Пособие предназначено для студентов-хореографов, осваивающих дисциплину «Сценарная драматургия». В пособии сделан акцент на базовую терминологию и принципы драматургии, изучение которых происходит на первых занятиях. Предложены определения базовых терминов («балет», «театр», «нетеатр»), основных понятий драматургии, рассмотрены некоторые особенности балетной драматургии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Замысел. Тема. Идея
Постановочная, режиссерская работа начинается с возникновения замысла:
«Замысел — один из главных отличительных признаков гения; но если мы проверим это на опыте, то найдем, что мы научаемся изобретать, изучая изобретения других… Тщетно художник… будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел» (Джошуа Рейнолдс)3
И здесь возможен выбор двух путей — либо мы при поиске постановочных решений используем инструментарий, наработанный нашими предшественниками, либо расширяем и трансформируем его — выбираем путь «творческой отваги» (выражение С. Юткевича) для поиска новой формы. Оба пути требуют изучения предшествующей традиции и предшествующих исканий, иначе велика вероятность «изобрести колесо». Возможно, на первых порах отказываться от наработанных приемов не стоит — в этом частично кроется ремесло начинающего постановщика, который опирается на традиции прошлого. Однако в дальнейшем отход от уже знакомых постановочных вариантов может потребовать определенной решительности.
Один из учеников советского режиссера театра и кино, сценариста Григория Козинцева вспоминал:
«От слова „замысел“ идет бесконечное число концентрических кругов: работа с материалом, работа по определенной настройке головы, настройка своих чувств, по „диете“ чтения, на которую вы должны садиться, это бесконечная дисциплина своего сознания и, если хотите, собственной совести, так как замысел постановки — это какое-то отношение к жизни, к добру и злу»4.
Эту мысль по-другому излагает американский писатель Уильям Фолкнер:
«Это просто тринадцать точек зрения на черного дрозда. Но истина, я думаю, обнаруживается, когда писатель, уловив все эти тринадцать способов видения, выработает еще одно, собственное, четырнадцатое представление об этом дрозде, которое и есть истина».
Подобный формат подготовки к работе над произведением С. Юткевич называет «гигиеной режиссерского замысла»5 — это духовная настройка, требующая времени и погружения в предстоящий материал. В современном ритме жизни очень сложно требовать от себя подобной дисциплины: многим начинающим свойственна неспособность сосредотачиваться на долгий период, быстрое «перегорание» при первых замечаниях и потеря интереса именно к процессу творческого накопления. Однако без данных качеств профессия режиссера, которая органично входит в балетмейстерское мастерство, рано или поздно исчезнет или переродится в компилятора визуальных образов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других