Введение
На книжной полке пьесам Бернарда Шоу отведено самое скромное место. Всего два сборника — один с «Пигмалионом» и «Домом, где разбиваются сердца». Второй — с «Мафусаилом» (с пьесой «Назад, к Мафусаилу») и «Дилеммой врача». Две относительно тонкие книжки, зажатые между многотомными Чеховым и Достоевским.
Эти книги достались мне ещё в конце семидесятых годов прошлого века путём хитроумной комбинации с подписными собраниями сочинений. Одна выменяна на собрание Федина (а может, и Никулина), вторая — Панфёрова (или Чаковского). Хотя точно вспомнить уже невозможно, поскольку эти классики не оставили в памяти ни малейшего следа.
Запомнилось первое впечатление после прочтения пьес Шоу. Словно побывал в театре. Словно прикоснулся к чему-то живому… Вот — цветы. Очень похоже на свежие цветы, которые источают тонкий и уже не вполне различимый аромат.
А потом появился интерес к самому автору. О том, что он долгожитель и необыкновенный острослов, я уже знал. Но подробности были ещё неизвестны (что для семнадцатилетнего юноши вполне простительно).
С тех пор Бернард Шоу в числе любимых. И всё из написанного им, что попадает в руки, прочитывается многократно. Сначала поспешно, лихорадочно. Потом без суеты и детально. И только впоследствии со смакованием каждой фразы, каждого оборота.
Кто у нас великие стилисты? Набоков? Фолкнер? Вы Шоу почитайте. Это тоже очень и очень вкусно. Для настоящих гурманов, разумеется.