Религия – это попытки человека «достучаться до небес». Человечество искало Бога на протяжении всей своей истории, и эти поиски были небесплодны: пришествие Христа в мир произошло в ответ на духовную жажду. Чтобы не оказаться чуждым сокровищу духовной культуры и не быть выброшенным на обочину духовной жизни, важно уметь разбираться в основных религиозных идеях, истории их появления и взаимовлияния. В этой книге рассматриваются наиболее значимые для истории человечества религиозные верования с «христианской колокольни» и в контексте идеи, что все поиски Бога служат некоему Божественному замыслу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религии мира. История духовных поисков человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. «В начале…»
Глава 1. Религия палеолита: «доисторическая история»
Религиозность дописьменного человека
Всякий человек, который начинал изучать историю, слышал хрестоматийную фразу: «История начинается с появлением письменности».
Действительно, без письменности нет технологии сохранения и передачи информации — а значит, и истории как бы нет. Конечно, возведенные жилища или наскальные рисунки — ценные артефакты, но все же они не могут быть носителем серьезного объема информации, передаваемой из поколения в поколение и потому плетущей историческую ткань.
Есть хороший технический термин — «доисторический период». В этой главе мы попробуем поговорить о «доисторической религиозности». Потому что, как бы мы ни пытались интерпретировать религиозную историю человечества — исходя из естественно-научных данных об эволюции или из свидетельств Библии о грехопадении и последующем бытии после изгнания из рая, мы вынуждены признать, что у нас нет никаких письменных свидетельств о древнейшем периоде бытия наших предков.
«Палеолит» — устоявшийся термин для самой ранней эпохи существования Homo sapiens, человека разумного. По данным современной науки, этот период начался около 200 тысяч лет и закончился примерно 12–14 тысяч лет назад в зависимости от того, о каком регионе мы говорим.
«Палеос» — древний, «лифос» — камень, буквально «древний камень». Исследователи также называют этот период эпохой сколотого или обточенного камня — человек активно пользуется довольно примитивными каменными орудиями труда. При этом он, в отличие от животных, умеет делать две важные вещи: изготавливать орудия для изготовления орудий и изготавливать орудия впрок.
Был ли человек религиозен в этот период? Набор любопытнейших, хотя и весьма немногочисленных артефактов (впрочем, вообще свидетельств о той эпохе не так уж и много) говорит, что да.
Первый тип артефактов — захоронения умерших. Есть целый набор палеолитических погребений в разных областях земного шара, которые свидетельствуют, что один человек, погребавший другого, верил в загробное существование покойного. Например, погребенный был особым образом украшен, часто с ним в могилу полагалась посуда, охотничьи предметы. Также уже в палеолитических захоронениях находят ритуальные вещи, орудия труда — согласитесь, уверенность, что умершему все это понадобится по ту сторону жизни, — важный показатель религиозности.
Второе, что демонстрируют эти захоронения, — вера в воскресение того, кого погребли. Очень многие захоронения ориентированы строго по линии восток-запад — это может говорить о том, что палеолитический человек до-письменной эпохи воспринимал солнце как символ победы над смертью. Каждый вечер солнце умирает на западе и снова рождается на востоке, и в каком-то смысле оно — первый умерший и первый воскресший. Ориентация тел, захороненных так, чтобы подражать солнцу, — уподобление существу, которое умеет умирать и воскресать.
Третье — в подавляющем большинстве захоронений палеолита люди находятся в так называемой позе эмбриона. Академик Борис Александрович Рыбаков в трудах по язычеству Древней Руси называл эту позу «скорченностью». Подобное расположение человеческого тела говорит о вере в то, что захороненный будет рожден в новую жизнь.
Еще одна важная деталь — наличие во многих погребениях следов красной охры. В науке считается вполне очевидным, что эта субстанция — визуальная замена крови. Кровь — это жизнь, пока в человеке имеется движение крови, он жив. И попытка обмазать или обсыпать охрой труп говорит о вере в его будущее «оживление».
На религиозность палеолитического человека указывают и очень интересные палеолитические артефакты, связанные с зарождением тотемизма, — например, захоронения крупных животных.
В начале XX века европейский исследователь Эмиль Бэхлер обнаружил в Швейцарии пещеру Драхенлох и в ней — черепа и кости пещерных медведей. Конечно, можно предположить, что в эту пещеру медведи просто забредали и умирали, с кем не бывает, — однако здесь явно шла речь об участии человека в захоронении животных. Медвежьих черепов было несколько, и, как и упомянутые нами захоронения людей, черепа оказались ориентированы по линии восток-запад. Также Бэхлер обнаружил своеобразные «каменные ящики» — невысокие стенки, сложенные из плоских известняковых плит вдоль стен пещеры. И за этими стеночками — аккуратно сложенные крупные кости медведей. Предположить, что медведи умирали и сами складывались штабелями, сортируя свои кости, затруднительно — очевидно, для чего-то это делал человек. Более того, со временем в Альпах было найдено несколько подобных захоронений — это всегда были именно медведи, и расположение их костей было однотипно, а черепа всегда ориентированы по линии восток-запад.
Это в некотором смысле начало тотемизма.
Тотемизм — религиозное представление о происхождении определенного племени от какого-то животного (например, волка или медведя), реже — от растения. Этот мифический предок и носит наименования тотема, ему приписываются божественные или по крайней мере мистические свойства, поскольку он мыслится явлением «бога во плоти». Племя считает себя находящимся в родственных отношениях с ним, рассчитывает на его покровительство и приносит ему дары — жертвы. Употребление тотема в пищу обычно запрещено, за исключением ритуальных обстоятельств, когда стоит задача приобщиться божественной природе тотема через вкушение его плоти.
Тотемизм известен не только из времен палеолита, но и из гораздо более поздних эпох и, в принципе, неплохо изучен. Сам термин происходит из языка североамериканского племени индейцев оджибве — у них было слово «ототеман», которое буквально означало: «род его». Тем самым указывалось на верование в то, что это племя происходит от конкретного животного и каждый член племени является этому животному родственником. Медведь во многих племенах земного шара был символом божества, божественного присутствия в человеческом мире. Он являл древнему человеку божественную силу, божественную мощь и даже божественную ярость[1]. И раз «мы род его», то он покровительствует племени, и люди в свою очередь проявляют к нему должное почтение и уважение, никогда не охотятся на него ради пищи, а только ради ритуального вкушения мяса или ритуального использования его зубов, шкуры и тому подобного. И тот, кто таким образом приобщается божественной сущности тотемного животного, становится обладателем его качеств — силы, мощи, зоркости, чуткости.
То, что медведь — сакральное животное, видно в том числе из словоупотребления. Ведь в русском языке слово «медведь» — это не настоящее имя этого зверя. Это описательное выражение, означающее буквально «едящий мед». Здесь мы сталкиваемся с явлением эвфемистической замены, когда одним словом заменяется другое, которое нельзя произносить. Настоящее имя этого зверя нам точно неизвестно. Существовала концепция, ее, в частности, придерживался знаменитый академик Рыбаков, что подлинное имя этого зверя «бер» — и оно осталось в слове «берлога» — логово бера. Однако сейчас подобная реконструкция не считается достоверной в науке, и вероятнее всего, что настоящее индоевропейское имя медведя звучало примерно как «рксо». По крайней мере, так его восстанавливают современные ученые. В славянских языках оно, увы, не сохранилось. Зато отголоски этого раскатистого имени мы можем услышать в словах, которые значат «медведь» на древнегреческом — «арктос» и латинском — «урсус». В любом случае на огромной территории расселения славянских народов это имя было фактически вытеснено из употребления, его опасно был произносить «всуе».
Венеры и олени: зачем в палеолите художники?
Примерно 35 тысяч лет назад появляется наскальная[2] живопись. Это, как правило, изображения животных, причем крупных, нередко — сцены охоты. Потрясает, например, живопись из пещеры Шове на территории современной Франции, где древний художник настолько реалистично изобразил львов, бизонов и лошадей, что они легко узнаются современным человеком. И тут возникает важный вопрос. Зачем древнему человеку нужно было тратить столько времени и сил на эти мастерски выполненные рисунки? Ведь такое мастерство не появлялось само собой, нужно было работать над его развитием. Зачем?
Очевидно, что эти действия имели религиозный характер. И либо все это элемент так называемой охотничьей магии, которая в ту эпоху тесно была переплетена с шаманизмом, либо, в некоторых случаях ученые склонны делать такие предположения, — иллюстрация шаманского ритуала самого по себе.
О шаманизме мы будем подробно говорить ниже, здесь же только скажем, что зародился он именно тогда, в палеолите, — и до сегодняшнего дня мало изменился. Наберите сегодня в «Яндексе» «услуги шамана» — и вы с легкостью перенесетесь в мир палеолитических религиозных представлений.
Если же вернуться к наскальной живописи, то важно подчеркнуть, что в этих рисунках нет бытовых сцен, очевидно, что это сакральное творчество. Ведь охота, сцены из которой чаще всего здесь изображены, для древнего человека была и сакральным действием в том числе.
Но, кроме этого, в наскальной живописи появляется еще одно замечательное религиозное свойство — мистификация. В некоторых пещерах изображены нереальные существа. Например, в так называемой пещере Трех Братьев (юго-запад Франции, департамент Арьеж) нарисовано мистическое существо с телом человека, лапами медведя, мордой непонятно какого зверя, рогами оленя и хвостом, очень напоминающим волчий. Вопрос: кто это? Возможно — это дух леса, который хранит всех животных. В любом случае уже в палеолите мы видим удивительное свойство человека — способность к мистическому переживанию и сознанию, к пониманию, что мир не ограничивается физическими явлениями и предметами.
Есть еще одно интересное явление эпохи палеолита — так называемые палеолитические Венеры. Это статуэтки женских фигур, размером от 5 до 25 сантиметров, которые встречаются на всех континентах (кроме разве что Антарктиды) в слоях палеолитической эпохи. Они вырезаны из камня или слеплены из глины. Самые известные и хорошо сохранившиеся Венеры — Вестонитская и Виллендорфская (найдены в Европе). Есть еще так называемая Зарайская Венера, вытесанная из мамонтова бивня, — найдена у нас в Подмосковье, ее можно увидеть в музее города Зарайска. Кроме того, «российское происхождение» имеют Костёнковские Венеры (из Воронежской области) и Венеры из Авдеевской стоянки (Курская область).
Интересно, что лиц у всех палеолитических Венер или совсем нет, или они нарочито примитивны, но при этом фигуры наделены утрированными женскими чертами — у них широкие бедра, большие груди, живот и ягодицы — гипертрофировано все, что связано с материнством, что дает запас витальной прочности.
Уже здесь, в палеолите, очевидно зарождение культа женского божества, который специфическим образом проявит себя чуть позднее, в эпоху неолита, — об этом скажем дальше.
Мы можем предположить, что у человека палеолита не было ощущения противопоставления себя миру, частью которого он себя видел. Он воспринимал мир холистически, как некую целокупность явлений, как то, что дано ему в опыте. В его сознании не было также разделения на окружающую природу и духовный мир. Способность выделить свою личность из природного ряда — это свидетельство определенного этапа развития.
Вспомните замечательные примеры из детских приключенческих книг, да и в реальности даже сегодня так говорят о себе люди из архаических сообществ: «Белое Перо сказал». Человек о себе говорит в третьем лице, у него нет противопоставления своего «я» всему окружающему миру.
Представление о природе для древнего человека было связано в том числе с представлениями о неких духовных сущностях, в этой природе обитающих и проявляющих себя тем или иным образом. Но при этом очевидно, что уже тогда, в древности, религия была обращена к двум составляющим человеческого существования — жизни и смерти. И в этом религиозность палеолитического человека совершенно не отличается от современной.
Глава 2. Неолит: религиозное осмысление земледелия
Звери, злаки и два типа сознания
Эпоха неолита начинается[3] примерно за 10 тысяч лет до нашей эры[4]. В это время происходит то, что повлияло на дальнейшее развитие религиозности в особом ключе.
Человек ко времени неолита умеет охотиться, ловить рыбу, в некоторых поселениях уже есть одомашненные животные, которые изначально воспринимались как живой запас пищи.
Следующим шагом на пути цивилизации стало осознание пищевой ценности злаков. Вероятно, одними из первых здесь были представители так называемой натуфийской культуры. Известно о них стало благодаря раскопкам в районе древнейшего города Иерихон на западном берегу реки Иордан.
Город Иерихон на сегодня считается самым древним местом на Земле, где человек живет непрерывно: с 8-го тысячелетия до н. э. и до сегодняшнего дня, то есть около 10 тысяч лет (100 веков!), это место постоянно обитаемо. Иерихон — один из важнейших для нас источников археологических знаний. Древнейшие слои на этой территории относят к натуфийской культуре.
У натуфийцев можно обнаружить очень много интересных практик. Например, они хоронили умерших в пещерах, а также под полами своих жилищ. Встречаются и коллективные погребения, «братские могилы». Таким образом у семьи получался как бы двухэтажный дом: сверху — живые, под ними — умершие предки. Более того, через некоторое время они откапывали черепа своих предков, и даже долепливали их из гипса или глины, как бы восстанавливая истлевшую плоть, сошедшую с костей, и помещали черепа в своем «жилом» доме на почетном месте. Это абсолютно религиозное действие, и как тут не вспомнить традиции монахов Афона или Киево-Печерской лавры, которые в наши дни хранят черепа умерших собратьев. Религиозные действия людей древней эпохи прямо коррелируют с действиями наших современников. Также у натуфийцев была одна очень любопытная постройка, которая явно имеет религиозное предназначение. Речь о так называемом «белом замке». Это многоступенчатая пирамида, похожая на зиккурат[5]. Зиккураты встречаются в более поздних культурах — шумерской, вавилонской, — но первые строения в этом «стиле», как мы видим, появились уже за несколько тысячелетий до того.
Раскопки на месте Иерихона показывают, что 8 тысяч лет назад люди уже жили здесь оседло, имели домашних собак и свиней и питались злаками — в раскопках находят различные приспособления, с помощью которых зерна превращали в муку. Скажем сразу, речь едва ли идет о возделывании зерновых, натуфийцы пользовались плодами диких растений. Культурный прорыв состоял, однако, во введении в пищевой обиход злаков, а также умении их обрабатывать. Следующим шагом на этом пути должна была стать практика искусственного, рукотворного воспроизведения зерна.
Нельзя сказать, что переход от охоты и собирательства к земледелию исключительно положительным образом сказался на человеке. С точки зрения физиологической питание охотника/собирателя разнообразнее и полезнее. Даже периоды вынужденного голода были не бесполезны для организма. С переходом же на питание зерновыми человек оказался во власти погодных капризов, неурожай грозил обернуться тотальным голодом и смертью огромного количества людей. При этом рацион стал более однообразным, появились проблемы с обменом веществ (вот он — призрак сахарного диабета), с зубами (последствия излишка Сахаров в пище) и проблемы с позвоночником и опорно-двигательной системой вообще (вспоминаем ощущения от работы на огороде).
Тем не менее сельское хозяйство неразрывно связано с оседлостью, а оседлость — это путь к дальнейшему созиданию цивилизации.
С освоения зерновых началась так называемая неолитическая революция, когда человек перешел от хозяйства присваивающего к хозяйству воспроизводящему, говоря словами классика марксизма.
Какое отношение это имеет к религии? Оказывается, прямое — потому что способ жизнеобеспечения влияет на мировоззрение. Человек научается не только брать от природы — но и воспроизводить сам, «наравне» с природой — ты можешь посадить одно зерно, а получить десятки. Происходит серьезный мировоззренческий скачок — агрокультурная, величайшая в истории человечества, революция.
И именно она задала новые параметры отношения человека к миру и своему новому образу жизни, который должен был получить санкцию «свыше». И легитимизация произошла с помощью религиозного осмысления бытовых процессов.
Другим следствием аграрной революции стало появление в человеческом обществе более яркого социального разделения. Часть людей предпочла продолжать пользоваться вполне привычным им способом жизнеобеспечения — охотой. Это была будущая аристократия, люди, носящие оружие, которое, конечно же, не разделялось на боевое и охотничье.
Кстати, любопытно, что охота до сего дня остается излюбленным развлечением аристократических и даже королевских особ. Часть же населения перешла (понятно, это произошло не мгновенно, а в течение периода не в одну сотню лет) на новый путь — земледелие и скотоводство.
В Библии, где в каком-то смысле «есть все», можно встретить пример подобного разделения. В Книге Бытия есть рассказ о детях Исаака, внуках Авраама — Исаве и Иакове. Исав — человек сильный, ловец зверей, охотник. Иаков же занимался тем, что сейчас бы мы назвали сельским хозяйством. Между ними непростые отношения. Иаков, родившийся вторым, в итоге хитростью получает благословение отца и первородство. Чем не образ победы агрария над охотником и иллюстрация торжества аграрной революции?
Один из главных результатов разделения человечества: два разных образа жизни породили два типа религиозного сознания.
Более древний, охотничий образ жизни стал по праву более древнего восприниматься как более священный[6]. Это привело к усилению сакрализации охоты.
Охота для архаичного человека всегда была сакральным действием. К примеру, во многих племенах Африки и Южной Америки и сегодня можно наблюдать подобное к ней отношение. Это могут быть и довольно цивилизованные племена, их представители могут даже пользоваться мобильными телефонами, но охота для них — по-прежнему действие священное, и именно с ней связаны обряды инициации — введения юноши в «мужской клуб» полноправных членов общества.
Преследование дичи, как элемент охоты, — это очень важный космологический акт. В частности, благодаря ему происходит освоение пространства, расширение пределов знаемого мира. Это очень хорошо видно в древнеиндийском ритуале жертвоприношения коня — Ашвамедхе, когда воины вместе со жрецами осваивают и отвоевывают новые территории охотничьим священным способом. Позже мы еще вернемся к описанию этого сложного древнего обряда.
Мало того, любые жертвоприношения, связанные с закланием животных, и сегодня совершаются в исламе, иудаизме и многих других религиях, они хорошо описаны в Ветхом и даже отчасти в Новом Завете — и все они своим корнем имеют охоту, все структурно воспроизводят то, что охотник делает с жертвой.
Итак, охота как сакральный образ жизни, древний и потому священный, породила определенный вид религиозного сознания, который в своем чистом виде сегодня принято называть шаманизмом. О шаманизме мы будем говорить подробно отдельно, здесь же только скажем, что шаманизм напрямую связан с этим явлением.
А для части древнего человечества, которая перешла к аграрному способу жизнеобеспечения, было необходимо «объяснить» этот переход, дать ему религиозное осмысление и освящение. Решение этой задачи породило особый тип религиозного мировоззрения. Весьма упрощая, можно сказать, что все противостоящие шаманизму религии в той или иной степени связаны с оседлым образом жизни, и прежде всего с его главными атрибутами — земледелием и скотоводством.
Важно, кстати, упомянуть, что исторически оба эти способа жизнеобеспечения часто сосуществовали, и тогда занимающиеся охотой и носившие оружие люди постепенно стали восприниматься как покровители тех, кто возделывал землю. Те же, в свою очередь, обязаны были содержать своих патронов. Так началось постепенное формирование страт, в частности класса воинов.
Сакрализация земледелия
Как мы уже говорили, охота — действие сакральное. Но и земледелие необходимо было сакрализовать. Для этого человечество создает новые мифологические сюжеты, объясняющие происхождение новых способов хозяйствования.
Существуют два вида земледелия. Первый — возделывание злаков (например: пшеница, маис, рис). Второй — возделывание клубней, корнеплодов (например: батат, картофель). Ученые расходятся во мнении, какой из них появился раньше. Соответственно с развитием этих двух видов сельского хозяйства появляются религиозные объяснения их происхождения и сути.
Там, где возделывались клубни, появляются мифы о божестве или культурном герое, в начале времен принесенном в жертву. Из тела этого божества, расчлененного на части и закопанного в землю, образовались клубни. Поэтому клубень — не просто кусок еды, это священная пища, данная людям в результате расчленения тела божества. И поедание клубней таким образом становится приобщением к божественному естеству, приятием божественной природы.
Религиоведы хорошо знают, что у человека всегда есть потребность в ритуальном возвращении к священным событиям. И если одни божества принесли другое божество в жертву и из этого родились клубни, все это логично подталкивает людей к человеческим жертвоприношениям. Как правило, в культурах древних людей, которые связаны с возделыванием клубней, практиковались человеческие жертвоприношения и каннибализм.
Свои мифы, объясняющие новый тип хозяйствования, возникли и для объяснения практики возделывания злаков, например, о том, что зерна — это «сакральный артефакт», либо украденный у богов, либо подаренный божеством людям.
Миф — это рассказ, описывающий события, лежащие в основе важнейших элементов мироздания. Миф не следует путать со сказкой или легендой. В ситуации со сказкой и рассказчик, и слушатели (вариант: писатель и читатели) сразу понимают, что речь идет о выдуманных событиях. С мифом все обстоит прямо противоположным образом. Здесь изначала предполагается, что повествование описывает подлинные истории, безусловную реальность. Другое дело, что само описание часто происходит при помощи образов и символов. Для русскоязычного читателя было бы уместным порекомендовать обратиться к книге Алексея Федоровича Лосева, православного монаха и ученого с мировым именем, «Диалектика мифа». Чтение этого труда не будет легким, впрочем, и сама тема мифа далека от простоты и банальности. Идеи, содержащиеся в мифах, могут выражаться наивными, с точки зрения современного человека, средствами, но сама по себе «технология» передачи информации, без преувеличения, — вечна. Поэтому миф как образное выражение идей, как нарративность, при помощи которой сообщаются важнейшие сведения из жизни Вселенной, свойственен не только религии. Свои мифы есть в науке, истории, политике, общественной жизни и т. д. Мы пользуемся ими ежедневно и даже не замечаем этого. В каком-то смысле слова мы вообще живем в мире мифов…
Классический пример осмысления зерна как «украденного блага» — миф ацтеков о Кецалъкоатле. Этот полубог, превратившись в муравья, проник к священной горе, где боги возделывали кукурузу, вынес для людей кукурузное зерно и научил их выращивать этот замечательный злак.
Иной мифологический пример, трактующий получение зерна через приятие священного дара, — миф о Деметре, греческой богине плодородия, которая даровала зерна царю Элевсина Триптолему (кстати, буквально имя Триптолем значит «троепашец») и научила его пахать и возделывать землю.
И, наконец, еще один вид мифов на ту же тему — это сюжеты о появлении зерен у человека вследствие смерти и последующего воскресения некоего божества. Зерно воспринимается в таком случае как символ начала новой жизни, которое, чтобы дать эту жизнь, само должно умереть.
Яркий пример такого мифа — древнеегипетский миф об Осирисе. Этот миф имел и ритуальное оформление. Известно, что древнеегипетские жрецы, подготавливаясь к празднованию в честь этого бога, изготавливали из земли и ила образ саркофага Осириса и подмешивали туда зерна. К моменту празднования зерна прорастали, символический саркофаг зеленел молодой порослью. Это было зримым свидетельством возвращения божества к жизни. О роли Осириса в древнеегипетской мифологии мы еще скажем в свое время.
Вот так конкуренция «охотничьего» и «сельскохозяйственного» осмысления мироздания, неразрывно соединенная со стремлением насытить божественностью, священностью человеческую жизнь, дала толчок к развитию огромного множества последующих религиозных традиций.
Глава 3. Мегалиты: каменные свидетели вечности
1. МЕГАЛИТЫ — ДРЕВНЕЙШИЕ (5–3-Е ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.) КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИЗ ОГРОМНЫХ КАМНЕЙ — ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОВСЕМЕСТНО В МИРЕ, НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ, КРОМЕ АВСТРАЛИИ И АНТАРКТИДЫ.
2. МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ НАЧИНАЮТ ВОЗВОДИТЬСЯ ЕЩЕ В НЕОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, И В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ РУДИМЕНТЫ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ И В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА.
3. МЕГАЛИТЫ НАХОДЯТСЯ В ОТНОСИТЕЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ ОТ МОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ, А В ГЛУБИНЕ МАТЕРИКОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ. ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ОБЪЯСНЕНИЯ ЭТОМУ ФАКТУ ПОКА НЕ ДАНО.
4. САМЫЕ СЛОЖНЫЕ МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ — ДОЛЬМЕНЫ. В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ МИРА ОНИ ВЫГЛЯДЯТ ПОЧТИ ОДИНАКОВО, ХОТЯ НАХОДЯТСЯ ЗА ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ДРУГ ОТ ДРУГА.
5. МЕГАЛИТЫ — ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В КАМНЕ ИДЕИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ ЧЕРЕЗ ОБРЕТЕНИЕ НОВОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МНОГИХ РЕЛИГИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ АВРААМИЧЕСКОГО РЯДА).
Загадочные камни
Мы говорили, что примерно за 8 тысяч лет до нашей эры начинается процесс постепенного перехода человека от присваивания себе даров природы к воспроизведению пищи, и следствием этого, в частности, стала трансформация религиозного сознания. Памятники мегалитов «весомо, грубо, зримо» свидетельствуют нам об этих глобальных изменениях.
Мегалиты («мегас» — «большой», «литое» — «камень») — загадочное и до сих пор будоражащее воображение разного рода исследователей явление.
Мегалитические постройки не связаны с конкретным народом и даже определенным местом, хотя у них есть основные точки локализации. Они бывают разной формы и вида, и для создания любых из них требовались немалые, а иногда просто неимоверные усилия.
Большое число памятников обнаружено в Европе, в особенности в Бретани (северо-запад Франции). Чтобы представить себе масштаб явления, скажем, что только возле города Карнак (Бретань) сохранилось порядка 3000 сооружений. Это огромное количество, дошедшее до нас, и можно лишь предполагать, сколько построек было утрачено. В других частях света такой сохранности памятников мы не наблюдаем — и по причинам природного характера, и из-за человеческой деятельности: известны, например, случаи использования материалов мегалитов для хозяйственных построек.
Есть сохранившиеся постройки и на более близких нам территориях — на Черноморском побережье Кавказа (Абхазия, окрестности Геленджика и Сочи).
Одна из удивительных и до сих пор внятно не объясненных особенностей мегалитов — все они располагаются относительно недалеко от берега моря. В глубине материков их нет. Имеется также интересная закономерность — чем ближе к берегу моря, тем, как правило, мегалиты крупнее, чем дальше вглубь материка или острова, тем они мельче. Третий потрясающий воображение факт: нередко между мегалитическими постройками и местом добычи материала для них — десятки и даже сотни километров. Древние строители вручную (животные, по мнению ученых, в то время еще не использовались в качестве тягловой силы) тащили многотонные камни для своих творений на огромные расстояния.
Есть три вида мегалитических построек. Первый — менгир (все названия бретонские, «менхир» — «длинный камень»). Это обособленно стоящий, часто огромный, весом под 300 тонн, поднятый вертикально и вкопанный в землю камень.
Второй вид — кромлех — буквально «круглое место» Это «скопление» менгиров, которые образуют фигуру — круг, полукруг, эллипс или аллею. Самые знаменитые аллеи — возле уже упоминавшегося города Карнак (Франция), самый знаменитый кромлех — Стоунхендж, на равнине Солсбери (Великобритания): камни образуют круг, где-то они перекрываются так называемыми архитравами — балками, лежащими концами на вершинах вертикальных камней (некоторые из «балок» рухнули, а некоторые до сих пор продолжают лежать). Стоунхендж устроен таким образом, что в своей конструкции отражает движение солнца в период года. Летом в день солнцестояния восходящее светило пронизывает лучами весь комплекс насквозь по оси симметрии. Кроме того, на территории памятника обнаружены человеческие захоронения. Есть мнение, что он изначально создавался в связи с погребениями. Вспомним, что еще во времена палеолита человек пытался связать движение солнца с посмертной участью умершего.
Самый загадочный тип мегалитических построек — дольмены. «Дольмен» буквально с бретонского переводится как «каменный стол» и представляет собой конструкцию из больших плит: четыре стены и пятая сверху, как крышка стола или ящика. На одной из сторон этого «ящика» всегда есть круглое отверстие (в среднем около 30 сантиметров в диаметре).
Размер дольменов различен — обычно длина его внешней стены около 1–3 метров, хотя встречаются и совершенно уникальные огромные постройки.
Нередко в дольменах обнаруживаются останки человеческих костей (но не всегда). Причем, как правило, это вторичные погребения — то есть в камеру было положено не тело умершего (да и трудно себе это представить, у некоторых дольменов внутренний размер всего метр на метр), а уже очистившиеся от плоти, специальным образом подготовленные кости.
Известно несколько типов погребения. Существует так называемое воздушное погребение — когда тело человека оставляли на открытом месте, и его плоть склевывали птицы. Эта практика до сих пор существует в Тибете. Интернет-поисковики способны выдать весьма любопытные современные фотоснимки по данной тематике…
У некоторых народов практиковалась кремация. К ней прибегают, например, жители Индии. Наши предки-славяне хоронили останки своих усопших в погребальных домиках — и до сих пор мы не просто закапываем тело в землю, но сначала помещаем его в деревянный гроб.
Другой весьма распространенный тип погребения — в пещерах и склепах. Дольмены — прообраз такого погребения. Кстати, один из ярких примеров «современного дольмена» — мавзолей на Красной площади. Чем не мегалитическая постройка?
Удивительно, но в разных частях мира все дольмены выглядят одинаково, хотя могут находится за тысячи километров друг от друга. О чем это говорит? Об общности идей и преемстве традиции.
Собственно, главный вопрос, которые возникает у всех, кто видит и изучает мегалиты, — зачем? Зачем люди тратили такое неимоверное количество энергии, времени и сил? Даже по современным меркам это была тяжелейшая работа — вырубка многотонных каменных блоков, транспортировка, установка.
В науке серьезный интерес к мегалитам возник в XIX веке. Наиболее распространенная схема осмысления явления была следующей: дольмены похожи на саркофаги и появились примерно тогда же, когда процветала цивилизация Древнего Египта (так тогда многие думали). Египтяне, как известно, большие мастера по части гробниц, и мощь империи фараонов позволяла египтянам строить огромные гробницы — пирамиды. Их отдаленные соседи из Западной Европы переняли саму идею, докатившуюся сюда через тысячи миль, но мощи и мастерства не хватало, и у них получались более примитивные строения. При данном подходе мегалиты понимались как продолжение традиции пирамид Древнего Египта, но в сильно упрощенном варианте. Однако радиоуглеродный анализ перевернул это логичное объяснение с ног на голову — оказалось, что менгиры и дольмены старше египетских пирамид на много столетий. Вся гипотеза рассыпалась.
И в XIX, и в XX веках высказывались самые фантастические гипотезы о цели мегалитов. В частности, было предположение, что мегалиты — это плоды деятельности древних великанов, которые упоминаются в Книге Бытия: «В то время были на земле исполины… это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4).
Конечно, не обошлось и без идеи об участии инопланетян.
Однако на самом деле и без великанов и инопланетян загадок хватает.
Например — да, мы видим замечательные мегалитические постройки, но почему-то не видим рядом с ними следов бытовой жизни человека. Где дома, в которых жили эти строители? Где дворцы, в которых жили их правители? Их нет! Все это давало еще больше простора для выдвижения самых неправдоподобных гипотез.
Сегодня мы знаем ненамного больше, чем сто лет назад, но все-таки достаточно для того, чтобы с уверенностью говорить — совершенно очевидно, что все эти мегалитические постройки связаны с почитанием умерших людей.
Когда мы говорили с вами о позднем неолите, то упоминали одну интересную вещь — человек той эпохи пытался каким-то образом «солидаризироваться», достичь общности с ушедшими. Было принято хоронить своих усопших под полами своих же жилищ. Мертвые как бы переходили жить этажом ниже — и семья, род оставались цельными. Чувство общности умерших и живых очень характерно для неолитического общества. Появление мегалитов свидетельствует о дальнейшем развитии идеи связи миров, происходит следующий шаг в ее осмыслении. Существенной новизной было осознание разницы бытия тех, кто перешел черту смерти, и тех, кто живет здесь.
И именно в мегалитах очень ярко прослеживается стремление древнего человека к торжеству жизни над смертью. Менгиры — камни, вкопанные в землю, есть не что иное, как заменитель, субститут тела усопшего. Тело, положенное в землю, распадется, от него ничего не останется — это не было новостью для древнего человека. И поэтому возведенное «каменное тело» — по сути своей новое тело умершего человека, место, где должен обитать его дух. Эта идея подтверждается, кстати, тем, что на некоторых менгирах действительно очень грубо и так, может быть, в нашем смысле примитивно, но изображаются черты человеческих фигур и даже человеческих лиц.
И при этом мир мертвых и мир живых — это разные миры. Поэтому каменные тела находятся не там, где живут живые.
Яркий образец мегалитов с человеческими чертами, хотя это довольно специфический регион и культура, — моаи, знаменитые фигуры на острове Пасхи. Там изображение человека на камнях очень фактурно. Кстати, любопытная деталь: все эти каменные изваяния повернуты лицами к морю — словно ожидают, что к ним оттуда кто-то приплывет…
Кроме того, почти везде, где есть менгиры, обнаруживаются и следы ритуалов, связанных с употреблением пищи. Возможно (поскольку это бесписьменный период, достоверно мы вряд ли когда-то это узнаем), здесь приносились в жертву животные, и эта жертва каким-то образом связывала живых с умершими.
Рождение в новую жизнь
Строители мегалитов уже едва ли хоронили умерших под полами своих жилищ. Теперь для усопших создавались новые каменные тела, вынесенные за пределы человеческого обитания. При этом идея солидарности, общности, стремление соединиться ритуальным образом с ушедшими продолжает жить и даже развиваться. И люди тратили огромные силы, чтобы создать своим умершим, а в перспективе и себе, новое тело, в котором будет обитать их дух и благодаря которому они смогут взаимодействовать с миром живых.
О религиозной идее, подвигавшей строителей мегалитов к архитектурным подвигам, говорит уже упоминавшийся факт, что иногда ближайшее место расположения горных пород, из которых изготовлен мегалит, обнаруживалось на расстоянии более 300 километров от места постройки… Зная человеческую природу, можно сказать, что никакими иными идеями, кроме религиозной, вдохновить потомков Адама вручную перетаскивать каменные глыбы на такие расстояния невозможно. Для этих людей это было важнее, чем хлеб, сон, важнее, чем вся обычная жизнь, поскольку строительство мегалитов решало главный религиозный вопрос о победе жизни над тлением, чтобы, говоря словами апостола Павла: последний же враг истребился — смерть (1 Кор. 15: 26).
Тела умерших (реальные, не каменные) также, как показывают исследования, хоронили за пределами обиталища людей. Так что, повторимся, уже тогда было понимание различия духа и тела. С одной стороны, тело считается тем, чему лучше не оставаться в мире живых. С другой стороны, дух человека, сохраняющий сознание, требует для себя нового тела, он воспринимается как носитель личности, которая пребывает теперь в другом мире.
Очевидно, что о своей земной жизни строители мегалитов заботились гораздо меньше, чем о жизни будущего века, — кое-где обнаружены остатки их жилищ, и представляли они собой или маленькие деревянные хижины, или каменные маленькие и неприглядные постройки (каменные жилища больше характерны для жителей островов Северной Европы — там не было леса). А то, что эти люди строили для вечности, оказалось грандиозным и дошло сквозь тысячелетия до наших дней.
Сегодня, как правило, мы видим дольмены на поверхности земли. Однако, как оказалось, после возведения дольмены часто засыпались землей, и сверху их венчал курган, а в этом кургане был узкий ход в земле, ведущий к круглому отверстию дольмена.
Это хорошо видно на примере кургана Нъюгрендж в Ирландии. Внутри холма располагается длинный коридор, заканчивающийся каменной камерой, у которой есть два противолежащих ответвления — две боковые камеры. В горизонтальном разрезе схема такого внутреннего пространства образует крест неправильной формы. Сам вход в подземный коридор снаружи перегорожен огромным камнем с вырезанными символами в виде спиралевидных рисунков.
Не так давно появилась информация, полученная благодаря аэрофотосъемке. Во время полета специального воздушного судна над территорией Великобритании изучался участок, где находился курган. Было замечено, что после дождя почва в районе кургана высыхает с разной скоростью, в результате чего в определенный момент образуется рисунок, напоминающий очертания человеческой фигуры. Это является признаком наличия искусственных слоев грунта, лежащих ниже современного уровня почвы, во время оно поглощенных культурным или естественным природным слоем земли. По свидетельству исследователей, курган с дольменом в его сердцевине находился на месте живота человекообразной фигуры.
Мы говорили, что у древних людей была практика сохранять крупные кости и черепа животных (медведей, например) для того, чтобы потом дух, считавшийся хозяином леса, нарастил на них новую плоть и снова возвратил их к жизни. В дольменах же часто обнаруживались специальным образом подготовленные человеческие кости…
Судя по всему, это свидетельствует о следующем.
Кости умерших людей помещали в дольмен, во чрево Матери-Земли, как семя новой жизни. Узкий проход и отверстие — символическое обозначение родовых путей, откуда должен появиться рождаемый в новую жизнь человек. Беременный живот земли должен произвести новую жизнь. Это очевидное указание на идею воскресения…
Кроме того, стоит обратить внимание на логичное развитие знакомой нам со времен неолитической революции идеи о порождающей силе земли. Земля, подобно матери, рождает новую жизнь. В функциональном отношении она отождествляется с женщиной. Эта убежденность дошла даже до наших дней в виде знакомого нам по народным сказкам словосочетания «мать сыра земля».
И еще одна важная деталь. Дольмены вместе с покрывавшими их курганами — выражение веры в то, что порождающая мощь земли способна влить жизненную энергию в останки человеческих тел, возродить человека к новой жизни. Судьба людей отождествляется в данном случае с судьбой семян. Собственно, дальше к этому образу религиозное сознание будет постоянно обращаться, вплоть до наших дней. Как здесь не вспомнить слова апостола Павла: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15: 36) и далее: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15: 42).
Мегалиты демонстрируют нам, что земля со времен неолитической революции стала для древнего человека носителем женской сакральности, женского божественного начала.
Подобно тому как мужское начало противостоит женскому, Матери-Земле противостоит небо, которое воспринималось как божественный супруг Земли, Отец всего сущего.
Некоторые дополнительные материалы для размышления на эту тему дает устройство упомянутого выше кургана Ньюгрендж. Там над узким земляным проходом сверху есть небольшое окошко. Вопрос — зачем тут в полной темноте оно нужно? Оказывается, несколько дней в году, а именно в дни зимнего солнцестояния, небесный свет, испускаемый солнцем, попадает в самую глубину земного чрева. Свет озаряет останки умерших, давая им надежду на грядущее воскресение. Вероятно, это связано с идеей, что усопшие вслед за солнцем преодолеют период угасания и скудости бытия, обретут новую, исполненную изобилия света и сил, жизнь.
Одним из самых знаменитых мест, связанных с древней мегалитической традицией, является Мальта, отличающаяся просто изобилием мегалитических комплексов, особенно с учетом небольшой территории самого острова. Здесь найдено множество символов, подтверждающих почитание женской сакральности, в частности знаменитая статуэтка Sleeping lady — «Спящая госпожа». Ее вместе с другими интересными артефактами можно увидеть в местном археологическом музее.
Также на Мальте обнаружено множество спиралевидных узоров. По наиболее достоверному объяснению, это — символическое изображение женского чрева, материнской утробы Земли.
Глава 4. Шаманизм: экстаз как метод общения с духовным миром
1. ШАМАНИЗМ — АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, УХОДЯЩАЯ КОРНЯМИ В ЭПОХУ ОХОТНИКОВ НЕОЛИТА.
2. ШАМАН — ЧЕЛОВЕК, ВЛАДЕЮЩИЙ ТЕХНИКОЙ УПРАВЛЯЕМОГО ЭКСТАЗА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ДУХОВНЫЙ МИР.
3. ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ШАМАНИЗМА — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРЕХ ЧАСТЯХ ВСЕЛЕННОЙ, СОЕДИНЕННЫХ ВМЕСТЕ ПРИ ПОМОЩИ «ОСИ МИРА».
4. «ОСЬ МИРА» — ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ, ПРИСУТСТВУЮЩАЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ РЕЛИГИЯХ И БЛАГОПОЛУЧНО ДОЖИВШАЯ ДО СЕГО ДНЯ.
Перемещение по оси мира
Выше говорилось, что развитие религиозной мысли пошло по двум путям — это, условно говоря, «путь охотников» и «путь крестьян». Итогом «охотничьего пути» стал шаманизм. Про «аграриев» мы скажем далее, а пока рассмотрим религиозные идеи, порожденные «охотниками».
Что же такое шаманизм?
Первым делом стоит сказать, что шаманизм — явление довольно аморфное, ему трудно дать четкое определение. Здесь нет никакого целостного учения, нет своего, условно говоря, «символа веры», нет священных текстов, которые бы все последователи шаманской традиции признавали, — и по большому счету и быть не может, потому что, как мы упоминали, шаманизм — это верование людей дописьменной эпохи, это культ, в котором письменность и не особо нужна.
Что является ключевым элементом для шаманизма, где тот критерий, по которому мы можем сказать, что вот это — шаманизм, а вот это — нет?
Таким критерием оказывается наличие фигуры шамана.
Иногда можно встретиться с представлением о шамане как о жреце, священнослужителе — в чем-то подобном духовенству более поздних религий. На самом деле разница здесь огромна. У шамана совершенно другая роль.
Для того чтобы понять ее, важно сказать о тех ключевых представлениях, которые в общем и целом свойственны всем шаманским народам. В Африке, Австралии, Сибири и доколумбовой Америке — везде мы обнаруживаем сходные идеи, которые очертили при рассмотрении палеолита и отчасти неолита.
Можно, сильно обобщая, сказать, что последователи шаманизма верят ровно в то же, во что верили люди палеолита и неолита до того момента, как появились новые идеи, рожденные аграрной революцией, когда перед человечеством встали новые мировоззренческие горизонты.
С эпохи неолита прошло много столетий, однако мы не случайно сказали, что главным элементом шаманизма является не набор доктрин, а сам шаман, человек, владеющий особым искусством общения с духами/богами/ демонами, как бы мы их ни называли. Представления об устройстве мира и способы хозяйствования с тех пор серьезно изменились, а вот потребность в подобном посреднике осталась у многих людей до сего дня.
Шаман знает способ (и обладает практическими навыками его применения) для путешествия в «параллельный» мир духов и предков, для общения с ними с целью налаживания «взаимовыгодного сотрудничества». И в этом вся суть шаманизма.
Одно из базовых представлений шаманизма — о трехчастном делении Вселенной. Есть мир людей, мир небесных духов, мир духов подземных. И те, и другие духи участвуют в жизни людей, поэтому и с теми, и с другими надо уметь договариваться и взаимодействовать.
В этой космологической схеме мир подобен пирогу, все три части которого нанизаны на общую ось, говоря по-нашему, по-латыни — axis mundi — дословно «ось мира».
Это шаблонное представление о мироздании мы вслед за Юнгом могли бы назвать религиозным архетипом. Мало того, это представление о трехчастном устройстве мира есть не только в шаманизме, но и во всех религиозных системах и культурах (есть свидетельства о нем и в Библии, и в богослужебных песнопениях, в Коране и в священных текстах иных религий).
Правда, часто это представление там не очень заметно, так как не играет такой ключевой роли, как в шаманизме, — в последнем оно важно для «космических» путешествий шамана.
Благодаря тому, что ось мира пронизывает все три слоя, образуются точки прорыва, и шаман может через эти контактные «разъемы» проникать в другие слои. Так выглядит общее схематическое представление о сути шаманской практики.
Во многих более поздних религиях от всех участников религиозного культа ожидается или даже требуется вхождение в состояние измененного сознания. Описываться оно, впрочем, может по-разному: духовный восторг, молитвенное умиление, сердечное горение… Однако в шаманизме только от шамана ожидается духовное преображение, все остальные участники ритуала настроены на пользование плодами оного.
Древний человек полагал, что где-то «посреди Земли» есть физический объект, соединяющий, в частности, небо и землю. Классический вариант оси — гора. В разных традициях она называется по-разному. Индийская Меру, буддийская Сумеру, ханаанский Цафон, греческий Олимп. Были попытки создать эту гору человеческими руками, одна из них описана в Библии: строительство Вавилонской башни — неудавшийся проект механическими средствами сделать непосредственное богообщение доступным для обычного человека. Есть и реальные горы, которые воспринимаются религиозным сознанием как «ось мира». Например, в иудаизме существует представление о том, что творение мира началось с горы Сион, на которой стоял ветхозаветный храм. И в христианстве есть такая гора — Голгофа, на которой был распят Христос. Именно на этой горе Небо соединилось с землей…
Есть еще один важный религиоведческий термин, который имеет отношение к оси мира, по-гречески он звучит как «омфалос» — «пуп земли», точка перехода из одной сферы бытия в другую. Представление о «пупе земли» также встречается в разных религиозных традициях. Библейский патриарх Иаков, утомившись от пути, заснул и увидел во сне лестницу от земли до неба. После этого сна он произносит знаменитую фразу: «как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17). Обратим внимание на дальнейшие действия патриарха: «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28: 18). Он создал на этом месте жертвенник, символически обозначил рукотворным предметом место «прорыва», где происходит контакт мира земного с миром небесным.
Еще один важный распространенный образ оси мира — дерево, стоящее посреди земли, крона его уходит в небеса, корни — в подземное царство. Этот образ получил широкое распространение в современной массовой культуре благодаря популяризации скандинавской мифологии, где присутствует свой вариант мирового древа — Иггдрасиль. И снова — если мы внимательно почитаем Библию, Книгу Бытия, то увидим, что Бог творит землю, посреди земли он создает рай, а посреди рая — древо жизни (Быт. 2: 9 сравните с Откр. 2: 7). Именно там, где находится это дерево, и происходит богообщение. Там Адам с Евой вступают в непосредственный контакт с Богом. Там Он является им посреди прохлады вечернего дня, и там они с Ним беседуют. И после грехопадения Адам и Ева и их потомки пытаются найти этот центр, который они потеряли. Однако попытки насаждения дерева, достигающего Небес, были бы внутренне подобны строительству Вавилонской башни. Поэтому Бог сам вновь насадил это древо — Крест Христов, соединивший Небо и землю.
«У шамана три руки…»
Слово «шаман» имеет сибирское происхождение, в сибирских языках, в частности в тунгусском, оно означает человека, находящегося в исступлении, в состоянии очень сильного психического возбуждения — экстаза.
Кто может претендовать на эту роль? Это не очень простой вопрос, поскольку шаман — не должность, и просто назначить человека шаманом невозможно — не сработает. Считается, что нельзя научиться быть шаманом, нельзя натренироваться приходить в то самое состояние исступления. Шаман — это призвание. И призвание, надо сказать, очень тяжелое.
Становление шамана проходит в несколько этапов. Первый — избрание. Проявляется оно в том, что будущий шаман должен пережить так называемую шаманскую болезнь. Попросту говоря, духи должны осуществить с ним «процедуру», после которой он станет совершенно другим. Процедура довольно мучительная. Будущий шаман, как правило, заболевает, нередко впадает в состояние, внешне похожее на обморок. При этом сами посвящаемые рассказывают, что одновременно они оказываются в другом мире, где, как правило, сильно страдают.
Духи хватают душу впавшего в забытье и подвергают ее мучительной экзекуции. Экзекуцию в разных преданиях описывают по-разному — где-то духи варят шамана, где-то расчленяют (мы говорили, что шаманизм тесно связан с охотой, поэтому духи делают с шаманом то же самое, что охотник делает со своей жертвой: шаман — дичь, духи — охотники). В результате наступает смерть. А потом третий этап — шамана воскрешают. Этот новый человек отличается от того, прежнего — он пережил эксклюзивный опыт, и у него теперь другая природа. Его «закалили», в состав его природы добавили нечто, чего нет у обычных людей.
В последующей своей жизни, во время многочисленных ритуалов шаман пользуется именно этими качествами, приобретенными в ходе совершенной над ним духами «процедуры».
В чем суть шаманского ритуала? Предполагается, что шаман выходит из этого мира, перемещается в параллельный мир, путешествует в нем и общается там с разными духами. Цель этого общения нередко, кстати, очень утилитарная — к примеру, узнать, где находится утерянная вещь — духи-то ведь лучше знают…
При этом шаман должен уметь контролировать процесс экстаза, должен уметь по своей воле входить в состояние измененного сознания и выходить из него.
Собственно, это и отличает его от обычного человека. Как указывал известный религиовед XX века Мирча Элиаде: шаман — это прежде всего мастер архаической техники экстаза.
О магии
С понятием шаманизма нередко связывают понятие магии. Может показаться, что магия и религия близки и что чем «древнее» религия, тем больше в ней магичности. На самом деле это принципиально разные, можно даже сказать, противоположные вещи.
Суть и задача религии, если говорить упрощенно и обобщенно, — это соединение с духовным миром, тем, что может называться по-разному в разных традициях и учениях: Абсолют, Божественное начало, Источник бытия. Для шаманизма таковым будет мир духов/демонов/предков. Правда, ответы на возникающие вслед за этим вопросы будут серьезно различаться: каков этот опыт? как он достигается? как воспринимается божественная реальность? что происходит с человеком при общении с ней? Но сама нацеленность на приобщение к духовному миру имеет фундаментальное значение для религии.
С магией все иначе. Магия основывается на вере в существование скрытых законов природы, невидимых глазу, недоступных слуху и осязанию. И если познать эти «тайные» внутренние связи и закономерности и правильно ими пользоваться — то можно достигать нужных практических целей.
В религии могут быть утилитарные цели — но все же в религии адресатом просьбы человека является божество. А в магии «работает» совсем другой, «горизонтальный», принцип. Объектом усилий «мага» является не Бог и даже не духи, а окружающая природа.
Вся магия держится на двух законах, двух механизмах, которые действуют во всех магических ритуалах. Первый — закон подобия. На нем основано действие так называемой симпатической магии. Если предельно просто сформулировать этот принцип, то он будет звучать так: действие, произведенное над подобием предмета, оказывает влияние на сам предмет. Классический пример, проникший в наше сознание главным образом благодаря Голливуду, — магия вуду. Делается кукла, подобная человеку, и с ней производятся манипуляции, что должно повлиять на живого человека.
Второй механизм — так называемая контагиозная (от слова «контакт») магия. Ее суть может быть сформулирована так: вещь, находившаяся с кем-то или с чем-то в контакте, сохраняет взаимосвязь с этим объектом и после разрыва прямого контакта. Поэтому манипуляция с предметом может влиять на прежде контактировавший с ним объект. Давайте теперь зададимся вопросом — а что здесь, собственно, религиозного? По сути, магия имеет гораздо больше общего с наукой, которая изучает законы мироздания, чем с религией, — просто законы природы неправильно понимаются в магии с точки зрения современной науки.
Однако магия не существует в стерильном виде, и магические элементы часто оказываются встроенными в религиозную систему.
Шаманизм, как мы с вами поняли, — это религия с весьма древними корнями, длиной в несколько тысячелетий. Это сейчас мы можем рассуждать о принципиальных различиях магии и религии. Для неолитического охотника эти вещи были не дифференцируемы. Применительно ко времени, образно называемому «зарей человеческой культуры», вообще трудно говорить об осознанности использования аналитического метода в восприятии действительности. На практике это означало, что магические и собственно религиозные элементы часто были переплетены и в быту, и в мировоззрении.
«Мы — дети галактики…»
Как начинает ощущать себя человек, осознавший, что является действующим субъектом, что он отличен от окружающего мира, способен противопоставить себя ему? У детей бывает такой период, когда они начинают себя осознавать «действующими», когда ребенок вдруг понимает, что может влиять на вещи. Тогда он начинает пытаться взаимодействовать с миром, получая, может быть, важнейшие в своей жизни знания. Опыт ребенка, бросившего игрушку за решетку детской кроватки и с изумлением обнаружившего, что игрушка упала вниз, а не полетела вверх или в сторону, и рационализировавшего этот эмпирический факт, в каком-то смысле более фундаментален, чем опыт, полученный в процессе университетского образования.
Так и человечество в какой-то момент осознало, что оно может влиять на мир.
Человек эпохи палеолита и неолита — это в каком-то смысле представитель детства человечества. Он, как мы уже поняли, в определенный момент времени осознает себя живущим в трехчастном пространстве, между небом и землей. И он начинает воспринимать этот мир как свой большой дом. У него создается устойчивое ощущение, что есть структурное тождество между Вселенной и его жилищем. Дом, в свою очередь, начинает восприниматься как малая действующая модель Вселенной.
А как устроен дом древнего человека? Посмотрим на традиционное жилище кочевых народов. Яранга, чум, юрта — везде один принцип: круглое жилище, вверху посередине — дымовое отверстие. И мир вокруг устроен точно также: круглый шатер вверху — небесный свод. Отверстия в небесном своде — звезды. А за сводом — другой мир, где живут другие, духовные существа.
Человек пришел к мысли о соотнесенности малого и великого. Если я знаю, как устроен дом, значит, я знаю, как устроена Вселенная. Более того, поступая определенным ритуальным образом с домом, я в каком-то смысле повторяю то, что великие герои или боги делали и делают по отношению ко всей Вселенной.
Поэтому шаман, вылезая, например, через дымовое отверстие юрты наружу, символически легко переходит в другой мир.
Мы говорили, что настоящая ось мира недоступна для человека. Однако есть то, что делает ее доступной, пусть и особым образом, — это ритуал. Именно благодаря ему точки соприкосновения миров, ось мира, пуп земли оказываются точно в том месте, где проходит ритуал. Ритуал — важнейшая вещь, он присутствует во всех традиционных религиях без исключения.
Скажем проще: шаману не нужно искать какое-то специальное место, где растет великое мировое древо, а достаточно просто совершить определенный ритуал, благодаря которому эта ось окажется здесь и сейчас. Собственно, шаманский ритуал с его главным элементом камланием и занимается этим — связывает миры здесь и сейчас[7].
Камлание — центральный ритуал шаманизма, при помощи которого шаман входит в экстаз и считается способным общаться с духами. Для достижения исступления используются повторяющиеся движения, сопровождаемые ритмическими звуками (например, ударами в бубен). Нередко употребляются вещества, вызывающие изменение сознания.
Исследователи XX века — Мирна Элиаде, Евгений Алексеевич Торчинов — считали, что в основе шаманской практики лежит техника архаического экстаза. Уходящие корнями в глубокую древность методы позволяют войти в состояние измененного сознания, в то состояние, где происходит смещение восприятия, утрата границ реальности. Человек полагает, что при этом он способен видеть что-то такое, что в обычном состоянии ему недоступно.
С христианской точки зрения это не всегда полезно. В древнем христианском патерике есть эпизод, когда ученики рассказывают старцу о некоем монахе, достигшем такого уровня духовного опыта, что тот мог видеть ангелов (то есть духов). На что старец ответил: «Это невеликое дело, когда кто-то видит ангелов. Великое дело, когда кто-то видит собственные грехи».
Поэтому главный вопрос здесь не в том, чтобы преодолеть границы восприятия, а в том, насколько такой опыт приближает нас к божественному?
Любой религиозный человек не сомневается в существовании духовной реальности. Но, может быть, не зря она нам не всегда доступна?
Существует любопытное сравнение таких попыток экстатического вторжения в духовный мир с проникновением в Царство Небесное через «подвал». Применительно к людям, знакомым с христианской традицией и пытающимся «заигрывать» с шаманизмом, это очень верный образ. Если же человек с детства живет в шаманской традиции, то его устремление к духовному не может выражаться иначе. Он с детства впитывает в себя эти сюжеты и практики.
Что же есть духовно ценного в рассмотренной нами традиции? Убежден — поиск, пусть даже не до конца осознаваемый, Царствия Божия (ср. Мф. 6: 33). И, как ни парадоксально это звучит, смысл такие проявления духовной жажды обретают именно благодаря Христу, Его Откровению, Его крестной смерти и Воскресению — хотя формально эти люди как бы вне Христа. Подобные духовные дерзания и терзания, как мне верится, не могут быть безразличны Богу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религии мира. История духовных поисков человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Некоторые религиозные идеи периода палеолита инкорпорировались в более поздние и более привычные нам религиозные традиции. Взять хотя бы петуха — очень распространенный символ в славянской традиции (сразу вспоминаются вышитые на полотенцах петухи). Петух — священное животное, он воскрешает умершее на западе солнце. Или конек на доме. Конь для индоевропейских народов довольно долго был сакральным животным.
2
Или по-другому франко-кантабрийская живопись. Франко-Кантабрийские горы находятся в области на границе Испании и Франции — здесь были обнаружены наиболее яркие артефакты этого явления.
3
Между палеолитом и неолитом выделяют еще эпоху среднего каменного века — мезолит, в которую, как считается, человек приобретает очень значимые технические навыки, в частности начинает изготавливать и пользоваться такими важными предметами, как лук и стрелы, сети, рыболовные крючки и т. п. Кроме того, в мезолите начался процесс одомашнивания животных.
4
Все даты довольно условны — мы не можем провести четкие границы и сказать, что вот здесь человек уже перешел из одной эпохи в другую, культурное продвижение шло неравномерно в зависимости от региона и даже племени.
5
Зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение, возведенное в честь особо чтимого божества, своеобразный аналог Вавилонской башни, соединяющий небо и землю.
6
Это известный всем религиоведам феномен — в нашем сознании все более архаичное, более древнее несет отпечаток священного, потому что как бы находится ближе к началу времен, когда Божество было близко человеку.
7
Например, у австралийского племени ахилпа, описанного в XIX веке, была такая бытовая и одновременно религиозная традиция — куда бы они ни перемещались (а они были кочевым племенем), везде они носили с собой деревянный столб, который на их языке назывался «ось». Это замечательная иллюстрация того, что их ось мира была всегда при них, и они всегда находились в центре мироздания.