Сел и Поехал 6. От Мурманска до Москвы на снегоходах

Павел Кобяк, 2018

«Снегоходный туризм – самый экстремальный из всех, что я пробовал!» Известный путешественник Павел Кобяк на этот раз сел за руль снегохода. Сложнейший маршрут от Мурманска до Москвы; более двух с половиной тысяч километров по снежной целине и безлюдным местам, где обитают лишь дикие звери; открытая вода, которую преодолеваешь с риском для жизни; реки и озера, покрытые ледяными торосами… Но даже в таких тяжелейших условиях нельзя не восхищаться уникальной природой русского Севера, знакомиться с новыми людьми и получать незабываемые впечатления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сел и Поехал 6. От Мурманска до Москвы на снегоходах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

День третий «ВУВА» — «НИСКА» 375 км

Утро начинается по плану: подъем, завтрак, последние сборы. Основное собрали вчера, сегодня только личные вещи упаковать и сложить в сани. Ну и конечно, надо подготовить бульон в термосах, чай и еду для перекусов в дороге.

В начале девятого заводим снегоходы. Моторы урчат, в прозрачном утреннем воздухе витают дымки из выхлопных труб. До начала движения остается минута, однако Фурман оказывается не в меру резвым. Он резко стартует первым, не удосужившись оглянуться и удостовериться, что вся колонная снялась с места. Несколько секунд — и он исчезает из виду.

Следующим старт — мой, только я не успеваю понять, куда Виталик свернул на развилке, что буквально метров через 50. И сворачиваю направо, по уже знакомой по вчерашним катаниям трассе. Вижу, что за мной туда же направляется снегоход Костяна, и вот мы уже несемся вперед на полном ходу. Мотор гудит ровно, ход хороший, вот только Фурмана что-то не видать. Неужели так далеко оторвался? Давлю курок газа, прибавляю ход, и Костян вслед за мной прибавляет. А Фурмана все нет! Черт побери, куда делся лидер колонны?!

Отмахиваем несколько километров, до перекрестка, останавливаемся. И тут сзади на всем ходу летит Рыжий, волоча за собой подпрыгивающие на неровностях сани. Тимофей жестом показывает движение на разворот, встает в голову колонны. После чего мы едем обратно до развилки, чтобы встать на правильный путь. Вскоре навстречу нам Леха Харя, что отправился нас искать. Тимофей на ходу показывает, мол, все ок, и мы движемся к водохранилищу, где нас ожидает остальная группа.

Только теперь понимаю, что упустил из виду торопливого Фурмана, улетевшего вперед, и свернул не туда. Нужно было налево, а я...

Но ругают не меня — Фурмана. Тимофей что-то резко ему выговаривает, надо полагать, требует следить за хвостом колонны и дожидаться всех на перекрестках, которых на сегодняшнем маршруте будет много. Что ж, досадно потерять впустую 20 минут драгоценного времени, но в пути, думаю, нагоним график.

По припорошенному снегом льду водохранилища движемся, можно сказать, в идеальном порядке. Друг за другом, след в след, растянувшись цепочкой на пару сотен метров. Красные огни один от другого примерно на одинаковом расстоянии. А еще жесткий ритм группы Rammstein, что звучит в ушах и буквально толкает меня вместе с моим «снежиком» в спину.

Сумерки отступают, их побеждает безоблачный рассвет. Небо чистое, прозрачное, низко над горизонтом висит огненный солнечный шар. Снежный покров сияет ослепительной белизной — красота!

Через 30 километров выскакиваем на снегоходную дорогу. После этого одно за другим проезжаем очень красивые замерзшие озера, заснеженные леса и «буранки». Внезапно на востоке вырисовываются силуэты высоких сопок. Любуемся ими, остановившись на одном из озер, и мчим дальше.

Кадры делать не успеваю: неутомимый Фурман, набрав скорость, несется вперед без остановок. Лишь иногда притормаживает и оглядывается, чтобы на перекрестках, а также на входах и выходах с озер убедиться в том, что колонна не распалась. До обеда нам нужно как можно быстрее добраться до Алакуртти. На этом участке дорога попроще, все сложности будут на втором участке маршрута. Но до Алакуртти, извините, две сотни километров! А значит, пять или шесть часов езды с редкими и короткими остановками…

Однако без приключений не обходится. Начинается все с того, что «Линкс» Ski-Doo Ахмета вдруг бастует, периодически выключаясь во время движения. Вроде же заменили ключ! Но проблему, похоже, до конца не решили, поэтому приходится регулярно останавливаться и поправлять ключ. То шевелить его приходится, то хомут зажимать, и хотя «Линкс», как правило, быстро заводится, Ахмет, видно, уже на нервах. Ну и мы, соответственно, тоже переживаем. Причина неисправности до конца не понятна.

А тут еще речка, не полностью вставшая и журчащая под тонким льдом. Не бог весть какая водная преграда, но берега круты, да и глубина изрядная. Надо проскакивать на быстром ходу, что головные снегоходы и делают. Однако прибрежный лед на другом берегу обламывается под одной из машин, так что идти за ними — небезопасно.

Я в числе тех, кто успевает проскочить; не успевают — Ростопша, Костян и замыкающий Рыжий. Вижу, как Тимофей жестом показывает Вовану, где удобнее переезжать. Тот газует, удачно одолевает преграду, но опять обламывает за собой лед. Костян и Рыжий идут искать объезд, то же самое, только с другого берега, делает Фурман. Найдя, Виталик перебирается к отставшим, однако по его следу назад не пройти. Поиск идет дальше. Наконец его находят, перескакивают речку, но еще полчаса потеряно. Потом Вован влетает в дерево, ставя снегоход в «свечку». Опять задержка! Увы, минуты уже складываются в часы, так что намеченный и реальный графики движения неумолимо расходятся.

Между тем «Линкс» продолжает доставлять проблемы. Плюнув, цепляем его на буксир к такому же «Линксу» Вадима и тащим за собой. Приходится приунывшему Ахмету тащиться на «галстуке», но лучше так, чем никак.

Это не последняя водная преграда, и везде одно и то же: каждый раз теряем время на переправу последних двух-трех машин. По ходу начинаем названивать в «Газ до отказа», получив от них пару дельных советов — немного помогает. Движемся дальше с переменным успехом, вскоре пересекаем дорогу на Ковдор. При нормальном раскладе отсюда можно за полтора, от силы два часа добраться до Алакуртти. Но Тимофей тащит сани, а еще Ахмет на «галстуке»! Значит, будет часа три. А мы и так капитально выбились из графика...

Последующая дорога — сплошная суета и нервяк. Ахмет то тащится на буксире, то заводится, отвязывается и едет самостоятельно. Опять глохнет, привязывается на «галстук» и тянется так, пока мотор снова не зафурычит. Одна за другой следуют две непростые переправы, потом идет участок с глубокими сугробами. Из-за этого снегоходы иногда сползают на обочину. Сложные куски трассы, как правило, между отдельным «буранками», по ним ехать проще. Затрудняют же путь то затяжные подъемы, то извилистые спуски.

Я слабо соображаю, сколько времени потеряно. Оказывается — много, об этом на одной из остановок сообщает Тимофей. Возможно, придется ночевать в Алакуртти, чего вообще-то не предусматривалось. Нервную обстановку немного скрашивает обалденный северный закат, заставший нас в лесу. Яркий солнечный шар опускается за деревья, снег на ветвях поблескивает красным, тени вытягиваются, затем исчезают. Сумерки опускаются быстро, и когда на последнем бензине прибываем в приграничный поселок Алакуртти, на часах уже семь вечера.

Вспоминаю, что в этом Алакуртти проходил армейскую службу мой брат, да и батя здесь тоже бывал. Но предаваться воспоминаниям времени нет, потому что встает вопрос ребром: ехать дальше или оставаться на ночевку? Рыжий звонит кому-то из знакомых, интересуется возможностью ночлега. Отвечают: тут только общага, где живут строители, — никаких условий, но тепло и сухо.

— Больше вариантов нет?

— Больше — нет.

Идущая из Мурманска техничка уже рядом, вскоре в нее загружаем снегоход Ахмета. Но настрой команды по-прежнему боевой.

— Ладно, — говорит Тимофей. — Всем заправлять баки по полной. А мы пока разберемся с треком.

Отсюда можно идти в Ниску по трем маршрутам, два из них несколько дней назад обкатал Макс Бакланов (Хамстер). Но мы мало знаем об этих треках, да и вообще их надо еще скачать в этой заднице мира. С другой стороны, выхода нет, известный нам трек — это 200 километров непрокатанных дорог вдоль финской границы, да плюс к тому переправ — немерено. Такая трасса и днем не подарок, а в темноте?!

Фурман умудряется скачать треки от Бакланова с помощью ноутбука и айфона. После чего Рыжий звонит Максу, чтобы проконсультироваться насчет обоих маршрутов. Надо знать, к чему готовиться, и сделать осмысленный и четкий выбор. Когда выбор сделан, Тимофей и Виталик коротко его обсуждают. Общее решение не меняется: исполняем программу дня до победного конца. А тогда — на старт!

«Герой дня» Ахмет, лишившись родного средства передвижения, усаживается к Вадиму вторым номером. Что ж, вдвоем — не в одиночку. А что же злосчастный «Линкс»? Он остается под присмотром Андрея, будет дожидаться приезда технички. Андрей получает вводные насчет ремонта, далее передаем на базу «Ниска» о прибытии от двух до четырех ночи. Вроде баки заправлены, вещи упакованы, маршрут проложен.

Ну, дай бог удачи!

Отчаливаем в девять вечера. Фары снегоходов пробивают вечернюю тьму, выхватывая то заснеженное дерево, то лыжню, то спину впередиидущего. Но главное — задние огни, для каждого, идущего следом, они — путеводная звезда, маяк в ночи и т. п.

Колонну по-прежнему возглавляет Фурман. Он четко двигается по скачанному накануне треку. А замыкает колонну все тот же Рыжий, везущий наш НЗ и остатки топлива.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сел и Поехал 6. От Мурманска до Москвы на снегоходах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я