Эта книга – первая часть информационной концепции сознания. В книге раскрывается суть происхождения жизни как результата взаимодействия общего – внешних факторов и условий для ее возникновения и существования в жизнеобразующей среде космоса, на нашей планете Земля, и частного – органического вещества выделившейся части пространства, ставшего живым благодаря своей потенции к развитию. Развитие стало основным свойством жизни и биологической материи, которое отличается целеполаганием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 1. Жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дизайнер обложки М. С. Синкевич
Фотограф Т. Н. Маевская
Корреткор и редактор Н. А. Маевский
© Николай Анатольевич Скурихин, 2021
© М. С. Синкевич, дизайн обложки, 2021
© Т. Н. Маевская, фотографии, 2021
ISBN 978-5-0055-5117-7 (т. 1)
ISBN 978-5-0055-5354-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
23-09-2021 Введение в информационную концепцию сознания (ИКС)
Явление жизни по истории своего возникновения и по своей значимости стало вторым феноменом нашего мира. Вселенная, пришедшая в результате своего возникновения в состояние движущейся материи в виде постоянно расширяющегося космоса, находилась в состоянии постоянного изменения и самого пространства, и заполняющих его частиц энергии и вещества. Вплоть до времени, отстоящего от нас на четыре-пять миллиардов лет назад, когда образовалась наша планета в солнечной системе, явившаяся островком будущей жизни, Вселенная была миром физических объектов, превращения и трансформация которых выражались только одним образом — их движением, состоящим в изменении относительного их положения, изменении их строения, изменении их физических свойств. Движение в форме изменения составляло сущность движущейся материи.
С превращением явлений и состояний физического мира в химические взаимодействия атомов и других частиц материи и энергии, создались условия появления новых свойств органических веществ при благоприятном для возникновения живой материи внешних, относительно таких органических образований, условий и факторов. Физические и химические превращения органических веществ вызвали в них, при активном соучастии в этих движениях внешних факторов и условий, появление новых видов нематериальных, то есть идеальных сущностей, называемых способностями. Способность чувствования стала основным признаком жизни части движущейся материи, образующей живую материю. Органические образования стали способны не просто изменяться в своем строении и функционировании, действии, они стали обладать новым свойством, отсутствующим во вселенной движущейся материи — свойством развития. Мир живой материи одновременно приобрел способность целеполагания. Изменение состояния органических живых образований стало характеризоваться направлением их развития, а вместе с ними и всего жизнеобразующего пространства поверхности Земли. Целью существования живой материи, целью жизни каждого живого образования, индивида, особи стала сама жизнь этого образования.
Живые существа в поверхностном слое Земли, в ее воздушной и водной среде, возникая в форме молекул из нуклеотидов и аминокислот, и ставшие живыми, вначале просто живыми образованиями, затем трансформировавшимися в живые сущности мира до-клеточных живых образований, обладая свойством развития, эволюционировали в биологические организмы и существа, обладающие нервной системой и нервными клетками — нейронами. Нейрон — это чудо природы и эволюционного развития живой материи, оказался способным не только чувствовать при своем взаимодействии с другими внешними физическими предметами и органическими образованиями их физические и биологические признаки, но и улавливать их изменения и соответствующим образом реагировать на такие их изменения. Динамические свойства нейрона удачно согласовались с их способностью оказываться в одном из двух, противоположных относительно своего прежнего, состояний. И не только оставаться в этом новом для себя состоянии, но и передавать соединенному с ним другому нейрону это свое новое состояние. Эти вещественные состояния нейрона характеризуют и определяют его новое состояние, называемое информационным. Выражая его числом, то есть идеальным единством нового состояния нейрона, мы получаем возможность описать его словом информация. Информационное состояние нейрона, передаваемое от нейрона-рецептора органа чувства живого существа другому нейрону и далее по нервному каналу до другого нейрона, вплоть до нейрона и нейронной структуры головного мозга мыслящего существа, образует вещественный коррелят возникающей в нейронной среде информации. Эта информация выражается биологическим кодом сигналов отдельных нейронов, образующих собой комплекс информационных состояний нейронов-рецепторов органов чувств. Таких сигналов множество, которое может быть в виде изменения состояния одного фоторецептора глаза от действия одного кванта света, фотона, до сотен миллионов сигналов фоторецепторов сетчатки одного глаза.
Развитие живой материи при достижении ею состояния существ животного мира, реализуясь неявным, но естественным образом, в целесообразном поведении индивидов биологического вида гомо сапиенс, имеющего нейронную структуру нервной системы, воплощенную в физиологическом существе — человеке, подвело живую материю к моменту возникновения мира идеальных явлений и процессов. Взаимодействие вещественных нейронных структур органов чувств и головного мозга человека с внешним миром изменяло как их строение и функционирование, так и способности человека к мышлению. Последовательное усложнение физиологии существ животного мира, в том числе и человека, сопровождалось новыми явлениями познания. Возникают идеальные сущности в форме понятий, знания, информации, смысла, суждений, логических правил разумного поведения человека и умозаключений, дополняющих интуитивные способы мышления. Наличие информации в нейронной среде человека в форме знания о внешнем мире явилось основанием появления новой формы движения живой материи в форме особого, специфического знания, возникающего в процессе взаимодействия человека (как и любого другого живого образования животного мира), с внешним миром.
Чувствующее знание возникало в первых живых образованиях до-клеточного мира живой материи, проявляясь в их реакциях на внешние контакты, и заключалось в простейших движениях, действиях этих существ. Формирующее естественное органическое понимание такими живыми образованиями своих чувствований и своих действий, закрепляясь органическими связями памяти мыслящего существа, с образованием нейронов, стало дополняться возникновением единства общего и частного, появлением моментов познания и знания в виде понятий. Эти понятия выражают содержание биологической информации, возникающей в живом организме в процессе его взаимодействия с предметами физического мира окружающей среды и биологическими образованиями среды обитания особей живой материи. Придание смысла возникающей информации, а именно тому знанию, которое возникает в живом существе, становящемся мыслящим, о действующем на него внешнем предмете, явлении или о другом биологическом, то есть живом образовании или существе, стало основным назначением и способностью живого существа в части его идеального, сущностного действия — образующегося сознания, предназначенного для управления телом живого существа, познания окружающего человека мира вселенной и самого человека. Понимание такого взаимодействия, знание этого восприятия и формирование ответного движения живого образования, стало основой понятийного мышления, принципиально отличающегося от чувствующего знания, выражающегося в органических связях нейронной среды мозга человека и его органов чувств. Содержание информации, смысл образующегося понятия, выражаемого словом языка общения, речью — стало основой возникновения сознания и его способа реализации процессом мышления.
В соответствии с изложенными представлениями о возникновении сознания и мышления, появлении информации в нейронной среде человека с ясным пониманием ее смысла, формируемых значений в виде понятий и слов человеческого общения, обеспечивающих возможности и условия общения людей и органических существ животного мира между собой, строится и цикл публикаций из четырех частей или книг, объединенных общим названием «Информационная концепция сознания». Первая часть именуется «Жизнь», вторая часть — «Развитие», третья — «Информация» и последняя — «Сознание».
Как следует из предшествующего, автор ставит в упрек человеческому сообществу, прежде всего, его научной части искаженное представление понимания слова жизнь и понятия развития, как имеющие самое непосредственное и прямое отношение к области живой материи, но никак не к области физического мира, к области движущейся материи, в котором нет жизни, и развития не может быть по определению, и которая (движущаяся материя) характеризуется только физическими отношениями и происходящими в мире физического изменениями. Начальная сущность слова и понятия информация имеет, прежде всего, отношение к возникновению жизни и появлению в мыслящем существе, человеке того сущностного, что составляет особый мир идеального живой материи, именуемого сознанием. Возникновение в живом существе информации в самом начальном и сущностном смысле, проистекающем из содержания строения и функционирования нейронной среды головного мозга, как органического образования нервной системы человека, позволяет назвать ее также биологической информацией. Это та первичная информация, которая не привносится в живые структуры тела человека, в его нейронные системы головного мозга, в функциональные системы, органические механизмы памяти тела человека осознанными действиями, сознаниями и разумом других мыслящих индивидов, а создается сама в мыслящем существе в процессе его взаимодействия, как живого разумного существа, с предметами и явлениями окружающего человека внешнего мира. Смысл этой начальной информации, несущей знание о действующих на человека предметах физического мира и живых существах жизнеобразующей среды, выражаемый в понятиях, доступен только сознанию, поскольку оно непосредственно участвует в формировании этой информации, в придании ей ее смысла и использовании в качестве идеальных предметов мышления, мыслей.
Как можно видеть, при сравнении с формой изложения мыслей и обдумываний автора в предшествующих книгах, в которых тексты идут в строгой временной последовательности, не отличаясь логическим единством, в каждой части из четырех нет такой строгой временной последовательности написанных материалов и текстов. Автор постарался по возможности ближе объединить в каждой из четырех частей те материалы, которые отличались бы от других частей некоторым смысловым единством. При этом интуитивно подбирались тексты и материалы различного времени написания с тем, чтобы соблюсти некоторую логическую последовательность изложения, совпадающую с этапами эволюционного развития живых образований по мере усложнения их строения и функционирования.
Ускоренное развитие каждого живого разумного существа — отдельного человека, проживающего этап эмбрионального развития в теле матери, воспроизводит длящуюся миллионы лет эволюцию организмов живой материи в измененном масштабе времени и завершается началом возникновения в человеке сознания с его последующим развитием после рождения. И представленная автором концепция последовательности возникновения сознания, как естественного и необходимого процесса развития живой материи, находит в этом прекрасное подтверждение.
Автор выражает благодарность своим ближайшим помощникам в оформлении этих книг. Редактору Николаю Александровичу Маевскому, иллюстратору внешнего оформления Синкевич Марине Сергеевне. А также, несомненно, своему ближайшему другу и жене Скурихиной Светлане Владимировне, участвующей во всех вопросах обсуждения этих материалов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 1. Жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других