В исследовании рассматриваются актуальные проблемы международно-правового регулирования межгосударственных отношений в Евразийском экономическом союзе. Исследуются предпосылки создания ЕАЭС, рассматриваются основные этапы становления международной правосубъектности новых независимых государств, анализируются учредительные документы, регламентирующие деятельность ЕАЭС и новые межгосударственные отношения между республиками бывшего Союза.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая природа Евразийского Экономического Союза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Актуальность темы исследования. Начало XXI века принесло миру значительные потрясения. Вместе с тем начало нового века открывает перед человечеством невиданные возможности для прогресса и процветания. Процессы глобализации5 не только усложнили всю систему международных отношений, но и создали предпосылки и стимулы для объединения государств и всего человечества на базе общих международно-правовых принципов и норм в целях выживания и развития, происходящие перемены вносят кардинальные изменения в мировой порядок.
Основополагающие геополитические процессы в мире во второй половине XX — начале XXI века связаны с созданием новых региональных организаций, целью которых является создание единого рынка. Ограниченность в ресурсах, неравномерное распределение рабочей силы по территориям государств, необходимость расширения рынков сбыта привели к созданию субъектов особого рода — наднациональных международных организаций, которой, по нашему мнению, является Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). Создание ЕАЭС предлагает новые задачи для науки современного международного публичного права. Так, в отечественной и зарубежной науке отсутствует консенсус касательно природы, правового статуса, уставных органов управления данными международными организациями.
Актуальность изучения правового регулирования статуса данных организаций подтверждается отсутствием как в международном праве, так и в доктрине единообразного определения понятия наднациональной международной организации. Кроме того, в настоящее время выявлены неоднозначность оценок процесса создания и влияния ЕАЭС на суверенитет государств-участников, а также разночтения в оценке международно-правовых проблем, которые возникают в ходе создания данной организации. С одной стороны, создается наднациональная международная организация, обладающая функциями, ранее присущими исключительно государствам, с другой стороны, не предполагает ли факт передачи суверенных функций на уровень наднациональной власти отказ от суверенитета? По причине малой изученности проблем создания ЕАЭС наблюдается отсутствие понимания как у политиков, так и юридических лиц действительной цели создания данной международной организации. Несмотря на то, что деятельность ЕАЭС достаточно подробным образом освещается со стороны средств массовой информации, представляется, что в действительности отсутствует цельное понимание международно-правовых проблем, которые влечет создание данной организации. Несмотря на то, что ЕАЭС призван способствовать созданию единого рынка между государствами, деятельность данной организации подвергается определенному сомнению со стороны юристов-международников в связи с его предполагаемой неэффективностью, недостаточной открытостью и с возможной неспособностью решить задачи, декларируемые основными идеологами интеграции.
Проблема создания наднациональной международной организации требует разработки теоретических основ ее правового регулирования. Результаты изучения теоретических основ будут иметь практическую значимость в ходе функционирования ЕАЭС, а также с течением времени при его реформировании. В последние годы государствами и органами Таможенного союза (далее — ТС) и Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) активно формировались правовые основы евразийской интеграции. В итоге к маю 2014 года сформировалось достаточно развитое правовое регулирование ЕАЭС по вопросам компетенции, процессуальной деятельности органов данной наднациональной организации, а также общественных отношений, возникающих при функционировании единого рынка.
Среди теоретических проблем правового регулирования создания ЕАЭС является особенно актуальным: разработка понятийного аппарата; правовой статус ЕАЭС с точки зрения современной науки международного права; теоретическое обоснование статуса судебного органа в ходе интеграционного процесса. Материалы судебной практики, сформированной в ходе создания ЕАЭС, требуют научного осмысления для включения в последующие проекты нормативно-правовых актов ЕАЭС.
Однако в настоящий момент потенциал такого права используется в недостаточной степени, а его прогрессивное развитие тормозится трудностями сочетания интересов различных государств6.
Логическим следствием таких трудностей является значительное возрастание актуальности регионального фактора, который (на фоне усиливающихся процессов глобализации) представляет собой одну из ключевых особенностей современного мирового развития географической близостью и историческими узами добрососедства, создать интегрированное экономическое и политическое объединение, стремящееся занять достойное место в мировом сообществе, с сохранением за собой политического, экономического и культурного потенциала, позволяющего ему уверенно смотреть в будущее.
Таким образом, с точки зрения автора настоящей работы, резкое возрастание актуальности регионального фактора на данном этапе в современном мировом процессе обусловлено, прежде всего, консолидированным стремлением соответствующих групп государств противостоять нарастающему валу глобализации, несущему в себе определенные разрушительные тенденции, направленные на существенное ослабление государственного суверенитета (так называемое «размывание государственных границ»), а также на навязывание указанным государствам стандартов чужого образа жизни и ценностей чужой культуры.
С учетом изложенного, тема данной работы, посвященная юридической природы создания ЕАЭС ее международно-правовому регулированию межгосударственных отношений в Евразийском экономическом союзе, приобретает особую актуальность, обусловленную важнейшим научно-практическим аспектом, который находит свое проявление в определенном сценарном прогнозировании тенденций дальнейшего развития такого уникального новейшего регионального межгосударственного объединения, каким является ЕАЭС.
До настоящего момента в таком объеме и так комплексно на монографическом уровне данная проблема еще не исследовалась ни в отечественной, ни в зарубежной международно-правовой литературе. Данное обстоятельство, а также недостаточность научных разработок предпосылок создания и условий становления ЕАЭС, и возникающих в связи с этим противоречий, их большая практическая значимость для современного и будущего развития государств-членов ЕАЭС обусловливают актуальность настоящей работы.
После развала СССР, ход исторического развития поставил перед государствами-членами ЕАЭС, задачу фундаментальной перестройки международно-правовой деятельности и своей системы международных отношений. Стремительное появление ЕАЭС на практике предлагает новые задачи для науки международного публичного права. Так, в отечественной и зарубежной науке отсутствует консенсус касательно юридической природы, правового статуса, уставных органов управления данными международными организациями.
Осознание отрицательных последствий распада единого правового, экономического, оборонного пространства заставило страны ЕАЭС выдвинуть задачу формирования эффективной интеграционной деятельности ЕАЭС осуществления взаимных правовых, экономических, торговых отношений на новой основе.
Таким образом, актуальность настоящего исследования лежит в русле общей востребованности решения практических задач, направленных на повышение эффективности интеграционного процесса, протекающего в настоящее время, и ключевым компонентом которого является международно-правовое регулирование межгосударственных отношений в ЕАЭС. Главной целью такого регулирования, безусловно, является обеспечение развития межгосударственных отношений в рамках ЕАЭС, на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Кроме того, развитие международно-правовых отношений, национальных экономик, культур, а также государственности должно в органической форме сочетаться с интересами укрепления и дальнейшее развитие международной правосубъектности в новых условиях мирового развития.
Актуальность темы настоящего исследования приобретает особое значение в контексте обострившихся в последнее время проблем cтран участников ЕАЭС когда стали появляться высказывания в отношении кризиса Евразийском экономическом союзе и в других региональных организаций.
Представляется, что дальнейшее развитие и совершенствование международно-правового регулирования межгосударственных отношений в Евразийском экономическом союзе, должно базироваться на результатах комплексного научного исследования сложившейся системы международно-правового регулирования.
В данном контексте проведенное исследование представляется актуальным и своевременным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая природа Евразийского Экономического Союза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
В самом общем виде глобализация мыслится как процесс интеграции стран мира, в первую очередь их экономики, вследствие отмены (или существенного снижения) преград, ограничивающих свободный обмен товаров, услуг, информации, знаний и свободное перемещение капиталов и людей через границы государств, По-видимому, такова примерно самая общая идея, на которой сходятся многие исследователи в том, что касается понятия глобализации. (См.: Тангян С. А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? М.: Современная экономика и право, 2014. С. 9).