Есть ли жизнь после банкротства? Книга будет полезна тем, кто сейчас находится в финансовом кризисном состоянии, или тем, кто не может «пробить денежный потолок». Да и просто для познавательного чтения. В ней автор собрала свой опыт, объяснения возникновения сложных ситуаций, практики для выхода из негативного сценария, планирование бюджета и много всего того, что помогло именно ей. Цель книги — напомнить, что мы воплотились на Земле, чтобы быть счастливыми. Это в приоритете. Остальное неважно. Приятного и продуктивного чтения!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь до банкротства и после» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2 Открытие магазина
Только один из ребят бригады тогда пытался меня остановить, обосновывая тем, что кризис в стране, люди лишаются работы, мне стоит остаться здесь, что всё это временно.
Но машина уже покатилась. Я искала возможности открыть бизнес, рассматривала разные варианты, просчитывала. Наворачивала круги по городу, искала аренду, разговаривала с людьми, будущими покупателями, предпринимателями. Осознала намного позже, последние ведь говорили, что не надо сейчас ни во что вкладываться, кризис.
Да ведь включилась целеустремленность — вижу цель, не вижу препятствий.
Нашли аренду — помещение под магазин со своим входом, складом. Аренда, правда, высоковатая, да амбиций выше крыше. Стоял на проходе к детской поликлинике, рядом детский сад, школа, музыкальная школа, прокуратура, суд, налоговая.
С сестрой стали думать, какой магазин возможно открыть на этом месте. Проводили опрос среди знакомых — чего в нашем городе не хватает и за чем бы они точно приходили. Выяснилось — качественной детской одежды.
Решили. Поехали в Москву на выставку, заключили договор с поставщиком. И началось: аренда, мебель, касса, налоги, товар…
С мебелью тоже случилась неприятная история. Заказывали у знакомого брата, так он накрутил такую цену… Наверное, надо было торговаться, а мы по неопытности просто заплатили. И тоже урок: не иметь дела со знакомыми. Хотя сейчас совсем другие правила — берут услуги только у тех, кого знают, доверяют. А мы только потом узнали, что у них было «шапочное» знакомство.
Заказали огромный рекламный баннер с двух сторон угла дома, который согласовывали с Администрацией города, так как это важная улица, по которой ездит делегация из аэропорта. С Администрацией тоже была длинная история… Оббивала пороги, договаривалась, носила эскизы на согласование. Требовали повесить светящиеся короба. Да там цены космические! Я так и сказала, что мы только начинаем деятельность, и вовсе глупо вкладывать такие деньги. Может через месяц закроемся, что тогда с ними будем делать? А это всё тоже занимало время.
Давали рекламу в газеты, отрывной купон, баннеры на остановках, лично кидала флаеры в почтовые ящики в близстоящие дома. Товар заказывали несколько раз в месяц. Одежда была качественная и не дорогая уже, и поставляли её уже разные компании из нескольких городов. Благодаря рядом стоящей поликлинике, стали завозить игрушки, которые влет уходили.
Девять месяцев отработали, и те баннеры, которые вешали, пришлось демонтировать и выбросить.
Потому что все круто поменялось в конце 2010 года, когда стали ходить по нашему помещению люди и что-то замерять. У арендодателя спрашивала, к чему готовиться? Нас отсюда будут выселять? Нам важно было знать, потому что на тот момент мы уже собирались давать рекламу на телевидении. Та ответила, да, давайте рекламу, все нормально. Никто никуда не съезжает.
У нас договор был до конца года, она его просто не продлила и сказала, что это помещение полностью арендует сеть магазинов. И всё. Мы оказались на улице. Надо было срочно искать аренду. А так как я в первый раз ее долго искала, в моменте здесь и сейчас, и именно под детскую одежду, это было сложно сделать.
Тогда начались судорожные метания по городу. Нашли аренду, но опять же цена была очень высокая.
И по кругу: находили аренду, переезжали, опять переезжали, опять переезжали, продавали, распродавали, заново закупали, брали новые кредиты, чтобы приобретать новый товар. Потому что каждый раз новый переезд подразумевал новое открытие магазина.
Всё это длилось до лета 2016 года, когда мы уже приняли окончательное решение: «Все! Хватит! Закрываем и больше никогда в жизни не открываем магазин с товарами. Если вдруг захотим создать бизнес, то только услуги».
Потому что это своего рода издержки. Когда ты заказываешь товар, это как лотерея, ты никогда не знаешь, продастся он или нет. А так как изначально мы заказывали качественный товар, стали приходить люди и говорить, что они покупают в совместных покупках. То есть ты расскажешь о качестве, производстве, уходе, подберешь размер, а тебе в ответ: «Спасибо за консультацию! Мы закажем в совместных покупках».
Стали открываться Торговые центры, очень много людей туда ходили для развлечений, в то же время пришли в город брендовые магазины с распродажами.
Или ещё хуже, детскую одежду стали покупать на московских ярмарках. На вопрос про качество, так и отвечали, что ребенок быстро растет, зачем ему дороже, если можно за три копейки, а потом просто выбросить. И никакие аргументы про качество не имели смысла. И ты понимаешь, что конкуренты прям давят.
Мы стали искать новых поставщиков с уже менее качественным товаром, но и цена уже пониже была. Поэтому у нас ассортимент начал разбавляться, то есть и супер-качественная одежда, и качеством пониже. Ну там ценники конечно уже разные стали.
Конечно же очень благодарна клиентам, которые нас всю дорогу сопровождали.
Мы совершили еще одну огромную ошибку, когда мы раздавали скидочные накопительные карты. В них прописывали сумму покупки, процент скидки, которая росла и ставили печать. Выдавали эти карты, но не брали номер телефона, обратную информацию. Когда нам срочно надо было съезжать, люди не знали о том, что мы съехали. К дверям приклеивали объявления о том, что мы переехали по такому-то адресу, и каждый раз, когда мы приходили, объявление было содрано. То есть даже нельзя было уведомлять людей, где мы находимся.
Зато, когда клиенты нас случайно находили, так радовались! Сначала смотрят на товар, потом на мебель (все же не зря столько денег за неё заплатили!)
«О, так вы с Советской?! А у меня ваша карточка есть! Наконец-то я вас нашла!»
У нас люди также стали заказывать по предварительной записи одежду, ждали, мы обзванивали. Вот там мы уже начали брать номера телефонов, но было уже поздно. Потому что это было уже третье место, третий переезд.
Из сегодняшнего опыта я понимаю, что на тот момент мы совершали ряд огромных глупых ошибок. Во-первых, мы не просчитали по правильному бизнес-план, стратегию. Это сейчас у нас появились крутые возможности в виде господдержки, которой я воспользовалась в прошлом году и выучилась на предпринимателя. А в то время важно было самим находить информацию. В налоговой так и заявили, если Вы предприниматель, то по умолчанию обязаны знать законы и их ежедневные изменения.
На тот момент мы даже не продумали как будет происходить отступление, не брали номера телефонов у покупателей, когда можно было их уведомлять, допустим, о новом поступлении. Мы сразу заказали дорогущую мебель, когда можно было ограничиться какими-то бывшими в употреблении товарами, да вообще как-то уменьшить расходы. Мы покупали профессиональное оборудование: кронштейны, витрины, вешало, плечики и т.д. Чтобы прям картинка была, а не магазин. Мы заказали дорогие баннеры на фасады дома.
И в принципе самая глобальная ошибка, когда мы переезжали с места на место, можно было сразу себе сказать: «Стоп! Всё, наигрались!» А не брать дальше кредиты на развитие. Тем самым мы влезли в огромные долги. Когда мы уже распродавали товар, тоже совершили ошибку, мы продавали по себестоимости товара.
Вот здесь у нас проигрался Родовой сценарий по папе, когда мы так же цеплялись за утопающее предприятие, хотя со стороны понятно, что уже всё, лошадь сдохла, слезь. А это ведь как ребенок, которого надо отодрать от себя, ведь столько сил и средств вложено, как возможно всё бросить?
Важно было платить в любом случае налоги, за аренду помещения. Да и кушать вроде как хотелось. Надо было платить проценты по кредитам, возвращать долги и откуда бы взялись эти немалые деньги?
Найм и МЛМ
Поэтому мне пришлось искать уже какие-то другие источники дохода. Работая в нашем магазине, мне пришлось идти в найм.
Уже в конце 2014 года я устроилась в клининговую компанию специалистом коммерческого отдела. Тоже, кстати говоря, благодаря протеже подруги, с которой подружились, учась в училище на художников.
Целый рабочий день с 09.00 до 17.00 я работала в найме, а с 17.30 до 20.00 и в выходные трудилась в магазине. Я ребенка своего, который родился во второй год существования магазина, во время нашего первого переездного кризиса, видела только вечерами и ночами.
Мне быть было пахать и все деньги, которые я получала в найме, отдавала за кредиты. Так длилось какое-то время, пока мне не сделали «очень классное предложение» в начале 2016 года, так как искали предпринимателя, готового на прорыв во всех сферах жизни, как говорится.
Это была сетевая компания. Притом сейчас достаточно успешная и переделанная. На тот момент она только начинала свой путь и к нам приезжали представители от этой компании и проводили презентации.
Так получилось, что я сразу поняла, это не мое. Вот опять же был этот зов души внутри, что не моё это, не моё! Но меня со всех сторон обступили, я была одна в окружении пятерых человек. И нагнетали, что ты так и будешь жить на дне, никогда ничего не достигнешь. То есть на меня практически надавили, и я вступила в эту сетевую. Да, денег не было, но ведь смогла платить внушительные суммы входа! Пробыла в структуре два года. Ездила на все конференции, посещала каждую учебу.
Тогда научилась работать по холодному в социальных сетях, чему я тоже безмерно благодарна. Потому что проработала страх предлагать что-то незнакомым людям.
Это была целая технология. Искала человека, смотрела, чем он занимается, отмечала его, приветствовала личным сообщением. Если человек идет на контакт, то спрашивала, чем он занимается, потом рассказывала, чем я занимаюсь и чем могу быть полезна. И только потом делала предложение! И на этом этапе он уже либо соглашался, либо нет. Вот такие длительные касания происходили, не то что сейчас, открываешь, а тебе в лоб предложение — надо, не надо. Может у других как-то по-другому, у меня так. Ну ладно.
Самое неприятное, почему я там так долго задержалась. Потому что вышестоящие наставники преподносили мне причину неудачного бизнеса в том, что слишком мало времени ему уделяю. Поэтому тогда приняла осознанное решение: наверное, да, целый день работаю в найме, потом еще в магазине, времени правда мало уделяю. Мне надо что-то оставить, так как магазин я не могу никак бросить, его как-то вытягивать надо. Я не одна, там у меня еще сестра. Приняла решение уйти из клининговой компании, но там тоже были свои нюансы.
В клининговой компании был директор, который считал, что всех хитрее и мудрее. Когда-то он начинал мальчишкой там работать и в конечном итоге выкупил это предприятие.
Там же были менеджеры по персоналу, которые должны были контролировать и курировать работу уборщиц. И по какой-то причине они отказались от нового «прекрасного предложения» директора курировать уборщиц нескольких высоких общежитий крупного учебного заведения.
Решил он меня поставить на эту должность при том, что я должна была выполнять в рабочее время свои обязанности специалиста коммерческого отдела, а в свободное от работы время контролировать общаги. Мне так и было и преподнесено: «Неужели ты не хочешь дополнительного заработка?» Хотя я тоже отказалась, сказала, что я не буду там работать. На что он мне ответил: «Я так решил, значит будешь!»
Недолго думая, написала заявление на увольнение. Ведь хотела освободить какое-то время, якобы это был такой счастливый случай.
Хотя здесь я уже понимаю, что проигрывался мой любимый урок гордыни, который стоит на финансовой зоне в «Матрице судьбы», о которой я узнала достаточно позже.
И кстати, который мы очень серьезно обсуждали с прекрасной девушкой, хозяйкой магазина дорогого женского белья и верхней одежды. Когда мы работали в магазине, её отдел находился напротив нашего. Уже тогда мы с ней обсуждали весь мой путь, который я проходила. Она меня тогда спросила: «Ты всё теперь поняла?» На что я утвердительно кивнула.
Это ведь тоже самое, как было с заведующим отделением выездной бригады. Я просто фыркнула, написала заявление и, уходя, хлопнула дверью. То есть я не отстаивала свои какие-то границы, не искала возможностей решить эту ситуацию. Не принимала людей такими, какие они есть. Хотя сейчас понимаю, что скорее всего можно было даже уйти, но остаться в хороших отношениях с этими людьми. Мне на тот момент было проще именно так поступить.
Вот так вот проигрывается гордыня. Я же лучше, я же круче, я же понимаю, как надо.
Важно было уходить со станции переливания крови в состоянии наполненности. Когда я наполнена энергией, когда много знаний, умений, навыков, я создаю свой бизнес для того, чтобы делиться с людьми. А я ушла из позиции — я сейчас вам докажу, что я что-то стою, что я что-то значу, что я вообще никогда в жизни на «дядю» работать не буду!
Тот же самый урок у меня проигрался с директором клининговой компании, когда вместо того, чтобы показать свои границы, как-то отстоять свое мнение, я тоже фыркнула, написала заявление и ушла. Да, это прикрывалось тем, что мне надо высвободить время для того, чтобы в сетевом работать. Типа, вы тут между собой разобраться не можете, если сами менеджеры отказываются работать, почему я должна на себя все это взваливать и тащить ту работу, которая вообще не моя по компетенции. Посыл-то был уже тоже низко-вибрационный.
В августе 2017 года в этой сетевой компании была возможность поехать за границу на семинар. Я сделала загранпаспорт. Когда увольнялась со станции переливания крови, тоже делала загранпаспорт. В обоих случаях ни разу ими не воспользовалась. Заметила такую закономерность, как только делаю загранник — у меня начинается какой-то непонятный этап в жизни.
С сентября начала активно заниматься поиском людей в структуру. Это были и личные контакты, и работа «по холодному». Но сколько бы я не вкладывала усилий, какие бы знания я не применяла, ничего не работало. И настал тот самый момент — крах, дно в моей жизни, когда мне совсем нечем было уже платить за всё.
Были большие обязательства по кредитам. Распродавала одежду, которая оставалась после магазина, но тут тоже была моя ошибка — продавала ее по оптовой цене, но мне надо было платить также за проценты, кредиты, то есть долг рос с математической прогрессией.
Именно поэтому я и поддалась на уговоры вступить в эту сетевую, потому что мне расписали масштабы этой компании, сколько там реально можно заработать. Конечно душой чувствовала, что что-то тут не то, но в такой ситуации как у меня, хваталась за любую соломинку. И я реально понимала, что в найме я столько не заработаю, потому что мне надо было платить огромные деньги за кредиты. Мне надо было на что-то жить.
Это было самое дно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жизнь до банкротства и после» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других