1. книги
  2. Руководства
  3. Олег Иванов

Управленческий Отчет о прибылях и убытках. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов

Олег Иванов
Обложка книги

После изучения учебника Управленческий Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) Вы будете:– знать структуру, особенности формирования и ключевые функции статей отчета ОПиУ— уметь рассчитывать средневзвешенную наценку и себестоимость в различных видах бизнеса— видеть зоны риска и определять потенциал кредитования по данным ОПиУ— иметь практические навыки в формировании статей отчета и многое другоеУчебник содержит множество примеров и задач, максимально приближенных к работе кредитного специалиста

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Управленческий Отчет о прибылях и убытках. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Себестоимость в торговле. Наценка

Данная статья отражает информацию о себестоимости отгруженных товаров, продукции, услуг.

Себестоимостью в торговле является закупочная стоимость реализованных товаров. При этом при проведении финансового анализа предприятий малого и среднего бизнеса можно столкнуться с тем, что у каждого предприятия существует свой подход к понятию и расчету себестоимости.

При финансовом анализе необходимо выяснить, каким образом рассчитывается и ведется учет себестоимости на предприятии. И если есть возможность получения данных учета по реальной закупочной стоимости, то для анализа принимаются данные такого учета. Однако не всегда предприниматели или руководители предприятий ведут учет или имеют данные о том, за сколько был куплен товар, который был продан сегодня или шесть месяцев назад. В таких случаях для предприятий сферы торговли себестоимость рассчитывается с помощью торговой наценки.

Торговая наценка — это добавленная стоимость к закупочной цене товара, обеспечивающая предприятию возмещение затрат по продаже товара и получение прибыли. Наценка выражается в процентах, однако при выполнении математических расчетов допускается использование наценки, выраженной в десятичных долях.

Источники информации

— Бухгалтерский учет: регистры счетов 10, 20, 40, 41, 42, 90.2

— Инвентарные книги о движении ТМЗ

— Компьютерные программы ведения учета ТМЗ

— Данные управленческого учета

— Ценники на товары

— Прайс-листы поставщиков

— Счета-фактуры, накладные

— Косвенно — собственные расчеты по выделению себестоимости из выручки от реализации с помощью торговой наценки

Особенности учета и финансового анализа

Как уже отмечалось, у каждого предприятия может быть свой подход к расчету себестоимости. Поэтому важным моментом для корректного проведения финансового анализа в части себестоимости является понимание того, как и каким образом, предприятие калькулирует себестоимость своего товара.

В обычной практике при расчете себестоимости в торговле все накладные расходы, связанные с доставкой товара до места торговли, рассчитываются отдельно и отражаются в статье «Транспортные расходы». Однако некоторые предприятия относят на себестоимость все расходы, связанные с доставкой товара до места торговли, в том числе и расходы на таможню. В основном, такая система распространена в тех предприятиях, которые работают с импортом товара, т.е. приобретают товар за границей.

Торговая наценка рассчитывается исходя из закупочных и продажных цен на товары.

Продажную цену можно узнать по прайс-листам, ценникам; закупочную — по чекам, счетам-фактурам, накладным. Если таковые отсутствуют, то необходимые данные, как правило, можно найти в личных записях клиента.

Если единственный источник информации — устный (со слов клиента), то его необходимо тщательно проверить с помощью методов перекрестной проверки. При сравнении цен закупа и продажи клиента с аналогичными ценами на рынке можно самостоятельно связаться с поставщиками и конкурентами.

Формула наценки

Представим расчет формулы наценки.

!Важно помнить, что при проведении финансово-экономического анализа можно выяснить, что под словом «наценка» разные клиенты могут понимать разные величины, но для правильного расчета наценки необходимо использовать нижеприведенную формулу.

Торговая наценка может быть выражена как в процентах к закупу, так и виде десятичной дроби. Зная, что наценка — это добавленная стоимость к закупочной цене товара или

наценка (руб.) = цена продажи (руб.) — цена закупа (руб.), найдем наценку в % через пропорцию:

Если полученное значение наценки в процентах разделить на 100, получим значение наценки в виде десятичной дроби, которое также можно вывести через пропорцию:

Формула себестоимости

Зная наценку и цену закупа (себестоимость проданных товаров), можем рассчитать цену продажи (выручку):

Зная размер выручки и наценку, через формулу наценки, можем найти цену закупа (себестоимость в торговле) помня при этом, что в торговле себестоимость проданных товаров формируется из закупочных цен на эти товары, а выручка от реализации формируется из цен продажи:

Пример расчета наценки

Условие:

— цена продажи — 120 рублей

— цена закупа — 100 рублей

Задание: рассчитать наценку.

Решение:

Пример расчета себестоимости

Условие:

— выручка — 120 000 рублей

— наценка — 20% (или в долевом выражении — 0,2)

Задание: рассчитать себестоимость.

Решение:

Соотношение выручки, себестоимости и наценки

Соотношение трех показателей: выручки, себестоимости и наценки, представлено в денежном, процентном и долевом выражении в таблице:

3.1. Себестоимость в торговле. Средневзвешенная наценка

Вышеуказанные методы расчета наценки и себестоимости подходят для тех предприятий, которые занимаются реализацией какого-то одного вида товара или товаров с одинаковой наценкой.

Достаточно часто у предприятия присутствует большой ассортиментный перечень товаров с различной наценкой. При расчете наценки в таких случаях возможно использовать формулу расчета наценки, предварительно суммируя итоговые значения закупа и продажи всех групп товаров.

Среднеарифметическая наценка

Расчет наценки среднеарифметическим методом показывает значительное расхождение с предыдущим, корректно рассчитанным значением.

!Другими словами, применение среднеарифметического метода расчета наценки не применимо при финансовом анализе предприятий, так как в итоге будет получено искаженное значение наценки и, как следствие, неверное значение валовой, чистой и нераспределенной прибыли.

Средневзвешенная наценка

В таких случаях необходимо определить так называемую средневзвешенную наценку.

Отличием средневзвешенной наценки является то, что помимо расчета самой наценки по каждому виду товара, дополнительно мы учитываем долю того или иного товара в объеме выручки от реализации.

При этом необходимо иметь в виду, что средневзвешенная наценка в торговле может изменяться от месяца к месяцу или от сезона к сезону. Например, при рассмотрении бизнеса с выраженной сезонностью в продажах, в первый месяц сезона наценка зачастую бывает максимальной, а ближе к концу сезона большинство торговых предприятий устраивают распродажи и средневзвешенная наценка снижается. Поэтому, на практике, необходимо выяснять особенности ценовой политики рассматриваемого бизнеса и рассчитывать несколько средневзвешенных наценок, корректных для разных сезонов продаж.

Формула средневзвешенной наценки

Представим расчет формулы средневзвешенной наценки в случае, когда известна доля того или иного товара в объеме выручки от реализации.

Для расчетов используются известные формулы определения наценки и себестоимости.

Для упрощения расчетов по полученной формуле возможно использование электронных средств, например пакета MS Excel.

Пример расчета наценки

Рассчитаем средневзвешенную наценку предыдущих данных по полученной формуле:

Задача

На момент посещения торгового предприятия кредитным специалистом были получены следующие сведения о товарах:

— Продажная цена товара 1 составляет 300 рублей, закупочная 150, доля в выручке — 20%.

— Товар 2 закупается по цене 5 000 рублей, торговая наценка составляет 50%, доля в выручке — 60%.

— Товар 3 занимает в объеме выручки оставшуюся долю и продается по цене 1500 рублей с наценкой 20%.

Вопрос: По каждому товару рассчитайте недостающие значения продажной или закупочной цены, а также наценки. Какова средневзвешенная наценка по всем группам товаров?

Решение

Наценка товара 1 = (300 / 150 — 1) х 100% = 100% (или 1,0 в долевом выражении)

Цена продажи товара 2 = 5 000 х 1,5 = 7 500 рублей — Закупочная цена товара 3 = 1 500 / 1,2 = 1 250 рублей

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Управленческий Отчет о прибылях и убытках. Учебник по финансовому анализу малого бизнеса для кредитных специалистов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я