1. Книги
  2. Кинематограф / театр
  3. Николай Цискаридзе

Мозаика. Балет. Щелкунчик

Николай Цискаридзе (2025)
Обложка книги

Для кого написана книга «Мозаика. Балет. Щелкунчик»? Для детей и взрослых; для тех, кто готов путешествовать во времени и по разным странам; для тех, кто любит историю, искусство и тех, кто ими вообще не интересуется. Разве не любопытно узнать почему танцевали жрецы Древнего Египта, а греческие сандалии — родственники балетных туфель; отчего французский король Людовик XIV получил прозвище Король — Солнце, а четверка коней в колеснице Аполлона, украшающие Большой театр, имеют имена; каким образом на сцене идёт снег и что такое тютю, кантик, карман, глазок, люк-провал? И не только! Ведь балет — это страна, полная чудес. Спектакль в ней, как в детской игре под названием «Мозаика», складывается только в том случае, если гармонично соединяются друг с другом литература, музыка, живопись, мастерство хореографа и артистов. Вот об этом и многом другом расскажет эта книга. А, чтобы никто не заблудился в веках и театральном лабиринте, в помощь путешествующим дан хорошо известный сказочный персонаж по имени Щелкунчик. Доброго пути! В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • ***
  • Действие первое Танец и Балет

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мозаика. Балет. Щелкунчик» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Действие первое

Танец и Балет

Каждый человек знает день своего рождения. Но никто не может назвать точного места и времени появления танца.

Возможно, потому, что это было очень давно, когда на Земле водились мамонты, а люди жили племенами. Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далёкие предки плясали вокруг костра. Они верили, что танец поможет удачной охоте, оградит от бед и болезней. Об этом рассказывают наскальные рисунки, созданные первобытным человеком примерно за 15–11 тысяч лет до нашей эры и обнаруженные учёными на разных континентах.

Шло время, менялся облик планеты, на карте мира складывались и распадались государства. Но у всех народов, где бы они ни жили, танцу отводилось почётное и важное место.

Древний Египет

Известно, что уже в середине 4-го тысячелетия до нашей эры крестьяне Древнего Египта приветствовали особыми ритуальными плясками с бараньими рогами в руках начало жатвы и сбора урожая. А жрецы — священнослужители культов египетских богов, носители многих знаний и тайн — исполняли свои танцы. Самый известный из них назывался Астрономическим. Торжественное ночное шествие вокруг горящего алтаря, кружения и остановки жрецов повторяли ритм, движение небесных светил и посвящались богу Ра — Солнцу, воплощением которого на Земле считали правителя страны — фараона…

1, 2 — танец первобытного человека; 3, 4 — танец в Древнем Египте; 5 — охота фараона.

Древняя Индия

В Индии первые танцы появились при храмах на рубеже 1-го тысячелетия до нашей эры. Индусы радостно встречали появление первых после сезона дождей лучей благодатного солнца. Поднявшись на вершину холма, они начинали сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее кружиться, приветствуя долгожданный свет. Один из главных индийских богов — Шива, исполняя свой космический танец Та́ндава, согласно древним верованиям, разрушает и вновь сотворяет Вселенную. У него есть и второе имя — Натара́джа, бог танца…

1 — храмовая танцовщица; 2, 5 — танец бога Шивы; 3 — сцена из индийских мифов и сказаний; 4 — индийские танцовщицы на празднике.

Древняя Греция

Но, наверное, не было в истории места, где бы танец приобрёл такое значение, как в городах-государствах Древней Греции примерно с VIII–VII веков до нашей эры. Поэтому именно греки дали имя музе танца, назвав её Терпсихо́рой. От греческого — τερψιχόρη — «наслаждение зрителей являемыми в искусстве благами».

На вазах и барельефах изображали эллины свои пляски. Художники и скульпторы той поры умели передать движения настолько точно, что казалось, будто танцующие просто замерли на мгновение. Многие литературные памятники сохранили их описания. В знаменитой поэме Гомера «Одиссея» есть такие строфы:

…справа и слева

Стали цветущие юноши, в лёгкой искусные пляске.

Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем

Лёгкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился…

Танец прописывался греческими врачами как лекарство от многих болезней, в том числе от меланхолии, то есть печали. Молодые люди в гимна́сиях (так назывались в Древней Элладе школы) наравне с поэзией, философией, математикой, гимнастикой осваивали и танцевальную науку.

Пиррическая, то есть воинственная, пляска предваряла у греков сражения на войне. Она поднимала дух воинов, воодушевляя их на победу.

Искусство танцоров ценили так высоко, что наряду с великими мыслителями и поэтами, полководцами и победителями Олимпийских игр им ставили памятники и почитали как настоящих героев.

Представления в греческом театре тоже не обходились без искусства Терпсихоры. В трагедии исполнялись медленные и величественные пляски. В комедии, наоборот, стремительные и весёлые. Танец наравне с музыкой участвовал в этих спектаклях, но уступал первенство слову и подчинялся ему.

А вот в мимах — смешных сценках, которые игрались для развлечения зрителей, — были эпизоды, в которых актёры разыгрывали сюжет только при помощи жестов и движений. Недаром пантоми́ма — παντό-μῑμος — (с древнегреческого) — «тот, кто изображает всё». Мимы и стали первыми попытками в театре показать действие без помощи слова…

1, 4 — театр в Древней Греции; 2 — бог Аполлон и музы; 3, 5 — танец древних греков.

Римская империя

Театральное представление — «мим» римляне унаследовали от греков. Театры пантомимы соперничали по популярности с гладиаторскими боями, особенно при императоре Октавиа́не Августе (27 год до нашей эры — 14 год нашей эры).

В этих спектаклях на самые разные темы — от мифов до прославления императорских подвигов — участвовали главный актер и хор певцов. Песнопения под музыку — ка́нтики, объясняли происходящее на сцене. Звездой такого представления являлся актер. Он настолько владел своим телом, что мог при помощи одних только движений и жестов сыграть всю пьесу, причем за всех действующих лиц!

Жили в те времена в Риме два друга — Пилла́д и Батти́лос. Однажды они поссорились, и Вечный город разделился на два враждующих лагеря. Споры сторонников, кто из друзей лучше, переросли в драки и беспорядки. Кем же были Пиллад и Баттилос — военачальниками, гладиаторами? Нет. Актёрами пантомимы! В своём искусстве они достигли таких высот, что могли без единого слова показать целый спектакль. Высочайшее мастерство сделало бессмертными их имена…

1 — император Октавиан Август; 2 — обувь в Древнем Риме; 3 — театральные маски; 4 — бой гладиаторов; 5 — Колизей.

Танец в эпоху Раннего Средневековья

Шло время. Менялись судьбы народов, складывались новые границы государств Европы. Восторженное отношение к танцу сменилось его запретом. Человек ничтожен и слаб, он должен проводить жизнь в молитвах, а не в песнях и танцах, утверждала церковь.

Актёров, словно нищих и бродяг, гнали из городов и деревень, запрещая народные гулянья и увеселения. Однако церковные праздники отмечались очень пышно. Представители духовенства, облачённые в роскошные одежды, под пение молитв и колокольный звон проходя по улицам средневекового города, приближались к храму. Перед ним на построенных тут же деревянных подмостках другие священнослужители мастерски, во всех подробностях разыгрывали картины из житий святых. На глазах у любопытствующей толпы грешники горели в аду, преследуемые чертями. А те, кто жил праведно, водили хороводы с ангелами и обитали в раю.

И все-таки, несмотря на строжайшие запреты, в народе сохранялось танцевальное искусство. Задорные, полные жизни пляски первенствовали в представлениях бродячих артистов. Во Франции их называли жонглёрами. В Англии — менестрелями. На Руси — скоморохами.

Издавна славились своим умением русские плясуны-песенники. Их яркие, словно застывшие в мгновении танца фигуры запечатлены в настенных росписях соборов, в былинах и сказах. Замечательно плясали скоморохи, пели звонко, играли мастерски на разных музыкальных инструментах, особенно на гуслях. И на пирах у русских князей, и на праздниках, как в городах, так и в деревнях, были они желанными гостями, несущими радость и веселье.

1 — представление перед собором; 2, 3, 5, 6 — танец в Раннем Средневековье; 4 — скоморохи на Руси.

Танец во Флоренции в эпоху возрождения

В 1493 году мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1543 году астроном и математик Николай Копе́рник совершил революцию в науке и сознании людей, заявив, что Земля вращается вокруг Солнца. На территории современной Италии, во Флоренции, к тому времени уже пышно расцвели искусства: поэзия, музыка, живопись, ваяние, танец. Историки назвали этот период Возрождением, или Ренессансом.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Действие первое Танец и Балет

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мозаика. Балет. Щелкунчик» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я