Пособие написано на основе требований ФГОС ДО. Приводится большое количество учебных ситуаций и заданий с ориентировочными ответами, необходимых для осмысливания развития ребенка от трех лет до поступления в школу. Книга адресована родителям, сотрудникам ДОО, студентам педагогических вузов и колледжей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Развитие детей от 3 до 7 лет обусловлено противоречиями, которые появляются в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, внешних впечатлениях. От того как будут развиваться потребности, зависит психическое развитие и становление личности.
Взаимодействие со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в психическом личностном развитии ребенка.
Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника:
● социальная ситуация развития;
● игра — ведущий вид деятельности;
● структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре;
● продуктивные виды деятельности — изобразительная и конструктивная (по образцу, условиям, замыслу);
● учебная деятельность;
● познавательные интересы;
● трудовая деятельность;
● сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
● наглядно-действенное, наглядно-образное и образно-схематическое мышление;
● логическое мышление;
● речевая деятельность;
● познавательные психические процессы;
● эмоциональные, волевые процессы;
● типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
● притязания ребенка, его самооценка и самосознание.
Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы-заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся действиям с ними, устанавливают определенные взаимоотношения.
Исполнение какой-либо роли в игре дает возможность согласовывать свои действия с действиями сверстников, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра — это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения.
При взаимодействии с дошкольниками взрослому необходимо:
● учитывать уровень психического развития детей;
● уметь вставать на позицию ребенка;
● сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;
● создавать условия для оптимального развития;
● развивать и направлять активность и самостоятельность детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других