Ольга Александровна Исхакова – семейный и детский психолог. Создатель Клуба нетривиальных людей «Белая ворона», руководитель творческой студии Otonika. В своей работе с парами, семьями и детьми использует авторские диагностические методики на основе образов. Ольга Александровна помогает людям наладить отношения с миром и самим собой, обрести позитивное мышление, осознать жизненные цели, свои желания и мечты, узнать и освоить техники саморегуляции и совладания со стрессами в условиях неопределенности. Имеет два высших образования, является Членом Российского психологического общества, живет и работает в Санкт-Петербурге, имеет успешных детей и внуков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под покровом матери. Практическая психология семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Две системы воспитания
Вы хвалите ребенка за успехи — это первая.
Эта система воспитания позволяет акцентировать внимание взрослого и ребенка на успехах и достижениях, помогает пережить неудачи без психических потерь.
Ребенок понимает, что он любим, он такой, какой нужен маме и папе, это придает сил и уверенности в себе, а значит, растет самооценка.
Ребенок перестает бояться пробовать что-то сделать самостоятельно, не дожидаясь команды взрослого. Он учится уважать себя, становится более эмпатийным и внимательным.
Его жизнь наполняется радостью и чувством удовлетворения от сделанного. Устанавливается взаимопонимание с родителями. Взрослым легче через положительное подкрепление влиять на ребенка. Капризы проходят сами собой, появляются навыки сотрудничества, исцеляется злость «несправедливого» рейтингования.
Когда ребенок спокойно делится своими настоящими успехами, не надо уличать его в хвастовстве. Кому, как не самым близким, приятно и до́лжно рассказать о своих победах.
В этой системе воспитания важно не «перегнуть палку» и не допустить, чтобы любая деятельность превратилась в действия ради похвалы. Похвала должна быть именно за конкретные успехи, а не просто «молодец».
Вторая система воспитания — преследуете, стыдите и наказываете за неудачи.
Для наглядности представим такую ситуацию. Вы пришли на работу и узнали, что вами недоволен начальник. Он вызывает вас на ковер и отчитывает за небольшую ошибку, которую вы допустили, скажем, в отчете. Вы согласны, вы готовы все исправить и знаете, как это сделать. С каким настроением вы вышли из кабинета? Вам горько, противно, вы злитесь на себя, на начальника, на весь мир.
Вы сможете эффективно поработать в этот день? А если еще и коллеги добавят масла в огонь, узнав про скандальчик, скажут: «Сожалеем, но ведь ты сам виноват».
Уставшим и сердитым вы возвращаетесь домой, а там слышите, что и без образования люди получают больше и что угораздило же кое-кого найти такую дурацкую работу.
И так продолжается день, неделю, пять лет… Но взрослый может сменить работу, начальника, семью, наконец. А ребенок лишен такой возможности. Он вынужден жить в стрессе, поминутно сомневаясь в главном — любят ли его.
Мои многолетние наблюдения показывают, что там, где в семье принята вторая система воспитания, дети угрюмы, застенчивы, нетактичны, не проявляют инициативы, тяжело переживают подростковый возраст, испытывают трудности в обучении, в налаживании контактов со сверстниками, потому что в своих коммуникациях они ведут себя так, как показали им взрослые: пристально выискивают везде только минусы и ставят это на вид.
Такие дети чаще попадают в сети цифровой, наркотической зависимости, отгораживаясь от реальной жизни, становятся членами сомнительных компаний, обучаясь асоциальному поведению.
Немаловажной особенностью таких детей часто является ожирение. Они постоянно заедают свой стресс, едят на ходу, любят фастфуд, сладкое. Если родители начинают всерьез беспокоиться по поводу здоровья ребенка и его внешнего вида, то первым шагом обычно бывают диеты. Это для ребенка мучительно, да и не всегда спасительно. Чем в широком смысле ПИТАЕТСЯ ребенок? Конечно, это не только еда. Причина переедания — биопсихосоциодуховная. Доктор медицинских наук врач-диетолог Алексей Ковальков в своих лекциях и книгах обращает внимание на важный факт: стресс вызывает впрыскивание в кровь гормона стресса — кортизола. Кортизол увеличивает примерно вдвое от обычного отложение жира на фоне разрушения мышечной ткани. В стрессе не худеется! Ребенок вынужден ходить по кругу. Он плохой, жирный, плохо учится, с ним никто не хочет дружить, родители им недовольны, он старается, но никто не замечает его усилий и малюсеньких изменений в лучшую сторону. А дальше два варианта: либо вы спасаете своего ребенка, либо бросаете его на произвол судьбы. В первом варианте родители создают доброжелательную среду, где принято 7–10 раз одобрить и похвалить, после чего 1 раз аккуратно высказаться с критикой. Придется временно закрыть глаза на любые неудачи ребенка, искать и находить такое, за что можно похвалить, максимально снижая уровень стрессовой нагрузки.
Второй вариант будет связан с тем, что все свои неудачи ребенок свяжет с ожирением, с которым будет яростно сражаться. Особенно в подростковом возрасте, когда внешность ставится во главу угла. В итоге — анорексия или другие психические проблемы.
Вот и получается, что эмоциональное включение родителей, одобрение, вера в ребенка творят чудеса, а вечное недовольство — убивает.
Вам выбирать…
У психолога. Ко мне обратилась семья с вопросом, как повлиять на сына. Сын отбился от рук, дерзит, не хочет учиться, отлынивает от любых дел. Я попросила маму и папу Артема (8 лет) написать коротенькое сочинение о своем сыне. Мы с Артемом работали с песочницей и беседовали, а родители в другом помещении писали. Мама начала с фразы: «Ничего плохого о своем сыне сказать не могу, правда, он за последний год стал сильно поправляться…» И дальше — это не так и то не эдак. Сплошное недовольство и критика. Мама считала, что сын не способен учиться самостоятельно и его надо опекать во всем. Кроме того посадить на жесткую диету. Папа написал, что, когда он готов похвалить сына, мама Артема уже ругает парня, потом они ссорятся по поводу разногласий в вопросах воспитания. И все это на глазах у сына. Дело идет к разводу. Папа считал, что главная проблема в том, что в доме идет война, и это мешает Артему учиться, хотя он очень способный парень. А вес только из-за того, что в доме нет нормальной еды. Мама привыкла на бегу что-то съесть — и сыта, а мужчины должны сами решать, что поесть. А это пирожки, пельмени, котлеты из коробочки. Стали разбираться. Мама, молодая красивая женщина, ярко выраженный холерик, огонь во всем — в действиях, в высказываниях, в суждениях. Отец и сын — флегматики, добродушные медлительные молчуны.
После консультаций психолога родители приняли первую систему воспитания, отец стал больше времени проводить с сыном, обучая его «мужским» делам. У Артема еще с детства был интерес к кулинарии, но он был в тени. Теперь, когда семья приняла решение о здоровом питании, Артем стал с удовольствием помогать маме на кухне. Были отменены походы в Макдоналдс и другие кафешки. Появилось больше поводов хвалить сына. Родители научились слушать друг друга, уважать особенности восприятия и поведения друг друга, постепенно восстановился мир в семье, и Артем стал радовать своих родителей успехами в школе. Семья увлеклась туризмом, появилось общее дело, общение приобрело новый смысл. Артем во всем стал подражать отцу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под покровом матери. Практическая психология семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других