Подросток не желает читать книги…Как словеснику провести урок в такой ситуации?А что делать родителям?В книге, написанной живым разговорным (не методическим) языком, учитель-стажист делится приемами работы на уроках литературы в старших классах. Читатель имеет возможность скачать дидактические материалы, представленные в книге.Адресовано учителям и всем интересующимся вопросами подросткового нечтения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне литература не нужна, я ее не сдаю! Размышления НЕсерьезного учителя литературы о подростковом нечтении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1 О чтении и нечтении
Его давно предупредили, что он помрет от первой же затяжки, с тех пор он экспериментирует ежедневно и все бесится, что его надули.
М. Петросян «Дом, в котором…»
Давайте будем честными: практически все школьные программные произведения написаны ВЗРОСЛЫМИ людьми (иногда даже ОЧЕНЬ взрослыми), о ВЗРОСЛЫХ проблемах для ВЗРОСЛЫХ людей.
А нашему десятикласснику — 16—17 лет.
Вы скажете: и что?
Гайдар, вон, в 16 лет полком командовал!
А Лермонтов в 16—17 лучшие свои стихи уже написал.
А Гоголь немногим старше, в 21, уже заявил о себе и (по словам одного литературоведа) стал создателем «матрицы русской литературы», будучи с самим «Пушкиным на дружеской ноге».
И Шолохов в 19 лет уже начал печататься.
В свои годы они любили читать и, главное, были читателями, блестяще владеющими, как бы сейчас сказали, навыками функционального чтения.
Мне видится, что надо адаптировать поднятые в произведении проблемы к современному 16—17 летнему читателю, либо предложить УЖЕ современное произведение, героем которого является ровесник школьника. Очень здорово найти и автора-ровесника, в этом плане книги, например, Михаила Самарского — находка для учителя-филолога.
Вот тогда книга найдет живой отклик в душе старшеклассника и в полной мере обеспечит выполнение ФГОС, в котором говорится о необходимости «воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,… умеющего создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,…сознательно планировать свое досуговое чтение», а также «осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития». И главное, у выпускника «должна быть сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире»1
Последний пункт мне представляется одним из главных задач, стоящих перед школьным учителем. Привить любовь к чтению, потребность в чтении — вот то, ради чего мы должны начинать урок литературы.
Увы, это удается не всегда. Как-то на уроке я посетовала, что класс не прочитал роман И.А.Гончарова, в ответ услышала от ученика: «У нас молодость проходит, а вы хотите, чтобы мы ее потратили на вашего (моего! Боги! — О.В.) Обломова?!» И посмотрел на меня с жалостью: глупышка, простых вещей не понимает. Мне хотелось возразить: «Это у меня молодость проходит в попытках привить любовь к «Обломову». Но, разумеется, я промолчала☺.
Да, учителю, «взявшему» класс на последней ступени, наивно надеяться, что он сможет привить любовь к чтению, если это не удалось ранее — еще в начальной школе и среднем звене. Более того, современные методисты склоняются к мысли, что любовь к чтению зарождается только в семье.
Но все же, как сегодня, уже в 10-м классе, «вовлечь» в чтение? Существуют некоторые специальные приемы.
Прием 1. Предвосхищение чтения книги как этап работы с программным произведением
Предвосхищение (или антиципация — предопределение, предвосхищение, предугадывание событий) — прием, который применяется на этапе подготовки к восприятию литературного произведения, а также в ходе первичного восприятия текста.
Так, например, урок-знакомство с текстом пьесы А. Н. Островского «Гроза» (мягко говоря, не самым захватывающим программным произведением) в 10-м классе я начинаю с дискуссии на… щекотливые темы.
Разговор начнем еще до обращения к произведению…
На партах лежат листочки с таблицей (в конце урока она с заполненным вторым столбиком приклеивается в тетрадь), в которой есть вопросы, на первый взгляд, не связанные, ни с темой урока (которая ПОКА НЕ упоминается), ни вообще с уроком литературы.
Они НЕ требуют прочтения произведения, поэтому высказывается любой желающий, их, как правило, много, может возникнуть даже спор.
Этапы работы с таблицей (можно работать в паре с соседом):
1) Ознакомиться с предложенными утверждениями.
2) Подумать, согласны вы или не согласны с заявленным.
2) Заполнить 2-й столбик таблицы, выставив соответственно знак «+» (если согласны) или «-» (если не согласны).
3) Устно аргументировать свой выбор.
Примерная таблица для «вовлечения» в содержание пьесы
Учитель может также высказать свою точку зрения, либо не участвовать в дискуссии вообще. Самое важное — дождаться ученика, который (такой обязательно находится, минут через 5—7 после начала обсуждения) вдруг спросит:
— Подождите, а к чему эти странные для урока вопросы?! Зачем мы начали этот спор?
Вот тут главная задача педагога — использовать свой актерский потенциал и с самым невозмутимым видом парировать:
— Как зачем? Согласно сегодняшней теме урока. Мы что, ее забыли записать? Ой! Тема урока — «Пьеса А. Н. Островского «Гроза».
— Как «Гроза»? Как Островский?! Это что, вот ЭТИ вопросы поднимаются в пьесе?
И снова актерское мастерство, и полная невозмутимость:
— Именно! Пьесу нужно прочитать к следующему уроку непременно, обнаружить указанные в таблице вопросы и заполнить ТРЕТЬЮ колонку. Во время чтения ваша задача — выявить, как сам автор отвечает на них на примере своих героев.
Такая работа может быть проведена в течение целого занятия, может занимать ограниченное время (10—15 минут) и представлять собой этап в ходе занятия, посвященного знакомству с биографией драматурга и историей создания пьесы. Выбор за учителем. Мне кажется, что не надо «жалеть» времени на обсуждение «жизненных» тем, тем, так сказать, нравственного характера, ведь уроки литературы как раз и учат нравственному выбору. Когда, где и с кем еще детям говорить на щекотливые темы?
Особое место в указанном обсуждении может занять вопрос №8 таблицы («Если любовь взаимная, она не может привести человека к самоубийству»), так как вопрос подростковых суицидов достаточно остро стоит в настоящее время и непременно должен быть обсуждаем не только с психологом (что логично и законно), но и с учителем.
Каждый учитель может переформулировать указанные вопросы, что-то убрать или добавить. Подобная работа может быть проведена перед знакомством с текстом любого программного произведения.
Прием 2. Предъявление отрывка незнакомого произведения в качестве материала для ассоциаций
Каждому учителю, озабоченному проблемой детского нечтения, прежде всего советуют ознакомиться со знаменитым эссе Д. Пеннака (французского писателя) «Как роман», в котором автор подчеркивает особую важность собственно ЧТЕНИЯ на уроке: чтения учительского (в том числе наизусть, что вызывает особенное восхищение у старшеклассников, сами-то они ох как не любят это делать), чтения ученического (в том числе по ролям). К сожалению, в старших классах художественный текст мало звучит на уроке, учитель отдает предпочтение литературоведению, анализу, «препарированию» произведения.
А где же наслаждение-то?
Надо больше читать на уроках в старших классах! Как минимум этим мы убиваем двух зайцев: дети знакомятся с текстом и получают дополнительную мотивацию дочитать произведение дома. Как включить чтение в этап урока?
Если произведение крупное, учитель выразительно читает яркий отрывок и предлагает рассказать о своих ассоциациях.
Например, на уроке в 11-м классе (тема «Литература 21 века. Постмодернизм») можно познакомить учеников с отрывком бестселлера подростковой отечественной литературы М. Петросян «Дом, в котором…».
Двое мальчишек лежали на балконе на надувном матрасе, голова к голове. Мальчик в соломенной шляпе с пустыми рукавами рубашки, подмятыми под живот, монотонно бормотал, не поднимая глаз (…).
— Они белые и движутся, а по краям как будто рваные или немного покусанные. Снизу розоватые. Розовое — это вроде красного, только светлее. А движутся они очень медленно, надо долго смотреть, только тогда увидишь. Сейчас их мало. А когда бывает много, то уже не так солнечно, а если еще и тучи, то совсем темно, и тогда даже дождь может пойти…
Длинноволосый мальчик поднял голову и нахмурился:
— Не надо про то, чего нет. Рассказывай про то, что сейчас.
— Ладно, — согласился мальчик в шляпе и перевернулся на спину (…) — Значит, они белые, а снизу розоватые и тихо плывут, а вокруг все голубое.
Он прищурился, глядя сквозь выгоревшие ресницы в ровную, без единого облачка, синеву неба и, улыбаясь, продолжил:
— Под ними все голубое и над ними тоже. А сами они, как белые барашки. Жаль, что ты не видишь эту красоту…2
Примерные вопросы:
Как вы думаете, где и с кем происходит действие?
На какие размышления наводит одежда героев?
Какое природное явление описывает один из героев? Зачем?
Можно ли понять, как герои относятся друг к другу?
Если произведение небольшое (либо 1—2 главы из романа), можно читать и обсуждать его тут же, на уроке, «по горячим следам».
Чтение вслух книг литературы конца 20-го — начала 21-го века вызывает особый интерес у детей: симпатию рождают и современные реалии, и язык книги.
Д. Пеннак также указывает на любопытную деталь, могущую произойти во время учительского чтения: кто-то из учеников, убаюканный мерным голосом… уснет прямо на уроке (что вполне вероятно, особенно☺на первом уроке зимой).
Конфуз и неудобная ситуация, подумаем мы с вами.
Редкая учительская удача, утверждает Пеннак. А как это? А так.
Своей книгой Д. Пеннак доказывает, что традиция чтения заложена в человеке в младенчестве, когда мама читала книги или просто пела колыбельную песенку. Ребенок был наполнен материнской любовью, ее словами, чудесными историями и, счастливый, засыпал. Возродите этот святой «детский» момент на своем уроке, и будет вам счастье: «Заклепки-и-казаки уснул, уронив голову на руки. Уснул сладким сном, мирно посапывая. Нет-нет, не надо его будить, ведь так хорошо уснуть под колыбельную — это же самая первая из радостей чтения. Он снова стал маленьким». 3 Не зря же в советской педагогике среди функций учителя фигурировала и так называемая «материнская»!
Читайте ученику, радость чтения вновь пробудится, глубоко запрятанная, и даст свои плоды.
Непременно.
Прием 3. Предъявление ключевых фраз в качестве материала для ассоциаций
Интересный прием, заставляющий сесть дома за книгу, — это предъявить цитаты из книги. Предъявляя их, надо спросить, какие ассоциации они вызывают. О чем эта книга? Каковы ее герои? Здесь важно заранее НЕ называть ни книгу, ни автора, то есть тему урока записать позже.
Оцените нижеследующие цитаты:
«Убей в себе кукушку!»
«В любом сне главное — проснуться»
«Весна — страшное время перемен»
«Он улыбается. Как маньяк. Или влюбленный. Что, в общем-то, одно и то же»
Не правда ли, книга вас, как минимум, заинтересовала? (Приведены цитаты из книги М. Петросян «Дом, в котором…»)
Прием 4. Предъявление иллюстраций или творческих работ из различных материалов в качестве материала для ассоциаций
В рамках метода учебного проекта я иногда прошу подростков выполнить макет обложки к изучаемой книге или создать иллюстрацию, авторский портрет писателя, работу в стиле скрапбукинг. Такие творческие продукты впоследствии служат интересным материалом для мотивации вновь пришедших учеников. Покажите работы — раздайте на парты, оформите стенд в кабинете, сделайте презентацию с рисунками учеников прошлых лет — любая форма сгодится для этой цели.
Я замечала, что стенд с работами старшеклассников очень интересен для учеников 5—6 классов: они подолгу рассматривают их и задают интересные вопросы о произведениях, до изучения которых им еще четыре — пять лет.
С другой стороны, почему-то считается, что рисовать-приклеивать-лепить — удел «малышни». Вот ничего подобного! Авторитетно заявляю, что «большие» дети с охотой (даже юноши!) занимаются подобным видом деятельности.
Во время предъявления творческой работы необходимо спросить, какие ассоциации она вызывает? Какие проблемы подняты в произведении? О чем автор хочет поговорить с читателем?
Проектная работа по роману М. Петросян «Дом, в котором…» (бумагопластика)
«Дом — главный образ романа, взаимодействующий не только с героями, но и с… читателями книги» (из материалов проекта)
После изучения пьесы У. Шекспира в стиле скрапбукинг
Творческая работа по мотивам повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Открываешь коробок — гранатовые сгустки крови Желткова заставляют вспомнить слова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»
После изучения творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина (глина).
Альбом дамы начала 19 века. Проектная работа по мотивам повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»
К повести А.И.Куприна. Металл
В стиле зендудл. Иллюстрация к роману М. Петросян «Дом, в котором…»
В качестве иллюстраций могут быть предъявлены и художественные фотографии, выполненные учениками предшествующих лет.
Конкурс фотографий «по мотивам» прочитанного произведения — еще одна достаточно эффективная форма работы со старшеклассниками.
Главное условие — постараться передать атмосферу и «вжиться» в образ героя.
По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
К роману А.С.Пушкина «Дубровский». Марья Кирилловна Троекурова любит героя, но… венчание с князем Верейским уже состоялось.
Прием 5. Просмотр буктрейлеров как материала для ассоциаций, а также чтение отзывов читателей о книге как прием, стимулирующий читательскую мотивацию
Задание: прочитайте отзывы, скажите, неужели вам не захочется хотя бы заглянуть в эту книгу?
«Эта книга — дверь в новую литературу». Д. Быков
«Этот роман ни на что не похож, читанное мною ранее. Чем? А сам не знаю. Это что-то непонятное, необъяснимое, непостижимое»
«Эта книга — живое существо и сама выбирает себе читателей. Если вы начали читать и бросили, это значит, что книга вас отвергла и не принимает».
(Приведенные отзывы — на произведение М. Петросян «Дом, в котором…»)
Прием 6. Сторителлинг на уроке литературы
Иногда для учителя очень кстати применить и сторителлинг.
Сторителлинг (от англ. Storytelling — «рассказывание историй») — современная форма сказительства; коммуникационный, эстрадный и маркетинговый прием, использующий медиапотенциал устной речи.
Я стараюсь превратить свой рассказ в некое действо и использую различные артефакты и даже… дополняю костюм «нужной» деталью.
К изучению повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Элементы театральной педагогики в уроке литературы — спорно?
Иногда, используя цветные мелки, начинаю рисовать, «помогая» своему рассказу на доске, символические картинки-схемы. Во время слушания дети должны составить аналогичную схему-картинку в тетради.
Это конспект урока, но вот в такой творческой форме. Особенно интересно тем, кто блестяще рисует. Я, к сожалению, не могу похвастаться этим талантом, поэтому ограничиваюсь рисунками-символами: сердце (для любовной линии), огромный топор (при анализе образа Раскольникова), халат или шинель (догадайтесь, какие произведения), монетки, стрелки, облако с грозой и прочее (подробнее об этом в отдельной главе).
Произведения крупной формы, но изучаемые обзорно, вполне подойдут для формы сторителлинга. Так я провожу уроки по творчеству А. И. Гончарова и Н. С. Лескова, изучаю поэму-эпопею Н. А. Некрасова.
Некоторые ученики увлекаются схемами-рисунками и дело доходит до аппликации (особенно, если, как и учитель, рисовать не умеют). Сторителлинг можно использовать и вместе с традиционной презентацией, слайды которой должны демонстрировать крупные иллюстрации с минимумом текста.
Конспект-схема по роману Ф. М. Достоевского
Презентация к уроку по повести И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», стимулирующая читательскую активность старшеклассников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне литература не нужна, я ее не сдаю! Размышления НЕсерьезного учителя литературы о подростковом нечтении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других