1. книги
  2. Современная русская литература
  3. О. В. Грызунова

Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов

О. В. Грызунова
Обложка книги

Пособие предназначено для студентов-хореографов, осваивающих дисциплину «Сценарная драматургия». В пособии сделан акцент на базовую терминологию и принципы драматургии, изучение которых происходит на первых занятиях. Предложены определения базовых терминов («балет», «театр», «нетеатр»), основных понятий драматургии, рассмотрены некоторые особенности балетной драматургии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Замысел. Тема. Идея

Постановочная, режиссерская работа начинается с возникновения замысла:

«Замысел — один из главных отличительных признаков гения; но если мы проверим это на опыте, то найдем, что мы научаемся изобретать, изучая изобретения других… Тщетно художник… будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел» (Джошуа Рейнолдс)3

И здесь возможен выбор двух путей — либо мы при поиске постановочных решений используем инструментарий, наработанный нашими предшественниками, либо расширяем и трансформируем его — выбираем путь «творческой отваги» (выражение С. Юткевича) для поиска новой формы. Оба пути требуют изучения предшествующей традиции и предшествующих исканий, иначе велика вероятность «изобрести колесо». Возможно, на первых порах отказываться от наработанных приемов не стоит — в этом частично кроется ремесло начинающего постановщика, который опирается на традиции прошлого. Однако в дальнейшем отход от уже знакомых постановочных вариантов может потребовать определенной решительности.

Один из учеников советского режиссера театра и кино, сценариста Григория Козинцева вспоминал:

«От слова „замысел“ идет бесконечное число концентрических кругов: работа с материалом, работа по определенной настройке головы, настройка своих чувств, по „диете“ чтения, на которую вы должны садиться, это бесконечная дисциплина своего сознания и, если хотите, собственной совести, так как замысел постановки — это какое-то отношение к жизни, к добру и злу»4.

Эту мысль по-другому излагает американский писатель Уильям Фолкнер:

«Это просто тринадцать точек зрения на черного дрозда. Но истина, я думаю, обнаруживается, когда писатель, уловив все эти тринадцать способов видения, выработает еще одно, собственное, четырнадцатое представление об этом дрозде, которое и есть истина».

Подобный формат подготовки к работе над произведением С. Юткевич называет «гигиеной режиссерского замысла»5 — это духовная настройка, требующая времени и погружения в предстоящий материал. В современном ритме жизни очень сложно требовать от себя подобной дисциплины: многим начинающим свойственна неспособность сосредотачиваться на долгий период, быстрое «перегорание» при первых замечаниях и потеря интереса именно к процессу творческого накопления. Однако без данных качеств профессия режиссера, которая органично входит в балетмейстерское мастерство, рано или поздно исчезнет или переродится в компилятора визуальных образов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Рейнолдс Д. Мастера искусства об искусстве / Под общ. ред. Д. Аркина и Б. Терновца в 4-х тт. Т. 2. М.-Л.: Гос. изд-во изобразительных искусств, 1937. С. 417.

4

Клепиков Ю. Н. Школа на всю жизнь // «Искусство кино». 1980. №4. С. 116.

5

Юткевич С. И. Поэтика режиссуры: театр и кино. М.: Искусство, 1986. 465 с.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я