1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Николай Кокурин

Скандальная теология

Николай Кокурин (2019)
Обложка книги

Статьи, проповеди, заметки на евангельские и библейские темы, храмовых праздников, мнений и заблуждений в народном восприятии христианства и тому подобного 2003—2024 г.г. Часто мнение автора идёт вразрез с общепринятым или принятым большинством, отчего и выглядит скандальным, но как он считает должным, так и пишет. И сокрушает ли его мнение старых идолов или создаёт новых, каждый вправе решить сам, прочитав данную книгу.Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Скандальная теология» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2010 год

Крещение

«так надлежит нам исполнить всякую правду» Матф.3:15

Многие говорят, что не обязательно ходить в церковь или, в данном случае, тоже что в храм, мол, вера в сердце и т.д. Пусть так, если вы так святы, то можно и не ходить, но вот Христос не погнушался принять омовение (крещение) от Иоанна, который сам пытался дать самоотвод по этому поводу, но Иисус принудил омыть Его от грехов, хотя и не имел греха. Этим Он показывает нам, что даже если вы чисты и святы (о ком это я? Мне такие не попадались, но вдруг), то тем паче должны находиться там, где происходит очищение, где имеется Путь совершенства. Посему воистину праздник сей — Богоявление. Там где собрались люди ради чистоты, т.е. во Имя Его, то и Он там.

ПС: на полиелее в Дорофеево в ночь на Крещение у нас было вместе с певчими и мной всего 44 человека. Был ли Он среди нас? Если ради Чистоты мы здесь собирались и ради исполнения Правды, то да. А кто–нибудь Его там видел? Причащался лишь один иерей.

20.01.2010

ПРИХОДЫ и ОБЩИНЫ

Церковь свята и непорочна! Местами и в целевом пределе. Это тот идеал на который мы держим курс, равнение. Плохо это реализуется, это факт, т.к. говорить о святости того чего нет преждевременно. Церковь — это братство, община, или проще говоря — банда со своим бандитским уставом, но банда не ради ограбления банка, стяжания денег, но ради стяжания благодати. У нас же чаще всего не братства, а приходы, т.е. магазинчик ритуальный, где можно приобрести крестики–нолики, иконки, свечку, заказать требку, удовлетворить, справить, прочие религиозные нужды. Прям нужник, а не Дом Молитвы! Если этого не признавать, но думать, что у нас не приход, а церковь, то ни каких позитивных перемен мы не дождёмся. Так и будем выдавать желаемое за действительное, т.е. находиться в бесовской прелести, где в большинстве своём и пребываем. Есть слабенькие зачатки, нездоровые, однобокие по местам и не имеющие тенденций развития. Подобие «союза» православных бабушек на приходах — одно из таких недоразвитых зачатков, как и какие–нибудь «черносотенцы», антиИННщики и т.д. В том числе общежительные монастыри — слабенькое подобие общин верных.

Весьма беспокоит, что люди не желают объединяться на основах чистоты, молитвы, совершенствования и дружбы! Временами у некоторых ревнивцев благочестия это доходит до крупных стычек с расхлябанными ублюдками на грани и за между руганью и дракой. Кроме того, быдло утверждает, что наши грехи и страсти — это норма жизни и меняться — значит нарушить эту норму, в которой комфортно.

Нужны программы для братств, в которых общественное храмовое богослужение является частью, причём не очень большой — ориентировочно как соли в пище. Для начала обсуждения предлагаю следующий регламент:

2–3 раза в неделю, не считая воскресной службы, после работы братство обязано собираться в храме или доме для:

а) 10 минутная молитва;

б) чаепитие (или ужин);

в) посещение и помощь немощной братии;

г) обсуждение философских, богословских, финансовых (десятина обязательна для общины, тем самым снимется вопрос магазина в храме, ибо КАТЕГОРИЧЕСКИ недопустима в общине продажа свечей и треб членам братства) вопросов; крестить, венчать, отпевать не членов братства строго запрещается, т.к. это снова приведёт к магазинным отношениям;

д) организация и участие в спортивных и культурных мероприятиях (для детей и взрослых);

е) защита членов братства от внешних волков и быдла, вплоть до силовых действий (щёки подставлять допустимо одиночкам, а не братству, но нас должны бояться и без употребления силы с нашей стороны, пока же над нами только ржутнемогут);

ж) добавляем по мере просветления…

Всё это должно создавать на местах фактического жительства и только после общение налаживается с братствами из иных мест. Спиртное и пр. мерзость не допустимы ни в каких количествах. Кроме глотка из Общей Чаши Причастия. Алкоголесодержащие напитки должны навсегда забыть дорогу ко столу общин. По домам каждый сам решает употреблять ли (в половину типиконом нормированных количествах — вместо 2 кросавуль, т.е. 400 грамм сухого/полусладкого вина по великим праздникам допустимо 200 гр.) или отказаться и дома. Употребление сверх данной нормы признавать мерзостью и богопротивностью.

И это вовсе не секта, но сообщество любителей благочестия и праведности. Всякий, не принадлежащий к таковым сообществам деятельно не должен именоваться учеником Христа и носить Его отличительные знаки — крестики и образки. Носящего же не члена Церкви, считать святотатем, т.е. не законным владельцем атрибутики Праводелов. Ортодоксия (правомыслие) без Ортопраксии (праводелие) мертво есть.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). А как же мы будем иметь эту самую любовь, если не будем общаться?! Посему наипервейшее наше дело — регулярно собираться на молитву и прочее описанное выше. Всякий же говорящий, что можно не собираться (не ходить в Церковь) тем самым хочет сказать, что можно не иметь любви, но быть учеником Его, быть угодным Богу. Т.е. говорящий так, имеет не Бога в душе, но дух антихристов.

Итак: без Церкви нет спасения и именно от нас с вами зависит будет ли эта Самая спасительная Церковь здесь и сейчас и будем ли мы в Ней и с Ней или будет и далее прозябать приход и торгово–рыночные отношения, а мы при этом будем думать, что мы сами с усами и спасёмся по–одиночке, понавешав на себя разных оберегов из приходской лавки и заплатив там своему божку (не Богу) щепоткой зарплаты, а не всей душою, разумом, крепостию. Мы обязаны стать фанатиками семьи, содружества, благочестия, целомудрия и пр. добродетелей, если желаем, конечно, реализовать свои Богом данные таланты (кому 30, кому 60, кому 100 процентного потенциала). Если не желаем, то будем честны и перестанем называть себя Православными или чем–то в этом роде.

27.01.2010

Зачем и кому

— Зачем мне ходить в храм (водить детей), если:

1) там все такие злые?1

2) я такой добрый и сам знаю как жить правильно и живу так?2

3) между мною и Богом мне не нужен посредник в лице священника?3

4) Бог за мою правильную жизнь даёт мне всё и помогает?4

5) храм это всего лишь магазин и в том товаре5 какой там предлагают нужды никакой нет?6

6) родители меня научили правильным вещам и сами храмом особо не увлекаются и у них всё есть — работа, трудолюбие, честность, заработок и пр.?7

7) с детьми происходят странные перемены8, их не надо учить церковным вещам, вырастут — сами решат нужно ли им это?9

Ответы. Почему я сам пришёл в храм и понуждаю себя здесь оставаться:

Осознав себя одиночкой и одиноким и единственным мне так же пришла мысль, что это не совсем хорошо, потому что человек рождён в обществе, обществом и для общества. До того как пришло осознания одиночества мною были пройдены разные сообщества, начиная, разумеется, с семьи (мама и папа у меня были), детсадов, школ, различных спортивных секций, молодёжных группировок (от гопников до хиппи, панков и зарождающегося тогда скинхендства), рок–групп и т.п. Во всех коллективах было что–то своё хорошее, но не было стремления к высшему единству в святости, т.е. там и сям провозглашались за норму и идеал те или иные пороки, страсти. Будучи в этих «аквариумах» я, разумеется, не подозревал, что провозглашаемые идеалы могут быть пороком, уводящим от истинного совершенства и не знал имён этих страстей. Аскетическая литература, начиная с буддийских и исламских и заканчивая христианскими трактатами, сообщила мне имена этих страстей, и ум осознал, отчего безсознательно томилась душа в жерлах компаний где не хватало самого главного, хотя было многое. Тогда, как часть человеческого общества я стал искать то сообщество, которое имеет целью абсолютное совершенство в Духе Святом. Кроме того, такое сообщество не должно быть в оппозиции всему другому обществу, но быть частью его как свет миру и соль в пище, прежде всего в основополагающих доктринах и догмах. Нигде нагляднее, по моему разумению, кроме как во Христе мне не предложили образец для безоговорочного подражания, хотя в некоторых своих деяниях (особенно в консолидирующих) и индус Гуатама Сидхартха, один из многих практикантов по освобождению от суетности, нездоровой претенциозности в себе, и араб Мухаммед, на несторианских (спорно–христиансаких) воззрениях основавший Покорность Воле Божьей, понятой не вполне адекватно, вдохновляют на духовные подвиги, но не во всём. Нигде, кроме Православия не нашёл я глубокого литературного анализа ущербности человеческой природы и методики по восстановлению её целостности, хотя труды учёных иных конфессий, дают не мало пищи для ума, чаще исторической. И нигде, кроме Культуры Храмов Церкви Православной (певческой и художественной, хотя это не мешает мне любоваться культурой иных верований как древних так и современных) не получил я Завершающей Радости, Покоя и «Строительной Площадки» для Совершенствования себя и человеческого сообщества. Поэтому в храмах лично я нахожусь, чтобы созидать Святую Церковь на местах, присоединяясь к уже созданной надмирно, без Которой не может быть личного спасения (=совершенства), т.к., повторюсь, человек создан/рождён в обществе, обществом и для общества, т.е. для Церкви как Единой Семьи Создателя. И, конечно, на заданные вами вопросы ответить можете только Вы сами, ответив сперва только на один — хотите ли Вы Совершенства? Отвечая на этот вопрос, не забудьте постулат, сказанный выше: вне Церкви нет спасения (=Совершенства), как не бывает, например, целостности тела без руки или пальца, особенно отрубленный палец не может быть целостен в смысле причастности к полноте, хотя какое–то время он может выглядеть живым и свежим. Знайте, что без Вас наше спасение если не невозможно, то, по крайней мере будет не полным, как и Ваше без нас. Но Бог и из камней может восполнить недостаток в детях Авраама.

Ответьте на этот вопрос и мне на Ваши вопросы отвечать не придётся. Конечно, желательно, чтобы в храм сперва пришли люди, знающие истинную цель предназначения храма, чтобы не знающих просвещать, иначе мы имеем то, что имеем.

Можно «отпочковаться», как и делают некоторые теряющие терпение и разум — создают разного толка секты если не нравятся уже созданные религиозные организации; эмигрируют если не нравится страна; разводятся и женятся (выходят замуж) на другой (за другого) если не нравится жена (муж) всё равно без церкви/общения обойтись никто не сможет (даже самоубийца и аскет–отшельник). В том или ином виде каждый причастен сообществу, но насколько это причастие свято и непорочно зависит от каждого же. Но этому, как и всему, должно учиться совместно и на примере предшественников.

04.02.2010

Великоватый Пост

Вопросы от интересующихся:

1) Почему этот пост назван Великим?

2) Чем отличается от других? Только ли строгостью?

3) Что такое страстная неделя? Каждый её день чем–то ознаменован?

4) Как нужно вести себя в дни так называемой страстной недели?

5) Мы уже говорили, что Церковь даже в дни Великого поста даёт послабление младенцам и людям с ослабленным здоровьем. А как быть, если праздники или день рождения выпадают на это время?

6) А если вас пригласили в гости, где люди придерживаются другого вероисповедания или просто хотят отпраздновать, например, юбилей, не ограничивая себя во время застолья? Ведь отказавшись от еды, таким образом можно оскорбить гостеприимных людей.

7) У вас есть любимое постное блюдо? Что лучше всего любит и умеет готовить матушка?

8) Детям трудно сдерживать свои эмоции. Как вы объясните им необходимое поведение во время поста? О том, воспитываете ли вы детей в вере, можно не спрашивать. Но вот, если кто–то из них выберет делом жизни совсем мирную10 профессию, а может даже творческую. Ваше отношение? Как вы это воспримите?

Ответы интересующимся:

1) «Праздников Праздник и Торжество есть торжеств» — Воскресение мёртвых и Первенца из них — Иисуса Христа. Ни временная реанимация, возвращение из клинической (остановка сердца) смерти в то или иное время вновь умирающих, а истинное Воскресение в Жизнь Вечную и качественно и количественно иную, нежели наша. Это и есть Самый Великий, Самый Главный Праздник в нашей жизни и мире, который мы регулярно вспоминаем, радуемся и готовимся к исполнению его с нами. Ни даже Рождество ни, тем более, Новый Год и пр. незначительные дни безделья, но Пасха — Величайшее и Прекраснейшее событие, ожидающее нас. Посему в честь Великого Праздника и основная часть подготовки, т.е. Пост, и называется Великой, Великим Постом. А уже потом в слове Великий мы можем обнаружить и самую продолжительную протяжённость — восемь недель (56 дней, включая масленую неделю, ибо это тоже уже пост, хотя считается, что пост идёт 40 дней, но это потому что считают без суббот и воскресений, в которые допускаются дополнительные послабления в виде растительного масла и от 200 до 400 граммов вина, с 8–10 % содержания алкоголя) и строгость воздержания по сравнению с другими постными днями годового круга. Кроме того Величие данного говения в том, что он установлен в подражание говению Самого Христа: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Матф.4:1–2. Отсюда и строгость, о которой чаще мы только говорим, но редко кто соблюдает и я сам не исключение.

2) Согласно уставу строгим пост считается, когда запрещается вкушение вообще чего–либо, даже воды. Именно это и установлено в подражание Христу. Кто в силах, тот постится именно так, такие люди есть. Кто послабее и духом и телом тот соблюдает слова Типикона: не вкушать первые три дня ничего, на четвёртый разговеться на хлеб и воду после 3 часов дня, на пятый кутиёй–коливом и маслинами, про субботу и воскресение уже говорил. И так все семь недель. Ещё более слабые вкушают веганскую пищу, исключая мясо, рыбу, молочную продукцию и растительное масло. Слабейшие добавляют растительное масло. В общем и целом, так или иначе, причиняя некоторые неудобства своей гур–мании. И так далее, кто на какую строгость горазд. Главное осознавать для чего мы истязаем своё тело теми или иными воздержаниями от пищи: в отличие от телесных постов, которые даются временами, пост духовный должно держать всегда — воздержание от таких страстей как гнев, блуд, чревоугодие, сребролюбие, уныние, печаль, тщеславие и гордыня должно быть постоянным, а силы для этого как раз и должны прибавлять голодания и труды физические и молитвенное соблюдение ума. Т.е. пост телесный должен питать и укреплять пост духовный, в этом его смысл: добровольно истощая тело укрепляешь дух.

3) Есть страсти человеческие, о которых мы уже сказали, а есть Страсти Господни. Страсти — значит страдания. Уже Будда вслед за всей всей брахманской аскетикой предлагал путь освобождения от страданий (как желаний человека) через страдания же (как отказ от желаний). Христос продемонстрировал это Собой: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» (Иоан.13:15) сказал Он, омывая ноги (что так же является страстью, как желанием–волей Божьей) своим друзьям и ученикам в Великий, Страстной Четверг. Исторически на наш лад это был ужин среды, в тот же вечер Господь молился до кровавого пота в Гефсимании, где и был арестован, взят под стражу, запретив друзьям защищать Его. Всё это уже святые страсти Его. В принципе все Его деяния и притчи — Святые Страсти, но особо выделяются дни со Входа в Иерусалим (Вербное воскресение) до Восстания из мёртвых (Пасха), Страстная неделя. В общих чертах примерно это выглядит так: войдя в город и затем в храм Господь очень страстно, в праведном гневе изгоняет торгашей и не допускает проносить что–либо через храм. В понедельник и вторник Он интенсивно учит притчами. В среду преподаёт Новый Завет любить друг друга собственным примером — омовением ног даже Иуде Искариоту, молится на горе Елеонской, пленяется. Четверг проводит в темнице. В пятницу Его таскают по судам–судьям, бьют, распинают и Он умирает на кресте в 3 часа по полудни. В субботу спускается во Ад и выводит оттуда ветхозаветных праведников (очень глубокая тема для размышлений предложенная апокрифическим Евангелием от Никодима). После чего, конечно, воскресает, пройдя сквозь плащаницу в виде света.

4) Вести себя нужно всегда одинаково — благочестиво. А в рамках храмового богослужения Церковью выделяются эти дни некоторыми особенностями. Не будем углубляться, но, например, в великий четверг, в воспоминание Тайной Вечери (которая была в среду) патриархи омывают ноги епископам. В пятницу читаются все т.н. страстные евангелия (отрывки, описывающие упоминаемые мной выше события) где люди стоят со свечами и после стараются донести сию свечу горящей до своего жилья и накоптить крестик её пламенем у себя на потолке. Такой благочестивый, хотя и не имеющий какого–то общего смысла обычай. И т.д.

5) Про послабление в воздержании сказано достаточно ёмко, тоже касается и других светских увеселений — каждый регламентирует свой досуг сам. Дни рождений, поминки и прочее не исключение. Мы лишь должны помнить каким должно быть воздержание в идеале и стремиться к реализации этого.

6) В предыдущем ответе всё сказано. Можно лишь добавить, для равновесия, что некоторые правила запрещают верным (т.е. хранящим ум от развращения) трапезничать с неверными (т.е. с исповедующим иные религиозные взгляды) дабы не иметь ничего общего с предателем и распинателем Истины. Это одна из сильнейших строгостей о которой нужно помнить. Но всё же должно подражать Христу, Который трапезничал со Своими оппонентами ради их просвещения и спасения. Т.е. настоящий христианин (бывают ещё поддельные) ходит на юбилеи не для того чтобы поесть и попить, но чтобы свидетельствовать об Истине — быть безстрастным, но радостным и любящим. Например, один из близко известных мне людей, участвуя в застольях сам никогда и нигде не пьёт спиртного, но не отказывается чокнуться стопками во время тоста, хотя в стопках у него сок или минералка и никто не оскорбляется же или не показывают вида, а может даже не подозревают. И ещё: почему только мы должны уважать чужие верования? Если вас приглашают куда, то пусть постараются уважить — приготовить то, что вы готовы и можете вкусить. Ведь если мы их позовём в гости, зная, что они любят мясо, но приготовим им лишь брюсельскую капусту или у вас язва, а я буду потчевать вас жареным, то это как будет выглядеть? Как басня «Лиса и журавль». Чем, собственно чаще и грешат маловерцы, посему гостеприимые люди пусть ещё будут разумными и действительно любящими, а не на словах. Если же вы попали на пиршество не уважающих ваши взгляды людей то либо уйдите, либо терпите и ешьте всё что дают без тени скорби и активно участвуйте в общении, уклоняясь разве что от похабщины, сплетен, кощунств и т.п. если они имеют место быть, помня кого вы представляете с тех пор как сознательно надели крестик и от чьего имени живёте. Т.е. опять же никаких сверхновых требований относительно настроя духа пост не выдвигает.

7) Если терминологически, то постное блюдо — это пустая тарелка. А то, что, увы, у нас принято считать постным блюдом, столом, трапезой и т.д. — это диетическое. С этих позиций диетическое, часто поедаемое в нашей семье блюдо не особо оригинальное — макароны и т.п. вермишель. Но без растительного масла они не очень удобоваримы. А в общем мы не кулинары и едим то, что быстро или что есть — капуста, морковь, картошка и т.д. С солью и приправами пролетает нормально.

Если много думать о рецептах в пост, то это уже не пост. А всё тоже банальное чревоугодие. К сожалению, под видом Православного поста, как и вообще под видом христианства, выдаётся противное его Духу. Поэтому мы и считаем допустимыми подобные вопросы и даже издавать книги рецептов на пост. Лучше назвать такую литературу для гурманов иначе, например: «Рецептурник православного гортанобесника и чревоугодника» или «Пища без холестерина» и пр. Можно более мягко: «Послабления во время поста» потому что все эти рецепты и мне в том числе нужны при слабости духа постится как надо. Поэтому отвечать на этот вопрос так как он это подразумевает нелепо, потому что это больше будет похоже на исповедь — открыть свои немощи, ибо гурманство во время поста и есть немощь греховная, питаемая страстью чревоугодия. Исповедоваться же у нас принято духовнику, а никак не на страницах газет.

8) Крики и беготню по квартире стараемся предотвращать в любые дни после 9–10 часов вечера, объясняя, что людям вокруг, соседям, надо отдыхать после трудового дня. Таких ограничений и объяснений должно хватать.

Ко всякой профессии нужно подходить творчески, а не халтурно. Кем бы ни работал кто из моих детей лишь бы это было искреннее служение людям на просвещение и совершенствование, а Богу на радость. Кроме того, Вы так спрашиваете словно я родился священником и точно знаете, что буду им до конца земной жизни. Уверяю Вас, в последнем никто из священников не может быть уверен, жизнь частенько не предсказуема. Могу лишь сказать, что хотел бы сам остаться священником Бога Живого, а где при этом жить и работать пусть Он Сам решает, мне всё равно. Чего детям своим и всем людям желаю.

Ещё по поводу некоторых нездоровых стереотипах бытующих не только у людей внешних Церкви, но даже в умах некоторых казалось бы воцерковлённых, проживание и осмысление которых не могло пройти мимо и мой ум, мол, служение Богу и пребывание в Церкви якобы обязывает прекратить всякие художества, то, что Вы имеете ввиду под творчеством. После чего всё, что не очень похоже на Евхаристический канон Иоанна Хризостома и т.п. считается мелочным, не достойным внимания и развращающим ум. Разумеется, в этом есть некоторая правда. И существует множество всяких правил относительно занятий внешним творчеством для внутреннего пользования, запрещающие, например, играть священнику на гуслях, быть актёром и женатым на актрисе, заниматься живописью, если взялся писать иконы и т.д. Однако, священники, не говоря уж про рядовых прихожан, и играют (и на гуслях и на гитарах и пр.) и пишут художественные книги (живопись в слове) и снимаются в кино и мн.др. Но КАК? Каков основной смысл всех экстраполяций и экспансий? Разве не в проповеди? Другое дело, что эти проповеди, как и те, что мы говорим в храме, не всеми понимаются адекватно и тем более не всеми принимаются, по разным личностным психологическим и мировоззренческим причинам. Но своя аудитория, паства, понимающих есть у любого оратора, пастыря, пусть и не всегда многочисленная. Я бы был против, если бы дети мои занимались творчеством, рассчитанным на щекотание низких страстей ради развлекаловки, но никогда не буду против высокого искусства словесности ли, музицирования, изображения ли. Чем и сам стараюсь заниматься по мере своего скудоумия.

05.02.2010

Страшный Суд

«Тогда праведники скажут Ему в ответ:

Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?

или жаждущим, и напоили?»

Матф.25:31–46

Вот, всем всё понятно — корми голодных, пои жаждущих (надеюсь не водкой? хотя и это не так однозначно), посещай больных и арестованных, давай ночлег бродягам–паломникам (или кажущиеся странными учения изучай?) и войдёшь в Радость Господина своего как верный раб со всеми овцами, вместо того, чтобы как раб ленивый быть выброшенным со всеми козлами во тьму внешнюю (в ночь из дома).

«Не всякий, говорящий Мне:"Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:22). Не всякий говорящий, но всё же кто–то из говорящих, т.е. молящихся, ходящих в храм, войдёт. Это те, кто ходил в храм, чтобы научиться и научились там кормить, поить, одевать, принимать, посещать или те, кто уже умел это? Гипотетически допускаю, что кто–то и может научиться этому вне храма, но о себе и о многих своих знакомых дерзну предположить, что нам это не доступно. Вот хоть режьте меня (лучше только мысленно), так оно моему скудоумию представляется. Без храмовой атмосферы, культуры и философии мне (нам) было бы трудно фокусироваться на постоянно теряющихся из вида ориентирах и приоритетах. Даже, несмотря на то, что эти культура и философия наполняет собой культуру и философию кое–где и кое–как и вне храма. Свет Христов просвещает всех и добрых и злых (и церковь и кабак), но мне в церкви этот Свет как–то более виден.

«Вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших» (Матф.25:31–46) — «одному из», т.е. совсем не обязательно часто и каждому? «братьев Моих» — а если сделали не Его брату? На всех, разумеется, братьев Его у нас ни сил, ни времени, ни провизии всяко не хватит. Его братья — это те, что голодают не из–за пьянства, лености и собственного нерадения; те, что болезни принимают без ропота, со смирением и покаянием; те, что в тюрьмах сидят, осознавая вину, даже если сидят за другое, чего не совершали. Вот недавно, типичный пример, сажусь в машину, подходит такой товарищ, как подумалось, бомж, стучится в окно: — на хлеб подайте.

Выхожу:

— Сейчас с собой нет. Приходи днём, после службы приеду, хлеба привезу и ещё каких–нибудь овощей, поделюсь…

— Да на хрена мне хлеб–то?! — так обижено. — Мне денег надо.

— На сигареты и водку? Так что ж на хлеб стреляешь?! За слова свои не отвечаешь?

Вот и всё. Пока машина грелась, пытался его «лечить», и настаивал, чтоб за слова свои ответил и пришёл–таки за хлебом. Так до сих пор его и не встретил. Думаю, вот надо бы найти его, где–то в посёлке в своей квартире живёт. А может и не надо искать? Так вот — брат это Его или как? Но даже если нет, всё равно надо бы накормить, но как? Он ведь врёт, что кушать хочет, ему наркотиков надо (табака и водки, и не говорите мне, что это тоже еда и что Бог за легализацию наркоты во всех её проявлениях).

Братья Его — это, прежде всего, дети и родители, соседи, друзья, знакомые о которых знаешь точно, что не потратятся на грех. Их корми и одевай, не требуя от них возмещения, как и тебя кормили и одевали родители и другие благодетели. Большинству из нас редко могут попасться другие какие нуждающиеся кроме тех, кто живёт бок о бок с нами. А то и вовсе вдруг окажется, что мы в нужде. Но птичек–то пшеном иной раз мы можем покормить? Они–то уж точно Его, хотя может и не братья, а племянники.

Страшный Суд он не когда–то, он постоянно. Преступление само в себе уже содержит наказание. Что такое наказание, как не лишение свободы, привилегий и прочих удобств? А разве есть свобода вне Бога? Разве преступая, переступая черту закона, человек не ставит себя вне Бога? Разве не лишает себя тем самым свободы? И вот, те, что не кормят, не поят, не одевают, не посещают, не привечают — преступают закон и лишают себя этим свободы и радости, ибо не видят, не знают, не узнают Бога, ибо не созвучны Ему. Сыны Царства имеют истинную радость в душе, когда помогают, отдают себя, тратят себя ради совершенствования других и тем сами совершенствуются, даже не думая об этом, как бы автоматически. И если преступление — суть наказание, то добродетель — суть награда. Ведь сами знаете, как радостно бывает когда, например, радуются ваши дети получая от вас подарки или выздоравливают, принимая от вас лекарства. И как погано на душе, когда ссоришься с кем–то из близких или даже подерёшься. Вот это и есть мерило Страшного Суда. Это Закон, заложенный Богом в нашу природу, психику, подобный закономерностям, заложенным Им же в наши материи. В сегодняшней притче снова и снова Господь напоминает нам, что «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан.12:31), ныне, здесь и сейчас и постоянно, пока мы ползаем по земле, Страшный Суд происходит ежесекундно в нас, внутри каждого, происходит накопление или разбазаривание талантов радования. Накопление или очищение от плача и скрежета зубовного. Развитие или регресс. Что тебе нужно, выбирай.

Вот видите, могут сказать нам не желающие молиться с нами в храме, главное для спасения дела добрые. Так, а разве молится, вместе благодарить Бога, не одно из таких дел? Но вот, скажут, в словах притчи упомянуты только пять (накормить, напоить, одеть, посетить, приютить). Так именно это и происходит в храме. И с чего вы взяли, что вы должны это сделать кому–то, возможно и скорее всего это храм должен сделать для вас, как я для того псевдобомжа: Церковь может накормить вас Телом Христовым, напоить Кровью Его, одеть Благодатью (прикрыть и исправить грехи, победить страсти), посетить ваши изболевшиеся и пленённые ум и душу светом высокой культуры и проповеди, приютить изблудившееся сердце на исповеди. И только решение ваше, что вам нужен не хлеб, а деньги на псевдохлеб, т.е. что вы рука дающая, а не принимающая, вы богаты на всякое добро, а не нуждающиеся в помощи не даёт вам осознать глубину вашего удаления во тьму внешнюю от внутреннего Царя. Скорее одумайтесь и научитесь у Церкви творить добро, а не учите Её, Святую, как это делать. Не у меня учитесь, ибо и я Её нерадивый ученик, но в лоне Её, от соборного Её разума, ума Христова.

06.02.2010

Кто хочет?

«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

Матф.16:24; Мар.8:34; Лук.9:23

«кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою»

Матф.20:26; Мар.9:35; Мар.10:44

«если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»

Матф.19:21

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»

Матф.19:17

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

Матф.5:48

Только для тех, кто ХОЧЕТ быть совершенным, быть чадом Божиим, существует наша Церковь, ни для кого и ни для чего иного. Насильно мил не будешь: и если кто не хочет этого, в Церкви тому делать нечего, никак не заставить хотеть, поэтому и не затащить никого против желания в храм. Хотя может затащить и можно, но если человек не понимает зачем действительно здесь быть и не стремится к той цели, которую предлагает Церковь (см. Христос), то такому человеку здесь будет скучно. Впрочем, с еретической целью скучно может и не быть. Печально, но факт: зная цели и смыслы весьма огорчает, то, что дети наши не способны этого понять и принять и получается разделение. Не имея желания быть совершенным любое иное хождение во храм будет суеверием, ритуаломанией и прочей фигнёй, но никогда не религией. Если кто ходит в Церковь не с целью быть совершенным святым, то, мирянин да будет отлучён, а клирик да будет извержен. Таковых не отпевать, не венчать и детей их не крестить и т.д. и т.п. И почему до сего дня не было такого апостольского или соборного правила? Не было, но да теперь вот есть. Однако, многие даже не слышали об целях этих, а сердце настолько очерствело и стало безчувственно к истинным нуждам–требам души, что сами они никогда не поймут Писания, даже если прочтут. На этот случай и нужны опытные в вере. А вот если уже и узнав, т.е. пройдя курс катехизации, человек остаётся упорен в обрядовериях и при своих еретических суеверных целях, тогда отлучение и извержение обязательно, до тех пор пока не изменится. Интересно знать, сколько останется верных при таком раскладе? Примерно возможно представить: судя по разговором на эту тему с прихожанами и священнослужителями в своём окружении приходим к грустному статистическому выводу — из сотни всех взятых останется от силы два–три. У остальных цели обожения не присутствует. Присутствует только идолопоклонство перед Христом, но цели стяжания святости нет. Но ведь правила гласят о запрете молиться и причащаться с еретиками! Что же делать? Абстрагироваться духом от оных, помня, что же такое СОВЕРШЕНСТВО: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» Матф.5:45. Быть совершенным, быть великим, большим и значит на санскрите — БОГ. Так что наша задача как богов, т.е. сынов и дочерей Божиих, светить всегда и для всех, светить собственным примером, делом, словом, житием, любовию, верою, духом. Иначе даже не сметь именоваться христианином. Любить врага, т.е. забуксовавшего во грехе человека, значит помогать ему освобождаться от страстей. Только такова Ортодоксия. Всё же прочее — левославие, суеверие.

12.03.2010

Женское священство

Не в шутку заявила одна из женщин, помогающих при храме:

— И почему женщин в священники не берут? Я бы вот пошла.

На что мне пришлось ответить примерно так:

— Господь функционально разделил мужчину и женщину: женщина рождает плотью, мужчина рождает духом. Но не всякая женщина может родить плотью, как и не всякий священник может родить Духом Святым — «у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» 1Кор.4:15. Если мужчина решит перехватить у женщин благодать рождать плотью, а женщины рождать Духом, то, думаю, в мире поубавится и человеческого рода и богочеловеческого. Святитель Тихон бил набат, когда говорил, что «Православие погубит бабизм, как католичество погубит папизм». Проблема шире, чем кажется — человечество погубит бабизм, ибо без Православия человечество немыслимо, без истинного Православия человек — дрянь, со звериным, хищническим сердцем.

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» (Матф.1:2). У Исаака был ещё Исав–Едом, но про него не сказано, что его родил Исаак, т.к. по Духу Исав не наследовал отцу своему, остался рождённым лишь плотью. Хотя при всём при том и сказал Иисус «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9) и казалось бы упразднил этим функциональное различие полов, но здесь речь о другом: земные отцы, которые действительно ответственны за духовность своих детей рождают не своим духом, но Духом Святым Который от Отца Небесного исходит через них как сынов Его, поэтому они становятся лишь проводниками Отца и всё–таки из уважения к проводникам мы всё же называем их святыми отцами, не нарушая указания не называть, ибо чествуем их как носителей и через них чествуем Родителя. Иисус тоже нам не отец, но мы его всё же называем отцом будущего века (не помню уже откуда цитата).

Нам остаётся лишь со смирением принять данное положение вещей через которое и будет нам благодать либо извратить всё и погибнуть.

пс: 8 марта с целью женщину сделать священницей (во храме, ибо быть священником по–жизни призван каждый) и было изобретено между прочим всем, если не сознательно, то имплицитно.

21.02—19.03.2010

ДНИ ОТКАЗА

День отказа от табакокурения.

День назначен и как его проводить?

Не продавать ни одной пачки, ни одной сигареты!

Предлагать хотящим закурить обмен на конфетку, горсть семечек и пр!

У всякого, кто закурит «в открытую» — вышибать сигарету из рук–губ или заливать водой, если откажется от обмена!

Рецидивистов расстреливать резиновыми пулями по мягкому месту!

И т.д. и т.п.!

Но кто же это всё будет делать?!

Можно, конечно, в этот день устраивать трезвые и безтабачные фесты и тусы для начала.

Но не день надо устраивать, а запретить продажу табака, водки и пр. наркотиков, как национальную угрозу и пропаганду разложения общества. И развить в обществе отношение к курящим–пиющим, как к ущербным и опасным членам общества наравне с гомосексуалистами, ворами и проститутками, требующим психиатрического стационарного лечения и изоляции от прочих граждан до полного выздоровления.

По–другому это будет пустым сотрясанием СМИ.

Хотя не могу не сказать, что рад тому, что таковой Праздник имеет место быть! Посему всех, как здоровых/свободных от этих страстей, так и заразившихся ими с Праздником! Ура! Мы не одни, кто против мерзостей обесившегося человечества! Да здравствует День Отказа (отречения) от страстей и болезней! Отрекаюсь от тебя, сатана (страсти–похоти), и всех дел твоих и всех аггелов твоих и всей гордыни твоей! Шабаш! Т.е. — аминь.

30.05.2010

Перед смертью не надышишься

Если бы вы могли выбрать какой смертью умереть, как бы вы покинули этот мир?

Смерти нет, так что пустые формальности. А переходы случаются часто: вышел из дому, сшибает машина, для всех тебя похоронили, а для тебя — тебя вылечили и ты может инвалидом или нет продолжаешь жить. Т.е. иллюзия бытия не имеет границ. Хоть сотню раз застрелись и повесься, всегда будет казаться тебе, что тебя откачали, излечили, спасли. И каждый новый сон/жизнь будет с предысторией и не найдёшь нестыковок. Вопрос лишь в том, кто здесь кому снится, кто хозяин сна и кто все остальные?

05.08.2010

А кем вы мечтали стать в детстве?

Всё идёт по плану. Мечтал стать милиционером/пограничником с овчаркой. Не было тогда альтернативы — священник. Даже не знал о такой профессюхе. Но тенденция воина/защитника (милитаре–милиция с латинского — значит воин) от внешних вражин нашла себе реализацию в чине Мелхиседековом (царь и священник, воин и ведун). Т.ч. всё пока в жилу катит: воюем с внутренним врагом, страстями — милиционер, и внешним, соблазнами извне — пограничник. Овчарка — основное — пастырь овцам.

05.08.2010

«Кто мой ближний?» Лук.10:29

Больные люди, как и всякий в ком грех (кто исключение?!), что голубые, что «боевики» — они все дети и творение Бога, изломанные, развращённые и т.д. только собственной любовью и красотой можно их переделать, вылечить.

Либералы — тоже больные, т.к. суть их заяв — всё хорошо. Аз — не либерал, но мне всё равно кем ты прикрываешься, Христом, Буддой, Муххамедом, Аум Сенрикё, Кришной и пр.

Главное — осознаёшь ли свои (и только свои) несовершенства (грехи) и прилагаешь ли усилия к исправлению, очищению, совершенствованию, изменению ума и т.п. Для меня лишь это Православие (Ортодоксия=Правомыслие) и верность Богу. Всё остальное — пустой трёп.

Для меня же Христос (Иисус) — не прикрытие и не трёп — Он единственный, Кто более менее вразумительно и безупречно являет Собой и Своими речами, то о чём сказано выше, на кого хотелось бы ровняться, как бы это ни было тяжело. И если для кого–то поэтому я не христианин — это их проблема.

Христианство само по себе только для тех кто добровольно согласен быть козлом отпущения, в подражание Иисусу. Для меня это тоже недостижимый пока идеал. Принимая крещение, должно понимать, что мы согласны умереть, а не убивать, за Святость. Т.е. христианин — жертва, всё остальное человечество, начиная с иудеев — жрецы, которые приносят христиан в жертву, сами того может быть не осознавая. Но если жертва начинает ерепенится, значит она не христианка. И это самое человечество спасается тем, что видя абсолютную безропотность и беззлобие жертвы, раскаивается в содеянном и меняет ум (метаноя: увидят добрые дела ваши и прославят Отца вашего). Это реальность. Всё остальное — малодушие и непонимание Христа. Отсюда всякая монархия — суть лжехристы, а всякое иное учение — лжепророчество. О которых мы читаем в сегодняшнем евангелии Матф.24:24.

30.09.2010

ВОЗДВИЖЕНИЕ

Воздвигнуть Крест, сперва Найти его, потом Воздвигнуть.

Найти свой Крест — определить то поле деятельности, для которого тебе дан тот или иной талант, харизма, способности, склонности, созидательные страсти.

Воздвигнуть — начать действовать, реализовывать задачу.

Трудно определить свой талант.

Трудно найти ему должное место применения в этом запутанном мире.

Трудно неуклонно работать, делать что должен на своём месте, преодолевая трудности и соблазны бросить всё к чёртовой матери…

30.09.2010

Благовестие

Что преследует миссионер (благовестник)?

1) Привести народ или хотя бы одного в Церковь?

2) В храм?

3) К Богу, ко святой жизни, любви?

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» Матф.23:15.

Ну, пришёл человек в храм, а тут раздрай, ругань, споры, единства во мнениях нет, взаимные анафемы и упрёки, если не всегда вслух, то за спиной (особенно в сторону правящих). В одном случае плюнет и вернётся к своим гусям. В худшем станет таким же, если не вдвое хуже. В лучшем — не обратит на сие внимание (хотя и будет переживать и плакать) и углубится в исследование литературного и прочего культурного наследия Церкви, научаясь отсеивать пшеницу от плевел, но не уничтожая, из осторожности и опасения ошибиться. Тем самым понимая Замысел и Волю Божии и синергетически стремясь исполнить их. Ведь здесь так много умного, красивого, талантливого, спасительного, но «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» Матф.23:13, «горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» Лук.11:46, Матф.23:4. В учении Христа есть ключи Царства (подражание Иисусу в дружестве и служении смиренном товарищам Своим), но ложными толкованиями (бремена неудобоносимые, предания старцев), искажающими эти ключи, не дают открыть врата блаженные. Будучи искривлёнными ключи эти открывают иные двери в иные царства–государства — карьера, патриотизм–зилотство, бизнес–планы, учительство/духовничество/наставничество и прочее. Но никак не Царство Небесное — умиротворение в Бозе без разрушающих ум и сердце, дух, душу и тело страстей, но в удовлетворении результатами со–творчества, которые хороши весьма, добры зело. Карьера, патриотизм, бизнес, учительство могут быть явлениями синергии, со–творчества, разумеется, там, где человек осознаёт их вторичное место после первичности Не–бес, хотя и идут они параллельно и даже нераздельно, но и не слиянно. Как любовь к Богу и ближнему, как к самому себе.

Благовествующему важнее, настроить человека на желание жить без греха, уважению и стремлению к этому состоянию, желание бороться со своими страстями и похотями, уверовав, что без них жизнь слаще и прекраснее.

Должно являть это собою. Но как?! Разве благовествующий безгрешен?! Как же, призывать жить без греха, не показывать пример?! Пусть грехи ещё живы, но что–то ведь уже побеждено с помощью Божией. И об этой победе должно говорить и указывать на это: «мужайтесь: Я победил мир» Иоан.16:33. Может пока ещё не так круто, не весь мир (страстей), но какие–то его части — курение, токсикоманию, клептоманию, тщеславие, самолюбование, блуд. В чём–нибудь каждый преуспел и желает продолжить в том же Духе, смиренно осознавая своё безсилие. Не надо особо распыляться о том, что пока держит в тисках: если в тихаря покуриваешь или попиваешь или на чужих женщин смотришь с вожделением, то должно указать на неправильность такой жизни, но не зацикливаться. Зацикливаться не надо вовсе ни на чём, понимая, что оковы могут вернуться, если забудешь, Кто тебя освободил от них, а за разговорами легко это можно сделать. Но и молчать нельзя — о силе Божией должно свидетельствовать, чтобы и другие могли получить Его нематериальную радость.

«горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» Лук.6:24.

07.10.2010

Мир без наркоты

Каждый человек должен себя найти. Не потерять в оцепенении, вспомним, слово наркотик откуда происходит — от Нарциса. Наркис — греческий бог, который сам себя слишком любил, сам собой любовался. И мы знаем — кольнулся ты, курнул, пыхнул там, закинулся колёсами или ещё чем и человек, он находит капельку той благодати, которую Господь ему уготовал, но через воровское. Это воровство. Воровское событие. Ты перелазаешь через забор и хватаешь эту радость, радость Господина, которую Он даровал. Весь мир создал ради радости и сказал, что дал каждому таланты. Сложно найти свой талант, но надо пробовать и не забывать себя, не любоваться собой, не останавливаться, не курить, и тогда уже войдёшь в Радость Господина своего, в Радость той жизни, которая есть Путь, Истина и Жизнь не затуманенным мозгом. Сами всё понимаем, но как и говорит апостол Павел: «Что доброе хочу — не делаю, а что злое не хочу — делаю, потому что живёт во мне грех» и грех убивает меня, убивает окружающих.

Не только марихуана, героин, мы в своё время в ПТУ клей дышали, понимаете — мозги абсолютно опустошались, не было цели, не было радости от того дела, которое делаешь, находили, находишь другую радость… нафига? Потом другие у нас спиваются. Нарцис (наркоман) — любуется собой в иллюзорном дурмане, радуется, как ему кажется, совершенной красотой (она могла бы быть совершенной, ибо замыслена таковой), вместо того, чтобы радоваться этой красоте в других и радовать их собой, своим исполненным о нём замыслом, своими добрыми делами. Радуется разрушительной радостью, без Благодарения давшему ему возможность причастия Радости. Радуется тому, что незаконно, но ощущает, хотя и крохотно, единство с созданным добро зело миром, как бы чувствует своё место в нём, но это прелестная, обманная радость, не имеющая факта в реале. Посему это самолюбование убивает его, т.к. нет действительного единства и взаимообмена со всеми другими частями, членами Церкви, Вселенной. Нарцис (наркоман) погибает в самозамкнутости, от истощения, нервного, духовного, душевного и телесного, конечно. И этим самым наркотиком, вызывающим такое оцепенение самозамкнутости системы (человека) может стать любая страсть из разряда разрушающих… ведь есть два вида страстей — греховная страсть (разрушающая) и созидающая, этот вид мы называем — Страсти Господни, когда человек страдает ради совершенствования других, сострадает им в их несовершенстве и помогает как себе, так и остальным, тот воистину любит ближнего как самого себя и ведёт их к Любви Бога.

Вот, например, показательно в житии преподобной Пелагии выявляются обе страсти — видя ухоженую красоту блудницы одни священнослужители отворачиваются, ощущая в себе движение плоти (в штанах), но епископ — радуется и любуется (другие тоже любуются и радуются, но постыдной, разрушительной радостью) Божьим созданием и сострадает носителю этой красоты тем, что ужасается восхищаясь — вот бы, мол, такие бы усилия по уходу за телом эта блудница приложила для украшения души.

Т.е. наркоман тот, кто желает мелочно обладать, а не со–радоваться всецелому обладателю (Богу). Мы не говорим, кто способен уже или ещё нет к таковому совершенству, по умолчанию и так понятно, что большинство, если не все — живут во грехе и разрушают себя изнутри, но должно говорить и помнить о том, как должно быть и стремиться к этому всею душою, всею крепостью, всем разумением и умом своим.

10.10.2010

Религия и Церковь

Религия — это свод определённых правил, методов, попыток связаться с Небом, удалив всё, что мешает этой связи (грехи). Церковь — институт этих методов. И мы можем допустить, что как есть, например, дурные марки машины, так могут быть и несовершенные методы и даже вредные и закрывающие Небо. А то, что в том или ином институте, как может казаться, попадаются дурные преподы, то это не значит, что институт и метод плОхи. Проблема не в том, что деньги требуют за что–то в храмах, таинства сами по себе всегда безплатны (особенно главное из них — Причастие, Соединение с Богом всех миров), а то, что крестят, венчают и отпевают людей, которые к этому не готовы, т.е. как бы выдают диплом без усердного обучения. Поэтому и выглядит милостыня и благодарность как купля–продажа. Но и здесь не злой умысел, а тоже невежество с обеих сторон, суеверие и обрядоверие. Церковь учит сыновству, всыновлению Богу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Скандальная теология» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

А не боитесь по поликлиникам бегать, заразу какую подхватить, но бегаете же и для себя и для детей.

2

И при этом травят себя и окружающих табаком и считают половые отношения без обязательств с разными партнёрами нормальными отношениями.

3

Один у нас посредник — Любовь. А нормальный священник помогает Церковными средствами приобрести эту самую Любовь.

4

Солнце светит и для злых и для добрых, если вы видите этот свет, разве это обязательно говорит о том, что вы добры?

5

Как будто они знают, что именно предлагает храм.

6

Иногда мы даже не подозреваем в чём именно мы нуждаемся, ибо ума–то нет.

7

Вполне допуская, что лучшее в них взято из храма, а худшее в родителях видеть и помогать исправить может и должен только чистый сердцем, свободный от похотей.

8

Возможно сердце начинает очищаться от гнездящихся в нём бесов и они начинают видеть свои грехи и грехи родителей и предлагать помощь по их исцелению через храм, а родителям это не нравится, им комфортно в тех грехах, которые и за грязь–то не считают.

9

Так может и вообще их ничему не учить, особенно, например, музыке: вряд ли все из научившихся нотам вырастут Моцартами.

10

Наверняка имелось ввиду «мирскую», но если это опечатка (вопросы мне были предоставлены в распечатке), то прям по Фрейду. Мы ведь и впрямь воинствующая Церковь.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я