Книга заслуженного наставника Российского Союза боевых искусств Н. И. Бучина знакомит читателя с основами Айкидо — популярного во всем мире восточного единоборства с элементами прикладной самообороны. В отличие от боевых искусств, где главная цель поединка — демонстрация превосходства над соперником в рамках определенных правил, Айкидо направлено на полную нейтрализацию нападающего без каких-либо запретов и ограничений.Основываясь на прикладных техниках школы «ТЭН ШИН АЙКИДО», автор делится многочисленными техническими деталями и уточняет, что полное освоение нюансов требует участия в семинарах и мастер-классах под руководством основателя школы сэнсея Стивена Сигала — известного актера и мастера Айкидо, внесшего огромный вклад в популяризацию этого вида спорта во всем мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тэн Шин Айкидо» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Обработка атаки
2.1. Блоки
Блок верхнего и среднего уровня. Исходное положение партнёров
«хидари-ай-ханми». Уке, шагнув правой ногой вперёд, наносит удар (или захват) правой рукой по верхнему уровню. Тори, смещаясь влево, начинает движение левым предплечьем, его локоть по дугообразной траектории перемещается вверх и вперёд, одновременно левая кисть по дуге закручивается назад внутрь. В этот же момент правое предплечье «тори» размещается над левым во время блокирования правой руки уке. Правая рука уке должна быть зафиксирована серединами предплечий обеих рук тори. При этом тори блокирует правую ногу уке, наступив на ступню левой ногой.
Исходное положение партнёров «хидари-ай-ханми».
1 вариант: Уке наносит правой рукой удар (захват) по верхнему уровню. Тори за счёт поворота бёдер и плеч влево, а также скручивания плеч внутрь делает подставку под удар правым предплечьем, прижатым к плечу (рис. 3).
Рис. 1.Укенагаши, где: а) фрагмент в динамике; б) фрагмент в статике
Рис. 2. Укенагаши, где: а) фрагмент фиксации стопы; б) фрагмент нижнего уровня
Рис. 3. Подставка. Верхнийуровень
2 вариант: Уке наносит правой рукой удар (захват) по верхнему уровню. Тори за счёт поворота бёдер и плеч вправо, а также скручивания плеч внутрь делает подставку под удар левым предплечьем, прижатым к плечу.
Исходное положение партнёров «хидари-ай-ханми».
1 вариант: Уке наносит удар левой ногой. Тори смещается влево и ставит нижний блок правой рукой, отклоняя удар уке и одновременно прикрывая лицо с правой стороны левой рукой. Также можно блокировать и правую ногу (рис. 4).
2 вариант: Уке наносит удар правой ногой. Тори смещается вправо и ставит нижний блок левой рукой, отклоняя удар уке и одновременно прикрывая лицо с левой стороны правой рукой. Также можно блокировать и левую ногу.
Рис. 4. Подставка. Нижнийуровень. Блок от удара Маэ-гери
Исходное положение партнёров «хидари-ай-ханми». Шагнув правой ногой вперёд, уке правой рукой наносит удар сбоку в верхнюю часть (или захват за верхний уровень). Тори левой ногой делает под-шаг вперёд и влево, блокируя правую руку уке движением своей левой навстречу — ирими (прорезает ребром ладони локтевой сустав), а правой контролируя центральную линию атаки.
Рис. 5. Прорезание локтевого сустава находящейся впереди рукой
Д) При атаке уке в ноги, тори жёстко двумя ладонями наносит удар-толчок в область лба (рис. 6).
Рис. 6. Блокировка от прохода в ноги с помощью удара двумя ладонями в голову
Е) При попытке уке нанести удар ногой тори бьет стопой в область колена (подставка стопой) (рис. 7).
Рис. 7. Блокировка стопой при попытке удара ногой
2.2. Удары руками
Важным моментом отработки защитных действий является качественная атака (атеми), выполняемая «уке». Не зависимо, будет это удар или захват, «атеми» должна быть максимально реальной, решающей свои задачи!
2.2.1. Использование вспомогательных средств и тренажеров для отработки ударов руками
Для эффективной отработки ударной техники в «ТЭН ШИН АЙКИДО» рекомендуется широкое использование на тренировках технических устройств и тренажеров, таких как макивара, боксерский мешок, лапы.
Макивара представляет собой деревянный брус, прочно закреплённый на полу, стене или деревянном щите (для мобильной переноски). Верхняя треть тренажера обматывается верёвкой, циновкой или куском резины.
Макивара способствует качественной «набивке» частей тела, используемых при ударах и блоках. Также развивает умение концентрировать энергию в ударной поверхности тела в момент соприкосновения с противником и правильно выбирать дистанцию для атаки. Удары по макиваре можно наносить из стационарной стойки так, чтобы вершина доски отклонялась на 3–4 см и складывалось впечатление, что удар проходит сквозь тренажер (рис. 8).
Рис. 8. Использование макивары для тренировки ударов Екомен-учи
Количество ударов, наносимых по макиваре, зависит от степени подготовленности ученика. Начинать нужно с 20–30-ти, постепенно добавляя и доходя до 200–300 ударов. При этом около 30 % из них должны выполняться сравнительно медленно, в целях оттачивания техники выполнения.
Для отработки точности ударов используются ручные маки-вары. Инструктор, держа тренажер в руках, передвигается, меняет дистанцию, наступает и отступает. Задача ученика состоит в том, чтобы с учётом расстояния точно попасть в макивару ударной поверхностью руки или ноги.
Также на занятиях можно давать ученику задание — в течение минуты нанести максимальное количество качественных ударов руками или ногами.
Боксерский мешок должен быть подвешен таким образом, чтобы его основание находилось на уровне нижней части живота занимающегося (рис. 9).
Рис. 9. Тренировка с использованием боксерского мешка, где: а) удары руками верхнего уровня; б) удары руками нижнего уровня
Тренируясь в ударах по боксёрскому мешку, ученики совершенствуют силу, быстроту и точность атак. Улучшается своевременность фиксации ударной поверхности и навык концентрации энергии в точке удара.
С помощью боксёрского мешка ученики могут разучивать и оттачивать одиночные удары и серии атак руками и ногами, направляя их в верхний и средний уровень. При этом, передвигаясь около мешка, ученики отрабатывают различные исходные положения для атаки. Для отработки останавливающих ударов мешок раскачивают, а когда он приближается к тренирую-щемуся, тот останавливает его ударом руки или ноги.
Таким образом, занимаясь с боксёрским мешком, ученики имеют большие возможности для отработки атакующих и встречных действий. Тренировка будет более эффективной, если придерживаться следующих рекомендаций.
1. Все удары должны наноситься из боевой стойки и с разных дистанций.
2. Одиночные удары должны быть резкими и отрывистыми с акцентированным криком (киай).
3. Серии ударов нужно наносить быстро и точно, используя киай на каждом ударе.
4. Атакуя, необходимо зафиксировать ударную поверхность на цели, концентрируя в ней всю энергию, после чего мгновенно вернуть ударную поверхность в исходное положение.
5. Все удары должны выполняться на выдохе или акцентиро-ванном крике.
6. Скорость на последней трети пути должна быть максимальной.
7. Не рекомендуется при нанесении удара отталкивать мешок от себя. Нужно бить, а не толкать.
С помощью тренировки ударов по лапам нарабатываются следующие навыки:
• чёткость выполнения ударного движения;
• точность и сила удара;
• своевременность включения и выключения групп мышц, участвующих в ударном движении;
• правильность выбора дистанции для удара;
• быстрота выхода из атаки;
• чёткость выполнения атакующих, защитных и контратакующих действий.
При использовании лап необходимо следить за тем, чтобы ученики наносили удары максимально быстро и сильно в различных ситуациях: во время атаки, после защиты, навстречу, на отходе и так далее; чтобы работали с различных дистанций, чередуя напряжение мышц во время удара с их расслаблением.
Отработку приёмов следует начинать в замедленном темпе и постепенно (с нарастанием мастерства) увеличивать скорость и силу удара. Атаку и контратаку с самого начала рекомендуется совершенствовать в широком тактическом диапазоне, с различных дистанций, с использованием всевозможных передвижений, из левосторонней и правосторонней стоек.
Рис. 10. Тренировка ударов по лапам, где: а) нижний уровень; б) верхний уровень
2.2.2. Основные удары руками
Удары руками требуют четко сбалансированного применения силы и скорости, которые обычно берут начало от ступней и ног. Сила и скорость проходят по всему телу и выходят наружу через атакующую руку.
Удары руками обычно более быстрые и точные, чем удары ногами. Правильный баланс тела и нахождения опорной точки являются ключевыми факторами для нанесения эффек-тивного удара рукой.
Рассмотрим основные удары, практикуемые в «ТЭН ШИН АЙКИДО». В своём главном предназначении они применяются как контрудары, выполняемые после защиты от атаки противника или попытки захвата. В случае самообороны мощность удара обычно ниже, чем в других условиях, поскольку в такие удары не вкладывается большая масса. Разница заключается в том, что в оборонительной ситуации у вас недостаточно времени и пространства для амплитудного удара, который противник увидит и блокирует. В связи с этим упор при отработке ударов руками ставится на скорость и мощность.
Удар представляет собой классическое сочетание движений кине-тических цепей, а скорость базируется на взаимодействии между ними. Ключевыми факторами придания мощности удару являются:
Рис. 11. Техника выполнения прямого удара вертикально расположенным кулаком (сейкен), где: а) положение бьющего кулака относительно мишени; б) положение айкидоиста в момент нанесения удара
Напряжённость тела. Мощность данного удара в основном опирается на ягодичную и плечевую кинетические цепи, а также цепь поворота бёдер, которые функционируют согласованно.
Рука выпрямляется в момент нанесения удара. Его силу определяют быстрота движения кулака и его масса. Лучше поражать цель, когда кулак двигается на максимальной скорости.
Ключевые динамические мышцы.
За выпрямление руки отвечают дельтовидные мышцы, трицепсы, мышцы груди, передняя зубчатая мышца. За положение кулака — локтевая мышца и мышцы запястья. За поворот бёдер — косые мышцы. За напряженность тела — большая ягодичная мышца, четырёхглавые мышцы, мышцы икры.
Ключевые статические мышцы.
Это прямая мышца живота, задняя дельтовидная мышца, четырёхглавые мышцы, приводящие мышцы, подколенные сухожилия, гребенчатая и тонкая мышца.
Основные кинетические цепи.
Таковых четыре: ягодичная и плечевая, цепи поворота бёдер и выпрямления рук.
Рубящий удар ребром ладони по вертикальной траектории «сверху-вниз» называется Шомен-учи (рис. 12).
Рис. 12. Рубящий удар ребром ладони по вертикальной траектории «сверху-вниз» Шомен-учи (шуто)
Рубящий удар сверху по траектории «сбоку» называется Екомен-учи. Напряжённая боковая сторона ладони может нанести достаточно быстрый и сильный удар. Большую часть энергии при этом создают выпрямление руки, поворот плеч и резкое движение запястья по направлению к мизинцу на заключительном этапе выполнения удара. Для наиболее эффективной самообороны можно поражать множество целей — ключицу, висок, челюсть, шею, рёбра, пах.
Ключевые динамические мышцы, отвечающие за выпрямление руки: дельтовидные мышцы, трицепс, мышцы груди, передняя зубчатая мышца. За резкое движение запястья — мышцы-супинаторы.
Напряженность тела обуславливают четырёхглавые мышцы, большая ягодичная мышца и мышцы икры.
Ключевые статические мышцы: мышцы живота, трапециус, бицепс, плечелучевая мышца, мышцы — разгибатели запястья.
Основные кинетические цепи: поворота бедер, поворота плеч, выпрямления руки.
Это один из наиболее быстрых ударов руками. Он обла-дает очень высокой скоростью и мощностью, достаточной для обездвиживания, а иногда и нокаута противника. Из-за маленькой амплитуды и быстроты используется как стартовое движение. Поражаемой целью, как правило, является голова, однако часто такой удар наносится и в пах. Также существуют варианты данного удара с вращением и поворотом.
Для эффективного нанесения удара задней частью костяшек пальцев веду-щей руки очень важно рассчитать его время и выпад тела вперёд.
Данный удар во многом зависит от напряженности и поворота туловища. Скорость движения кулака создаёт большую долю мощности удара, поскольку в него вкладывается лишь часть массы тела. Удар с вращением или поворотом будет гораздо эффективнее, так как в него вкладывается больше массы тела.
Рис. 13. Удар задней частью костяшек пальцев руки (уракен)
Итак, ключевые факторы придания мощности удару:
Выпрямление рук. Резкое выпрямление руки в плече и локте создаёт большую часть мощности. Полагают, что в данном ударе задействована лишь кинетическая цепь поворота плеч, однако важность представляют также боковая кинетическая цепь и цепь поворота бёдер.
Движение запястья. На последнем этапе нанесения удара запястье, которое изначально находится в расслабленном состоянии, делает резкое движение, подобно хлысту.
Точность удара имеет очень большое значение, поскольку задняя часть костяшек не обладает большой силой. По этой же причине такой удар эффективен только для небольшого количества целей.
Ключевые динамические мышцы.
За выпрямление рук отвечают трапециус, ромбовидные мышцы, трицепсы, локтевая и дельтовидная мышцы. За движение запястья — мышцы — разгибатели запястья. За напряженность тела — большая и срединная ягодичные мышцы, четырёхглавые мышцы, мышцы икры. За поворот тела — косые мышцы.
Ключевые статические мышцы: задняя дельтовидная мышца, косые мышцы.
Основные кинетические цепи: боковая, поворота бёдер, поворота плеч, выпрямления руки.
Удар разъёмом кисти является более медленным, чем предыдущий, но и более мощным, если его использовать в районе грудной клетки и горла. Увеличить скорость нанесения такого удара можно посредством улучшения его прямоты и точности. Напряжение мышц, проходящих от задней ступни до атакующей руки, максимально преумножает вес тела, вкладываемый в удар, и создаёт необходимую мощность (рис. 14).
Рис. 14. Удар разъёмом кисти (хайто) между большим и указательным пальцами
Напряженность тела. Мощность удара во многом зависит от совместной работы ягодичной кинетической цепи и цепей поворота бёдер и плеч.
Выпрямление руки в момент нанесения удара. Двумя главными факторами, определяющими силу удара, являются быстрота движения руки и сила. Такой удар является довольно сильным, учитывая, что горло — это незащищённая болевая точка. Важно скоординировать время нанесения удара с движением противника.
Ключевые динамические мышцы, отвечающие:
За выпрямление руки: дельтовидные, трицепс, локтевая мышца, трапециус, передняя зубчатая мышца.
За удар кистью — мышцы-пронаторы, мышцы-разгибатели запястья.
За напряженность тела — большая ягодичная мышца, четырёхглавые мышцы, мышцы икры.
Ключевые статические мышцы: мышцы живота.
Основные кинетические цепи: ягодичная, поворота бедер, поворота плеч и выпрямления руки.
5. Удар локтем
Удар локтем является мощнейшим из ударов руками. Он очень сильный, однако по своей природе не самый быстрый и обладает короткой амплитудой. Это преимущественно оборонительный приём, применяемый на близком расстоянии (рис. 15).
Скорость удара локтем относительно небольшая по сравнению с другими ударами рукой или ногой. Но здесь она и менее важна, чем сила, поскольку удар выполняется на близком расстоянии. Некоторые ключевые факторы создания мощности:
Поворот плеч. В то время как данный приём основывается на кинетической цепи поворота плеч, многие его вариации включают использование не ведущей руки для продвижения атакую-щей к цели.
Угол разворота груди. Чтобы убедиться, что в удар вкладывается достаточная масса тела, ваша грудь должна быть развёрнута по направлению к местонахождению поражаемой цели.
Сгибание руки. Оно в основном обеспечивается мышцами груди и задней дельтовидной мышцей, а также ему способствует резкий выброс руки перед грудью.
Точность при выполнении удара локтем очень важна, поскольку он имеет относительно меньшую амплитуду, чем другие удары руками и ногами.
Ключевые динамические мышцы
За напряженность локтя отвечают мышцы груди, передняя зубчатая мышца, дельтовидные мышцы, бицепс, брахиалис. За напряженность корпуса — большая ягодичная мышца (задняя нога), четырёхглавые мышцы, мышцы икр. За поворот тела — косые мышцы.
Ключевые статические мышцы:
Мышцы живота, четырёхглавые мышцы.
Основные кинетические цепи:
Ягодичная, поворота бёдер, поворота плеч.
Рис. 15. Удар локтем, где: а) удар в лицо; б) удар в грудь; в) удар сверху
2.3. Удары ногами
Существует множество стилей и вариантов выполнения ударов ногами. Техники различаются скоростью, силой и временем выполнения атаки. Удары ногами обычно более сильные, но они немного медленнее, чем удары руками. Правильная балансировка и нахождение точки опоры являются ключевыми факторами для нанесения эффективных ударов ногами. Верный расчёт времени, сила и скорость играют здесь важную роль.
Удар резкий и с выпадом, он довольно медленный, но и вполне мощный. Наносится сзади стоящей ногой, для того чтобы создать максимальную скорость и иметь возможность вложить в удар наибольшую массу тела.
Рис. 16. Техника выполнения удара Маэ-гери
Скорость нанесения маэ-гери является невысокой по сравнению с другими ударами ногами. Сила этого удара является прямым результатом последовательной работы трёх кинетических цепей: ягодичная отвечает за движение бёдер вперёд; цепь поворота бёдер — за то, чтобы в момент удара выдвинуть вперёд атакующее бедро; цепь выпрямления ноги на финальном этапе нанесения удара отвечает за приближение стопы к поражаемой цели. Вложение в удар полной массы тела за счёт напряжения мышц позволяет увеличить мощность атаки. Фронтальный удар нацелен на центральную линию тела — от верхней части бедра до челюсти.
Ключевые динамические мышцы:
За выпрямление атакующей ноги отвечают четырёхглавые мышцы. За выпрямление большого пальца ноги — длинная мышца — разгибатель второго пальца и длинная мышца-разгибатель большого пальца ноги. За движение опорной ноги — икроножные мышцы.
Ключевые статические мышцы:
Прямая мышца живота, икроножные и четырёхглавые мышцы, мышца-напрягатель широкой фасции.
Основные кинетические цепи:
Ягодичная, поворота бедра, выпрямления ноги.
Это медленный, сильный удар, ориентированный на самозащиту. Он используется преимущественно для поражения ног в области коленного сустава и голени, а также паха (рис. 17).
Рис. 17. Удар «нижний ковш»
Необычность этого удара состоит в том, что он может наноситься большим пальцем ноги, подушечкой ступни, её боковым ребром или пяткой, в зависимости от того, какова цель. Нестандартное наружное движение ноги и поворот бёдер делают этот прием более медленным, чем большинство других ударов ногой. Из-за небольшого числа ситуаций, в которых применяется данная атака скорость ее обычно не является существенным фактором. Мощность при выполнении этого удара создаётся за счёт напряжения и вкладывания всей массы верхней половины тела. Точность обуславливается нанесением короткого сильного удара по ноге противника, причём лучше всего сделать это в тот момент, когда на неё перенесён вес его тела. Увеличить вероятность вложения массы тела в удар ногой можно при помощи захвата соперника руками и притягивания его к себе в тот момент, когда выполняется прием.
Ключевые динамические мышцы
За наклон ноги отвечают подколенные сухожилия и портняжная мышца. За выпрямление ноги — четырёхглавые мышцы и средняя ягодичная. За поворот тела — косые мышцы.
Ключевые статические мышцы:
Прямая мышца живота, четырёхглавые мышцы, подколенные сухожилия, икроножные и большая ягодичная мышца.
Основные кинетические цепи:
Поворота бёдер, плеч, выпрямления ноги.
Удар коленом один из самых мощных ударов ногами, основанный на коротком резком движении, где главную роль играет сила, а не скорость и точность. Этому приему обучают в целях самообороны. Локализация точек поражения противника варьируется от лица до бёдер, удар может наноситься в пах или центральную часть корпуса (рис. 18).
Комбинация быстроты движения рук, сбивающих соперника с ног, ускорения поднятого атакующего колена и его грамотного движения необходимы для выполнения успешного удара.
Некоторые ключевые факторы создания мощности:
Выпрямление бедра. Чем длиннее линия, по которой в верхнем направлении движется колено, тем более сильным будет удар.
Напряженность тела. Во время поднятия колена вы должны совершить движение корпусом вперёд по направлению к поражаемой цели посредством выпрямления бедра поддерживающей ноги.
Расстояние до цели.
Движение рук и плеч. Приближение поражаемой цели к себе руками придаёт удару дополнительную скорость и представляет особую важность в том случае, если оппонент выше и массивнее вас. Техника выполнения удара коленом часто является более важной, чем точка, в которую он нацелен.
Рис. 18. Техника выполнения удара коленом, где: а) тренировка удара по лапам; б) нанесение удара в поединке
Ключевые динамические мышцы:
За поднятие колена отвечают мышцы-сгибатели бедра и мышцы голени. За напря-женность тела — большая ягодичная мышца и мышцы голени. За поворот плеч — дельтовидные мышцы, большая мышца спины, мышцы живота.
Ключевые статические мышцы:
Мышцы груди, бицепс, брахиалис, трицепс.
Основные кинетические цепи:
Ягодичная, выпрямления ноги (опорная нога), поворота бёдер и плеч.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тэн Шин Айкидо» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других