Время курьерским поездом летит по рельсам бытия, позвякивая на стрелках десятилетий. Меняются убеждения людей, стираются с лица земли города и села, зарастают бурьяном да мелколесьем некогда тучные поля. Только людская злоба, зависть и подлость не изменяются ни-ког-да. Жизнь… штука сложная – ясен пень! «Делов на рыбью ногу» – говаривал бывало при случае мой учитель Юрий Борисович Беспалов. Может, и случайно, но мне иногда кажется, что это… где-то, когда-то и от кого-то я уже слышал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельские жители. Рассказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Песняры»
Не знаю, как насчет музыкального слуха, но какой-то у меня был. Родители мои были люди добрые и, чтоб я не влезал в неприятности, определили меня в «музыкалку» в райцентр за 40 с лишним километров… Было время, когда дети были самостоятельными и дорогу домой находили с малолетства. На автобус в 11—30 я успевал после второго урока, ну а на 16—40 из города после занятий и подавно.
Кто занимался музыкой в то время, да как в прочем и сейчас, прекрасно знает, что общее фортепиано преследовало по пятам каждого ученика. Но только не меня! Возможности приобресть инструмент у родителей не было. И, по началу определили меня на аккордеон. Но и он оказался непосильной финансовой ношей для семьи. И сел я тогда за баян… за неимением фортепиано мне присобачили гитару. Народники-они такие! Ну гитара так гитара… за 6—50…звука нет…так костерок растопить в походе. Преподавателем была великолепная, красивая и талантливая Галина Александровна Аугуцевич. Офицерская жена… Порядок во всем. За то и нравилась. Баян «Этюд» за 145 рублей да гитара за 7-50-это вам «не фунт изюма»…И требования родителей порой зашкаливали, и были больше чем у преподавателя специальности. (Надо сказать, что чуть позже я узнал о наличии у мамы знаний мастерства скрипичного, а отец с малости «чесал» на гармошке.) Грыз я «гранит» музыкальной науки не совсем охотно… но достаточно прилежно, это чтоб «…дюли» не залетали…
Шло время… Дедушка дразнил меня «композитором», а я, оправдывая его доверие, наяривал импровизации «на всю Ивановскую». И уже не помню в каком классе, на переходном экзамене, к нашему классу примкнул полуслепой парнишка. Оказалось, что с ним занималась Галина Александровна по своей уникальной методике. И надо было так случиться-выступать мне выпало после него. «Полонез Огинского» и прочее в исполнении такого вундеркинда отбило мне охоту брать баян в руки совсем. Начисто! Правда на время… лет на 5…Отыграл я экзамен на 4. И спас меня от ругани с родителями только скоропостижный отъезд педагога к месту службы мужа. (Ну не ехать же вслед за женой офицера и мне в тайгу?) Мои доводы папе показались убедительными. И баян иногда всхлипывал долгими длинными вечерами…на крылечке… переехали мы уже в другое место к тому времени. А там хоть и своих баянистов не лишка, а интересу к моему инструменту не много.
Старшие братья и сестры мои уже учились в районе, а меня стал привлекать Дом Культуры. В нарушение закона я иногда подменял киномеханика (спасибо папе… научил на КПШ-2)…ходил на курсы вокала… мне пригодились знание сольфеджио и гитары. Первый выход на публику состоялся отнюдь не с баяном… песня «Журавли» под собственный аккомпанемент на гитаре имела неожиданный и громкий успех. И я влился в местный ВИА.
Публика в нем играла разношерстная… а порой, да почти всегда, нетрезвая. Состав менялся. Кто-то в армию уходил, кто-то из армии приходил, кто-то женился и забивал на музыку. Руководители музыкальные менялись тоже часто… девушки… что с них взять? И вот настал момент, когда играть на ударных стало не кому. Печалька… Нашелся-таки «вундер-киндер» из 7 класса. Но как ему играть на танцах?…Возраст… «НИИИ — — ЗЯЯЯЯЯ!» Местное начальство стало закрывать глаза на присутствие в ансамбле малолетки… на танцах нужно было брать «кассу», а много ли возьмешь с пластинок, да магнитофона? Одно разорение… на записях. И тут пришла беда. Ворота для нее были открыты настежь — «областная тарификация коллективов.» Играть часть танцевальной программы было необходимо в зале рай-ДК на 1000 мест. «Крыша дома», «Волшебный полет» Маруани, да еще всякая хрень с обязательными патриотическими наклонностями. Учили мы программу истово. Себя не жалели. Даже выделили нам денег на аппаратуру. (О, «Голубой экран»! Большое «мерси». ) Прикупили мы ленточный реверок, пару усилков, небольшую пультейку, поменяли гитары, колонки для хорошего звука. (Надо сказать, что к тому времени я и сам собирал колонки «будь здоров»! Знания и умения имелись, приобреталось оборудование и облекалось в определенные формы). Но все наше богатство, окромя гитар, да «примочек», везти на тарификацию нужды не было. И на свой страх и риск в означенный день мы в пасть «Ваала» ринулись.
«Пасть» оказалась огромной… в один день комиссия из 10 человек должна была прослушать ВСЕ (!) коллективы, включая детские и народные. Отказаться от мероприятия возможности не было-тогда мы теряли возможность заработка (8—10 р. за выход… каждому!). Пройдя скоропостижный «саунд-чек» мы уже предчувствовали скорый «….ЗДЕЦ».
«….Здец» просвистел вместе с гильотиной удивительным образом. Начались прослушивания. После 4 или 5 коллектива, заскучавшую было комиссию, изрядно позабавил коллектив из далекого и позабытого села. На сцену вышли трое патлатых, но опрятных мужиков лет 30 с гаком. И напоминая « ZZZ-Top», вдарили рокешник. Музыка была «добрая», самобытная и исполнялась самозабвенно. С каждым «запилом» гитариста наши ожидания на благополучный исход мероприятия становились близки 0. Группа была настолько сыграна и стильна, что иным нужно было нервно курить в сторонке. Исполнительскому мастерству могли бы позавидовать и столичные знаменитости. Увы… знаменитостей на тарификации не было. Была комиссия. Не добрая, не профессиональная и бескомпромиссная. Впечатления на нее выступающая группа не произвела… и они испросили наиграть что-нибудь из современной эстрады или народное. Ребята сбацали! Сходу! Тут вам и «Крыша дома», и «Клен» и «Варенька» с «Валенками»! В гробовом молчании комиссия покинула зал. В каком качестве теперь может появиться число «Пи» не мог предсказать никто! Невесть куда пропали все участники нашего ансамбля, окромя семиклассника Сашки. Ему было все интересно! Следом выступать следовало нам. Ну не вдвоем же! Позорище приближалось неумолимо. Вот, уж, и комиссия подтянулась на свои места… тот самый «…здец» с гильотиной или пожизненная «цака» с гвоздями были неминуемы. Мы с парнишкой прикинувшись занавесом стояли в портале, чтоб объявить об отказе. Нас не вызывали… следом пошли вразнобой детские и народные коллективы… наугад…
К вечеру прошедшим тарификацию выдавали разрешения. Дали и нам! До сей поры не верится в такое чудо! Добирались мы до дома «Христа ради»…наш автобус из ДК увез, как казалось, с собой наш позор в лице сбежавших коллег. Ни на завтра… ни через день идти на «репу» не было никакого желания. Предательства я не терпел.
На ближайшие танцы мы все же собрались поиграть. Бумагу на разрешение я-таки, отдал директору ДК. (На кой она мне?) Играли без энтузиазма… к концу крепко выпили… стало совсем грустно… уходила клавишница… двое уходили в армию… один женился… После такой встряски оклемались только к лету. Устраивали гастроли по окрестным сельским ДК, (бывало дрались с местными… кто в юности не дерется?) играли на юбилеях и свадьбах… спасал баян… Не спас он только от назначения нового директора ДК.
Женщина пришла с амбициями, любовью к деньгам и славе. А еще с любовью к хорошему алкоголю. Нам репетировать было разрешено, но гастрольная деятельность быстро свернулась. Все реже мы стали играть на танцах. В моду вводилась «дискотека». Заниматься даром собиранием треков для ушлых директоров мне было «в лом». По району прокатилась волна краж музыкального оборудования. Наш ДК она не обошла стороной. В соседнем поселке в 20 километрах был очень (!!!!!!!!) хороший ДК и соответственно музыкальный коллектив. Друзья там у меня были.
И я решил испытать судьбу и найти свое счастье.
Саша и Ира. Репетиция в Воскресенском СДК 1984 год.
Два Николая. 1984 год.
Репетиция 1982 год с. Воскресенское ул. Гагарина. д. 4.
Репетиция 1982 год с. Воскресенское ул. Гагарина. д. 4.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельские жители. Рассказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других