Я не суеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий

Николай Каланов, 2022

Кто из нас не мечтал о романтике дальних плаваний и приключений, о пиратах и необитаемых островах, о тайнах океанов и схватках с монстрами глубин? В своей книге известный российский писатель-маринист Николай Каланов расскажет вам о самых сокровенных и легендарных морских суевериях и приметах. Только благодаря этой книге вы сможете узнать: кем на самом деле был морской дьявол Дэйви Джонс – герой фильма «Пираты Карибского моря»? Какой вкус имеет «куриный фрукт»? За чьи грехи египетская мумия потопила лайнер «Титаник»? Зачем моряки дружат с пауками и при каждом удобном случае собирают паутину? Почему рыбаки избегают священников и при чем здесь «огни Святого Эльма»? Где рождаются «флотские» дети и в какой стране красные носки яхтсмена стали символом нации? Эти и многие другие сведения из мира морских суеверий, которые влияли и до сих пор влияют на сознание и жизнь моряков, вы найдете в книге Николая Каланова.

Оглавление

Из серии: Энциклопедия морской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я не суеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Маяки Иуды

Море убило меня и бросило на берег, только

Плащ постыдилось отнять, что прикрывал наготу.

Но человек нечестивой рукой сорвал его с трупа,

Жалкой корыстью себя в грех непомерный введя…

Греческий поэт Платон

В одно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (Массачусетс) бушевал шторм. В переполненную молящимися церковь одного из селений ворвался человек с воплем: «Хвала Господу! Крушение на берегу!» Вскочив с мест, все ринулись к дверям, но их остановил повелительный голос пастора: «Стойте! Сначала воздадим благодарение Богу». Бормоча слова молитвы, святой отец проворно проталкивался через толпу. У выхода он повернулся и закончил службу словами: «О Боже! Смилуйся над нами, грешными, и сделай так, чтобы от судна осталось побольше! Аминь!.. А теперь, дети мои, быстрее на берег!» Широко распахнув дверь, пастор первым побежал в сторону океана.

Рассказывают, что эта история произошла во времена существования так называемого «берегового права», по которому жители морского побережья (или рек) могли присваивать себе остатки потерпевших крушение судов, их грузы и вообще всё, что море выбросило на берег.

«Береговое право» появилось в глубокой древности и с развитием мореплавания распространилось на многие прибрежные районы. С тех пор при кораблекрушении жизнь моряков, пассажиров и целостность грузов подвергались опасности не только в волнах бушующей стихии, но и на, казалось бы, спасительном берегу. Избежав смерти в воде, моряки могли погибнуть на суше.

Причины такой жестокости были разные. Иногда было опасение, что мореходы могут использовать своё ремесло не только для торговли, но и для разбоя. И тогда суеверные предрассудки заставляли приносить в жертву богам найденных на берегу чужестранцев.

Так, у тавров, древних жителей Крымских гор, был кровавый обычай приносить в жертву своей богине Ифигении потерпевших крушение моряков. Несчастным отрубали головы и прибивали их к столбам, стоявшим на берегу моря, а тела бросали в воду.

Но чаще всего моряков убивали из-за боязни, что оставшиеся в живых помешают грабежу или будут мстить. Грабителям было безразлично, кого они обирают — соотечественников или иноземцев, живых или мёртвых. Мёртвых раздевали до нитки, а живые становились рабами, или за них требовали выкуп.

У древних римлян право присваивать имущество и рабов сначала принадлежало первому нашедшему их. С образованием Римской империи это право перешло к государственной казне, а после падения империи — к феодалам, владевшим побережьем.

В Средние века многие феодалы и даже могущественные монархи не стыдились считать плоды «берегового права» источником своих доходов. По морскому уставу, изданному в 1681 году Людовиком XIV, всё имущество, спасённое при кораблекрушении, переходило в его казну. Тогда же в Англии существовал закон, по которому «всё, что находится в море, всё, что пошло ко дну, всё, что всплывает наверх, всё, что прибивает к берегу, — всё это собственность генерал-адмирала» (главного чина в Адмиралтействе).

Датские короли с XVI до середины XIX века вынуждали судоводителей платить дань за проход по Зундским проливам. Этот узаконенный грабёж прекратился в 1857 году, когда после нажима на Данию главных морских государств её правительство согласилось впредь не взимать пошлину, но при условии предоставления ей возмещения убытков (?!) в размере трёх миллионов фунтов стерлингов.

Многие прибрежные феодалы отказывались от «законных» прав на владение имуществом, принесённым волнами, при условии, что моряки будут платить определённую мзду, что было куда выгоднее, чем небезопасный захват груза при кораблекрушениях.

Жажда лёгкой наживы толкала на любые злодеяния и ухищрения. Береговые пираты разрушали спасительные маяки и навигационные знаки и выставляли ложные в опасных для судоходства местах. Они подкупали лоцманов, чтобы те вели суда прямо на мели или в такие места, где команде было бы трудно защищаться от нападения. В этих случаях береговые пираты тесно взаимодействовали с пиратами морскими. Никакая строгость наказания за эти поступки не пугала их. Во Франции преступников привязывали к столбу внутри дома и сжигали вместе с жилищем. После чего на этом месте рекомендовалось устроить свиной рынок. Но никакие кары земные и небесные (убийц отлучали от церкви) не могли остановить корыстолюбцев.

Случалось, когда морская стихия оказывалась беспомощной перед моряками, мародёры ночью подвешивали к уздечке лошади зажжённый фонарь, спутывали ей ноги и водили прихрамывающее животное по берегу. Проходящее судно, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем корабле, подходило слишком близко к берегу и разбивалось о камни. Морские волны надёжно скрывали следы трагедии, и преступники оставались безнаказанными. Лучшим временем для таких «операций» были тёмные ночи, поэтому луну грабители считали своим злейшим врагом. Вот и называли людей, занимающихся этим ремеслом, луноненавистниками, прихрамывателями, пляже-чистильщиками и другими презрительными прозвищами. Выставляемые ими ложные маяки в народе прозвали «маяками Иуды». Они стали причиной гибели десятков судов. В английских церквях даже служили мессу с молитвой о спасении мореплавателей:

От бурь и скал, огня и врага,

От маяков Иуды и змея морского

Спаси их, плавающих, Боже!

Много мрачных историй осталось со времён береговых пиратов. В одной из них упоминается знаменитый в начале XIX столетия богач Сэм Лорд. Он проживал на острове Барбадос и сколотил своё состояние, устроив западню для судов. Коварный Лорд посадил на берегу два параллельных ряда кокосовых пальм, на которых ночью зажигались красные и белые огни. Суда принимали эту иллюминацию за вход в порт и разбивались о рифы. Чёрные рабы Сэма Лорда вырезали весь экипаж, а грузы судна увеличивали его богатства.

Расцвет «берегового пиратства» приходится на Средние века.

С развитием торговли многие морские государства принимали законы, пресекающие подобные преступления и предписывающие спасать людей и грузы терпящих бедствие кораблей.

Были и исключения. В 1825 году в Японии император издал закон, который обязывал подданных и местные власти «уничтожать все иностранные суда, которые будут подходить к берегам, и арестовывать или убивать всех членов их команды, которые могут высадиться». Так японские феодалы хотели изолировать Японию от внешнего мира и укрепить своё влияние на население.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я не суеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я