Не подрезай ребенку крылья. Как воспитать элиту?

Нелли Власова

Элита – это не богачи или люди с хорошими манерами. Это лучшие представители общества. Элита – своего рода гумус, плодородный слой в социуме. Лучшие ее представители отличаются от обычных людей особой ментальностью.Данная книга предлагает методы и способы воспитания качеств яркой личности: целеустремленности, дружелюбия, смелости, мужества, ответственности, независимости и уверенности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не подрезай ребенку крылья. Как воспитать элиту? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Нелли Макаровна Власова, 2019

ISBN 978-5-4490-0786-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Для кого эта книга?

Она для родителей и воспитателей всех уровней. Воспитать хорошего человека мечтает большинство родителей. Но хороший человек — это тот, кто не делает плохо. Хорошие люди сохраняют мир. Но развивают мир не они, а личности. Под родителями я понимаю не только самих родителей, но и тех взрослых, направление деятельности которых — заниматься именно развитием детей. А это учителя продленного дня, частных школ, гувернеры, няни, руководители кружков, клубов по развитию и т. п. И такая профессиональная группа у нас в стране довольно многочисленная: наверное, сотни тысяч, а может, и миллионы людей. Моя книга и карты для домашнего тренинга не только их помощники, но и, наверное, чуть ли не единственное средство и инструмент развития яркой личности.

Воспитать не просто хорошего, но и неординарного человека, — это новая цель даже для педагогики. Люди с ярко выраженной индивидуальностью — элита общества.

Аннотация

• Элита — это не богачи или люди с хорошими манерами. Это лучшие представители общества. Элита — своего рода гумус, плодородный слой в социуме. И как без плодородного слоя почва истощается и не плодоносит, так без элиты общество деградирует. Лучшие ее представители отличаются от обычных людей, пусть даже и хороших, особой ментальностью. Люди элиты осознают свою миссию и свою ответственность за ее реализацию. Они независимы, верят в свой потенциал, смело и мужественно преодолевают преграды, толерантны к людям, ориентированы на сотрудничество, а не на вражду и агрессивность.

Педагогика направлена на воспитание хороших людей: это те, кто не делает плохо. Хорошие люди придают обществу стабильность и устойчивость. Но двигают мир не они, а личности, т.е. элита.

В книге представлены инструменты, методы и способы воспитания особых качеств яркой личности. Все произведение — об этом. Но есть особенности и отличия его от тысяч других подобных сочинений о воспитании. И отличия очень существенные.

Все книги о воспитании написаны на языке науки. Язык науки и язык личностной трансформации человека существенно различаются. Наука объясняет, аргументирует, доказывает, описывает словами-понятиями, то есть абстракцией. Практическая трансформация личности живет в конкретных условиях и нуждается в конкретных действиях и операциях. В этой книге научные понятия и законы поведения переведены в технологические процедуры и способы решения жизненных задач и ситуаций.

Эта книга рассчитана на детское восприятие. А ментальность современных детей сформировалась под влиянием телевидения как клиповая. Ребята не любят читать длинные тексты, на которых базируется вся научная литература. Хотя книга написана в расчете на трансформацию детей, написана она все-таки для родителей. Это как бы образец того, как взрослый должен говорить с ребенком на тему его личностного и духовного роста: на доступном для ребенка языке.

Введение. Синица в руке или журавль в небе?

С чего все начиналось?

Дорога длиной в тысячу ли начинается с первого шага.

Китайская пословица

Эта книга — результат моей 40-летней деятельности в качестве управленческого консультанта десятков фирм, компаний, организаций. Всю жизнь я учила управленцев всех уровней искусству управления людьми и организациями. Но уже с 1990-х года я отошла от классического менеджмента и заразилась изучением «бациллы» лидерства. Лидер отличается от менеджера и командира ментальностью. Но эта ментальность претерпевает внутреннюю трансформацию только с помощью особого языка и методов воздействия. И вот тут открылись законы квантовой физики и квантового устройства мира. Они тоже стали моим хобби. Я начала разрабатывать для взрослых руководителей деловые игры и тренинги не только по освоению новых лидерских навыков и умений, но и по трансформации их ментальности, очищению от стереотипов и привычных шаблонов.

По прошествии этих нескольких десятилетий я пришла к убеждению, что воспитанием лидерства в человеке надо начинать заниматься в детстве, пока привычные стереотипы и шаблоны поведения не развратили детские души. Я стала применять свои находки уже на своих внуках. И определила даже лучший возраст для начала пути в глубокую философию лидерства. До семи лет у ребенка еще не сформировано сознание, необходимое для осознания ценностей. Но после этого возраста вполне можно заниматься погружением ребенка в глубины высших человеческих ценностей.

Кроме знания законов лидерства, изучения квантовой физики и квантовой парадигмы устройства мира третьим рычагом мне служил мой жизненный опыт. И вот на этих трех китах я создала свой авторский подход к решению такой важной, я бы даже сказала, великой задачи «Не убий в ребенке гения!». Как мне это удалось, судить читателю.

Что касается моего личного опыта, то все началось когда-то в далекой молодости. Мне предстоял выбор между двумя претендентами на мои руку и сердце. И я его сделала. Но эта ситуация обозначила ту проблему, решению которой я посвятила всю свою жизнь. Она превратилась в миссию. И началом исполнения этой задачи стала упомянутая ситуация сложного для меня выбора. Ни один из претендентов не вызывал у меня неприятия или отторжения. Бывает и так. Но во втором случае была некоторая неопределенность. Это был маленький минус, который не играл большой роли. Зато у второго претендента был и большой плюс. Когда я видела его и даже когда вспоминала, у меня в душе играла скрипка. Это непередаваемое ощущение полета и какой-то нежности.

В чем была сложность? В силу молодости, в силу сомнений из-за этой неопределенности, в силу еще каких-то случайных причин я выбрала первого. И он оказался хорошим. Жалеть не пришлось. Но исчезла скрипка. Она не замолчала и сопровождает меня всю жизнь, когда я вспоминаю. Но с годами я задала себе вопрос: «Почему я заглушила в момент сложного выбора ее глубинное слабое звучание?» Нет оснований жалеть о своем выборе и никогда не было. Тогда в чем проблема?

А проблему я сформулировала так. Есть русская пословица «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Я предпочла хорошую, успешную синицу. Но ведь журавль в небе означает мою способность дерзнуть, рискнуть, подняться до каких-то других высот, испытав жизнь, в которой звучит скрипка. Дело не в последствиях выбора как такового, а в моей смелости, отваге, может быть, даже готовности рисковать, но ставить себе не приземленные цели, а стремиться к тем высотам, куда манило звучание скрипки. Почему мы боимся лететь к звездам?

Что такое «журавль в небе»? Это наше тело или душа? Конечно, это энергия души. А «синица в руках»? Похоже, ближе к телу. Отказываясь от журавля в небе, мы невольно прячем свою душу не только от других, но и от себя. Итак, нужно ли прятать душу?

Как-то в Интернете я прочла чьи-то рассуждения на эту тему. Автор писал о том, что часто, что-то пряча, мы просто со временем начинаем забывать, что это у нас есть. Закапывая клады, составляют карту, чтобы потом можно было их отыскать. А без карты? Считайте, что сокровище утеряно навсегда. И быть может, какому-то счастливчику повезет случайно наткнуться на него. А ведь с душой все обстоит точно так же! Тщательно скрывая себя, свой внутренний мир, свою душу, мы постепенно начинаем забывать, кто мы есть.

Гордился бы тот ребенок, которым каждый из нас был в детстве, собой взрослым? О чем мы мечтали в детстве? Какие радужные планы составляли, представляя в фантазиях себя героями, великими путешественниками, художниками, врачами. Наше наивное желание было настолько живо, настолько образно и душевно, что усомниться в его искренности вряд ли кто посмел бы. Мы хотели БЫТЬ! И быть не от ума, а от души. Но с годами мы ее предали, соблазнившись на более мелкое и надежное (на синицу в руке).

Да, вырастая, мало кто из нас становится тем, кем мечтал стать. Правила жизни, диктуемые окружением, помогают убрать душу на вторые роли, выдвигая вперед рационализм и логику. И вот вместо поэм и звуков божественной скрипки мы разрабатываем бизнес-планы, занимаемся шопингом или вместо картин красим стены в цвета, выбранные дизайнерами по найму.

Но кто же мы есть на самом деле? Те, кем мы должны были быть или те, кто похоронен под грудой замков и запретов? Журавль в небе или синица в руке?

Вывод в том, что никто не узнает тебя, пока ты добровольно не откроешься, не покажешь себя, а до тех пор тебя так и будут считать серой мышью, посредственностью, одним из многих. И ты сам будешь в это верить, забывая, кто же ты на самом деле. И если мы допустили такое и заперли свою душу в чулан, то как не повторить этих ошибок с собственными детьми и внуками?

И я взяла на себя роль учителя тех родителей, которые прониклись моей идеей — обратить взгляды детей (начиная с малого возраста) вверх, к звездным целям к журавлю в небе.

Попытки спрятать душу, закрыть внутренний мир ото всех приводят к тому, что мы начинаем жить не своей жизнью и просто забываем себя. И чтобы вспомнить, нужно обратиться в глубину своей сути, со всей смелостью и готовностью увидеть сокрытое. А смелость вам действительно понадобится, потому что за годы ограничений признать свои истинные желания, а тем более ступить на путь их реализации, не каждому под силу. Обычно это совсем иная дорога, но это дорога к себе. Я же взялась помочь родителям в этом.

И я поняла, что синицу в руке мы предпочитаем журавлю в небе просто в силу страха быть по-настоящему счастливыми. Мы боимся счастья, успеха, собственного величия, хотя мечтаем о них. Мечтаем, но не позволяем себе достичь их, так как боимся. В тот момент, когда нам предоставляется выбор, мы останавливаемся и ломаем себя. Дескать, тут надежней, а там много неопределенностей. И мы наступаем на гриф своей скрипки. И это большая и актуальная проблема большинства людей. Мы себя сдерживаем. Дескать, будь осторожней, а вдруг обожжешь крылья и рухнешь наземь.

И этот же скрытый страх обжечься о свою великую мечту быть по-настоящему счастливым и успешным, сдерживает нас при решении других задач, которые встают на нашем пути.

Если я думаю о деловом успехе, то снижаю уровень притязаний. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Но те, кто предпочитает журавля, создают крупные компании и изменяют мир, как Стив Джобс.

Если я думаю о людях вообще и об отдельных в частности, то сдерживаю себя: если распахнуть перед ними объятия, то можно получить по носу. Поэтому пусть будет синица в руке (ровные отношения только с теми, кто мне приятен), чем вселенская доброжелательность, как у матери Терезы. Если я хочу внутренней свободы и независимости, то синица в руке — это страх быть белой вороной.

И так далее. Во всех видах жизнедеятельности синица в руке привычней и надежней. Но тогда исчезает из жизни то, что ставит человека на пьедестал успеха и счастья, исчезает звучание скрипки. Ты вроде бы живешь, как все, но ты не живешь как хозяин своей жизни, капитан на своем жизненном корабле — с чувством своего величия, внутренней свободы и ощущением героя, способного поймать журавля в небе.

Мало вдохновиться журавлем в небе, нужно еще найти в себе силы сбросить груз камней, жерновов, бурдюков с тухлой водой — то есть избавиться от наших стереотипов, привычек, инстинктов, убеждений, условных и безусловных рефлексов, которые мы получили по наследству или приобрели в детстве и юности.

И я решила, что сама этому научусь и, главное, научу своих детей и особенно внуков. Я пойму, что меня удерживает от стремления к своему величию, к дерзости жить своей жизнью, а не по указке других людей, их мнений, обстоятельств, традиций и тех преград и помех, которыми всегда заполнена жизнь. Я стала для себя разрабатывать тренинги по преодолению этого страха, страха бояться счастья и высоты духа. Могу сказать, что я многого добилась именно в том, что я называю «жизнь в полете». И я созрела для того, чтобы поделиться своими находками, приемами, способами с теми, кто все еще предпочитает синицу в руке, а не журавля в небе. Если вы хотите поднять себя до уровня всей мечты или научить этому своего ребенка, моя книга для вас. Если синица вас устраивает, подарите ее другому.

Рожденный ползать летать не может. А как тогда бабочка, которая вылупилась из гусеницы? Чувствуешь себя червяком — не жалуйся, что на тебя наступают. Эта книга о своей силе духа. Как ее накачивать, чтобы не было обидно за свой нереализованный потенциал? Эта книга откроет вам все мои секреты и приемы, позволяющие освобождаться от стремления держать синицу в руке, чтобы хватило энергии и настроя пытаться поймать журавля в небе, где звучит скрипка.

Давайте начнем, не отвлекаясь на теории, доводы и аргументы наподобие «зачем?», «почему?», «для чего?».

Все мы хотим счастья и успехов. Это аксиома. Может, не верим в эту возможность, но все равно хотим. Может, отрицаем, но все равно где-то в глубине желаем этого.

Пройдемся по порядку, т.е. по тем целям, которых хотим достичь.

Я много лет искала качества успешной личности и нашла их в виде пяти ключевых факторов:

Наличие в человеке мощной энергии и страсти жить и работать. Где спрятана эта энергия и как ее оттуда вызволить?

Талант быть другом. Мы живем не на необитаемом острове. Мы живем среди людей. Без из участия и поддержки успеха и счастья не бывает по определению. Богатым стать можно, будучи изгоем и мизантропом. Но деньги — это не успех и счастье, а только один из ресурсов для их достижения, к тому же не всегда обязательный.

Готовность к риску и отваге. Способен ли трус или человек, боящийся трудностей, пасующий перед помехами и преградами, стать успешным? Среди успешных людей таких не встретишь.

Личная ответственность за все, что происходит в его жизни («я сам!»). Это воля, решительность и инициатива решать любые свои проблемы, не перекладывая их на кого-то и не жалуясь на обстоятельства и других людей в случае провалов или неудач.

Установка на самореализацию, вера в себя, стремление к постоянному развитию, внутренняя свобода, которая позволяет жить своей жизнью, по своему призванию и без чужих указаний.

Вывод: хотим счастья и успеха (особенно для своих детей), нужно воспитать в них эти пять качеств и свойств.

Передо мной задача воспитания яркой личности ставила один очень важный вопрос. Трансформировать себя, т.е. свои личностные качества, должны дети. Но дети не будут сами читать эту книгу. Поэтому я передаю как бы сценарии своих бесед и разговоров с внучками. Одной внучке 10 лет, а другой — 16. У детей разного возраста свои интересы и свои возможности понимать философские представления о жизни. Их надо учить на тех ситуациях, в которых им приходится делать свой выбор. Естественно, что задачи, проблемы и ситуации человека в 16 лет отличаются от задач и интересов человека в 10 лет.

Родители могут воспитывать своих детей, копируя мои находки и ключи, которые я находила, чтобы воздействовать на своих внучек. Но все методы воздействия для воспитания яркой личности (хоть для себя, хоть для подростка, хоть для младшего ребенка) базируются на одних и тех же законах.

Когда мои тексты будут обращены непосредственно только к родителям, я буду их помечать как «Родительский ликбез» или «Памятки для родителей». А все остальное будет отражением моих сценариев разговора с маленькими детьми (начиная с 7 лет и старше) на глубокие философские темы о смысле жизни и в виде психотренингов, цель которых — трансформировать обычного ребенка в яркую личность.

Я управленческий консультант с 40-летним стажем. Обучая 40 лет руководителей от среднего до высшего уровня законам лидерства и изучив эти законы, я поняла, что они вполне применимы и для молодого поколения. И не только с юношеского возраста, но и значительно раньше. Когда-то детям царской династии и высшему дворянству внушали чувство чести и ответственности, чувство достоинства и ценности служения стране, за которую они будут отвечать. Они должны были ощущать себя элитой. Элита — это не богатство и хорошие манеры. Элита напоминает гумус в почве. Гумус это плодородный слой. Без него почва вырождается. Элита — это гумус в социальной почве. Без нее общество деградирует. Жизнь в полете — это выход из обыденной жизни. Мореплаватели избегают рифов. А сильные натуры избегают всего обыденного или традиционного. Чтобы совершать большие дела, достойные вашей мечты, не нужно быть величайшим гением, не нужно быть выше людей: нужно быть вместе с ними, но чуть впереди.

Счастье и успех — это не только наши желания, но и наш долг и обязанность перед собой, своими детьми, работой, страной, родителями и Вселенной.

Жизнь в полете — это выход из обычных представлений в новый портал видения того мира, в котором мы живем. Жизнь без драйва — сплошная скука, там нет подвигов.

Загляните в Интернет в раздел «Демотиваторы». Художники и дизайнеры придают философским мыслям и человеческим ценностям образы. Через эти образы и афоризмы мы постигаем то, что обычно невидимо, но очень значимо для людей.

Но у всех этих демотиваторов есть незаконченность. Они ставят проблему. Они говорят даже, что делать, в каком направлении думать или идти. Но они больше похоже на призывы. И не отвечают на другой важнейший вопрос «а как это сделать?». Я взяла на себя отчаянную попытку дать ответы на вопрос «как?».

Предлагаемая книга для родителей содержит многообразие тех ситуаций, задач и проблем, которые составляют содержание вашей жизни и жизни вашего ребенка. Правда, не все, а те, в которых мы огорчаемся, переживаем, злимся, впадаем в отчаяние и пр. Это те моменты, где никак нельзя сказать, что наша жизнь — в полете. Скорее, она потерпела какую-то аварию.

Руководители разных уровней, которые обучались у меня искусству лидерства (в отличие от привычного искусства командирства или менеджмента), нередко сокрушались о том, почему этому их не обучали в детстве. Сколько бы ошибок они не совершили! И этих руководителей через меня прошло (если учитывать семинары, лекции, книги) несколько тысяч. Оттуда и возникла идея взять на себя роль обучать лидерству, элитарности с детства. Особенно это желание усилилось, когда у меня подросли внучки.

Сложность была только в одном — языке изложения. Но я сама стала придумывать эти языки для изложения сложных вещей в виде языка образов и метафор, которые хорошо понимают даже маленькие дети.

Книга состоит из двух разделов:

— Родительский ликбез.

— Воспитание яркой личности (психотренинги, сценарии бесед с детьми, карты для домашнего тренажера) по всем ее качествам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не подрезай ребенку крылья. Как воспитать элиту? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я