1. книги
  2. Общая история
  3. Николай Валерьевич Юманов

Шемуршинская хроника: сквозь века к современным событиям

Николай Валерьевич Юманов
Обложка книги

Одним из главных мотивов создания этой книги было желание упорядочить и сохранить исторические факты и события для ныне живущих и будущих поколений. Цель работы — осветить общественно-политическую и хозяйственно-производственную деятельность людей на территории современного Шемуршинскогорайона (муниципального округа). Книга представляет собой перечень событий, представленных в хронологическом порядке и кратком их изложении.

Автор: Николай Юманов

Жанры и теги: Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шемуршинская хроника: сквозь века к современным событиям» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II ЧАСТЬ

Казанское ханство

1437 год

Хан Улуг-Мухаммед захватывает Казань и основывает новое ханство—Казанское. Чувашская даруга (административно-территориальная единица Казанского ханства (царства)) располагалась южнее и юго-восточнее от Казани являлась податным округом, и управлялась наместником хана. Население Казанского ханства в этот период составляло около 450 тыс. человек, из них около 200 тыс. человек были ясачными чувашами.

Территория Казанского ханства в конце XV — начале XVI в.в.

с 1439 по 1552 гг.

Территория нынешних Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского и Яльчикского районов превратилась в дикое поле в результате военных конфликтов Московского государства и Казанского ханства. Казанские войска по чувашской земле шли походом против Московского государства 32 раза, а русские полки проходили через Чувашию на Казань 33 раза. Уцелевшее население, спасаясь от смерти, ушло в северные районы. Люди стали возвращаться обратно лишь после 1552 года — после покорения Иваном Грозным Казани.

1469 год

Сделана была перепись земель Хана Ибрагима, где впервые появляется этноним «чуваши» в документах Казанского ханства. Согласно ей к жителям нагорной стороны, к горным людям, причислены чуваши, черемисы, мордва, можары и тарханы (Фукс К. Ф. История города Казани).

1510 г., (1521 г.), (1551 г.)

Первое упоминание этнонима «чуваш» в официальных русских актах. Относительно года, в котором в первый раз упоминается имя чуваш, исследователи расходятся. Игнорирование русскими летописцами имени чуваш объясняется тем, «инородцев» в том числе чуваш именовали собирательным именем «татары». Нередко наперекор прямым указаниям в челобитных чуваши под пером «дьяков» в грамотах превращались в «черемис».

1551 год

Добровольно-принудительное вхождение Чувашского народа в состав России. После строительства Свияжска, присутствие русских войск на Горной стороне стало постоянным, к этому времени стала ясна неспособность Казани защищать эту территорию. «Горные же люди видев то, что город царя православного стал в их земле, и начаша ко царю и воеводам приезжати и бити челом, чтобы их государь пожаловал, гнев свой отдал, а велел бы им бытии у Свияжского города и воевати их не велел». Согласно русским летописям делегация во главе с Магмедом Бозубовым «била челом» от имени всей Горной Стороны её князей, мурз, сотников, десятников чувашей, черемисов и казаков. Присягнувшим было обещано прекращение русских нападений. Царский щит отныне надежно прикрывал чувашский край от стремительных набегов кочевников, обеспечивая тем самым мирное прогрессивное развитие региона.

Дорога на Москву (Конница, Всадники) — название конной монументально-декоративной композиции, располагавшейся в Чебоксарах с 1989 по 2016 год. Изображает поход чувашской делегации в Москву с челобитной о добровольном вхождении в состав России. Скульптор — Ф. И. Мадуров

Чуваши доказывали свою преданность русскому царю походами на Казань. Чувашско-черемисские войска, воспользовавшись предоставленными им для похода казачьими «перевозами», форсировали Волгу, вступив на Луговую ее сторону. На Арском поле под Казанью чувашская рать билась с татарами и заставила их отступить в город. И лишь огонь казанской артиллерии, специально вывезенной из крепости, обратил чувашей в бегство, «и убили у них казанцы человек со сто, а с пятъдесят живых поимали». Вернувшиеся вместе с чувашами служилые люди, посланные следить за верностью новых подданных, доложили русскому командованию, «что горние люди служили государю прямо». Поход не только продемонстрировал правительству верность чувашей и черемис, но и отрезал последним пути к отступлению.

Чуваши и все народы горной стороны обязались вечно служить русскому государю и никогда не возвращаться под власть казанских ханов, послы просили снизить ясак и выдать им жалованную грамоту, «как им вперед быти» (закреплявшую за «горной черемисой» ее исконные земли). Царь Иван, взявший курс на умиротворение новоприобретенного края, «дал им грамоту, жалованную со златою печатью, а ясаки им отдал на три годы». Послы были богато одарены царем «великим жалованием шубами и деньгами».

Заложен новый принцип взаимодействия русского государства с присоединенными народами. Еще недавно под властью казанцев чувашский народ находился на положении «черного», второсортного населения Казанского юрта, несомненно, испытывая также и религиозный гнет. Теперь же они были удостоены великой милости царя, не скупившегося на щедрые льготы, подарки. «А государево жалование к ним (чувашам и черемисам.) не оскудевает, но паче государь прибавливает, многое множество раздаваше, паче же своих воинов жалуючи…». Политика Ивана IV оказалась чрезвычайно действенной и успешно воспроизводилась на протяжении последующих веков развития многонациональной империи.

1558—1583 гг.

Частые набеги крымских и ногайских татар во время Ливонской войны (1558—1583 гг.) выдвинули перед русским правительством необходимость строительства засечных черт, в том числе реконструкцию имевшихся.

1571 год

Восточная граница Московского государства проходили по границе Сурского леса. «Г. Алатырь несетъ сторожевую службу, высылая свои сторожи на І-ю Мещерскую сторожу межъ рѣки Барыша и Сурскаго лѣса и на 2-ю сторожу на р. Шокшу между рѣкою Сурою и Мокшанскимъ лѣсомъ и для разъѣздовь и бережевья направо оть г. Алатыря на 20 верстъ до Мокшанскаго лѣса и до р. Киси, a налѣво на 40 верстъ къ рѣкѣ Сурѣ и къ устью р. Шокши. (Акты Москов. Госуд. т. I стр. 11 и 17, №9 и 14.)»

1577 год

Город Алатырь стоял форпостом на восточных окраинах Русского государства. «Г. Алатырь продолжаетъ нести сторожевую службу на окраинахъ московскаго государства, высылал для обереженья грапицъ на 3 сторожи 30 казаковъ. Одна сторожа на Карсанаевей рѣчкѣ отъ Мещерской стороны подъ рогомъ Пичимромъ, межъ рѣчки Барыша и Сурскаго лѣса, другая на устьѣ р. Шокши подъ Сурскимь лѣсомъ на 15 верстъ и 3 сторожи вверхъ по рѣчкѣ Шокшѣ подъ большимь Мокшанскимь лѣсомъ на 15 верстъ.» (Хронологический перечень событий Симбирской губернии: 1372—1901 Красовский В. Э.).

1578 год

Начато строительство укрепленной линии Тетюши — Алатырь — Темников. Линия между Тетюшами и Алатырем состояла из Тетюшской, Карлинской и Алатырской засечных черт.

Строительство Карлинской (или Тетюшской) засечной черты по одной из версий ведет свое начало со времени завоевания Казанского ханства Русским государством в середине 15 века. (статья «Карлинская засечная черта в отечественной историографии» Е. В. Пашина 2014).

Однако в труде Масленицкого Т. Г. «Топографическое описание симбирского наместничества» 1780 г. описывается что, в российских летописцах упоминается, чтобы он (Карлинский вал) сделан был (существовал до) по взятии уже Казани, кем именно и на какой случай, того при описании прочих достопамятных вещей, о нем не упоминается.

Схематический рисунок засечной черты.

Также описывается, что некоторые местные жители уверяют, что и некий вал, начинающийся от реки Свияги в деревне Ивановке и простирающийся подле реки Карлы вверх, считая по течению оной по правую сторону, пресекая лежащие на ней селения в Сурский лес и к реке Суре, построен прежде взятия Казани. Построен для защиты от нагайцев неким Ханом отделившимся от Золотой Орды, который в сих местах особое свое oт Казанских царей имел владение.

Между Шемуршой и деревней Верхнее Буяново на валу стоял форпост. Это видно по хорошо видимым очертаниям околицы, бугров (Сергей Краснов, представитель общества охраны памятников.)

1607/08 гг.

Основана деревня Асаново. Князь-Аклычевой жаловал чувашам из Свияжского уезда земли с условием платежа ясака, «на диком поле за новой Чебоксарской засекой возле речки Безны…, а по Бездне вверх по одной по левой стороне, а с вершины до речки Чиллы, а от Чиллы до речки Чюргуш…, до Большой Шамуржской дороги…, до речки Шиланлы». (Возможно, что топоним «Шемурша» имеет более древнее происхождение, но нет достаточных доказательств утверждать о наличии в это время одноименного населенного пункта.)

1629 год

Большой съезд мордвы в деревню Чукалы для моления над их родителями, причем приносили в жертву лошадей и коров и насыпали большой мар земли. Такая мольба бывала у них и в прежние годы через каждые 50 лет. На семик в четверг сюда съезжались из Алатырского, Арзамасского и Курмышского уездов (Акты Московского Государства, т.1, №264,стр 296).

1635 год

мая 28

Основание деревни Бичурга-Баишево. Крестьяне д. Була на р. Була подали казанскому воеводе И. П. Шереметьеву челобитную, где указывали, что «живут де они в той деревне с отцами своими вместе. и той деревне людей умножилось, пашенныя земли и сенных покосов нет, а есть пустошь от тое деревни Булы вёрст з двадцать в Нагайской степи по Чёрной речке», впадающий в речку Бездну, по речкам Бичурле и Буколе.

1636 год

Князь Григорий Петрович Барятинский строит Алатырскую засеку. (Хронологический перечень событий Симбирской губернии: 1372—1901 Красовский В. Э.). Т.к. это не первое упоминание о строительстве Алатырской засечной черты, можно сделать вывод, что данные оборонительные сооружения регулярно обновлялись и дополнялись.

1639 год

Сентябрь

Был произведен сыск утаенных ясаков. Крестьяне всё дальше переселялись на юго-восток и юг на территорию «Дикого поля», не торопились информировать государственные власти об используемых ими землях, чтобы хоть на несколько лет избежать обязанности выплаты ясака. Так описаны земли дд. Большие Полевые и Малые Яльчики (они входили Яльчиковскую волость). Яльчиковцы использовали земли «старых утаенных ясаков…». «Да они ж пашут вопче с тоябинскими жилцы дикое поле за Болшою Булою рекою» и пользовались сенокосами вплоть до новой Карлинской засеки «по речкам и около поль».

1642 год

Дата основания села Шемурша. В деле поданом 3 июля 1799 г. в Буинский уездный суд по прошению обывателей с. Шемурши и д. д. Андреевки и др. «О позволении им въезда в большой Карлинский Бор, состоящем в крепостных им дачах для рубки дровяного и другого незапрещенного леса» указывается, что «… Имеющаяся у нас выпись данной предкам нашим 7150 года (1642г. современному летоисчеслению — Автор.) деревни Шемурши новоприписной ясашной чуваше Поика Тонаеву с товарищи, полику те предки наши жительствовали в одной оной деревне, а на последок выселились в разные места и каждое поселение названо особым именованием по которой позволен нам въезд в состоящеи в крепостных наших дачах в большой Карлинский бор…» (ГАУО, Ф.111, оп.72, д.92, л.л.2—2 об)

— В челобитной их (новоприписаной ясашной чуваш Пойке Тонаев с товарищи) написано «… отведена де имъ старая вотчинная земля и сенные покосы и всякие угодья по речке Карле, под большим бором, в ясак на 47 целых дворов, и межи и грани и всякие признаки той отводной земли и сенным покосам писаны в Кокшайске…» (Гражданское дело №208, 1802г. По указу Симбирского губернского правления об отмежевании из владений разных деревень у обывателей леса).

— В итоге на «… черемиской вотчине и пашенной земле и сенным покосам… поселилися 40 дворов…». (Книга «Родимый край-село родное» А. И. Ухтияров, 1996г. стрю 254—259).

— Из документов следует, что в это время Шемуршинскую землю действительно заселили выходцы из Чюмаршинской волости Кокшайского уезда но не марийцы, а чуваши.

— По утверждению краеведа Г. Н. Ларшникова, место прежнего расположения с. Шемурша было за территорией кирпичного завода, на краю леса, рядом с правым берегом р. Малая Карла. Следы построек и подполов выделялись еще в 1960-е гг., там находили обломки глиняной посуды. Место это называется Кӗрекаҫ. Оно находится на западной стороне оврага Утар ҫырми. Располагавшуюся здесь деревню сначала называли Чемурша, потом Шемурша или Внутренняя Шемурша.

— Есть версия, что название может происходить от чувашского (булгарского) мужского имени — Шӑмӑрш (М. Р. Федотов, академик).

— По основной версии, название с. Шемурша происходит от названия марийской Чумаршинской волости.

— «Шем уржа» в переводе с марийского означает «черная рожь».

1643 год

Основана деревня Трехизб-Шемурши. Как повествуют предания, основателями деревни были трое, от которых до сих пор идет три потомства (тахам). Поэтому деревню назвали Виҫӗ пюрт (Три избы). Одним из перво-жителей был чуваш-язычник Мэтрик из дер. Тури-Выла (ныне Аликовского района). Он прибыл с матерью Эсенке и обосновался в Кахарлинском овраге. Его потомки образовали Чавашкасси (Чувашский околоток). Другой переселенец был из Казанского уезда. Его звали Сава. Вначале он поселился между Кахарлинским оврагом и Куршанкой. Но там проходила дорога. Проезжавшие воинские отряды не давали покоя. И он переселился на левую сторону оврага Виҫпурт. Третий переселенец как будто происходил из дер. Старая Шемурша (в оригинале — Шалти Шамаршй). (А. И. Ухтияров. Родимый край — село родное (Краткая история села Трехизб-Шемурша), 1996г. — 304с.).

1648 год

100 конных казаков переселились, с Карлинской черты, что проходила вдоль речки Карла. и основали «Куралов городок карлинских переведенцев» в девяти верстах от Симбирска (Ульяновска). Ныне Карлинское (городской округ город Ульяновск).

1654 год

Образованы деревни Буяновы (Новое Буяново, Верхнее Буяново, Нижнее Буяново, Большое Буяново, Малое Буяново) на речке Карла переселенцами из д. Старое Буяново (ныне Янтиковского района). (А. Н. Зерцалов. «Книга приходно-расходная Синбирской приказной избы 1665—67 гг.», с. 49—72).

1654—1657гг

Появляется чума на людях в городе Симбирск и его уезде. (Волж. Вест 1879 г. №6) Это была самая крупная эпидемия XVII века в России, в это же время идет Русско-польская война (1654—1667гг.). Посчитать количество умерших от чумы в этот период очень сложно — в условиях войны статистика не велась. Многие люди из городов бежали в поля и леса, но из них мало кто выживал. Писцовые и переписные книги отмечают колоссальные потери населения, вызванные этим бедствием. (Алексей Лобин, Неизвестная война 1654—1667 гг.).

Во 2-й половине XVII века

Основано село Шамкино мордовскими поселенцами. Жители — до 1724 года ясачные, до 1835 года государственные, до 1863 года удельные крестьяне — занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, выделкой овчины, бакалейной торговлей, отхожими промыслами: нанимались чернорабочими, плотниками. Функционировал храм Святой Троицы (1756—1940). В 1840 году открыто удельное сельское училище. В нач. XX века действовали 4 торговопромышленных заведения.

Во многих местах по Карлинскому валу имелись селитренные заводы. Селитру в XVII веке вываривали «из земли и сора» и использовали для приготовления пороха и фитилей. Перегнившая земля давала особо много селитры. В труде «Топографичекое описание Симбирского наместничества» 1780 г. записано — «…состоящие по Карлинскому валу во многих местах селитряные заводы, по оскуднению лесов, назад тому лет с 40 уничтожены. И теперь только признаки великими буграми вырытой земли и немалые ямы свидетелями сего в прошедшие времена события, остаются.».

1661 год

Земельный спор между крестьянами-черемисами переселенцами из Чемуршинской волости Кокшайского уезда и мещеряками Синбирского уезда. Указывая в челобитной на нарушение границ землевладения, крестьяне-черемисы указали, что «… от того озера на вершину Кагирлы-речки на короткую березу, а на той короткой березе была грань; и ту гранную короткую березу порубили мещаряки и поселились на черемисской земле 40 дворов…». Разобраться в споре было поручено подьячему Ваське Васильеву и толмачу Левке Сырохватову, которые «… собрав сторонних людей, чувашу разных городов и уездов, на той земле граней досматривали против выписей, почему они тою землею и сенными покосы, Пойка Тонаев с товарыщи, владеют…» (см. стр.254—255 книги Родимый край — село родное, автор А. И. Ухтияров).

1665 год

В деревнях Шемурши (вероятно имеется ввиду селения, известные ныне как Шемурша, Трехизб-Шемурша, Новая Шемурша и другие.) имелось: «дворов целых» — 21, «Полудворники» — 51 и «бобыльских дворов» — 10, с которых платился ясак (налог). (Двор — податная единица, двор делился на доли: двор без чети — 0,75 часть двора, полудвор — 0,5 доли, четь — 0,25 доли).

16 дворов деревни Шемурши облагались налогом на небольшие водяные мельницы, которые именуются в описи «меленки колотовки» и 1 двор уплачивал мельничные деньги, по-видимому, за ветряную мельницу.

— В д. Новый Чукалы имелось: Татаръ 26 дворов и мордва Нижданко Лукштановъ с товарыщи (количество не указано)

— Ясашные люди деревни Буяновы на речке Карле: Полудворники — 5

— Малое Болтаево: полудворники — 7

— д. Чаткас татарская: полудворники — 20

— д. Чаткас же а в ней чуваша: полудворники — 15

(Зерцалов А. Н. Материалы для истории Синбирска и его уезда. г. Симбирск. 1896.).

1667 год

В «Приходно-расходной книге Симбирской приказной избы за 1667 год» в д. Ондреевка (Андреевка) указано 7 «полудворников», т.е. 7 дворов, платящих по полъясака. По легенде, основателем деревни стал охотник по имени Андрей (отсюда и название деревни — Андреевка). «Переселенцы, семья из шести человек, бежали от уплаты налогов и поселились в глубине леса. В начале и в конце деревни установили черные столбы, которые были своего рода знаками, запрещающими вход в деревню. Даже если кому-то удавалось проникнуть в деревню, живыми их потом никто не видел…»

Черный столб (Хура юпа) — вид наказания в чувашских селах и деревнях распространеный в прошлом. Черный столб наши предки вкапывали у деревни, в которой совершено убийство, что свидетельствовало о глубоком единодушном порицании и являлось, своего рода, наказанием для всей общины. В эту деревню не должна вести дорога, сюда нельзя выходить за муж, отсюда нельзя брать невест. Страх позора и общественного порицания, было страшнее ответного насилия и даже смертной казни. Значимость понятия «Хура юпа» отмечена первым режиссером республики Максимовым-Кошкинским в его первом фильме «Хура юпа» снятом в 1927 году. (Хура юпа https://uliana.livejournal.com/1102049.html)

1670 год

Восстание Степана Ра́зина, (Крестья́нская война́ 1667—1671) «…разинцы взяли часть Симбирска и осадили Симбирский кремль… Чтобы помешать правительственным войскам прийти на выручку симбирскому гарнизону, Разин отправил небольшие отряды к городам правобережной Волги с целью поднять на борьбу крестьян и посадских людей. Отряды Разина при поддержке примкнувшего местного населения осадили 9 (19) сентября Цивильск, захватили 16 (26) сентября Алатырь и 19 (29) сентября Саранск…».

Особое значение г. Симбирск приобрел после Разинского бунта, как военный пункт для охраны низовых и заволжских земель. А. Н. Зерцалов, 1896г.

1672 год

Переезд чуваш в деревню Старые Чукалы. Изначально эта деревня была мордовской, но из-за участия жителей в движении Степана Разина к этому времени пришла в запустение. Новые жители построили деревню на другом месте, а территория мордовских Старых Чукал находилась западнее на речке Мордова.

«В 1672 году десяти безъясачным чувашским крестьянам дер. Янишево Арийской волости Свияжского уезда (по-видимому, такая деревня существовала на территории Козловского района) было разрешено занять земли Старых Чукал, с условием платежа оброка по 10 рублей 15 алтын 1 деньге (10 руб. 45,5 коп.) в год.» Так возникли чувашские деревни Старые и Новые Чукалы. Позднее на указанной земле русскими крестьянами была основана дер. Русские Чукалы.

1673 год

Доклад канцелярского служителя Казанской приказной палаты Д. Кузмина о том, что «дикие де поля есть в Свияжском уезде на речке Карле: пахотной земли будет на тридцать тысяч четвертей в поле…, а земля самая добрая, села и всякие угодья пришли к той земле многие…»

до 1679 года

Каждый двор платил деньги на выкуп пленных — «полоняничные деньги», кроме оброка с земель и сенных покосов и денег с имевшихся мельниц. Данный налог действовал в России с 1551 по 1679 гг., который собирали на выкуп пленных главным образом из Крыма. Первоначально размер налога зависел от количества пленных, которых требовалось выкупить. Затем, его размер стал постоянным.

1700 год

Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого Новый год начинался 1 сентября, летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира», то есть от 5508 года до нашей эры.

1708 год

Указом Петра Великого Россия разделяется на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую,, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Симбирск с приписными к нему пригородами причисляется к казанской губернии в качестве уездного города. (Полное собр. зак т. IV стр. 2218).

По Царскому указу из алатырских мурз и служилых татар формируется симбирский конный полк стольника и воеводы Федора Есипова и поселяются слободою у реки Свияги (Матерiалы для географ. и стат. Россiи. Симбирская губ. час. 1 сост. Лининскiй, стр. 26).

1713 год

Основана д. Новая Шемурша. Переселенцами из деревни Карабай-Шемурша (одна версия) или деревни Внутренняя Шемурша (другая версия).

1722 год

Большая половина чуваш приняла греко-российскую веру. «Однако ещё держащихся языческого суеверия чуваш более нежели мордвы» (Масленицкий Т. Г. 1785г.).

Обычай ставить портретный надгробный памятник сохранился у самой западной ветви древнейших тюрок — у чувашей. На могиле мужчины ставится дубовый столб, а женщины — липовый. Грубо вырезанный треугольник изображает лицо. Этот памятник носит название «юба»; его считают «домом покойника», т. е. вместилищем его души. (Магнитский В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881 г.).

1724 год

Перевод ясачных жителей в государственные крестьяне. Натуральная подать — ясак заменяется подушной податью. Жители наших мест не являлись крепостными (кроме д. Яблоновка), а принадлежали «казне», то есть государству, потому как пользовались казённой землёй и проживали на ней. В некоторых случаях могли покупать земельные наделы, переходить в мещане и даже записываться в купцы, при наличии увольнительного свидетельства. Имели право переселения, на новые земли, с разрешения местного начальства, при малоземелье.

1730—1740 гг.

Строительство почтового тракта третьего класса Алатырь-Буинск, прямо через Сурский лес. Ширина этой дороги, по словам старожилов, была метров 40—50 и гнали по ней каторжан, проходили воинские формирования и цыганские таборы. А так как тракт проведён был в основном по песчаной почве, то грязи на нём даже в осенне-весеннюю распутицу не было.

В Сурских лесах обитали «лихие люди». Чтобы защитить новый тракт Алатырь-Буинск, генерал-губернатор Казанской губернии отрядил военные команды, и разбойников выловили.

1740 год

В отношении чувашей начинается массовое крещение, сопровождаемое насильственными методами. Большая из них половина в нынешнем столетии (1700гг) крестились и исповедуют христианскую веру. Но при воспринятии крещения некоторые из них, не хотя вступить в христианскую веру, перешед на луговую сторону реки Волги в Башкирию и в другие места, тамо поселились. (Масленицкий 1785г) Так чуваши расселились по обширной части России.

1746 год

Учрежден новокрещенский чувашский приход в д. Бичурга Баишево, в состав которого вошли деревни Асаново и Шамкино.

1747 год

Сентябрь-Октябрь

Новокрещенным предоставлялись льготы и награды. В списке чувашских селений, с которых не требовалось денежное вознаграждение за восприятие святого крещения, указаны: Какерли Шигали, Новое Буяново, Старая Шемурша, Три Избы Шемурша, Новая Шемурша, Большое Буяново, Андреевка, Верхняя Шемурша, Нижние Чепкасы, Байдеряково.

1748 год

Учрежден приход в с. Верхняя Шемурша в составе деревень Большое Буяново, Старая Шемурша, Андреевка.

Построена Церковь Рождества Христова в с. Шемурша согласно Синодальному указу от 4 июля и от 28 ноября 1747 года, первоначально наше село называлось «Рождественское Шемурша». Первое здание церкви простояло около 54 лет. До 1748 года возможно было какое-то строение церкви, т.к. в Хронологическом перечне событий Симбирской губернии 1372—1901 Красовского В. Э. говорится о вновь построенном здании. — «1748. Вновь построена церковь в честь Рождества Христова в новокрещенном селе Рождественском, Шемурша тожъ. (Хронологический перечень событий Симбирской губернии: 1372—1901 Красовский В. Э.)

Село Рождественское Шемурша состояло из 30 дворов численностью населения 178 душ, в том числе 86 мужчин и 92 женщины.

1751 год

На реке Бичурла д. Бичурга-Баишево начала работать водяная мельница на 1 пост, т.е. 1 водяное колесо, от которого приводился один механизм жерновов. Жители деревни платили за неё оброк в казну.

1756 год

В с. Шамкино построена церковь во имя Рождества Христова. В 1870 — от попадания молнии церковь сгорела. В 1884 году выстроена заново.

1759 год

На реке Бездне построена вторая казенная лесопильная мельница. Предположительно это место возле Алтышево Алатырского района. Указ Правительствующего сената от 16 марта 1759 г. (Собрание указов Алатырского городового магистрата, 1805 г..

Со слов старожилов, шемуршинский лес охраняли «Матросы», т.к. высокие стройные сосны использовали для корабельных матч. И сейчас, жители села Бичурга-Баишево сосну по чувашиски называют «яхта», когда словарное название сосны — «хыр».

1760 год

В Сурском казенном лесу на реке Бездна построена водяная мельница в 2-х постовах. При одном амбаре имелось два водяных колеса и два мукомольных агрегата. Принадлежала некрещеному чувашу Алманда. Уразбаеву из деревни Асаново.

1761 год

Обнаружены запасы железной руды «близ чувашской деревни Асаново Симбирского уезда (ныне д. Асаново Шемуршинского района). Обнаружил Тульский купец И. Е. Федорин. Он решил основать «железовододействуемый завод» на речке Бездна. Однако ему не удалось осуществить эту идею, так как местные чины не допустили строительства этого завода.

1773 год

Построен железный завод в 18 верстах от деревни Татарских Тюков в «Сурском» лесу для переработки лежащих в этих местах железной руды. Построил титулярный советник Игнатий Андреевич Соловцов. (Хронологический перечень событий Симбирской губернии: 1372—1901, Красовский В. Э.)

Это место в народе называют «Петрозаводом». В среднем за год здесь выплавляли около одной тысячи пудов железа. Завод перестал работать в середине 70-х годов XVIII века. В местах добычи болотной руды образовались небольшие водоемы, которые сохранились по сей день.

1774 год

Отряд Емельяна Пугачева разрушил Винокуренный завод около д. Бичурга-Баишево. Собственником которого был Симбирский купец Ф. А. Маленков.

В составе Буинского уезда

1780 год

15 сентября

Учреждение на реке Карле уездного города Буинска, преобразованного из деревни Афанасовой, которому и дан герб: серебрянная овца на зеленом поле, означающая обилие в тех местах этого скота. (Хронологический перечень событий Симбирской губернии: 1372—1901 Красовский В. Э.).

— Последовала жалованная грамота Екатерины II об образовании Симбирского наместничества из тринадцати уездов: Алатырского, Ардатовского, Буинского, Канадейского, Карсунского, Котяковского, Курмышского, Самарского, Сенгилеевского, Ставропольского, Сызранского, Симбирского и Тагайского.

В древних русских рукописях г. Симбирск (ныне Ульяновск) именовался Синбирском. Название это одни производят от слова чувашского, другие предполагают скандинавское происхождение (А. Н. Зерцалов «Материалы для истории Симбирска и его уезда». 1896 г.).

— При создании Симбирского наместничества, рядом находились семь одноимённых деревень: Нижния Чепкасы, служилых татар; Средния Чепкасы, крещёных татар; тут же Малых Чепкас, служилых татар; тут же Батыршиной Чепкас, служилых татар; Верхние Чепкасы (ныне Чепкас-Ильметево (Чувашия)), крещёных чуваш; тут же Нижних Чепкас (ныне Чепкас-Никольское), крещёных чуваш; Верхния Чепкас (ныне Чепкас-Ильметьево (Татарстан)), служилых татар, которые из Синбирского уезда вошли в состав Буинского уезда; деревня Новых Чукал, крещеных чуваш, при создании Симбирского наместничества, вошла в состав Буинского уезда.

Надворный советник Т. Г. Масленицкий так описывает чувашскую религию: «А чуваши деревни Три Избы-Шемурши вместо изображений скотских голов на малых дощечках, называемых тюрями (о чем в описании чувашского народа обстоятельно значится), имеют в полях построенные хоромины вместо окон с длинными слухами, в которых они разных скотов мяса приносят в жертву и тамо ж кладут деньги, называют тюрями. (Имеется в виду слова Турӑ — Бог, Турӑсем — Боги).

1782 год

Зима была очень суровой, с жестокими морозами, уничтожившими большую часть садов в Симбирской губернии. (Топог. описание Симб. наместн. Т. Маслиницкого).

1785 год

Сурские леса посетил надворный советник Маслиницкий, о чем писал в своем труде «Топографическое описание Симбирского наместничества» — «Дровяного леса по всей округе достаточно. Строевой же получают из Сурских лесов. Да и годного, также к корабельному строению, немалое число по рекам Большая Кубна, Большая Була, Карла и по вершинам Малой Бездны. Между деревенями Три Избы Шемурша и Андреевка, длиною 12, шириною 8 верст. 3-й. У деревни Большого, Малого и Нового Буянова длиною 7, шириной от 1 до 4 верст. 4-й у села Рождественского, деревни Шурут Нурусова длиною 6, шириною от 2 до 4 верст.… 6-й. У деревни Каракити и села Шамкина длиною 3, шириною от 1 до 1 1/2 версты. 7-й. У деревень Старых и Новых Чукал, длиною 10, шириной от 2 до 6 верст. 8-й. У деревни Шланги длиной 3, шириной 1 1/2 версты.…».

Описывается в труде и реки района: «…2. Карла. Вытекающая из сурских лесов в 8 верстах от деревни Шемуршей, и текущая на восток, которая впадает в реку Свиягу… 5-я. Большая Бездна. Выходит из-за болота за деревней Бездною, в 2 верстах от оной, из Тагайской округи, течет на запад и через 43 версты выходит Алатырской округи в сурские леса… 8. Четкас. Выходя из полей в 2 верстах от деревни Верхний Четкас, течет на восток и через 10 верст впадает в реку Карлу с правой стороны…11. Бичурла. Выходит из сурских лесов, течет на полночь и через 15 верст впадает в реку Бездну.».

1793 год

14 апреля

Начато генеральное межевание земель в Симбирской Губернии. (Календ. симб. губ. 1878г., стр.51). Целью было разграничение частновладельческих земель между собою и отмежевание их от земель казенных. Девиз Генерального межевания «Каждый при своемъ» был предложен императрицей Екатериной II.

1795 год

Проведена пятая ревизия сел, входящих в состав Какерлинской волости Буинского уезда. По ее итогам, село Рождественское, (Шемурша тож) состояло из 30 дворов численностью населения 178 душ, в том числе 86 мужчин и 92 женщины.

1796 год

12 декабря.

Симбирское наместничество переименовывается в губернию. (Сборник историков стат. матер. по Симб. губ 1868 г. стр. 118). Реформа проводилась после подавления Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773—1775 гг., которая послужила одним из катализаторов преобразований. Значение новых порядков было в том, что они должны были снизить недовольство на местах, передав часть властных полномочий провинции. С другой стороны, Петербург мог быстрее реагировать в случае угрозы новых восстаний.

1797 год

— В Симбирской губернии в ходе генерального межевание земель, определялись границы земельных владений крестьянских общин, помещиков, городов, сел. упоминается Шемурша. «… При онном селе, на означенной речке состоит три мукомольные мельницы..», одна из них выстроена священником села Шемурши Иваном Яковлевым, две другие — «…обывателями».

1798 год

22 сентября

Землемером Богомазовым составлена схематическая карта «земляного вала» (Средневековое оборонительное сооружение «Карлинский Вал»), проходящее через село Рождественское Шемурша. 12 августа 1815 года эта схнматическая карта утверждена старшим землемером, титулярным советником А. Жуковым. Копия схемы-карты хранится в Государственном историческом архиве Чувашской Республики.

Схематическая карта «земляного вала», проходящего через с. Шемурша.

1799 год

Июль

Со всеобщего согласия жителей Три избы Шемурша служилый чувашенин Петр Пархунов отправлен в Буинский земской суд, где представил выпись 7150 года (1642 г.) данную их предкам «деревни Шимурши новоприписной ясашной чуваше Пойка Тонаеву с товарищи, полику те предки наши жительствовали в одной деревне, а на последок выселились в разные места и каждое поселение названо особым именованием по которой позволен нам вьезд в состоящий в крепостных наших дачах в Большой Каплинский бор…», чтобы просить для рубки в оном бору «дровяного и прочаго незапрещеннаго законами леса…» (что подтверждает основание села Шемурша в 1642 году.).

1803 год

Сооружена Шемуршинская (вторая) церковь на новом месте, т.к. первое здание от ветхости разрушилось, простояв около 54 лет. Так было записано в клировой ведомости при Шемуршинской церкви от 1818 года. Эта церковь простояла 44 года, вплоть до 1847 года. (стр 22—24 А. И. Ухтияров Родимый край — село родное, 1996 г.)

1812 год

1 января

Всеобщее привитие население от оспы. Открытие по Высочайшему повелению в Симбирске и во всех уездных городах комитетов по предмету всеобщего распространения привития в губернии от оспы. (Хронол. перечень событий Симб. губ. Красовский).

6 августа

Участие чувашского народа в Отечественной войне 1812 года. Набор в симбирское ополчение с казенных крестьян и мещан с каждых ста ревизский душ по одному человеку. (Хронол. перечень событий Симб. губ. Красовский).

Население Чувашии активно участвовало в сборе фуража и продовольствия для нужд армий. Население Казанской и Симбирской губерний активно участвовало в сборе денежных средств и разного рода пожертвований, вносимых в фонд действующей армии. В населенных пунктах был организован уход за ранеными воинами, работа по оказанию помощи многочисленным полкам, проходившим через территорию Чувашского края. Сыны чувашского народа снискали себе славу храбрых русских солдат. Так Степан Иванов, из д. Буяново, поступил на службу в 1802 году, участвовал в боях под городами Вильно, Витебск, Смоленск, будучи тяжело ранен в боях под Бородино, вернулся домой в 1813 г. Служил «добропорядочно, благоприступно», получил серебряную медаль «За усердие».

1815 год

11 марта

Распущено симбирское ополчение собранное в 1812 году для защиты отечества. (Собр. указ. буинскаго городов. магистр. 1815г.).

1817 год

— Начались работы по обсаживанию почтовых дорог в Симбирской губернии березами в четыре ряда, согласно Высочайшему указу 1800 года. (Симб. губ. Вед. 1894г.). Можно заметить, что по дороге в Ульяновск вдоль неё «по традиции» высажены именно березы в 4 ряда.

1825 год

Волнение помещецких крестьян в Симбирской губернии и побеги их на «новую Линию» на реки Урал и Дарью. (Хронол. перечень событий Симб. губ. Красовский).

1827 год

Крещение в православную веру в татарских деревнях Буинского уезда, Новых Такерлях (Какерли), Шланге и Старых Ишлях 60ти семейств татар. Эти новокрещенные татары, в целях оправославления, через 10 лет (1837 г.) переселены правительством в приходскую деревню Три-Избы-Шемурши. (Симб. Губ. Вед. 1896 г №81).

1835 год

Жителей губернии переводят из разряда государственных крестьян в удельные. Удельные крестьяне занимали промежуточное положение между крестьянами государственными и помещичьими, не состояли на барщине, но и не обладали личной свободой. Крестьяне подчинялись департаменту уделов, несли государственные повинности, отдавались в рекруты, платили оброк (чаще — денежный). Удельное ведомство считало себя собственником крестьянской земли. Тем не менее, удельные крестьяне имели право приобретать земли и имущество в сёлах и городах, но продавать их могли лишь другим удельным крестьянам. Удельные крестьяне могли перейти в сословие купцов или мещан, выкупив свою семью.

1837 год

Сентябрь

Управляющий Симбирской удельной конторой надворный советник Глинка, представил в Министерство Императорского Двора «мнение о способах улучшения быта поселян Буинского уезда» средствами, способствующими этому, чиновник назвал: устроение церквей, устроение в больших чувашских селениях школ, истребление киреметей, курных изб и «нечистую» их жизнь» и т. д. Все эти меры «улучшения быта поселян» Министерство Императорского Двора стало претворять в жизнь.

1838 год

Удельным крестьянам стали доступны кредиты под умеренный процент. Открыт сельский банк в с. Убеи Буинского уезда. (Симб. Губ. Вед. 1897 г. №60).

1839 год

В с. Шемурша удельным ведомством открыто смешаное начальное народное училище, с содержанием из уравнительного сбора с крестьян села Шемурши и деревень Новой Шемурши, Старой Шемурши, Трех-изб-Шемурши, Караманчи-Шигалей (Какерли Шигали) и Андреяновки (Андреевка) (Отчет о состоян. нач. народ. училищ Симб. Губ. 1874г.).

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Николай Юманов

Жанры и теги: Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шемуршинская хроника: сквозь века к современным событиям» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я