От дальновидения – к телевещанию

О. Я. Колесниченко

В учебном пособии прослеживаются основные этапы мирового телевизионного процесса с 80-х гг. XIX века по настоящее время. Предмет изучения представлен во взаимосвязи его научно-технических, социально-экономических, политических факторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III «Цветная революция»

Приход в наши дома экранного зрелища в естественных красках можно без преувеличения назвать «вторым пришествием телевидения»…

На пути к многокрасочному экрану

Научные и экспериментальные основы цветопередачи были заложены еще в ХVII веке, когда Исаак Ньютон изобрел призму для расщепления света на составляющие его цвета. Опираясь на это открытие, группа ученых и инженеров в период становления ТВ углубленно занялась проблемой передачи и приема цветовых сигналов.

Родоначальниками данного направления считаются О. Адамян и П. Голдмарк. Первый из них — наш соотечественник, Ованес Адамян (1879—1932), родился в Баку, получил образование за рубежом, работал в Берлине, где имел свою лабораторию. Перед Первой мировой войной вернулся в Россию и здесь продолжал эксперименты с цветным телевидением. В 1907 году О. Адамян получил патент на изобретение аппарата двухцветного ТВ (красно-белого), а в 1925 году завершил проект передачи и приема трехцветного (красного, зеленого и синего) изображения. Свое детище он назвал «эратес», что в переводе с армянского означает «дальновидец».

Метод Адамяна заключался в последовательной передаче изображения объекта в трех разных цветах — сначала в красном, потом в зеленом, а потом в синем. В такой постоянной очередности они «развертывались», синтезировались в разноцветную картинку, на малострочном экране с диском Нипкова.

В июле 1926 года, опираясь на работы Адамяна, цветную телесистему продемонстрировал в г. Глазго Джон Берд. Еще через два года подобная аппаратура была смонтирована в американской компании «Белл».

В США особенно плодотворно работал в этом направлении Питер Голдмарк. Ему удалось получить довольно четкую картинку в красно-зелено-синем спектре, но не методом последовательной, как у Адамяна, а методом одновременной развертки цветов. Доктор Голдмарк при передаче изображения воспроизводил его сразу в трех красках с помощью трех вращающихся фильтров красного, зеленого и синего. Такие же фильтры имелись в телевизионном приемнике. Каждый из них оставлял на экране только свой цвет, устраняя остальные. За счет синхронного вращения фильтров передающей камеры и фильтров телеприемника происходило слияние трех цветовых вариантов одного и того же изображения, и картинка получалась разноцветной.

Основной проблемой для разработчиков цветного ТВ стала проблема его совместимости с черно-белым телевидением. Телевизоры черно-белого спектра не могли принимать передачи в цвете. И наоборот, экспериментальные цветные телевизоры не воспринимали черно-белое излучение света.

До второй мировой войны это противоречие разрешить так и не удалось. Кроме того, тогдашние наработки не имели реальной перспективы, т. к. почти все они опирались на изжившую себя механическую систему телевидения, а проведенная в США перед самой войной демонстрация электронной цветной системы закончилась провалом. Но усилия пионеров «радужного экрана», их идеи и решения обеспечили хорошие заделы на будущее.

После войны к проблеме цвета первыми вернулись американцы. В ноябре 1950 года в США был создан Комитет по национальной телевизионной системе, именуемый сокращенно Эн-ти-эс-си. В него вошли инженеры от всех электротехнических компаний. Комитет исследовал все варианты цветопередачи на предмет совместимости с черно-белым ТВ. Лучшие варианты были проверены в реальных условиях. И, наконец, специалисты выбрали самый надежный способ и стали его дорабатывать. На все это ушло три года.

18 декабря 1953 года Федеральная комиссия по связи США разрешила цветное вещание по стандартам, предложенным Комитетом, в честь которого и была названа первая в мире система цветного телевидения: «Эн-ти-эс-си».

В основу системы Эн-ти-эс-си легла идея одновременной передачи красного, зеленого и синего свечения, т. е. идея Питера Голдмарка. Но она была реализована на базе электронного излучения света.

Первая цветная передача вышла в эфир 19 декабря 1953 года на канале телекомпании Эн-би-си. Это была опера «Амаль и ночные гости», специально написанная для телевидения. О лидерстве компании Эн-би-си в области цвета сегодня напоминает ее фирменный знак стилизованный павлин.

Система Эн-ти-эс-си получила распространение в Канаде, странах Латинской Америки, в Японии, Южной Корее, на Филиппинах. Но она оказалась не единственной в своем роде. Американский способ цветопередачи был основательно доработан в Федеративной Республике Германии, где он трансформировался в широко известную систему «ПАЛ».

Дело в том, что Эн-ти-эс-си очень болезненно реагировала на фазовые искажения в электросетях. Здесь малейший сбой приводил к расстройству цветной картинки. Сами американцы по этому поводу шутили: покупаешь цветной телевизор — одновременно нанимай телемастера… Устранением этого недостатка и занялась в 1962 году западногерманская фирма «Телефункен» под руководством доктора Вальтера Бруха. Итогом проделанной немцами работы стало появление в 1966 году фактически еще одной системы цветного телевидения, которую назвали «ПАЛ». Название образовано начальными буквами трех немецких слов «Строка с переменной фазой» — Phase allgemeine linie (PAL). Создателям системы удалось выровнять радужное свечение на экране за счет специального устройства компенсации фазовых искажений. Кроме того, ПАЛ была сориентирована на европейский стандарт развертки 625 строк. Систему сразу же взяли на вооружение страны Западной Европы (кроме Франции), а также Индия и Китай.

Однако еще раньше по соседству с ФРГ родилась французская версия подачи цвета на телеэкраны система «СЕКАМ».

В 1954 году французский инженер Анри де Франс опубликовал описание схемы воспроизводства цветного изображения, основанной на последовательной передаче цветовых сигналов. По сути, это был электронный аналог «эратеса» Ованеса Адамяна, напомнившего о себе почти через тридцать лет. Проект заинтересовал многих специалистов. В 1957—1958 г.г. во Франции развернулись работы по его реализации, была выполнена опытная модель. Ее основной принцип, который действует и сегодня, состоит в следующем. Телевизионные сигналы каждого цвета передаются один за другим и «запоминаются» нашим приемником. Когда вся информация для данного кадра получена, изображение идет на экран уже с полной палитрой красок.

Новая система была так и названа: «Последовательная передача цветов с запоминанием», а из начальных букв этих слов на французском языке сложилось сокращенное наименование «СЕКАМ» — Sequential amemoire (SECAM).

Нельзя не отметить, что «свое» цветное телевидение стало для французов символом престижа страны. Тогдашний президент генерал Де Голль наградил Анри де Франса орденом Почетного легиона.

В 1961 году система СЕКАМ экспонировалась на французской национальной выставке в Москве. Здесь она вызвала большой интерес. К этому времени Московский и Ленинградский телецентры уже вели опытные передачи по американской системе Эн-ти-эс-си, пытаясь приспособить ее к отечественному телевизионному стандарту. Новинка французов побудила наших организаторов вещания опробовать уже два варианта и остановиться на лучшем. В системе Госкомитета по радиовещанию и телевидению сравнительный анализ был поручен Опытной станции цветного ТВ, которой заведовала весьма авторитетная среди специалистов И. А. Авербух. В 1962-м году на ул. Шаболовке появился первый «французский десант» — представители фирмы CFTво главе с Перолем.60

Анализ показал, что у американцев выше качество изображения. Но их система несовершенна в смысле сбоев по фазе и предъявляет слишком жесткие требования к приемно-передающей аппаратуре. В свою очередь СЕКАМ, уступая Эн-ти-эс-си в четкости цветной картинки, дешевле и практичней, больше подходит для передачи сигнала на далекие расстояния.

Выбор был сделан в пользу Франции. Правда, он определялся не только указанными соображениями. Сказался здесь и политический мотив. В условиях тогдашней «холодной войны» Франция являлась единственной крупной капиталистической державой, с которой у СССР были более или менее дружественные отношения. Хотя необходимо подчеркнуть, что вовсе не этот момент выступал главным. Между тем в наше время формируется мнение, будто именно фактор мировой политики был определяющим в переходе советского телевидения на естественные краски. А предпочтение, отданное французской цветной системе, якобы стало роковой ошибкой с далеко идущими последствиями:

«В 60-е годы мы дружили с Франциейи СССР принял французский стандарт цветного вещания „СЕКАМ“. Сейчас этот выбор называют причиной упадка и нашей, и французской телевизионной промышленности более удобной оказалась немецкая система PAL».61

Эта залихватская фраза «Комсомолки» по сути своейраскавыченная цитата, выхваченная из учебного пособия, изданного в 1996-м и переизданного в 2004 г.г.62Достойно сожаления, что профессиональный телевизионный историк Н. А. Голядкин оказался в данном случае более «политизирован», чем укоряемое им в этом грехе телевизионное руководство СССР 60-х г.г.

Давайте, все-таки, разберемся. Рассмотрим несколько подробнее обстоятельства внедрения в СССР французской СЕКАМ.

И еще. Действительно ли так страшна СЕКАМ, как ее «малюют»?..

SECAM с российским акцентом

О том, почему наши отказались от американского стандарта в пользу французского, уже говорилось. Нужно только добавить, что отказались не без сожаления. Примечательную фразу обронил тогда директор ВНИИ телевидения И. А. Росселевич: «Если можно не спешить с внедрением цветного ТВ, то надо принимать систему Эн-ти-эс-си, а если надо спешить, то придется принимать СЕКАМ».63 Однако время торопило. Шло строительство Останкинского телецентра, который намечалось запустить к 7 ноября 1967 года. Необходимо было решать: ставить в нем аппаратуру цветного телевидения или не ставить, а если да, то какой системы…

Теперь о том, как складывались отношения вокруг «строки с переменной фазой» — «Phase allgemeine linie», сокращенно именуемой «PAL». Когда в 1961 году советские телевизионщики познакомились с системой цветности своих французских коллег, западногерманская фирма «Телефункен» еще не приступила к усовершенствованию американской «Эн-ти-эс-си». Лишь год спустя, в 1962-м, Вальтер Брух включился в этот процесс. Естественно, что тогда о ПАЛ не могло быть и речи. А с французами уже завязывались деловые контакты по поводу СЕКАМ. Данное обстоятельство надо четко зафиксировать. Когда же из ФРГ стала приходить информация о зарождении еще одной цветной системы, наши специалисты отнеслись к ней с не меньшим интересом, чем к СЕКАМ…

Далее предложим читателю пересказ с небольшими комментариями, воспоминаний Бориса Певзнера под интригующим названием «Драма цветного телевидения».64

Как бывший сотрудник ВНИИТа, оказавшийся участником подготовки правительственных решений по цветному телевидению, автор публикации со знанием дела воспроизводит хронику тех событий. Материал представляется не только важным для уяснения истины, но и просто любопытным. Всплывают детали и подробности, которые вряд ли известны широкой публике. Впрочем, убедитесь сами.

…Узнав об интересе в Советском Союзе к системе ПАЛ, Вальтер Брух в сентябре 1964 года приезжает в Москву, чтобы лично представить свою разработку. Но при демонстрации аппаратуры неожиданно выходит из строя диапроектор единственный источник изображения в привезенном комплекте. Устранение поломки занимает слишком много времени, и озабоченные руководители главков нескольких заинтересованных министерств, приглашенные на просмотр, отбывают по свои делам. «Когда часа через три, — вспоминает Б. Певзнер, — диапроектор, наконец, починили, Брух сокрушался, что все „wichtige Leute“, т. е. важные, имеющие значение люди, уже ушли». Хотя дальше весь показ прошел успешно и вызвал у советских инженеров вполне благоприятное впечатление.

Через несколько месяцев, в начале 1965 года, оценить уровень западногерманской цветопередачи предлагают высшим должностным лицам страны, отвечающим за техническую политику в области телевидения и радио. Для них по международным линиям связи организуется сравнительный показ изображений: в СЕКАМ из Парижа и в ПАЛ из Лондона (английское ТВ к тому времени уже осваивало систему Бруха).

И вот перед стеллажом с мониторами рассаживаются заместитель председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинов, министр связи Н. Д. Псурцев, министр промышленности средств связи В. Д. Калмыков, представители Гостелерадио СССР, профильных НИИ. Среди присутствующих в аппаратной худощавый пожилой джентльмен, английский специалист Мак-Диармид. Он не выпускает из рук телефонной трубки, постоянно держит связь с Лондоном…

По свидетельству Певзнера, техническое качество обеих трансляций было хорошим, но французская программа выглядела намного привлекательнее красивая, эффектно одетая ведущая, отличный видовой фильм о цветах, приятная музыка. Французские режиссеры хорошо понимали, ЧТО надо показывать, а инженеры искусно избегали всех сюжетов, на которых могли проявиться недостатки системы СЕКАМ.

Английская программа в ПАЛе, выходившая на Москву вслед за французской, выглядела гораздо бледнее: ее авторы явно недооценили, как важно произвести общее впечатление на высокопоставленных зрителей. Большую часть времени в кадре у них находилась ведущая в голубоватой кофточке, которую можно было принять за белую. «А белое-то у них синит», — сказал кто-то из Минсвязи. «Определенно синит», — поддержали его еще несколько человек, в том числе и сам министр связи Николай Демьянович Псурцев. «Да нет, это кофточка такого цвета», — возражали им другие, из министерства промышленности средств связи. Вокруг этой кофточки разгорелся целый спор. И тут проявил находчивость Мак-Диармид. Он что-то сказал в телефонную трубку, и все увидели, как в кадр влетел и упал на грудь ведущей белый носовой платок. «Общий вздох раздался в аппаратной. Все сразу определилосьбелое было белым, а кофточка голубоватой, и претензии к цветопередаче системы PAL тут же отпали.»

И тем не менее, ПАЛ «споткнулась» о то же самое, о что и раньше Эн-ти-эс-си. «Камнем преткновения» стал материал измерений, полученный связистами в Ташкенте. Если по результатам испытаний американской системы ее сигнал доходил до столицы Узбекской ССР с почти полной потерей цветности, то немецкая в том же Ташкенте давала «выцветающее» изображение. Все-таки, не дотягивала ПАЛ до наших просторов. Уступая, опять же, системе Анри де Франса.

Казалось бы, путь «француженке» в эфирное пространство СССР был, наконец, открыт. Но тут заявила о себе четвертая многокрасочная претендентка: «НИИР».

Еще в дни визита Вальтера Бруха в Москву сотрудник НИИ радио Владимир Теслер с подъемом заверил коллег: «Я сейчас придумал такую систему, что Брух может позавидовать!» Через некоторое время начальник отдела, в котором трудился В. Е. Теслер, — М. И. Кривошеев попросил ВНИИТ дать предварительное заключение о проекте новой разработки, названной НИИР, в честь научно — исследовательского института радио. Привлеченный к этой экспертизе Борис Певзнер отмечает: НИИР оказалась работоспособной и оригинальной, а из известных систем была наиболее близка к ПАЛ. Кстати, с такой оценкой перекликается отзыв первого в стране режиссера цветных программ Д. Г. Кознова. А вот мнение В. Г. Маковеева, первого руководителя инженерной службы Останкинского телецентра:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

60

«BROADCASTING», 2007, №6, с.61

61

«Комсомольская правда», 2001, 10.08.

62

Дословно формулировка такова: «К сожалению, по политическим мотивам советское телевидение выбрало тупиковую систему цветного вещания СЕКАМ. Этот выбор стал одной из причин упадка как французской, так и советской телевизионной промышленности. СССР отгородился от «большого телевизионного мира.» См.: Н. А. Голядкин. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996, с. 96; Н. А. Голядкин. История отечественного и зарубежного телевидения. М.2004., с. 99

63

«BROADCASTING», 2007, №7, с.26.

64

Борис Певзнер. Драма цветного телевидения. Эпизоды выбора системы СЕКАМ. ЧастьI: «BROADCASTING», 2007 №6, с.60—63; частьII: «BROADCASTING», 2007 №7, с.26—28.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я