрат Службы персонала включают:
— обеспечение деятельности Службы персонала;
— комплектование компании кадровыми ресурсами;
— использование персонала;
— обучение и развитие персонала.
Для составления бюджетов затрат на персонал, необходимо отразить затраты в плановых калькуляциях и расходах по местам возникновения затрат. Документы, обосновывающие затраты на персонал, формируются Службой персонала, отделом организации труда и заработной платы (ОТиЗ). Затем они передаются в планово-экономические структуры, которые в формате калькуляций передают их в финансовый отдел для формирования бюджета затрат на персонал.
К документам, регулирующим бюджетные отношения, относится Положение о бюджетировании. Положение содержит перечень бюджетов, их формат, порядок разработки бюджетов и подготову материалов об их фактическом исполнении. В Положении о бюджетировании указываются структурные подразделения, принимающие участие в разработке бюджетов, ответственные исполнители, перечень документов, которые используются при их составлении, место их нахождения и даты их предоставления.
В основе бюджетирования лежат Методика планирования, калькулирования, учета себестоимости, Учетная политика, Положение о документообороте, а также ряд документов, которыми регламентируются и нормируются бизнес-процессы компании.
Служба персонала, с одной стороны, является центром ответственности, с другой — центром затрат. Типовые расходы Службы персонала отражены в таблице 4.
Табл. 4. Типовые расходы на персонал
Теория поколений и система управления персоналом
Кроме бюджетирования затрат на персонал, к общим вопросам построения системы управления персоналом можно отнести теорию поколений, популярную в последнее время. Опора на теорию поколений помогает найти простое и понятное основание для анализа жизненных установок и ценностей сотрудников, построения эффективной корпоративной культуры и общей системы управления персоналом компании.
Теория поколений была разработана американскими историками Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. В данной концепции систематизированы ведущие ценности для людей разных поколений с учетом истории США. Важно отметить, что предполагается, что поколение — это люди, рожденные в один и тот же исторический период и испытывающие влияние одних и тех же событий в обществе. Известно, что ценности формируются у молодого человека в условиях семейного и общественного воспитания в возрасте 10—16 лет, воспринимаются им как естественные, нормальные и правильные принципы жизни и работы, и проявляются в отношении к кадровой политике компании, профессии и коллективу сотрудников.
Опишу сначала четыре поколения американцев, характеристики которых даны с учетом истории США, а потом — поколения россиян с позиции истории России.
Поколение Y (поколение сети, 1983—2000 г.г. рождения) характеризуется такими ценностями:
— изменения;
— оптимизм;
— общительность;
— уверенность в себе;
— разнообразие;
— творчество;
— фрилансинг, удаленный офис, гибкий рабочий график;
— свободная одежда на работе;
— достижение;
— немедленное вознаграждение;
— мораль, нравственность;
— гражданский долг;
— техническая, компьютерная компетентность.
Поколение Х (или тринадцатое поколение, 1965—1984 г.г. рождения) характеризуется такими ценностями:
— изменения;
— выбор;
— равноправие;
— индивидуализм;
— конкуренция, выживание;
— надежда на себя;
— прагматизм;
— глобальная информированность;
— обучение в течение всей жизни;
— техническая, компьютерная компетентность;
— свободная («джинсовая») пятница;
— унисекс.
Поколение Беби-бумеров (1943—1965 г.г. рождения) характеризуется такими ценностями:
— оптимизм;
— молодость;
— здоровье;
— работа;
— ориентация на команду;
— личностный рост, стремление быть лучшими;
— личное вознаграждение и статус;
— официальный дресс-код на работе;
— подчеркивают гендерную привлекательность.
Молчаливое поколение (1923—1945 г.г. рождения) ориентировано на такие ценности:
— честь;
— закон и порядок;
— соблюдение правил;
— преданность;
— уважение к должности и статусу;
— жертвенность;
— терпение;
— экономность;
— религиозность (партийность).
В России также можно выделить четыре поколения, но особенности исторических событий в России и бывшем СССР были иные, нежели в США.
Молодые люди 18—23 лет — это представители поколения Сети, взрослевшие Новом времени, в общемировом информационном пространстве и имевшие возможность учиться и отдыхать за границей. Сейчас ценности молодых россиян очень близки к ценностям всех молодых людей планеты этого возраста:
— уверенность в себе;
— свобода;
— изменения;
— позитивность;
— общительность;
— творчество;
— фрилансинг;
— патриотизм.
Для молодых людей 18—23 лет привлекательными выступают такие условия работы в компании:
— компания — крупная и известная на рынке;
— компания динамично развивается, и корпоративное развитие связано с позитивными изменениями;
— в компании есть системная корпоративная культура (история, миссия, видение, ценности, правила корпоративной бизнес-этики, традиции);
— компания имеет интерактивный внутренний сайт с Центром знаний;
— в компании организовано регулярное обучение персонала (за счет компании);
— в компании поставлена система наставничества для передачи практического профессионального опыта новым сотрудникам;
— молодой сотрудник поступает в подразделение, которым руководит опытный руководитель, наставник «по жизни»;
— в компании молодой сотрудник может реализовать свою потребность в общении со сверстниками на корпоративных праздниках и выездах.
Молодые люди 24—35 лет — это поколение Перестройки, их юность совпала с глобальными изменениями в общественном устройстве России. Подавляющее большинство из них начали раннюю профессиональную деятельность, одновременно учились и работали. Многие обеспечивали родителей, не сумевших сориентироваться в новых условиях и потерявших работу. Их молодых людей 24—35 лет:
— выживание;
— надежда на себя;
— трудоголизм;
— конкуренция, деловая агрессия;
— утрата привычных общественных ценностей и выработка собственных ценностных ориентиров, индивидуализм;
— критика родителей, утрата родственных связей;
— ориентация на бренды;
— стремление к профессиональному успеху;
— материальная мотивация;
— прагматизм, экономность.
Для молодого специалиста 24—35 лет будет привлекательной корпоративная культура компании с такими особенностями:
— в компании присутствует перспектива роста, развития карьеры (вертикальной, горизонтальной или ускоренной, центростремительной);
— в компании организовано системное корпоративное обучение, а также поощряется бизнес-образование в престижных учебных центрах;
— в компании созданы условия для расширения профессиональных знаний и опыта;
— при получении опыта завершения успешных проектов в компании созданы условия для влияния на политику компании;
— в компании можно удовлетворить интерес к инновациям и новым методам работы;
— в коммуникациях с коллегами можно реализовать стремление к расширению жизненного опыта.
Взрослые люди 36—45 лет — это поколение исчезнувшей советской цивилизации. Они были воспитаны в советское время, но работать им пришлось в условиях молодого русского капитализма, когда старая партийно-номенклатурная общественная система уступала место новой, капиталистической формации. Их ценности:
— выживание;
— работа;
— свободное время;
— общительность, способность к сплочению;
— успех;
— непрерывное обучение;
— материальное благополучие;
— семейные ценности.
Для опытного профессионала 36 — 45 лет приоритетными выступают такие условия работы:
— в компании построена эффективная корпоративная культура с такими ценностями, как командность, взаимопомощь и взаимоподдержка, ориентация на результат;
— в компании организован Корпоративный университет с внутренними консультантами и экспертами (сотрудник — преподаватель Корпоративного университета);
— в компании развит институт наставничества (сотрудник — наставник в компании);
— в компании присутствуют возможности для карьерного роста;
— в компании имеются условия для расширения деловых контактов.
Зрелые люди 46—60 и более лет — это поколение победителей, дети и родственники отцов и матерей, победивших во Второй Отечественной войне, поднявших страну после разрухи и имевших крупные достижения — полет Гагарина, Оттепель, научные открытия. Для них характерны такие ценности:
— оптимизм, стремление к радости;
— здоровье;
— вера в успех;
— патриотизм, ощущение себя лучшими в мире;
— уважение к закону, порядку, статусу;
— стабильность;
— общительность;
— уважение общественных и семейных ценностей.
Для зрелого профессионала 46 — 60 и более лет эффективной будет корпоративная культура компании с такими особенностями:
— стабильность компании и стабильность работы в конкретной компании, особенно в условиях кризиса;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная книга менеджера по персоналу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других