Книга Полины Москвиной «О манерах и не только» – результат уникального опыта проведения многочисленных тренингов по эффективным коммуникациям. Автор уверяет, что каждый может стать мастером общения, самостоятельно освоив важные законы общения и правила этикета. Тренировочные задания включены непосредственно в книгу, кроме того в приложении имеется рабочая тетрадь с заданиями. Книга рекомендована широкому кругу читателей: школьникам, студентам, учителям, родителям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О манерах и не только. Или Безупречность во всем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Эффект первого впечатления
• Правда ли, что первое впечатление складывается за несколько секунд?
• Что такое самопрезентация?
• Есть ли какие-то особые правила для курильщиков?
Ещё в древние времена люди задумывались о собственной привлекательности, индивидуальности. Зачем? Почему?
Да потому, что люди в 85 случаях из 100 своё отношение к другому человеку строят на основе внешнего впечатления.
Оказывается, визуальный образ играет значительную роль в возникновении симпатии или антипатии при первой встрече с человеком. Ещё никто из собеседников не произнес ни одного слова, а впечатление друг о друге уже есть.
Происходит это помимо нашей воли, однако, в результате у нас возникает симпатия или антипатия к человеку.
Эти несколько секунд!
Первое впечатление о человеке формируется за несколько секунд. Но и это ещё не самое главное! А главное знаешь, что?
То, что эта симпатия или антипатия сильно влияет на результат нашего общения!
Представляешь, моя дорогая читательница, у тебя есть всего несколько секунд, чтобы произвести первое впечатление, и поэтому ты должна показать себя так, чтобы у партнера сложился положительный образ, иначе уже не придется рассчитывать на успех.
Кстати, надежность визуального оценочного метода около 80%. Исправить испорченное первое впечатление трудно. Во всяком случае, надо будет очень сильно постараться!
Сильное влияние визуального образа
Оказывается, при первом общении важны и сказанные слова, и внешний вид, и манера держаться.
Именно поэтому, очень важно с первых минут общения следить за своей осанкой, мимикой и жестами. Соответствующий костюм и прическа дополнят положительное впечатление.
☺ Неужели это так важно?
Да, очень важно! Наша манера держаться проявляется в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение, например, имеют позы человека, которые он принимает.
Ты уже наверняка знаешь, что некрасиво поворачиваться спиной к человеку. Вежливым считается положение лицом к собеседнику и невежливое — спиной к нему.
Или вот, например, когда мы выступаем перед людьми (на конференции, собрании, презентации…), единственно правильной считается поза, когда мы стоим прямо, ноги слегка расставлены, пятки слегка вместе, носки врозь.
Почему так? Да потому, что это наиболее подходящая поза, отработанная ораторами уже давно. Если ты попробуешь встать по-другому, то получится некрасиво.
А зачем мамы учат своих маленьких дочерей сидеть правильно? Потому, что единственно приемлемая и эстетичная поза для сидящей девушки — колени вместе. Однако, я иногда в метро наблюдаю совершенно безобразные картины, когда уже очень взрослые девушки демонстрируют окружающим свое нижнее белье.
☺ Это не мелочи!
Обязательно следи за осанкой и походкой. Расхлябанные осанка и походка сильно портят имидж человека, негативно воспринимаются окружающими.
Твой визуальный облик сделают более привлекательным: уверенная осанка, красивая и энергичная походка, живая мимика.
Старайся сохранять правильную дистанцию для общения. При первом знакомстве и во время разговора наиболее удачной будет дистанция, равная длине вытянутой руки.
При разговоре с людьми, которые гораздо старше тебя по возрасту или статусу, дистанция должна быть ещё больше.
Единственная допустимая форма прикосновения к незнакомому человеку — это рукопожатие. Похлопывание, подталкивание локтем или другие прикосновения возможны только между хорошо знакомыми людьми.
Однако, и это ещё не всё!
На первое впечатление очень сильно влияет выражение лица. Даже дети знают, что недоброжелательное выражение лица, это серьёзное препятствие для общения.
По твоему выражению лица собеседник судит о том:
• как ты к нему относишься;
• что ты о нем думаешь;
• хочешь ли с ним общаться…
Замечала, как нас тянет к позитивным доброжелательным людям?
Дружелюбная улыбка и заинтересованный взгляд — это лучший способ начала общения с новыми людьми.
По правилам этикета, нужно начинать и заканчивать разговор улыбкой. Зачем? Улыбка располагает, настраивает на общение.
А ты используешь улыбку для налаживания контакта с человеком?
Я заметила, что многие юноши и девушки разговаривая не смотрят друг на друга, они увлечены своими гаджетами, поэтому современную молодежь называют «поколением опущенных голов».
В этикете даже появилось новое, очень важное правило.
Если с тобой хочет поговорить какой-то человек (кто-то из близких, преподаватель, тренер, коллега по работе и т.д.), ты должна снять наушники, перестать разговаривать по мобильному телефону (или набирать смс-сообщения) и посмотреть в лицо собеседника.
Да, и еще! Не надо злиться и демонстрировать раздражение человеку, который оторвал тебя от любимого занятия.
Культурный человек во время разговора всегда сохраняет доброжелательное выражение лица. Зачем?
Для собеседника очень важен позитивный настрой.
Голос влияет тоже?
Огромное влияние на собеседников оказывают наш голос. Уверена, что тебе не раз встречались очень солидные, хорошо одетые люди, которые на первый взгляд вызывают симпатию, пока они не начнут говорить: отталкивающий тембр голоса, каша во рту, неграмотная речь много говорят об уровне их образования и культуры.
На какие параметры речи нужно обращать внимание в первую очередь?
Как известно, при первом знакомстве собеседник особенно внимательно слушает наши первые 20 слов.
Он обращает внимание на наш голос, артикуляцию и темп нашей речи, интонацию, словарный запас и делает выводы о нашем настроении, желании говорить с ним, нашей вежливости, образовании, культуре.
Высота голоса должна быть средней, потому, что очень высокий и очень низкий голос раздражают людей, также, как и чрезмерно быстрый или медленный темп речи.
Никому не нравится монотонная речь собеседника, — поэтому надо следить за тональностью.
Есть ещё один важный параметр речи — сила голоса. И здесь тоже нужна золотая середина. Слишком громкий голос воспринимается как агрессия, и вызывает у людей напряжение. Слишком тихий голос затрудняет понимание, что также вызывает раздражение и говорит о неуверенности человека.
♠ Наличие слов или звуков-паразитов всегда воспринимается негативно.
Можно ли использовать жаргонные слова и выражения?
Подростки и молодежь любят разговаривать на жаргонном языке. Это нормальное явление, когда они общаются между собой, в своей компании, со своими сверстниками. Но и только!
Во всех остальных ситуациях жаргонный язык недопустим.
Кстати, я заметила, что некоторые девушки привыкают использовать в речи различные «приговорки», например: «вот как то так», «как бы» и т. д. Пожалуйста, не делай этого ни коем случае, потому, что происходит быстрое привыкание, и ты «обогащаешь» свою речь словами-паразитами, от которых избавиться очень трудно! Слова-паразиты сильно раздражают людей и портят твой имидж.
Голос — это мощный инструмент взаимодействия людей, поэтому все недостатки речи сильно затрудняют общение, вызывая раздражение собеседника.
Практикум «Знаешь ли ты параметры собственной речи»?
Знаешь ли ты параметры собственной речи? Сомневаешься?
Предлагаю выполнить небольшой, но полезный практикум.
Возьми газетную или журнальную статью, часы с секундомером и читай вслух 1 минуту в привычной для тебя манере.
Ты сможешь проверить быстроту своей речи (100 слов — медленно, 120—150 слов в минуту — нормально, соответственно больше 150 слов — это очень быстро).
Постарайся пересказать статью (рассказ), который ты только что прочитала. Запиши на камеру свое выступление, — так ты сможешь оценить длительность звучания отдельных слов (есть ли каша во рту), интервалы и длительность пауз (обеспечивают ритм, ясность и выразительность).
А может быть, ты поймешь, что любимое выражение «как бы» уже стало словом-паразитом, и от него нужно срочно избавляться.
Поддаются ли корректировке параметры голоса человека, у которого уже сложилась своя устойчивая манера говорить?
Мои наблюдения показывают, если человек знает свои проблемы и хочет от них избавиться, то ему многое удаётся самому или с помощью специалистов. Будь готова к тому, что это потребует значительных усилий.
Что еще может повлиять на первое впечатление?
Конечно, правильный костюм и соответствующая прическа сильно повлияют на первое (и не только) впечатление. Когда мы смотрим на любого человека, — прическа первое, на что падает наш взгляд. Самое главное требование к прическе, — она должна иметь ухоженный вид. Об одежде и прическах поговорим позже, в следующей главе.
♠ Максимальная длина волос — до плеч, более длинные волосы убираются назад или вверх.
Что такое самопрезентация?
Конечно, многие из вас, мои юные читательницы, знают, что такое самопрезентация. Для остальных я напомню, что Об одежде и прическах поговорим позже, в следующей главе.
Самопрезентация — это умение представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление.
Что может негативно повлиять на визуальный образ девушки?
Да, ошибки самопрезентации бывают. Чаще всего девушки допускают такие ошибки:
• не учитывают форму своего лица, фигуры, рост;
• забывают (или не хотят) улыбаться, соблюдать корректную или доброжелательную мимику;
• недооценивают значение правильных поз и жестов;
• у некоторых девушек отталкивающая манера говорить
Как произвести впечатление!
Так случилось, что Катерине пришлось заканчивать свой последний студенческий семестр в новом колледже. Накануне, они с мамой обсуждали, как важно произвести хорошее первое впечатление на новом месте учебы, поэтому Катя начала с «адресации костюма».
Она выбрала темно-синий костюм, подобрала для него скромные аксессуары и туфли.
Свои роскошные рыжие волосы забрала наверх и уложила «ракушкой», нанесла легкий, почти незаметный макияж.
Внимательно посмотрела на себя в зеркало и осталась довольна впечатлением. Ну вот, лицо готово, теперь заготовим парочку ненавязчивых комплиментов для однокурсников и для преподавателей, — ведь приятные манеры, это тоже способ вызвать расположение.
Вчера «классная дама» попросила ее принести портфолио, а значит, надо проверить ещё раз все ли там на месте.
Да, вот она заветная папочка с документами, её гордость. Катерина «завела» себе портфолио ещё в школе, и с тех пор никогда не забывала пополнять его документами, подтверждающими её успехи и личностный рост.
Ага, хорошо, что проверила, а то чуть не забыла положить свеженький сертификат с последнего тренинга. Надо еще добавить парочку своих рисунков и фотографий с последней выставки, где она получила диплом первой степени.
Ну вот, вроде бы ничего не забыла. Все, пора выезжать. К счастью, в этот ранний час пробок на дороге еще не было, и она быстро добралась на маршрутке до нового места учебы.
На первую пару Катерину привела «классная дама» и представила группе. Она коротко рассказала группе об увлечениях и успехах Катерины и продемонстрировала группе содержимое ее портфолио.
Так вот зачем оно ей понадобилось, подумала Катя, а вслух сказала: «Спасибо за добрые слова, как любой новичок, я надеюсь на вашу помощь и поддержку».
Забегая вперед, скажу, что Катерина быстро влилась в новый студенческий коллектив потому, что серьезно отнеслась к этому событию. Она правильно подготовилась к первой встрече с ребятами и преподавателями, а в дальнейшем соблюдала все правила поведения новичков в новом коллективе.
А разве есть какие-то особые правила для новичков?
Да, конечно есть. Это очень полезные правила, которые помогут произвести первое благоприятное впечатление на новый коллектив и быстрее в нем адаптироваться.
Если ты сумеешь понравиться новому коллективу, то он охотнее и быстрее примет тебя в свои ряды. Я охотно поделюсь с тобой, моя читательница, этими «секретами».
Полезные правила для новичков
Первые дни и недели на новом месте учебы или работы внимательно наблюдай за тем, какие правила игры царят в твоем новом коллективе.
Как одеваются, разговаривают, какие формы обращения приняты, какие взаимоотношения между людьми… Обязательно запиши имена тех людей, с которыми приходится постоянно общаться, чтобы не обращаться к ним обезличено, типа: «Скажите, пожалуйста…» — это дурной тон.
Делай себе памятки в блокноте, чтобы не отвлекать людей каждый раз одними и теми же вопросами, не тратить зря их время.
Конечно, за тобой, как за новым человеком, пристально наблюдают, присматриваются, оценивают. Вот здесь-то тебе и пригодятся хорошие манеры, вежливость и дружелюбие.
Чтобы произвести благоприятное первое впечатление в первые недели на новом месте, необходимо помнить, что людям могут не понравиться твои слишком активные и напористые действия. Про тебя могут подумать, что ты «выскочка». Старайся быть вежливой, заинтересованной, но сдержанной.
Доброжелательность, предупредительность и хорошие манеры помогут тебе завоевать симпатию нового коллектива.
Присматривайся, спрашивай, внимательно слушай и… не забывайте говорить, как можно чаще «СПАСИБО» за помощь или поддержку.
Если у тебя уже есть какие-то знания или опыт — демонстрируй свои сильные стороны осторожно и тактично.
Никогда не указывай на недостатки или слабые стороны твоих новых друзей, однокурсников или коллег и не восторгайся своим бывшим коллективом (местом учебы или работы). Это всегда вызывает только раздражение.
Ругать свой прежний коллектив или руководителей тоже считается дурным тоном.
На новом месте избегай рассказывать подробности своей личной жизни, ни в коем случае не заводи слишком тесные отношения с кем-либо из нового коллектива, ты ведь ещё не знаешь, что за люди рядом с тобой.
Это наиболее распространённые ошибки, которые совершают не только совсем молодые, но и опытные новички.
Мне скоро на идти практику. Есть ли какие-то особые правила для курильщиков?
Если ты куришь, а коллеги нет, то считай, что тебе не повезло. К курильщикам везде относятся настороженно, и для этого есть масса причин. Подсчитано, что за год они «прокуривают» 1,5—2 месяца рабочего времени.
Согласись, что не каждый руководитель будет терпеть работника-курильщика и всё, что с ним связано: перекуры, окурки, пепел, запах. Но если уж тебя взяли на работу, то свято соблюдай этикет курильщика.
И ещё! Не возвращайся в комнату, где сидят твои коллеги, предварительно не разжевав мятную таблетку!
Кстати, дурным тоном считается, когда женщина курит на улице.
Вот такие правила для новичков, надеюсь, что они тебе не раз еще пригодятся.
Так что же Катерина? Как там она в новом коллективе?
Катерина уже три недели училась на новом месте, коллектив ей сразу понравился — такие же ребята, как она, очень дружелюбные.
Опытная мама Катерины посоветовала устроить для них чаепитие, тем более и повод есть — скоро ее день рождения.
Катя решила спросить у ребят в группе — принято ли у них отмечать праздники и дни рождения. Все обрадовались, когда она пригласила их на чаепитие, но сказали, что надо согласовать время с «классной мамой», ее, кстати, тоже принято приглашать.
Катерина устроила чаепитие в пятницу после учебы прямо в студенческой столовой. Бабушка Кати испекла вкусные пироги, а дедушка привез их как раз к окончанию третьей пары еще тепленькими. Восторгу голодных студентов не было предела, а Катерина приготовила слова благодарности для каждого, кто помогал ей на первых порах освоиться на новом месте учебы.
«Классная мама» сказала, что она молодец, понравилась группе и преподавателям, поздравила с днем рождения и хорошим началом учебы на новом месте.
Домой Катерина возвращалась в приподнятом настроении — повезло ей с новым коллективом. Или коллективу с ней?
☻ Шуточки!
Заходит студент на экзамен и без разговоров ставит на стол бутылку шампанского.
Экзаменатор смотрит и произносит:
— Удовлетворительно.
Студент вытаскивает коробку шоколадных конфет.
Экзаменатор:
— Хорошо!
Студент кладет сверху дорогую авторучку.
Экзаменатор говорит: — Отлично! — и пишет в зачетке.
Студент забирает зачетку, сгребает все со стола и говорит:
— Теперь еще физику надо сдать.
Можно ли управлять впечатлением о себе и как это делать?
Привлекательная это обязательно красивая — думают многие девушкии. А вот и нет! Конечно, красивые люди нравятся всем, но иногда вызывают симпатию люди, которых красивыми не назовешь. Об этом моя следующая история.
А красавчик-то сдулся!
Туристическая поездка в Болгарию обещала быть захватывающей. Отпуск, лето, незнакомая страна!
Наша группа встретилась в зале вылетов аэропорта. Все с интересом рассматривали своих попутчиков. Надо же, в основном довольно молодые люди собрались, такое бывает редко.
«Смотри, какой красавчик. Я уже почти влюбилась.» — толкнула меня в бок подруга.
И действительно, этот молодой человек был настолько красив, что на него оглядывались все. Природа над ним изрядно потрудилась и все в нем было, на первый взгляд безупречно: лицо, фигура, походка, рост.
Поначалу, все без исключения девушки нашей группы пытались вызвать интерес у этого красавчика. Однако, я заметила, что девушки быстро охладели к этому молодому человеку. Он оказался глуп, как пробка. Более глупых людей я больше не встречала в своей жизни.
Но дело не в этом красавчике, а в другом человеке, который стал душой нашей группы и сделал нашу поездку незабываемой. Игоря мы не сразу и заметили, потому, что он не был даже слегка симпатичным.
Но через пару дней он как мощный магнит притянул к себе всю группу. Мы так и сидели вокруг него везде, — днем на пляже, а вечером пели песни под гитару или просто болтали в его номере.
Знаете, что покорило не только девушек, но и мужчин нашей группы? Его искрящийся ум, потрясающее чувство юмора, обаятельная улыбка в сочетании с доброжелательностью и умением прийти на помощь.
В конце поездки мы брали e-mail и телефон не у красавчика, а у Игоря. Его контакты до сих пор есть в моей записной книжке.
С красавчиками не все так просто, за внешним красивым фасадом могут оказаться совсем неприятные вещи: самовлюбленность, эгоизм, неэтичные и даже аморальные поступки. Такой человек симпатии у нормальных людей не вызывает.
Согласись, мой дорогой читатель, что сильное влияние внешней привлекательности происходит только в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах (или образе жизни) этого человека.
☺ Одна только красота не делает человека привлекательным в глазах окружающих.
А что же делает?
Вот что по мнению специалистов — психологов отличает привлекательных людей:
• Они доброжелательно улыбаются;
• Обладают чувством юмора и такта;
• Не скупятся на комплименты и другие знаки внимания;
• Веселы, жизнерадостны, оптимистичны;
• Уверены в себе, дружелюбны, коммуникабельны;
• Умеют сконцентрировать разговор не на себе, а на своем собеседнике, радуются чужим успехам;
• Быстро откликаются на просьбы, проявляют готовность помочь;
• Внешне приятны (правильно и со вкусом одеты и причесаны, приятная манера говорить…).
Итак, моя дорогая читательница, ты уже знаешь, что негативное первое впечатление о человеке, может сильно усложнить общение с ним.
Готова ли ты продолжать вместе со мной узнавать секреты формирования первого впечатления о себе? Готова? Хорошо!
Как ты думаешь, существуют ли установленные правила этикета, касающиеся одежды?
Конечно, существуют, их много, и я предлагаю в следующей главе рассмотреть только самые основные правила, нарушение которых вызывает недоумение и эмоциональный шок у окружающих людей.
Но сначала я предлагаю небольшой тест. Зачем? Да просто, так полезнее изучать какие-либо правила.
Тест «Ах, этикет?».
Требуется выбрать правильные ответы:
1. Форма одежды в российских общеобразовательных школах регулируется:
1) правилами дресс-кода для школьников
2) является свободной
3) затрудняюсь с ответом
2. Правильная обувь для школы:
1) классические туфли-лодочки (на тонкой подошве)
2) летом можно носить босоножки с колготками
3) туфли на шпильках
3. В институт на экзамен можно пойти:
1) в джинсах с блузкой
2) в трикотажном платье
3) в платье, брючном или юбочном костюме делового стиля
4. Строгий стиль одежды для школ всех уровней и для работы, исключает:
1) шорты
2) футболки
3) прозрачные блузки
4) слишком короткие и обтягивающие юбки
5) все вышеперечисленное
5. Женский деловой костюм предусматривает:
1) однотонную одежду не ядовитого цвета
2) длину юбки до середины колена (плюс-минус 5 см.)
3) брюки только костюмные, классического кроя
4) джинсы только синие
6. Ухоженная прическа предполагает:
1) волосы до плеч, более длинные волосы убираются назад или наверх
2) любая длина
3). аккуратная свежая стрижка
7. Адресация костюма это:
1) когда костюм и все аксессуары (прическа, бельё, парфюм и пр.) подбираются для конкретного человека
2) когда костюм и все аксессуары (прическа, бельё, парфюм и пр.) подбираются для конкретного случая
3) затрудняюсь с ответом
Надеюсь, что ты дочитала этот тест до конца? Наверное, не на все вопросы смогла уверенно ответить? Ответы на вопросы, которые вызвали у тебя затруднения, ты найдёшь в следующей главе.
☻ Шуточки!
Одна британская леди говорила, что при появлении нежданных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик.
Если человек ей приятен, она восклицает: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить!».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О манерах и не только. Или Безупречность во всем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других