Вряд ли было в истории людей событие с большим искажением понятия того, что обозначается словом информация. Ученый мир пребывает в заблуждении относительно смысла этого слова. «Мир полон информацией», «Человек черпает информацию из внешнего мира» – что может быть нелепее этих слов, произносимых самыми известными учеными современности? Даже гений популяризации космологии Хокинг не смог избежать ложного понимания этого слова. Не случайно он проигрывал все пари о потере информации в черных дырах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
14-06-2022 О единстве знания в понимании того, что такое информация
1. Готовя сообщение (по опубликованным в 2021 году тезисам) для выступления на секции «Философские проблемы сознания и искусственного интеллекта» на 8-ом конгрессе философов России 26 мая 2022 года, я кажется, первый раз сказал о чувствующем знании, возникающем в живом образовании в процессе его взаимодействия с предметами и явлениями внешнего мира. Темой сообщения была «Ментальная каузальность сознания», в качестве которой было предложено считать информацию, возникающую в нейронной среде органов чувств и мозга, и относящуюся к внешнему объекту, действующему на человека. В отличие от обще употребительного термина информация, это идеальное образование, имея источником своего образования живое существо, было обозначено понятием биологическая информация. И по мнению автора, любая информация, что бы ни понималось под этим словообразованием в обыденном языке общения и в научной среде, имеет источником своего возникновения и существования только взаимодействие человека с окружающим пространством, производимое посредством органов чувств и нейронной среды головного мозга.
2. Источником такого взаимодействия живого образования с внешней средой вначале может считаться естественное контактирование движущихся элементов и объектов физического мира движущейся материи с живыми органическими образованиями. Эти органические структуры стали живыми в силу своей способности чувствования, в обосновании которой лежит взаимодействие физических элементов энергии и вещества как внутри такого образования, так и их взаимодействия с внешними объектами, идентичными по своему органическому составу и структуре внутренним вещественным образованиям. Став живыми, органические образования обрели собственное движение, проявившееся в их активности в мире постоянных изменений и движений как физической неживой материи, так и при взаимодействии с другими живыми существами.
3. Активность внутренних живых органических структур в совместном единстве взаимодействия целостными живыми образованиями с благоприятствующими для них внешними условиями и факторами, образующими общую жизнеобразующую среду, стала основой особого свойства живой материи, обозначаемого развитием. Восприятие способными чувствовать собственное тело органическими образованиями внешних условий проявилось в их реагировании созданием реакций на внешние объекты и явления жизнеобразующегося пространства. В дополнение к физиологическому чувствованию и реагированию действием живого образования на каждое внешнее воздействие, активность такого образования обернулась появлением его способности к рефлексированию. Причем рефлексирование стало возможным для существ живой материи только при определенных условиях развитости этих существ. Именно тогда, когда нейронная среда живого существа стала способной к созданию органических связей, предшествующих образованию в существах животного мира нейронных органических сред чувствования и информационного взаимодействия.
4. На первых этапах возникновения живых существ образовался РНК — мир рибонуклеиновых структур, белков из аминокислот и механизмов взаимодействия органических веществ многочисленных видообразований в форме цепочек азотистых оснований, прото-генов, рибозимов, прото-рибосом, органоидов, предшествующих внутренним компонентам современной биологической клетки, подобно митохондриям, аппаратам Гольджи, молекулам ДНК, хромосомам, прочим и прочим живым органическим компонентам и образованиям, ставшими живыми в том числе и благодаря присутствию в живой биологической структуре клеток архей, бактерий, прокариот и прочих биологических образований. Перед этими живыми образованиями не стояли вопросы редукции и репликации. Их массовое возникновение было подобно явлению большого взрыва в физическом мире движущейся материи, существующей и движущейся в процессе расширения космического пространства и по настоящее время.
5. И как физический мир поражает наше воображение и наш ум своими величественными космическими процессами и глобальными трансформациями своих изменений и движений спустя тринадцать миллиардов лет, считая от своего начала, так и мир живой материи, начавшийся неожиданным образом чуть менее пяти миллиардов лет назад с образованием нашей планеты Земля, поражает наше сознание многообразием растительного и животного мира, которое может расти и развиваться бесконечно. При этом только мир живой материи способен создать предпосылки и условия для своего собственного познания и понимания всех происходящих во вселенной процессов, как бывших в прошедшие времена, так и происходящих в настоящее время. Такая возможность реализовалась посредством особой формы движения, именуемой сегодня сознанием.
6. И уже на протяжении нескольких тысяч лет разумные биологические существа вида гомо сапиенс пытаются установить для себя, как разумного существа, что такое жизнь, знание, чувства, информация, и как отсутствующее на протяжении миллиардов лет во вселенной идеальное единство знания — сознание, стало достоянием мыслящего населения Земли в виде особой формы движения, заключенного в органическом теле человека, в нейро-информационном пространстве много миллиардного сообщества отдельных автономных индивидов, каждый из которых считает себя выдающейся личностью, достойной самого глубокого уважения и почитания своими соотечественниками. И здесь закономерно возникает вопрос о бесконечном разномыслии относительно того, что такое сознание, чувство, чувствующее знание, понятийное знание, как они соотносятся между собой, кто находится ближе к истинному знанию об этих взаимодействующих сущностях, избегнув двоемыслия относительно единого понимания сути этих идеальных единств.
7. И здесь мы наталкиваемся на ситуацию глубочайшего непонимания людьми мыслящего сообщества относительно того, а что было со всеми нашими представлениями о человеке и его сознании в период отсутствия биологических существ в пространствах космоса? Ну, скажем, три миллиарда лет назад. Но лучше и ближе всего подойти к ответу на вопросы относительно взаимодействия таких очевидно известных сущностей как человек, его тело, органы чувств, нервная система, нейронная среда головного мозга и сопутствующих этим вещественным образованиям идеальных явлений, сущностей, подобно знанию, чувствованию, суждению, убеждению и т. п ментальных явлений нашего реального мира, обратившись мысленно к философам и мыслителям, жившим не далее, как двести — триста лет назад. И вот оказывается, что все эти лица, наши мыслящие предшественники тех и более ранних времен, совершенно не сходились в мнении о единстве знания того, что такое чувство, эмоция, восприятие, как они соотносятся с идеальным единством знания — сознанием, и почему даже такой вещи, как душа — предполагаемого психического, и как будто религиозного, состояния человека — не могло быть три миллиардной единицы времени лет назад, поскольку не могло быть в те времена и человека.
8. Что уж тут говорить о взаимодействии сознания с чувствами человека, об удовлетворении интеллектуальных потребностей и представлений человека о лучшей жизни, выявляемой через естественные физиологические состояния тела человека, его самочувствия и понимания удовлетворенности достигнутыми естественными потребностями отдельного индивида.
9. В качестве примера разночтения смысла понятий чувства и мысли, идеи сегодняшнего времени, и понимания их содержания известным философом средины восемнадцатого века Дэвида Юма, рассмотрим его высказывание об «идее, доступной ощущению». Естественно, что мы можем анализировать высказывание любого из прошлых мыслителей и философов только исходя из собственных представлений рассматриваемых объектов, опирающихся на современное научное знание различных дисциплин, и прежде всего биологии.
Выпишем абзац из «Исследования о человеческом познании», глава УП. Об идее необходимой связи. Часть 1.
Стр. 102: «Громадное преимущество математических наук перед моральными состоит в том, что идеи первых, будучи доступными ощущению, всегда ясны и определенны; малейшее различие между этими идеями тотчас же может быть замечено, и одинаковые термины всегда выражают одни и те же идеи без всякой двусмысленности или неустойчивости».
10. Речь здесь идет об идеях, доступных ощущению. И как будто здесь нет никакой неопределенности и двусмысленности в применении понятий и слов идея и ощущение в отношении математических наук, и «малейшее различие между этими идеями тотчас же может быть замечено».
Обратившись к толкованию сути этих понятий, приведенных на стр. 51, замечаем, что идеи или мысли относятся к восприятиям ума, сознаются нами, «когда мы мыслим о каком-нибудь из выше упомянутых ощущений или движений», и существенно отличаются от другого вида восприятий ума, обозначаемых автором впечатлениями, под которыми автор «подразумевает все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим».
11. Что означает «идея доступна ощущению»? Ответ на этот вопрос мы даем на основании знания информационной концепции сознания, что такое ум или сознание, ощущение или чувство, мысль или идея, как элементы или предметы в форме понятий процесса мышления, как способности сознания.
Идея есть общее, выступающее в виде понятия, идеального знания; сохраняется в памяти, то есть в нейронной среде мозга в форме овеществленного знания, представленного информационными состояниями нейронов и нейронных структур мозга. То есть идея — это прежде всего понятие, которое только и может осознаваться умом, но никак не чувством.
Ощущение — это чувство, обозначаемое автором одним общим для всех таких случаев восприятия словом впечатление. И как чувство, оно и является первичным восприятием — но чего? Какой части организма, какой частью его тела? Органами чувств, нервной системой человека, но никак не умом, не сознанием.
12. Нейроны-рецепторы органов чувств — эти информационные элементы живой материи, оказываются не только способными чувствовать внешнее воздействие, создавая совместно с окружающей их тканью тела, мышц, нервов новое физиологическое состояние этого окружения, обозначаемое нами чувством, но они становятся вещественной основой образующейся информации о действующем на человека внешнем предмете или явлении.
13. Вот исходя из такого представления о взаимодействии нейронной среды человеческого организма с внешними предметами и явлениями окружающего мира мы и не можем согласиться с утверждением Д. Юма, что «идея доступна ощущению». Чувства не могут воспринимать понятия, но сознанию любое чувство становится понятным ввиду прочтения этого чувства, «информационных состояний» нейронов, находящихся в области тела человека, причастного к созданию такого чувства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других