Художественные произведения, представленные в этом пособии, помогут сформировать у детей реалистически правильное представление о предметном мире, будут способствовать развитию наблюдательности, памяти, мышления и внимания, а также окажут помощь родителям в семейном воспитании, раскрытии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития детей. Пособие в первую очередь адресовано воспитателям детских садов, психологам и логопедам, а также родителям, желающим не только ознакомить детей с предметным миром, но и помочь им в процессе развития познать достаточно сложные межпредметные отношения. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир предметов. Стихи. Рассказы. Игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Методы ознакомления детей с предметным миром
Наглядные методы
В процессе проведения наблюдений за предметами окружающего мира одновременно формируется чувственная сфера, обогащается словарь и появляются конкретные представления. Так, при восприятии различных предметов, их сравнении и анализе дети учатся выделять наиболее значимые признаки и функции предметов окружающего мира, усваивают на практике основные способы действий с ними, учатся адекватно подбирать необходимый способ обследования конкретного предмета, развивают собственные познавательные интересы. Постепенно основные характеристики предметов находят свое отражение в устойчивых оборотах и образных выражениях родной речи. Таким образом, при правильной организации наблюдения за предметами окружающего мира каждый ребенок не только познает этот мир, но у него рождается и личное отношение к отдельным вещам.
К наглядным методам относят, прежде всего, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное наблюдение — чувственное познание и восприятие какого-либо предмета во всем его многообразии. Применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на прогулках, экскурсиях, в свободной деятельности.
В образовательном процессе при организации наблюдения важно максимально использовать любые жизненные ситуации, чтобы познать конкретный предмет в реальных ситуациях и установить связи с другими предметами. При наблюдении за предметным миром важно научить детей проводить систематические наблюдения не только за единичными предметами, но и за группой, устанавливая межпредметные связи, а также уделять внимание различным способам обследования предметов, проводить сравнения двух и более предметов, вербально определять их качества и свойства, алгоритм действий с ними, давать им эмоциональную оценку, выражать свое эмоциональное отношение к предметному миру.
При проведении непосредственного наблюдения важно использовать натуральные предметы. При рассматривании необходимо последовательно обращать внимание детей на форму, размер, цвет, материал, из которого сделан предмет. Дать детям пощупать его, определить свойства по следующим признакам: твердость — мягкость, гладкость — шероховатость, температурные характеристики (холодный — теплый — горячий). Выделить части, определить их функциональное назначение. Сначала детям надо задать вопросы констатирующего характера. Например: «Какие части выделяют у автобуса (троллейбуса)? С помощью чего движется автобус (троллейбус)?» После выделения существенных признаков задать вопросы проблемного характера, которые стимулируют к размышлению и формулированию самостоятельных выводов на основе проведенного наблюдения: «Чем отличается автобус от троллейбуса?», «Почему автобус может проехать по любой улице, а троллейбус ездит только по определенному маршруту?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир предметов. Стихи. Рассказы. Игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других