Олимпийские игры в политике, повседневной жизни и культуре. От античности до современности

Сборник, 2021

Сборник посвящен истории Олимпийских игр и античной атлетике. В научных статьях, вошедших в сборник, рассматриваются отдельные аспекты Олимпийских игр, их роль в политике и общественной жизни, а также спортивные мотивы в античном и современном искусстве. Сборник снабжен приложением, в состав которого вошла полная хронология Олимпийских игр от античности до наших дней. Издание рекомендуется для всех интересующихся историей Олимпийских игр. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимпийские игры в политике, повседневной жизни и культуре. От античности до современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Поздравления от учеников

Федорова Анна

Журналист, писатель, переводчик (Россия, Италия)

Однажды на Олимпе

Ценность каждого преподавателя понимаешь только тогда, когда все уже позади (хорошо, если вообще понимаешь). Кто сколько дал, и сколько ты взял, и сколько ты мог взять, или, выражаясь проще, что ты оставил за бортом, прошляпил.

Татьяна Борисовна Гвоздева. Ровный уверенный голос, который вещает о событиях удивительной давности. Сначала было сложно окунуться в этот мир, однако, постепенно мы вживались в литературу Древней Греции. С первого взгляда было понятно, что это само воплощение строгости и серьезности, и мы знали, что придется попотеть и над античной литературой, и над латынью. Особенно, когда она говорила: вы должны знать спряжение глагола esse в любое время суток. Даже ночью. И ты зубрил спряжение глагола esse в перфекте и имперфекте, футурум-1 и футурум-2. И, боже мой, казалось, когда же это все закончится! Зато теперь, через много лет я все еще помню спряжение глагола еssе и, если надо, могу поддержать разговор на эту тему. Даже среди ночи. Проверено.

Мы научились работать с источниками, научились анализировать классическую литературу, что оказалось бесценными навыками, без которых невозможно себе представить дальнейшую учебу в институте. Именно благодаря знаниям и умениям, которые мне дала Татьяна Борисовна, я научилась легко сдавать экзамены, писать курсовые, собирать и обрабатывать информацию. Мы готовились к каждому семинару и дрожали, как школьники, перед этой хрупкой женщиной в огромных очках-стрекозах. Но именно через эти очки нам и открылся солнечный и жизнерадостный мир античной литературы.

Никто не любит Геру. Обычно всем нравится Афродита, к cуровой девственнице Артемиде мало кто пристает, Афину уважают за мудрость, а вот супругу Громовержца не жалуют. Да и за что? Грозную и бранчливую жену Зевса никто не воспринимал всерьез, но все боялись — дерзкая ревнивица с сумасбродным характером. В нее-то мне и пришлось перевоплотиться на первом курсе.

Античный театр стал для нас счастливой возможностью не только реализовать на сцене свои первые творческие опыты, но и оказаться внутри собственного театра: стать актерами и режиссерами, драматургами и костюмерами, гримерами и осветителями, художниками-декораторами и звукорежиссерами.

Сначала вместе с коллегой Светланой Кочериной мы взялись за Аристофана. В результате совместного творчества комедия «Женщины в народном собрании» превратилась в спектакль «Муки Аристофана». Это было сюрреалистическое действо любительского характера, в котором был задействован практически весь курс — актерами, гримерами и музыкантами стали наши однокурсники. Нам хотелось следовать заветам античной драматургии и при этом адаптировать античную реальность под современного зрителя. В результате мы предоставили слово самому Аристофану, заставив его выйти на сцену и обнажить свои творческие муки перед публикой. Из античных компонентов оставили хор и живое музыкальное сопровождение.

Татьяна Борисовна театр просто обожала. У нас возникло настоящее творческое сотрудничество: она подсказывала, предлагала идеи, помогала нам с костюмами и декорациями. Спектакль прошел на ура! Задорно, весело, зал был полон, зрители сидели в проходах между рядами. Через пару месяцев мы удостоились высокой чести — показывать наше творение на научной конференции, посвященной истории древнего мира. Для нас это было великое достижение и первое признание наших талантов.

К лету мы написали собственную пьесу на античный сюжет. Действие перенесли на Олимп, персонажей нарекли на божественный лад и назвали все это «Страсти на Олимпе». За нашу дерзость нас наградили нешуточными аплодисментами.

Почему именно я оказалась в роли склочной и противной Геры — забыла. Но помню темно-синее бархатное платье в пол, розово-малиновый шелковый шарф на плечах и серенады Аполлона (ненастоящего). По сценарию он должен был за мной волочиться, читать стихи и отвлечь мое божественное внимание от похождений неверного супруга. Наш танец — кульминацию взаимодействия — репетировали от случая к случаю, поэтому на спектакле пришлось делать ставку на импровизацию. После спектакля по Аристофану успех нас опьянил, мы расслабились, и «Страсти на Олимпе» получились слабее. Однако, важен был сам процесс, который приводил всех в восторг: мы с упоением репетировали, гуляли по Тверскому бульвару и постоянно обсуждали новые идеи и ходы. Театр занимал нас полностью, он объединил наш курс, создав тесные дружеские связи на всю жизнь. С тех пор прошло лет двадцать, и, возможно, память исказила некоторые детали. Но огни античного театра, зажженные на сцене Литинститута, горят до сих пор.

Для всех нас Татьяна Борисовна образец яркого и неповторимого стиля, свободы выражения и уверенности. До сих пор благодарю ее за возможность оказаться в мире античной литературы.

Артем Ушканов

Мы год назад

Не знали ничего

Про лирику

Алкея и Сапфо,

Нам были незнакомы

Гомер и Гесиод,

Но вот мы поступили в Лит:

Теперь мы знаем, кто такие

Феокрит,

Тиртей, Эсхил, Софокл, Еврипид,

И как его любил Аристофан,

За это говорим мы все спасибо Вам,

Спасибо Вам!

Спасибо Вам!

Хоть нам пришлось

Потратить много сил,

Чтоб изучить

Александрийский стиль,

И чаша пересдач

Не миновала нас,

Мы благодарны Вам за все,

Ведь мы узнали, кто такие

Марциал,

Катулл, Корнелий Тацит

Марк Лукан,

И как Овидий ненавидел дверь,

Мы дружно говорим «спасибо», ведь теперь

Мы знаем все про то, кем были

Цицерон,

Проперций, Аристотель и Платон,

Что без ума от мухи Лукиан,

За это говорим мы все спасибо Вам,

Спасибо Вам!

Спасибо Вам!

2018 г.

Эльмира Шарифуллина

Посвящается студенческому античному театру, созданному по инициативе блистательного преподавателя античной литературы Татьяны Борисовны Гвоздевой, с огромной благодарностью и любовью

Все ближе ты к незапертой двери,

Несется чей-то монолог остро́ и внятно.

И тишину вдруг режет пылкий вскрик.

Это спектакль античного театра.

Все замирают, глядя, как во тьме

Насмешливо взирая, бродят тени.

Лишь взгляд сверкает, как в воде,

И страсти мечутся по скене.

И руки бледные, и тихие стенания

Полны наивной и жестокой красоты;

Здесь смех случаен, лишь в рыданье

Правдивы помыслы и велики мечты.

И после нас другие станут воспарять и падать,

И литься слезы героических теней.

И будет полниться сим чудом память

Столь благодарных Вам людей.

2018 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Олимпийские игры в политике, повседневной жизни и культуре. От античности до современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я