Как научиться слышать себя? Или чему вы должны обучить своих клиентов, чтобы совместная работа стала успешной

Олег Владимирович Матвеев

В книге говорится о навыке, которым владеют люди, получающие успешные изменения с помощью терапии. Я предлагаю вам свой особый практический подход к его развитию, даю конкретные шаги по его освоению. Вы научитесь не только слушать самих себя, но и обучать этому своих клиентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как научиться слышать себя? Или чему вы должны обучить своих клиентов, чтобы совместная работа стала успешной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История фокусирования

Постепенно у меня сформировался свой подход, своё видение процессинга, и я начал создавать и вести свои собственные авторские тренинги сначала под общим названием"Солопрактика", затем — "Ясная практика жизни", в которых я постарался собрать, аккумулировать всё самое лучшее и полезное. Разработал и реализовал программу Международной Академии Ясного Коучинга (МАЯК) — единственную в России и мире программу образования по психотехникам, по итогам обучения которой студенты получают дипломы установленного образца о профессиональной переподготовке по специальности"Клиническая психология. Системный консультант-психотехнолог".

Автором данного метода является американский психолог Юджин Джендлин, чьи материалы (видео/аудио-курсы и книги) я изучал в свое время. Мой интерес на тот момент был обусловлен наличием некоторого количества клиентов, с которыми совершенно ничего не получалось. Вроде уже все попробовали и даже присутствовали какие-то временные улучшения, но глобальных изменений не наступало. Тогда мне случайно попалась книга Юджина Джендлина, забытая англичанином, который у меня гостил. У Юджина была очень интересная история, которую во всех подробностях вы можете почитать в его книге.

Если кратко пересказать суть, то она заключалась в следующем. Будучи студентом, когда Юджин Джендлин задумался, на основании чего строить свою дальнейшую деятельность, он обнаружил, что никаких весомых свидетельств в пользу того или иного вида терапии нет. Соответственно не ясно, какой нужно заниматься, а какой — нет. Тогда он решил провести свое исследование, чтобы выбрать оптимальный вариант для себя. Для этого он привлек университетских психотерапевтов различных направлений, а также собрал группу студентов-добровольцев. Психотерапевтам предстояло проводить терапию со студентами, после чего работа оценивалась обоими сторонами. Также была выработана стандартная система тестирования для этих целей. Основная идея Джендлина состояла в том, что на основании данных полученных в исследовании, будет выявлено, какая терапия статистически является наиболее эффективной. В итоге ему удалось собрать большую базу данных, но результат оказался неожиданным — все виды терапии работали примерно с одинаковой эффективностью.

В процессе исследования Юджин заметил одну закономерность, которая его заинтересовала. Оказалось, что успешность или неуспешность терапии легко можно предсказать по тому, как ведет себя клиент во время сессии. Получалось, что от терапевта и от применяемой техники, результат практически не зависит, а от клиента — зависит. В дальнейшем Юджин Джендлин даже ввел специальные термины для обозначения клиентов: те, у которых все получается он называл успешными клиентами, а тех, у которых не получается — неуспешными клиентами. Он заметил, что успешные клиенты, независимо от того, к кому они пошли, все равно что-то полезное извлекают из предлагаемой им терапии, в то время, как неуспешные не получают никаких значимых результатов.

Впоследствии Юджин Джендлин стал записывать терапевтические сессии на аудио и исследовать их, чтобы понять, чем отличаются вышеуказанные типы клиентов. Одно из интересных отличий заключалось в том, что, когда успешный клиент работает с терапевтом — большую часть времени сессии он молчит. Плюс к этому наблюдался такой паттерн поведения: когда терапевт задает вопрос, то как правило, после этого следует длительная пауза, после которой клиент на него отвечает. Человек при этом часто отвечает не очень уверенно, как бы «наощупь», может довольно долго пытаться подобрать правильную формулировку. С неуспешными клиентами дела обстояли иначе — практически все время сессии они говорили. Если терапевт задавал вопрос, то человек очень быстро давал ответ.

В конце концов, Юджин Джендлин установил, что успешные и неуспешные клиенты очень сильно отличаются. При этом, его особенно интересовало, чем занимается успешный клиент во время пауз, что случаются, когда терапевт задает вопрос. Он стал исследовать, что это за действие, которое человек совершает, пока молчит. Впоследствии, на основании полученных данных, он выработал технику фокусирования, о которой пойдет речь в этой книге. При этом автор не называет фокусирование техникой. Он преподносит это как навык.

Данный навык можно интегрировать в различные виды терапии и тем самым повысить ее эффективность. Идея в том, чтобы помочь человеку обрести способность смотреть в себя, наблюдать свое состояние и достигать посредством этого позитивных изменений.

Таким образом, фокусирование — это навык смотрения в себя, чувствования себя, слушания себя и в этой книге я хотел бы рассказать свои идеи на тему того, как его нарабатывать и тренировать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как научиться слышать себя? Или чему вы должны обучить своих клиентов, чтобы совместная работа стала успешной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я