Издание 2-е, переработанное. Автор имеет 10-летний опыт работы в НМС по направлению «Инноватика» в составе ФУМО по УГНС 27.00.00 «Управление в технических системах» Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». С 1994 г. в ФЦП «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» активно участвовала кафедра управления проектами СпбПУ. Это показало отсутствие в РФ специалистов, вооруженных техническими и спец. дисциплинами от маркетинга инноваций до управления инновационными проектами (ИП). Показаны подготовка по инноватике, как профессии, имеющей дело с коммерциализацией результатов НИОКР и ИП на их основе; «образовательный портфель», раскрыта квинтэссенция профессионала по инноватике. Рассмотрены маркетинг в сфере инноваций, управление ИП, требованиям к выпускникам, в том числе – профессиональных стандартов для специалистов в инновационной деятельности, роль клуба iR&Dclub и место Инноватики в программе "Новые кадры для ОПК".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инноватика – это очень просто! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Формирование направления подготовки «Инноватика»
1.1. Становление Инноватики
В России исторически, начиная с 17 века, на протяжении нескольких столетий имеет место высокий уровень изобретательской активности. Об этом хорошо сказано в книге Лорена Грэхэма [1]. Лорен Грэхэм — ведущий иностранный специалист по истории российской и советской науки, он около 50 лет преподает в Гарвардском университете и в Массачусетском технологическом институте (MIT). В рамках одной из первых программ по обмену учёными между СССР и США Грэхэм работал в Московском государственном университете (МГУ) в 1960–1961 годах и с тех пор часто посещает нашу страну. Грэхэм является членом попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге. Его взгляд со стороны, взгляд превосходного эксперта, объективно характеризует известную проблему: в России очень хорошо изобретают и создают нововведения, но не доводят их до состояния современных технологий и новых продуктов. Соглашусь с выводами Грэхэма, имея собственный опыт создания изобретений и нововведений [2–5].
Действительно, в нашей стране за последние приблизительно 100 лет активно велись научные исследования и формировались уникальные научные школы, которые по настоящее время обеспечивают нас нововведениями. В многочисленных научно-исследовательских институтах, в политехнических и в технических вузах имелись и существуют патентные отделы, полки которых наполнены описаниями изобретений, в том числе из числа сотрудников данного конкретного учреждения. Однако в общественную жизнь, в производство, в создание новых технологий эти изобретения в большинстве своем не внедряются (особую специфику развития предприятий военно-промышленного комплекса здесь не рассматриваем). Это обстоятельство, имеющее значение проблемы, побудило будущих создателей [6] направления образования «Инноватика» взглянуть на эту проблему со стороны наличия, точнее, отсутствия, соответствующих профессиональных кадров, необходимых для решения обозначенной проблемы. Случилось это на рубеже веков, 20 и 21 столетий и привело к созданию направления «Инноватика», об этом и о развитии инноватики обстоятельно изложено в работе [7] одним из главных основателей направления «Инноватика» в Санкт-Петербургском политехническом университете (СпбПУ) (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 — Вид на главный корпус СпбПУ, г. С.-Петербург,
метро «Политехническая», Политехническая ул., 29
1.2. Основные этапы развития Инноватики
Обращаясь к основным этапам становления и развития направления «Инноватика» можно проследить последовательный и, как оказалось ясно впоследствии, логически выверенный ход деятельности по созданию новой профессии и специальности.
Основные этапы становления направления «Инноватика»:
1994 — Федеральная целевая программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» (постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года № 322 и от 4 декабря 1995 года № 1207) — 1994–2000 гг.
1997 г. — Создание Института инноватики в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
1999 — Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 1999 года № 1312: «Об эксперименте в Санкт-Петербургском государственном техническом университете по подготовке бакалавров по направлению"Инноватика"»
2002 г. — Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 октября 2002 года № 3594: «Об эксперименте по созданию нового направления подготовки дипломированных специалистов «Инноватика» и специальности"Управление инновациями"»
2003 г. — Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2003 года № 3676: «О создании направления подготовки бакалавров"Инноватика"»
2003 г. — Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2003 года № 3658: «О новом направлении подготовки бакалавров и магистров «Инноватика»»
2005 г. — Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 июля 2005 года № 197 «О направлениях подготовки (специальностей) высшего профессионального образования
В 1994 г. коллектив сотрудников кафедры «Управление проектами» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СпбГПУ, сейчас это СпбПУ) принял участие в правительственной целевой программе «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений». Через несколько лет работы в этой программе, образно говоря, стало ясно, что в стране в каждом патентном отделе вуза или научного института можно видеть на полках многочисленные сборники патентов — Бюллетени изобретений, в которых представлены описания многочисленных патентов на изобретения. Однако, большинство патентов в производство не внедряется, до новых технологий не доводятся (как это отмечал и Грэхэм в своей книге) и надо что то с этим делать. И было решено — давайте попробуем подойти к решению этой проблемы со стороны учебного процесса, давайте начнем готовить специалистов нового типа, сочетающих образование техническое и управленческое, включая основные знания экономики и финансового анализа.
Таким образом, через три года опыт участия в этой программе сотрудников кафедры «Управление проектами» СпбГПУ показал, что стране остро необходимы новые специалисты особого типа, знающие широкий спектр технических дисциплин и владеющие профессиональными специальными дисциплинами: теоретическая инноватика, маркетинг в инновационной сфере, технологии нововведений, управление инновационной деятельностью, управление инновационными проектами.
Поэтому в 1997 г. этот коллектив создает новое подразделение — Институт инноватики и обращается в Минобразования РФ с предложением о проведении эксперимента по подготовке бакалавров по направлению «Инноватика» в Петербургском Политехе. Эксперимент начался в 1999 г., в 2002 г. был организован такой же эксперимент по подготовке специалистов по специальности «Управление инновациями». После успешного завершения экспериментов в период 2003–2005 г.г. выходят приказы Минобра РФ о закреплении в федеральных перечнях специальности «Управление инновациями» и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры по направлению «Инноватика». Если считать 2005 год — годом рождения инноватики как образовательного направления, то ясно, что это молодое направление (12 лет) и поэтому, к сожалению, до сих пор ещё не всем понятное.
Интересно отметить, как показывает история науки, что на рубеже веков часто происходят открытия и становления новых научных направлений, имеющих эпохальное значение. Например, на рубеже 19 и 20 веков зародились и начали свое развитие квантовая физика (М. Планк) и радиофизика и радиотехника (А.С. Попов), ближайшим следствием которых стало возникновение и развитие физики полупроводников и полупроводниковой электроники. Это, в свою очередь, привело к достижению давней мечты человечества — глобальной связи каждого с каждым, в любое время, в любом месте: мобильная телефонная связь и интернет. Я полагаю, как активный сторонник инноватики, что становление и формирование научного и образовательного направления «Инноватика», по меньшей мере, для нашей страны, будет иметь если не эпохальное, то, во всяком случае, очень важное значение. Инноватика решает проблемы подготовки профессионалов специального типа, владеющих одновременно общетехническими знаниями и знаниями экономико-управленческого характера, что позволяет таким профессионалам проводить работу по созданию и внедрению новых продуктов и технологий.
1.3. Отцы — основатели Инноватики
3-го ноября 2010 года в российской газете было опубликовано Распоряжение Правительства РФ (https://rg.ru/2010/11/03/premii-dok.html) (рис. 1.2)
Рисунок 1.2 — Распоряжение Правительства РФ
В тексте Распоряжения в разделе 20 говорится следующее:
"Присудить премии Правительства Российской Федерации 2010 года в области образования и присвоить звание"Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования":
Харину Александру Александровичу, доктору технических наук, профессору, ректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства";
Иванову Владимиру Викторовичу, доктору экономических наук, кандидату технических наук, заместителю главного ученого секретаря президиума Российской академии наук,
Козлову Валерию Васильевичу, доктору физико-математических наук, профессору, академику Российской академии наук, вице-президенту Российской академии наук;
Кортову Сергею Всеволодовичу, доктору экономических наук, кандидату физико-математических наук, доценту, проректору федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина";
Лёвину Борису Алексеевичу, доктору технических наук, профессору, ректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Московский государственный университет путей сообщения";
Ляпиной Светлане Юрьевне, доктору экономических наук, профессору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Государственный университет управления";
Осеевскому Михаилу Эдуардовичу, кандидату экономических наук, вице-губернатору Санкт-Петербурга;
Расковалову Владиславу Львовичу, кандидату технических наук, доценту, генеральному директору Санкт-Петербургского государственного учреждения"Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр";
Туккелю Иосифу Львовичу, доктору технических наук, профессору, декану государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Санкт-Петербургский государственный политехнический университет";
Уварову Александру Фавстовичу, кандидату экономических наук, проректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники",
— за инновационную разработку"Создание нового направления высшего профессионального образования «Инноватика», его научное и учебно-методическое обеспечение, экспериментальную отработку и широкое внедрение в практику отечественных университетов".
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Рисунок 1.3 — Основные разработчики Инноватики
В результате выполнения Федеральной целевой программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений», начавшейся в 1994 году (см. подраздел 1.2), были созданы и начали активно работать Ассоциация центров инжиниринга и автоматизации (АЦИА) и Инновационно — инвестиционный комплекс (ИИК) Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГПУ) и созданная ими национальная инновационная сеть «Инжинирингсеть России», интегрированная с «Международной инновационной сетью» (http://www.acea.spb.ru/history/index.html). На рис. 1.4 показаны основные практики — разработчики направления «Инноватика», сотрудники кафедры «Управление проектами» СпбГПУ и основной состав АЦИА и ИИК СпбГПУ.
Таким образом, основатели инноватики не экономисты, не менеджеры, а «технари» — политехники, доктора наук и сотрудники Санкт-Петербургского Политеха. Вот эти люди (рис. 1.3):
1. Колосов Владимир Григорьевич (1935–2004 г.г.), заслуженный деятель науки и техники России, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Теоретические основы инноватики», генеральный директор ИИК, заместитель президента СПбГПУ, генеральный директор федеральной программы «Инжинирингсеть России».
2. Туккель Иосиф Львович, профессор, доктор технических наук, директор Института инноватики, зав. кафедрой «Управление проектами».
3. Тисенко Виктор Николаевич, профессор, доктор технических наук, директор Центра наукоемкого инжиниринга.
4. Нурулин Юрий Рифкатович, профессор, доктор технических наук, директор Международного инновационного центра, зав. кафедрой «Инвестиционный инжиниринг».
5. Черненькая Людмила Васильевна, профессор, доктор технических наук, директор Инновационно — образовательного центра, зав. кафедрой «Системы качества».
6. Чечурин Сергей Леонидович, профессор, доктор технических наук, ректор Санкт-Петербургского филиала Института информационных технологий в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО.
К основателям инноватики относятся также сотрудники других вузов, активно участвовавших в развитии и продвижении этого нового направления подготовки до 2005 года:
1. Харин Александр Александрович, доктор технических наук, профессор, ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства».
2. Ляпина Светлана Юрьевна, доктор экономических наук, профессор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления».
3. Кортов Сергей Всеволодович, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
4. Уваров Александр Фавстович, кандидат экономических наук, проректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники».
Конечно, сведения о должностях и ученых степенях относятся к тому периоду времени становления инноватики и в настоящее время эти данные уже изменились.
1.4. Распространение Инноватики по университетам страны
На рис. 1.4 показана наглядная диаграмма роста числа университетов, в которых постепенно стали преподавать инноватику — осуществлять образовательный процесс по направлению бакалавриата «Инноватика», по специальности «Управление инновациями» и по направлению магистратуры «Инноватика».
Рисунок 1.4 — Динамика числа университетов, аккредитованных по направлению «Инноватика» [8]
В 2003 году эксперимент по пилотной реализации в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете предложенного нового направления высшего профессионального образования «Инноватика» был расширен [8]. Вузами — участниками эксперимента были определены:
Государственный университет управления (Москва);
Московский государственный университет путей сообщения;
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.
(Москва); Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
Уральский государственный технический университет;
Нижегородский государственный технический университет.
Динамика этого процесса подтверждает его успешность: если в 1999 г. образовательная программа реализовывалась лишь в одном университете, то в 2003 г. число вузов, готовивших специалистов в области инноватики, достигло 6, в 2006 г. — 24, а в 2009 г. — 49. На сегодняшний день — их не менее 85.
Из анализа данных, представленных на рисунке 1.5 наглядно виден пороговый характер зависимости роста в стране числа вузов с преподаванием инноватики, с подготовкой специалистов по инноватике и управлению инновациями: наблюдается резкое увеличение количества вузов после 2005 года. Причина этого заключается в том, что именно в 2005 году новые специальности и направления подготовки по инноватике вошли в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования по Приказу Министерства образования Российской Федерации от 12 июля 2005 года № 197 (см. подраздел 1.2).
В последствии, с переходом на федеральные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС) и двухуровневую систему образования постепенно стала прекращаться подготовка по пятилетнему специалитету и в настоящее время подготовка по специальности «Управление инновациями» уже не ведется.
Динамика роста численности таких вузов приведена на рис. 1.5. Подготовка ведется в восьми федеральных округах и в не менее 30 субъектах РФ. Общее число вузов, реализующих такую подготовку — не менее 85; общее число студентов, аспирантов и докторантов — не менее 7000–8000; общее число выпускников основных образовательных программ — не менее 1500–2000; общее число окончивших программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации — не менее 15000-18000; общее число созданных рабочих мест (в вузах) — не менее 800-1000 [8].
В связи с массовой ликвидацией филиалов университетов, укрупнением и профилированием университетов их количество уменьшилось и на сегодняшний день составляет по данным реестра Рособрнадзора (http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/), не менее 55-ти [8].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инноватика – это очень просто! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других