Обсуждается история аль-Андалус – территории Пиренейского полуострова, находившейся несколько веков под властью мусульман. Рассмотрен период от момента завоевания ее исламом в 712 до упразднения Кордовского халифата в 1031 году. Особое внимание уделено событиям, в результате которых наиболее развитое в экономическом и культурном отношении государство Западной Европы, находившееся, казалось бы, на пике своего политического могущества, в течение нескольких лет фактически прекратило свое существование. Сделана попытка рассмотреть эти события тысячелетней давности в широком историческом контексте, включая современность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
05 Битва при Пуатье Сражение, которое могло решить судьбу Европы?
Если бы в битве при Пуатье18 франкские рыцари не разгромили бы арабов, то сейчас Франция была бы такой же захудалой страной, как Алжир. Если бы в битве при Пуатье победили арабы, то в Париже на 200 лет раньше был бы университет, а туалеты у французских королей не были бы такими грязными и вонючими, какими они оставались даже через 1000 лет после битвы19. Это, конечно не утверждения учёных20, а цитаты из псевдонаучно-популярных статей, выходящих в наши дни на противоположных берегах Средиземного моря. Не будем вспоминать русскую поговорку «Если бы да кабы…», а попробуем попросту разобраться в том, что произошло 10 октября 732 между Туром и Пуатье.
Великий мыслитель Ибн Халдун предполагал, что ещё у Мусы ибн Нусайра могло быть намерение вернуться в Дамаск к халифу через Константинополь. Не знаю, представляли ли арабы того времени истинные масштабы Европы, но, перейдя Пиренеи, они уже скоро убедились, что закрепиться в Ифрандже, как называли они земли франков, не будет просто. Но это не остановило попытки арабов нести зеленое знамя ислама дальше на север.
Естественно, что арабские историки пишут о поражении правоверных достаточно скупо. Аль-Маккари, цитируя Ибн Халдуна, сообщает, «что Абд ар-Рахман ибн Абдаллах21 был назначен вали восточной Африки Обейдаллахом наместником аль-Андалус и прибыл туда в 113 году хиджры. Он начал войну с франками, с которыми у него было несколько стычек; но в рамадане 114 г. хиджры (октябрь 732) его армия была разбита в месте под названием Дорога мучеников. Он сам оказался в числе убитых. Это гибельное сражение хорошо известно народу аль-Андалус как битва при Балат эш-Шуада. Абд ар-Рахман правил страной год и восемь месяцев». И далее аль-Маккари переходит к правлению следующего наместника аль-Андалус.
Ибн Абд аль-Хакам лишь констатирует «Абд ар-Рахман был благочестивым человеком. Он отправился в поход на франков. Они живут дальше всех из врагов в аль-Андалус. Он захватил там большую добычу и победил их. Потом он снова пошел в поход на них. Но и он, и его люди приняли мученическую смерть»
Значительно подробнее битва описана в «Мосарабский хронике 754 г.22». Это анонимная латиноязычная летопись, название которой происходит из предположения, что она была написана неизвестным христианским прелатом, жившим в аль Андалус, а число 754 соответствует последнему году, о котором имеется запись в Хронике.
«Затем Абд ар-Рахман, видя многочисленность своих войск, заполонивших всю землю, двинул их через горы басков по извилистым тропам23, чтобы, перейдя равнины и орудуя мечом, вторгнуться в земли франков. Он прорвался далеко на территорию франков и, перейдя реку Гаронну, вступил в битву с поджидавшим его там Одоном24, и войско последнего было разбито. Только Богу известно, сколько народу погибло или спасалось бегством.
Преследуя спасавшегося бегством Одона, Абд ар-Рахман решил разорить Тур, разрушив его дворцы и спалив церкви. Здесь он столкнулся с консулом Австразии, внутренней Франции, Карлом25, мужем, воинственно настроенным с юного возраста и искусным в военном деле, пришедшим по зову Одона. После того, как каждая из сторон в течение почти семи дней изнуряла противника стычками, они наконец выстроили боевые порядки и завязалось жестокое сражение. Северяне встали недвижимой стеной, так что их плотные ряды, казалось, обледенели, и в мгновение ока они разметали арабов мечами.
Воины Австразии, многочисленные и облаченные в железо, найдя царя Абд ар-Рахмана, убили его ударом в грудь. Ночью они вложили мечи в ножны, отложив схватку на следующий день, а на заре увидели лагерь бесчисленной арабской армии и стали готовиться к битве. Вынув мечи из ножен, европейцы26 видели ровные ряды палаток и навесов арабов такими же, как днем ранее. Не ведая, что палатки пусты, и думая, что там находятся готовые к бою фаланги сарацин, они послали разведчиков и только тут обнаружили, что все отряды Исмаилитов ушли: они тесными рядами тихо бежали посреди ночи в свою страну.
Воины Австразии действовали медленно и тщательно обыскивали всё вокруг, но ничего не нашли. Решив не преследовать сарацин, они честно поделили трофеи между собой и, похоронив своих убитых, отправились на родину».
Сразу после утренней молитвы конница Абд ар-Рахмана устремилась в атаку на войска Карла Мартелла
Само сражение при Пуатье военные теоретики пытались проанализировать и даже промоделировать до малейших деталей. Как насмешливо пишут Девиосс и Руа в своей монографии, один генерал заставлял войска Абд ар-Рахман и Карла Мартелла перестраиваться как на больших тактических учениях, хотя это и напоминало забавы с оловянными солдатиками.
Все же до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению, какой фактор оказался решающим в обеспечении победы. По одной версии, Карл, выбрав правильный момент, когда лёгкая арабская конница была уже измучена неудачными попытками прорвать франкскую пехоту, двинул в атаку тяжеловооруженную рыцарскую конницу, разметавшую боевой порядок арабов.
По другой же версии Карл или даже хитроумный Эд направили легкую конницу, находившуюся в резерве, в обход сражающихся противников по направлению к лагерю арабов. Как только об этом стало известно, часть мусульманских воинов бросилась спасать свои трофеи, которых к тому времени было награблено немало. Заметив беспорядок в рядах противника, франкская пехота сама перешла в наступление и нанесла контрудар. Арабский полководец пытался остановить своих воинов, но был убит, и, как это уже не раз бывало в подобных ситуациях, непобедимое войско правоверных сразу же обратилось в бегство.
Карл Мартелл умело расположил свои войска на скалистом холме, и его пехота успешно отбивала все атаки арабской конницы
Пуатье обозначило ту крайнюю северо-западную точку, до которой смогло продвинуться мусульманское государство, образованное всего лишь сто лет назад обитателями пустынь Аравии. Теперь же оно было более могущественным, нежели Римская империя в 100 г., когда она достигла наибольшего размаха при императоре Траяне. Но после этой кульминационной точки государство Омейядов начало приходить в упадок, раздираемое внутренними противоречиями, социальными и экономическими проблемами.
Однако после этого серьезного поражения мусульмане не свернули полностью свои экспедиции во Францию, а продолжали их еще в течение двух десятилетий (напр., Авиньон — в 734, Лион — в 743). Они утратили Нарбонн, последнюю удерживаемую ими стратегическую базу, в 759 г.
Неизвестно какое влияние на ход битвы оказало то, что непосредственно перед ее началом в лагерь христиан, как описывает «Житие Григория I», были доставлены три корзины евлогий27, посланных папой Григорием в знак благословения воинов. Все же, в отличие от битвы при Ковадонге для этого сражения летописцы не упоминают о влиянии потусторонних сил!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18
Я предельно коротко описываю это событие, так как во-первых, при всей возможной значимости его для Европы, на судьбу аль Андалус оно почти не оказало влияния, во-вторых в интернете имеются прекрасные описания этой битвы на русском языке, от самых коротких, таких как Битва при Пуатье: Карл Мартелл против Халифата. https://diletant.media/articles/34719450/ до целых монографий: Девиосс Ж., Руа Ж.-А. Битва при Пуатье (октябрь 733 г.).— СПб.: Евразия, 2003. http://militera.lib.ru/h/deviosse_roy01/index.html
19
Какие были туалеты у арабов, любознательный читатель должен знать из сказок «Тысяча и одна ночь». А что касается туалетов наследников доблестных франков, то могу порекомендовать статью «Правда ли, что в Версале не было туалетов, разбирались СМИ.» https://pronedra.ru/pravda-li-chto-v-versale-ne-bylo-tualetov-razbiralis-smi-376790.html
20
Подробно вопрос о том была ли эта битва «мироизменяющим» событием или всего лишь отражением грабительского набега рассмотрена в статье о битве при Пуатье русской Википедии
21
Арабские историки единодушно восхваляют Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха как талантливого и справедливого администратора и полководца. И некоторые исследователи задают вопрос, не была ли именно гибель вали причиной того, что на следующий день арабы не продолжили сражение, а ночью стремительно отступили.
23
Это было то самое Ронсевальское ущелье, где в 778 году погиб Роланд, когда Карл Великий возвращался из похода в Испанию
24
Эд Великий (Одо, Одон), (650/660–735) герцог Аквитании и Васконии. Мне он кажется колоритнейшей фигурой, одним из первых использовавшим «real politics», примерами которой пестрит дальнейшая история аль-Андалус. Воспользовавшись междоусобицами во Франкском королевстве Эд объявил себя независимым правителем, приняв титул «принцепс Аквитании». Хотя он со своими союзниками и потерпел поражение в борьбе против майордома Австразии Карла Мартела, ему удалось спастись, прихватив с собой законного короля Хильперика и его казну. Майордому для легитимизации своей власти необходим был законный король из рода Меровингов, т. е. пленённый Хильперик. Карл был вынужден вести переговоры, в результате которых Эд вернул Карлу короля вместе с захваченными королевскими богатствами, а Карл признал герцога Эда независимым правителем Аквитании. Однако у Эда возникла новая угроза — арабы, которые вторглись в его владения и даже осадили Тулузу. 9 июня 721 года он разбил противника, кроме того он еще несколько раз нанес поражение арабов, эти победы укрепили независимость Эда и на время остановила движение арабов на север. Теперь главную опасность для него представлял Карлом Мартел, который хотел вернуть отпавшие от королевства франков владения, и Эд сумел договориться с Мунузой, наместником вали Кордовы в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем». Для укрепления союза он даже выдал за этого бербера свою дочь Лампагию. Боясь наскучить читателю, я не буду пересказывать очередную любовную легенду, но желающие могут прочитать историческую поэму Владимира Резцова «Лампагия и Мунуза» https://журнальныймир.рф/content/lampagiya-i-munuza или послушать песню Эдмундо Кассиса «Свадьба Лампагии и Мунузы» https://open.spotify.com/track/6ffmG67bpLscxGcxqC0Byv. И вот тут Эд сильно просчитался. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных», и под этим предлогом совершил два грабительских похода в Аквитанию. А тем временем Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах, а не он сам, открыто не подчинился новому вали. Абд ар-Рахман не стал медлить, Мунуза был застигнут врасплох и оказался не готов к отражению нападения, а Эд, занятый борьбой с Карлом Мартелом, не смог прийти на помощь союзнику. В итоге Мунуза был убит, а Лампагия была захвачена в плен и отправлена Абд ар-Рахманом в качестве подарка в Дамаск халифу, взявшему Лампагию в свой гарем. Абд ар-Рахман продолжил поход, разгромил армию Эда, и тому не оставалось ничего другого, как просить помощь у майордома Австразии. Ну а дальше все как в Мозарабской хронике.
25
Карл Марте́лл (686 или 688–741) — майордом Франкского государства в 717–741 годах из рода Пипинидов. Свое прозвище"Мартелл"военный вождь франков Карл Пипин получил после одержанной им победы при Пуатье. Мартелл — это молот, который беспощадно разит врага.