Труды II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы»

Николай Сергеевич Лустов

В сборнике представлены статьи II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы».

Оглавление

Адилова Г. С.

Симуляционное обучение в преподавании клинических дисциплин. Возможности и проблемы

(Талгарский высший медицинский колледж)

УДК 377

В свете новых требований в системе образования особое внимание уделяется результатам профессионального обучения студентов. Внедрение професиональных стандартов в образовательный процесс налагает на профессиональное образование функции формирования профессиональ-ных квалификаций—трудовые функции, трудовую деятельность будущих специалистов.

Современная действительность остро обозначила проблему профессио-нальной подготовки медицинских работников. Вследствие этого, организа-ция фантомного и симуляционного обучения студентов является необходи-мым направлением в учебном процессе.

«К вершинам мудрости ведут нас три пути: путь размышления — самый благородный, путь имитации — доступней всех других и горький путь — на собственных ошибках.» Конфуций, V век до н.э.

Симуляция в медицинском образовании — это современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации с использованием различных симуляторов. Наиболее часто мы применяем механические и электронные симуляторы так называемые «Мнимые пациенты», муляжи и фантомы

Широко используя симуляторы и разрабатывая профессиональные стандарты к практическим манипуляциям перед нами преподавателями спецдисциплин ставилась задача: объктивно и всесторонне оценить знания и умения наших учащихся.

Имея большой педагогический опыт и стаж более 30 лет, я и мои коллеги сталкивались с проблемой объективного оценивания учащихся, так как больше превалировало субъективное оценивание при ведении практических занятий на механических симуляторах. Поэтому, чтобы решить эту проблему, преподаватели — клиницисты нашего колледжа разработали чек-листы (пошаговое оценивание) для контроля знаний и навыков у учащихся, которые были составлены на основании профессио-нальных стандартов.

Промежуточный и итоговый контроль включает перечень разработанных параметров профессиональной деятельности по освоению определённого умения в виде чек — листов (check-list), где указывается: коммуникативные навыки, цель, показания, противопоказания, осложнения, оснащение, алгоритм действия, спросил ли студент о состоянии пациента после процедуры.

Фамилия, имя обучающегося: _______________________________________

Группа, специальность: _______________________

Лист оценивания (check-list)

Стандарт «Внутривенно — капельное введение жидкости»

В чеклисте может быть 20 и более пунктов. В конце чеклиста простав-ляется общий балл, являясь объективной оценкой знаний и умений учаще-гося.

Свои практические занятия по спецдисциплинам мы проводим в своих симуляционных кабинетах и в симуляционных залах, так называемых симуляционных центрах.

«Место, где пациенты никогда не жалуются и где студенту позволено учиться на собственных ошибках называется симуляционным центром.»

Использование симуляционных методов на уроках чрезвычайно актуально и важно, они имеют свои возможности и преимущества. Я считаю этот метод наиболее эффективным, дающим нашим обучающимся возможность с помощью симуляции качественно освоить практические навыки. Добавлю, занятия с использованием муляжей проходят эмоционально, вызывают неподдельный интерес, повышают уровень внутренней мотивации. Обучающиеся стараются активно участвовать в образовательном процессе, снижается стресс при первых самостоятельных манипуляциях, приобретается клинический опыт без риска для пациента — то есть безопасность; отработка навыков осуществляется до автоматизма и наконец решается проблема — этот метод дает объективную оценку достигнутого уровня;

Хочу словами великого Конфуцио подчеркнуть:

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму и научусь.

Симуляционное обучение необходимо для организации учебного процесса и включает в себя практический навык, который будет сформирован у студентов в течение этого времени во время самостоятельной работы под контролем преподавателя.

С 2016 года симуляционные технологии подтвердили свой своеобразный высший статус, заняв почетное место среди методик экзаменационной оценки на государственной аккредитации выпускников медицинских образовательных организаций. Экзамен проводится в оснащеном кабинете или в симуляционном зале на видеокамеру, имеет определенный регламент.

В настоящее время мы сталкиваемся со следующими проблемами:

— нехватка современного оборудования и расходного материала;

— нехватка площадей и помещений в колледже для развертывания симуляционных залов;

— динамическое совершенствование симуляторов и их высокая стоимость, порой недоступность;

— отсутствие единых стандартов симуляционного обучения, особенно это остро ощущается при подготовке к государственным экзаменам;

— необходимость специального изучения сложного оборудования педагогом (электронные муляжи и фантомы);

— быстрый износ оборудования — симуляторов.

На фото №1 студенты изучают стадии развития пролежней, фото №2 проводят постановку газоотводной трубки

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я