1. книги
  2. Политология
  3. Орозбай Саматов

Юридическая природа Шанхайской Организации Сотрудничества

Орозбай Саматов
Обложка книги

В работе рассматриваются актуальные проблемы международно-правового регулирования межгосударственных отношений в ШОС. Исследуются предпосылки создания ШОС, основные этапы становления международной правосубъектности новых независимых государств, анализируются учредительные документы, регламентирующие деятельность ШОС и новые межгосударственные отношения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, КНР, Индией, Пакистаном.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Юридическая природа Шанхайской Организации Сотрудничества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КАК АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1 Укрепления доверия новый элемент системы безопасности и основные цели международной интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества

Меры укрепления доверия — новейший элемент системы международной безопасности. Его основная задача — предупреждение ухудшения отношений между государствами в результате взаимного непонимания, создание уверенности в отсутствие различные угрозы безопасности. Одним из первыми международно-правовыми документами на данный момент по этому аспекту можно считать Договор между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (1971 г.) и о предотвращении ядерной войны (1973 г.). В договоре стороны обязались предотвращать возникновение ситуаций, способных вызвать критическое обострение их отношений.

Исторически сложилась, что связи между народами, городами и государствами устанавливались и развивались благодаря торговым отношениям. Вначале формировались отношения между соседними городами и государствами, которые по цепочке связывали другие, расширяясь и удлиняя связи на далекие расстояния с востока на запад, с севера на юг. По такому же пути развился, к примеру, Великий шелковый путь, объединив благодаря торгово-экономическим отношениям различные государства мира. Подобного рода отношения способствовали сотрудничеству государств также и в других сферах. Для того времени достаточным для сотрудничества являлись торговые отношения, что подтверждается периодом существования Великого шелкого пути — более полутора тысяч лет [1].

Любое государство, преследующее цели оптимального развития, стремящаяся добиться большего прогресса должно следовать присущим определенному периоду времени тенденциям мирового характера. Тенденция к сотрудничеству и интеграции в его различных формах, начиная с политической и заканчивая культурной, является на сегодняшний день одним из наиболее ярких примеров, характеризующих ситуацию в мире. Развитие в границах отдельного государства уже практически невозможно вне зависимости от протяженности ее территории и наличия природных богатств. Каждое государство для поддержания своего развития должно в определенной ему степени прилагать усилия к максимальному расширению сотрудничества с другими. В современный период признаком зрелости государства является стремление к интеграции в различных формах, на разных уровнях.

Распад СССР и появление ряда независимых государств на его месте в начале 90-х годов ознаменовалось также возникновением серьезных проблем экономического, политического, научно-культурного и экологического плана. В некоторой степени внезапное обретение независимости государствами спровоцировало необходимость отдельной правовой системы и системы государственного управления наряду с определением международной позиции каждого из государств бывшего СССР. Государства стали заполнять активно образовавшиеся пустоты в правовой системе и устранять ее раздробленность. Дополнительно к этому возникли вопросы связанные с территориальными спорами, охраной окружающей среды, рациональным использованием природных богатств, проблемы трансграничных рек и восстановления имевшихся зон экологического бедствия, оставшиеся в наследие. Дальнейшее стремление государств восстановить и недопустить дальнейшее ухудшение в этих сферах вылилось в образование 8 декабря 1991 года Содружества Независимых Государств путем подписания Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Украина соответствующего Соглашения об СНГ.

Республика Казахстан не осталась в стороне от этого всего и изначально заявила обо всем этом в конституционном законе РК «О государственном независимости Республики Казахстан» от 16.12.1991 г. и закрепила, что главе 5, что является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности (статья 13). «Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности (статья 14)» [2, с. 192].

Создание СНГ и ее дальнейшее развитие, путем присоединения к ней 11 бывших союзных республик, кроме стран Прибалтики, на основании Алматинской декларации от 21.12.1991 г. не помогло достигнуть поставленных целей и задач перед ней, что явилось основанием для поиска ее членами новых путей решения и сотрудничества. Одновременно являясь уже самостоятельными субъектами международных отношений и международного права государствам при большом желании не утерять прежние связи, сохранить территориальную целостность и независимость, понадобилось также устанавливать новые, в том числе с приграничными государствами, которые ранее не входили в состав СССР. Одним из таких государств являлась Китайская Народная Республика. КНР как государство с большой протяженностью границ, соприкасающихся с большинством стран Центральной Азии имела свои территориальные претензии практически ко всем приграничным государствам. И экономическое превосходство, военная мощь и численность населения Китая не шло ни в какое сравнение с новыми республиками с трудом формировавшие свои государственные бюджеты. Данные обстоятельства являлись критическим фактором для стабильности в регионе. В свою очередь, создание СНГ, подписание различных международных договоров в рамках данного содружества являлось примером декларативной интеграции государств и аналогичного характера сотрудничества между ними, поскольку не давало никаких обозначенных в подписанных документах результатов. Среди большинства государств Центральной Азии наметилась тенденция самостоятельного поиска новых приоритетов в региональной политике. Однако самостоятельное решение спорных территориальных вопросов не оставляло шансов никому из новых независимых государств Центральной Азии. Стремление всех стран не допустить военного конфликта и влияние соответствующих международных обязательств привело к необходимости укрепить доверие между государствами путем заключения соответствующих договоров.

Международно-правовой основой для ее создания явилось подписания Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы, подписанное в Шанхае 26 апреля 1996 года [3]. Подписание пятью государствами данного соглашения в Шанхае, КНР послужило основой для обозначения сотрудничества указанных государств и их встреча в мировом сообществе как «Шанхайская пятерка». Так, в 1996 году была образована так называемая «Шанхайская пятерка», в число которой входили Китай, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Таджикистан.

Преамбулой данного соглашения было отражено, что государства стремятся к укреплению доверия и повышению уровня транспарентности в военной области. Процитированным положением преамбулы отражена предпосылка для заключения международного документа и сотрудничества сторон соглашения. Стороны закрепили в начальной статье, что их вооруженные силы, дислоцированные в районе границы, как составная часть вооруженных сил сторон, не будет использоваться для нападения на другую сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы.

В статье 2 соглашения сторонами определены цели сотрудничества сторон такие как развитие отношений добрососедства и дружбы, сохранение в районе границы обстановки долговременной стабильности, укрепление взаимного доверия в военной области в районе границы. В этих целях государства «пятерки» договорились принять меры по обмену информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей); не проводить военные учения, направленные против другой стороны; ограничивать масштабы, географические пределы и количество войсковых учений; уведомлять о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомлять о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону (линия границы) по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны; взаимно приглашать наблюдателей на войсковые учения; уведомлять о временном заходе боевых речных кораблей военно-морского флота/военно-морских сил в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии Восточной части российско-китайской границы; принимать меры по предотвращению опасной военной деятельности; запрашивать о неясных ситуациях; укреплять дружеские контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей) в районе границы и осуществлять другие согласованные сторонами меры доверия.

Исходя из поставленных целей и определенных мер сотрудничества можно заметить, что именно недопущение военного конфликта между соседствующими государства по имевшимся на тот период спорам стало причиной для заключения данного соглашения.

На следующий год в рамках данного сотрудничества было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы, в Москве 24 апреля 1997 года. Данное соглашение было заключено между теми же государствами в развитие прошлогодней договоренности и в стремлении на основе принципа взаимной равной безопасности сократить вооруженные силы, размещенные в районе границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем, до минимального уровня, отвечающего отношениям добрососедства и дружбы между ними, придать вооруженным силам, остающимся в районе границы, исключительно оборонительный характер, что также нашло свое отражение в преамбуле документа. Согласно пункту 1 статьи 3 данного соглашения стороны договорились сократить и ограничить численность личного состава и количество основных видов вооружений и военной техники сухопутных войск, военно-воздушных сил и авиации ПВО, дислоцированных в географических пределах применения соглашения, и установят для них предельные уровни. Важно отметить, что Россия и Китай в пункте 2 статьи 4 данного соглашения определили понятие чувствительного района, представляющий собой отдельные ограниченные по площади районы в географических пределах применения соглашения. В чувствительных районах численность личного состава, количество и категории вооружений и военной техники вооруженных сил и пограничных войск, подлежащих сокращению и ограничению в соответствии с соглашением, включаются в предельные уровни. В отношении находящихся в чувствительных районах личного состава, вооружений и военной техники вооруженных сил и пограничных войск, подлежащих сокращению и ограничению, не проводится инспекция на месте. В качестве чувствительных районов обозначены На Восточном участке с российской стороны — это Хабаровский чувствительный район и Владивостокский чувствительный район [4].

Участниками «Шанхайской пятерки» проводились ежегодные саммиты. Так, саммиты проходили в 1997 г. в Москве (Российская Федерация), в 1998 г. в Алматы (Казахстан), в 1999 г. в Бишкеке (Кыргызская Республика) и в 2000 г. в Душанбе (Таджикистан). Данные встречи фактически достигли своих результатов сняв все территориальные споры между государствами, устранили возможность возникновения военных конфликтов, уменьшения количества вооруженных сил на границе. В отличие от декларативного сотрудничества СНГ, ситуативное сотрудничество в рамках «Шанхайской пятерки» оказалось более результативным.

Иными словами, международные соглашения подписанные участниками «Шанхайской пятерки» при реальном сотрудничестве государств-участников обеспечили достижимость преследуемых договаривающимися государствами целей из-за наличия у них соответствующей политической воли и экономической возможности.

В тоже время за период функционирования «пятерки» проявились обстоятельства, которые стали причинами превращения региона в район нестабильности с возрастающей угрозы международного терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. И ко времени проведения ежегодного саммита в 2000 году в Таджикистане, г. Душанбе для всех участников «Шанхайской пятерки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч глав государств, правительств, министров и экспертных групп. Встреча «пятерки» в г. Душанбе, Таджикистане прошла в формате «пять плюс один»: в качестве гостя приглашена Республика Узбекистан. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации и сложилась благоприятная основа для создания новой формы сотрудничества между граничащими государствами в регионе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Юридическая природа Шанхайской Организации Сотрудничества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я