Сопровождение организованных школьных групп в городской среде

Павел Мажоров

Эта книга собрала методические и справочные материалы для педагогов, родителей и волонтеров в организации школьных экскурсионных и туристических поездок. За основу взяты материалы Федеральной программы подготовки сопровождающих школьных групп, координатором которой является АНО «Школьный туристский информационный центр» в партнерстве с ФГБУ ДО ФЦДО Минпросвещения России и при поддержке Федерального агентства по туризму РФ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение организованных школьных групп в городской среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Вопросы психологии сопровождения школьных групп

В школах учатся дети от 6 до 18 лет, дети двух психологических возрастов: младший школьный (7—12 лет) и подростковый (12—18 лет). Знание особенностей возраста помогает сопровождающему школьной группы понять поведение и наладить успешное взаимодействие с подопечными.

Младший школьный возраст (7—12 лет)

Особенности возраста

В младшем школьном возрасте меняется социальная ситуация развития ребенка. Таким термином великий психолог Л. С. Выготский (1896—1934) называл особые отношения, специфические для возраста, между ребенком и окружающим его социальным миром.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые попадает в школу. К нему впервые предъявляются правила, диктуемые обществом. Он погружается в социальный мир и начинает учиться жить в нем.

Ребенок только покидает семью, а ему уже нужно внимательно следить за учителем на уроках, сидеть за партой ровно, не крутиться, не вертеться, не бегать в коридорах, делать домашнее задание вовремя и многое другое. Для него это сложно!

Важно учитывать особенности возраста, когда вы общаетесь с младшим школьником. Сопровождающий младшего школьника в поездке является первым представителем социального мира для ребенка. Сопровождающий — это один из незнакомых взрослых, у которых ребенок учится первым правилам и нормам поведения в обществе. Поэтому необходимо:

1. Показывать на своем примере позитивные модели поведения.

2. Объяснять ребенку, почему следует вести себя в разных ситуациях тем или иным образом.

3. Понимать, что невозможно требовать сейчас от ребенка в ультимативной форме того поведения, которое вы считаете правильным.

Давайте представим ситуацию. Поездка школьной группы, с которой едут трое сопровождающих: Алиса, Игорь и Лера. Восьмилетний Петя в экскурсионном автобусе совершенно не слушает экскурсовода, отвлекая при этом всех.

Алиса приказывает ему на весь автобус немедленно успокоиться и сидеть тихо, сама же после этого берет телефон в руки и начинает заниматься своими делами.

Игорь подходит к Пете и говорит о том, как экскурсоводу важно, чтобы его слушали, после чего Игорь садится обратно на свое место и внимательно слушает экскурсовода.

Лера подходит к Пете и говорит о том, как экскурсоводу важно, чтобы его слушали, ведь он готовился к этому, он любит свое дело и приложил большие усилия, чтобы всем было интересно от его подачи материала. Лера приводит пример: «Представь, что у тебя есть любимая игра, о которой тебя попросили рассказать, ты начинаешь говорить о ней со всеми чувствами и эмоциями, которые она у тебя вызывает, но никто тебя не слушает. Скорее всего, тебе будет не очень приятно, ведь так?» Лера дожидается ответа Пети, после чего садится на свое место и начинает внимательно слушать экскурсовода.

Чья стратегия поведения оказалась самой эффективной?

Алиса, конечно же, поступила в корне неверно. Она потребовала от ребенка того, чего не делает сама, при этом поставила его в неловкую ситуацию на глазах всех в автобусе.

Игорь поступил более благоразумно и подошел к мальчику, но всё же только попытался его переубедить. Кроме того, он смог подать хороший пример, слушая экскурсовода.

Лера поступила правильнее всех, она смогла соблюсти все три пункта.

Рефлексия и планирование

В младшем школьном возрасте у ребенка начинает развиваться рефлексия. Под рефлексией здесь понимается умение ребенка соотносить свою деятельность с окружающей его ситуацией, анализировать и понимать свои действия, чувства и мысли.

Мы ежедневно по многу раз пользуемся рефлексией. Когда чувствуем усталость и задаем себе вопрос «Почему я так устал?», а дальше начинаем искать ответы («поздно лег вчера» или «дорога на работу отняла силы и время»).

Рефлексия помогает решать задачи, связанные как с текущей деятельностью, так и с самопознанием. Чтобы понять, где совершили ошибку, выполняя рабочую задачу, мы начинаем копаться в своей памяти, задаем себе вопросы, равно как и в случаях, когда мы пытаемся понять свои эмоции и чувства.

Мы каждый день обращаемся к своим мыслям и чувствам. Ребенок еще только учится ставить те самые вопросы и искать ответы, как это делаем мы. Рефлексией он не овладел, но уже формирует этот навык.

Формирование рефлексии у ребенка делает возможным освоение им правил поведения, царящих в социальном мире, учебной информации и многого другого. Пока ребенок не в силах самостоятельно использовать механизм рефлексии, наша задача — обращать его внимание на его поступки и их причины.

Например, если с ребенком кто-то не захотел садиться и он расстроился, мы можем спрашивать: как он думает, почему с ним не захотели садиться рядом, может, в какой-то момент он сделал неприятно этому человеку?

Делаем мы это через вопросы, стимулирующие его мыслительную деятельность, а в случае если он чего-то не понимает, мягко объясняем, обращаясь к его опыту.

Другим приобретением младшего школьного возраста является способность к планированию. В психологии планирование — это количество «шагов» и вариантов реализации действия, которые в уме может предусмотреть и проконтролировать ребенок в процессе выполнения действий. Планирование позволяет ребенку проиграть действия в уме и избежать ошибок.

Существуют два вида планирования: пошаговое и целого действия.

При пошаговом планировании отдельные действия не связываются воедино (ребенок может спланировать отдельное действие, но не деятельность целиком), и потому возникает большое количество ошибок. В случае целостного планирования подразумевается умение видеть и строить связи между отдельными видами деятельности.

Как вы думаете, что нужно сделать ребенку, чтобы не получить двойку?

Взрослый человек, мыслящий целым действием, построит план:

1. Внимательно выслушать учителя на уроке.

2. Прочитать тему в учебнике.

3. Сделать домашнее задание.

4. Принести д/з учителю и т. д.

Это планирование целого действия.

Ребенок же, у которого развито только пошаговое планирование, может остановиться на этапе «списать предложение с доски». Он не осознает связи между списанным предложением и темой учебника. Ребенок видит это всё абсолютно по-другому.

Задача взрослого помочь ребенку перейти от пошагового планирования к уровню целостного планирования, который подразумевает умение видеть и строить связи между отдельными видами деятельности.

Задача сопровождающего при работе с младшими школьниками:

1. Помочь ребенку усмотреть причинно-следственную связь его действий, которую сам он осознать пока не умеет. Крайне важна именно связь!

2. Показать ему, что определенные его действия могут повлечь за собой самые разные последствия. Сам ребенок построить целостный план своих действий не в состоянии.

Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с «я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т. п. Самый простой способ провести рефлексию — спросить у ребенка: «Чего ты хочешь?» или «Чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?» Рефлексия не должна доставлять ребенку внутренний дискомфорт. Он говорит то, что думает. Экскурсовод, педагог или сопровождающий, сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Давайте вернемся к нашим сопровождающим и Пете.

Алиса, после того как сказала Пете сидеть тихо в автобусе, подошла к нему и еще раз попросила не делать так больше, потому что так нельзя, и добавила: «Я не знаю, чего ты хотел добиться своим поведением, я обязательно доложу об этом твоему учителю».

Игорь подошел к Пете и сказал: «Что это было в автобусе? Кошмар! Зачем ты так делаешь? Видимо, тебе нравится так делать, но ты ведь понимаешь, что так делать не стоит? Мне кажется, что нет. Чего ты хотел добиться своим поведением? Мне лично не понятно. Не делай так больше».

Лера же просто спросила у ребенка: «Как ты думаешь, почему тебя попросили слушать экскурсовода и быть потише? Попробуй объяснить, пожалуйста. Я тебя слушаю».

Как считаете, что сделали сопровождающие правильно, а что нет? Попытайтесь сами ответить на эти вопросы.

Скорее всего, вы догадались, что Алиса опять поступила неверно.

Игорь задавал правильные вопросы, но тут же сам на них отвечал, даже не дав ребенку подумать над ответом.

Лера помогла ребенку отрефлексировать и понять, как вести себя правильно.

Развитие произвольности

Произвольность — это способность регулировать свое поведение; способность делать его направленным на цель и поддерживать эту целенаправленность. Произвольное внимание позволяет ребенку концентрироваться на рассказе учителя в школе. У взрослых произвольность развита на высочайшем уровне и помогает, например, запоминать нужную информацию или не засыпать во время рабочего дня, удерживая внимание на рабочих задачах.

В идеале наличие произвольности является необходимым условием для поступления ребенка в школу. Однако часто уже в школе выясняется, что развитие произвольности находится на низком уровне.

В младшем школьном возрасте можно говорить о следующих видах произвольности:

• произвольность поведения — способность осознанно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями;

• произвольность внимания — способность концентрировать свое внимание даже не на самых интересных вещах;

• произвольность памяти — способность целенаправленно запоминать необходимую информацию.

Важно понимать, что здесь, как и во многих других случаях, ребенку необходима помощь для овладения этими самыми навыками произвольности. Да, они уже имеются у него в первоначальном виде, однако эти навыки сейчас минимальны и требуют развития.

Что в таком случае требуется от взрослого?

1. Помогать ребенку, концентрируя его внимание на важных моментах. Несмотря на развитие произвольности, младший школьник не может удерживать внимание больше семи минут (и то это уже очень много).

2. Обращать внимание ребенка на особенности его поведения, запомнить или вспомнить информацию. Сам он часто бывает неспособен этого сделать.

3. Служить проводником для школьника в мир его абсолютной произвольности, показывая ребенку его возможности.

Особенности мышления у младших школьников

В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Наглядно-образное мышление — это такой вид мышления, при котором все мыслительные операции проводятся исключительно с опорой на образы и визуальные представления. Ребенок, у которого развито наглядно-образное мышление, может представить, как будет выглядеть тот или иной предмет в другом месте (не в том, в котором он находится сейчас), не передвигая его. К примеру, как один и тот же человек будет выглядеть стоя и лежа.

Словесно-логическое мышление — такой вид мышления, при котором мыслительные операции осуществляются с помощью языковых средств и логических конструкций. Например, словесно-логическое мышление позволяет вам строить публичные выступления, вести дискуссию или представлять расстановку вещей в квартире по словесному описанию.

Это значит, что если подростку или взрослому человеку вы расскажете задачу, чтобы тот ее решил, то он сможет это сделать, так как у него развито словесно-логическое мышление. Младший школьник, в свою очередь, вас, скорее всего, не поймет. Чтобы понять задачу, ему нужна наглядная опора: картинки или уже знакомые визуальные образы.

Таким образом, у младших школьников развито наглядно-образное мышление и активно формируется словесно-логическое.

Для того чтобы донести информацию до младшего школьника, ее нужно подкреплять яркими знакомыми образами, примерами так, чтобы он мог представить себе фактическую картинку. Хорошей практикой будет использовать форму рассказа увлекательной истории с множеством красочных деталей.

Итак, ситуация: экскурсия подходит к концу. Задача сопровождающего — успешно закрепить материал, полученный детьми при поездке.

Алиса спрашивает у детей: «Вам понравилась сегодняшняя экскурсия? Те места, в которых мы сегодня с вами побывали, построили аж в 1913 году, только представьте, как им хорошо удалось сохраниться! Теперь мы с вами можем это наблюдать».

Игорь спрашивает у детей: «Что вам сегодня больше всего запомнилось? О чем расскажете родителям? Те места, которые мы сегодня с вами посещали, построили более 100 лет назад, только представьте, насколько это давно и как изменилось за эти годы всё вокруг».

Лера ярко и эмоционально начала описывать, как выглядело всё увиденное сегодня детьми 100 лет назад: «Только представьте: эти витражи в момент, когда их только сделали, были настолько яркими, что, отражая свет, сами могли освещать помещение, а ведь это всё было еще до того, как родились ваши бабушки и дедушки. А теперь вспомните, как всё выглядело сегодня и как изменилось. Что вас больше всего впечатлило?»

Разберите ответ каждого сопровождающего.

Алиса задала детям закрытый вопрос, ответом на который служит сухое «да» или «нет», и использовала большие числа, сложные для детского воображения и внимания.

Игорь, в отличие от Алисы, задал открытый вопрос детям, что уже хорошо, он также постарался сделать дату более понятной для детского возраста.

Лера подкрепила всё яркими визуальными деталями, привела пример ощущения времени с помощью понятных образов бабушки и дедушки и, наконец, задала правильный вопрос, опираясь на наглядно-образное мышление.

Подростковый возраст (12—18 лет)

Особенности возраста

Все много слышали о подростковом возрасте: о том, что он самый проблемный, о том, как тяжело общаться с подростком, о том, какие они трудные, эти подростки, и т. д. Очень многие поведенческие сложности люди склонны списывать на подростковый возраст, не стремясь, к сожалению, понять причины такого поведения. Наша же с вами задача — научиться понимать и принимать подростков такими, какие они есть, так как именно принятие является первым шагом на пути к эффективному взаимодействию.

Подростковый возраст — период становления личности и переход к следующему этапу взросления. Традиционно подростками называют молодых людей и девушек в возрасте от 12 до 18 лет. Мы уже знакомы с понятием социальной ситуации развития (особые для возраста отношения с социальным миром). В подростковом возрасте происходит невероятно бурное ее изменение: центральное место для человека, впервые в жизни, начинает занимать не семья. В фокусе подростка находится группа сверстников. Именно сверстники становятся центром жизни подростка, через них он начинает познавать себя и окружающий мир, а не через семью, как раньше.

Раньше в любых спорных или некомфортных ситуациях родитель был истиной в последней инстанции. Представьте, что у вас есть источник, в котором вы всегда можете найти ответ на сложнейший вопрос: что делать? Теперь же ему на смену пришло очень и очень много других, а ваша задача еще и понять, какой из них правильный. Да еще и растут сомнения в старом источнике — родителях. Ситуация очень и очень сложная!

Важно понимать, что перед нами стоит уже не полностью зависимый от родителей ребенок, а настоящая личность, которая ищет себя. Подросток имеет свои взгляды и придерживается их. Подросток эмоционально сильно связан со своими сверстниками. Подросток чувствует и считает себя достаточно взрослым, хотя формально таковым не является.

Подросток — это самостоятельная, субъективно взрослая личность, которая требует к себе именно такого отношения.

Отвлекитесь и самостоятельно постарайтесь вспомнить себя в этом возрасте. Какого обращения к себе вы тогда хотели? Что желали услышать от взрослых? Попробуйте записать для себя свои же основные мысли, это лучше поможет вам понять подростков.

Задачи развития в подростковом возрасте

Еще лучше понять подростков нам помогут выделяемые в психологии задачи развития подросткового возраста, сформулированные Робертом Хевигхертсом.

Задачи развития определенного возраста состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому человеку и помогают ему адаптироваться в обществе.

Это умения, знания, функции и установки, которые человек должен приобрести к определенному моменту своей жизни в процессе физического созревания, под влиянием социальных ожиданий и с помощью личных усилий.

Центральной задачей развития (той, которая в значительной мере определяет все остальные) подросткового возраста является процесс самоопределения в системе ценностей, общества и отношений между людьми.

Данный момент является ключевым для понимания особенностей подросткового возраста. Самое важное для подростка — ответить на вопрос, который остается, возможно, самым сложным в нашей жизни: «Кто я такой?»

Ответ на данный вопрос человек ищет на протяжении всего подросткового периода. Подросток стремится познать себя через познание окружающего мира, что проявляется в экспериментировании со своей внешностью (пирсинг, татуировки, крашеные волосы), вредными привычками (здесь появляется девиантное поведение — курение, распитие алкогольных напитков), хобби (спорт, творчество — максимально широкий спектр), увлечениями и многим другим.

Всё это помогает подростку идентифицировать себя. Например: «я — футболист» или «я — блогер», «я — девочка, которая красит волосы в необычные цвета» или «я — парень с татуировками». Подросток примеряет на себя разные роли, количество которых абсолютно не ограничено.

Чтобы понимать и принимать подростка, важно осознавать, что он находится в поиске себя. Без этого понимания выстроить общение с ним будет невозможно.

Попробуем понять, как верно действовать, при помощи наших сопровождающих, только в этот раз ребенком будет уже не восьмилетний Петя, а четырнадцатилетняя Оля.

Возьмем похожую ситуацию: Оля на протяжении всей экскурсии совершенно не хочет слушать экскурсовода и постоянно сидит в телефоне.

Алиса обращается к Оле: «Хватит сидеть в своем телефоне, в игрушки играть, он тебе ничего не даст, лучше послушай, что тебе говорят».

Игорь: «Оля, ты же уже взрослый человек и понимаешь, что другим может быть неприятно, когда их не слушают, постарайся на некоторое время отвлечься от телефона, возможно, ты узнаешь сегодня от экскурсовода то, что тебя шокирует или запомнится надолго».

Лера: «Оля, я вижу, что ты постоянно сидишь в телефоне, может быть, ты хочешь стать блогером или фотографом? У тебя есть сегодня отличный шанс сделать крутой ролик! Пока мы едем, ты можешь записать особо интересные моменты из рассказа экскурсовода, а потом на месте снять небольшое видео или сделать красивый кадр и рассказать интересный факт про это место, я могу тебе с этим помочь. Можем обсудить еще какие-нибудь идеи, у тебя они есть?»

Подумайте, как правильнее поступить? Дайте себе минуту для ответа на этот вопрос.

В этом примере и Игорь, и Лера поступили верно, они идентифицировали Олю как подростка, а не как ребенка, чего не сделала Алиса. Оба смогли заинтересовать и заинтриговать девочку, так что здесь оба варианта подходят, хотя Лера даже попыталась говорить с Олей на ее языке.

Для понимания того, как много всего происходит в подростковом возрасте, как много всего подростки переживают, очень кратко рассмотрим другие задачи подросткового периода.

1. Процесс освоения новой телесности. Связан с процессами полового созревания. Происходят резкие изменения внешнего облика, развитие половых признаков (у мальчиков появляются усики, у девочек растет грудь, кто-то сильно вытягивается, кто-то полнеет). Внешность подростка стремительно меняется, и перед ним встает задача — принять эту внешность.

2. Развитие абстрактного мышления. В рамках развития мышления у подростка появляется способность оперировать абстрактными понятиями. Это значит, что, в отличие от младших школьников, подростки способны рассуждать и рефлексировать о таких понятиях, как «дружба» или «смысл», не имеющих материальной основы. Данная способность порождает много вопросов к себе и окружающему миру и запускает интенсивный процесс самопознания.

3. Приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников. Происходит сразу три процесса, которые мы кратко обозначим:

• активное развитие коммуникативных навыков в связи с вхождением в группу сверстников;

• формирование способности поддерживать позитивные стабильные отношения за счет абстрактного мышления и развитой рефлексии;

• рефлексия своего понимания дружбы и любви и способность выразить значимость отношений в словах и действиях.

4. Становление новых отношений в семье (эмоциональная эмансипация от родителей). Возникает необходимость в перестройке детско-родительских отношений. При этом сохраняется потребность в психологической и материальной поддержке со стороны родителей (эмоционально подросток «отвязывается» от родителей, но материально существовать без них не может). Данная задача становится основой для большинства детско-родительских конфликтов. Становится необходимым развитие отношений взаимоуважения, взаимопонимания и привязанности с признанием права подростка на самостоятельный выбор.

5. Выработка жизненной философии и системы ценностей. Предполагается принятие жизненных ориентиров, которые будут выступать регуляторами поведения. Формируется на основе жизненного опыта и — самое важное — ситуаций морального выбора.

6. Постановка жизненных целей в области образования и карьеры. Решение вопросов профессионального самоопределения.

Какие выводы относительно рекомендаций по поведению при общении с подростками мы можем сделать?

1. Помните, что подросток — это человек в процессе самоопределения. У него очень много вопросов к себе и к окружающему миру, на которые ему крайне сложно получить ответы.

2. Чтобы донести какую-либо мысль до подростка, не оперируйте понятиями «правильно» и «неправильно». Если вы действительно хотите, чтобы подросток вас послушал, — обсуждайте.

3. В фокусе вашего с подростком обсуждения может быть всё что угодно, в частности, его поведение. В процессе самого обсуждения ваша задача спрогнозировать результаты такого поведения и показать их подростку.

4. Самое важное — общайтесь с подростком, как с равным. Помните, у подростка сильно развито субъективное чувство взрослости.

5. Когда подросток поймет, что вы относитесь к нему не как «к ребенку», что вам интересен его мир, его увлечения, он начнет прислушиваться к вам.

6. Интересуйтесь, тогда вы тоже будете интересны подросткам!

Безусловно, все описанные приемы и рекомендации отталкиваются от интересов и максимального благополучия ребенка. Зачастую выстроить такое взаимодействие невозможно, оно является в большей степени идеальным, на него просто не хватает времени.

Однако это тот самый идеал, к которому необходимо стремиться. И даже осознание приведенной выше информации поможет вам поменять свое отношение к школьникам в лучшую сторону (или укрепить его в позитивных вариантах). Выстраивание отношений наподобие описанных выше будет способствовать как благополучию ребенка, так и вашему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение организованных школьных групп в городской среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я