Правовая поддержка иностранных инвестиций в России

Коллектив авторов, 2006

Сборник освещает вопросы, с которыми сталкивается инвестор при осуществлении крупных инвестиционных проектов в России. В нем систематизированы и подробно рассмотрены все этапы реализации инвестиционного проекта с учетом особенностей действующего российского законодательства: от порядка получения разрешительной документации, оформления земельного участка под будущее производство и налогообложения привлекаемых средств иностранных кредитов до ввоза оборудования и найма сотрудников. Большое внимание в книге уделено механизму проведения правового анализа истории юридических лиц (due diligence) при приобретении компаний (сделках по слиянию и поглощению). Подробно проанализированы нюансы применения таможенного законодательства при ввозе оборудования на территорию РФ. Книга будет интересна крупным инвесторам а также предпринимателям, планирующим привлечь масштабные инвестиции для организации производства в России или расширения уже существующего бизнеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая поддержка иностранных инвестиций в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II

Проблемы иностранных инвесторов

А. Гольцблат, управляющий партнер, юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Земля для инвестора: некоторые аспекты правового регулирования

Большинство правовых вопросов при реализации первых этапов инвестиционного проекта связано именно с земельными правоотношениями. Правильное применение норм земельного законодательства закладывает основы успешного развертывания всего проекта. От того, насколько профессионально юристы проведут оформление сделки с землей, во многом зависит судьба всего предприятия.

Вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 г. внесло серьезные коррективы в практику отношений, связанных с куплей-продажей земли. Правоприменители постепенно привыкают к новым нормам. Особого внимания заслуживает проблема приватизации земельных участков, т. е. перехода в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Приватизация земель — закономерное явление, связанное с поиском путей повышения эффективности землепользования. Земля обретает реальных хозяев.

Приватизация земельных участков, их возмездное отчуждение из собственности государственной или муниципальной в частную регулируется несколькими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации.

28 января 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Фактически, ни до 1917 г., ни после вопрос о земле так и не был решен, и оборот земли либо отсутствовал вообще, либо имел место в довольно ограниченных пределах.

Рост иностранных инвестиций в России, появление все новых проектов, в которых земельные правоотношения играют ключевую роль, — обстоятельства, побуждающие достаточно подробно рассмотреть наиболее важные вопросы регулирования земельных отношений.

Право собственности на землю и категории земель

Действующее российское законодательство закрепляет принцип плюрализма прав собственности на землю. Юридически равноправными признаются:

• государственная собственность на землю Российской Федерации (федеральная собственность);

• государственная собственность субъектов Федерации;

• собственность муниципальных образований (муниципальная собственность);

• собственность на землю юридических и физических лиц (частная собственность)[2].

Земельные участки в отличие от других объектов коммерческого оборота не могут быть ничейной вещью. Все земли, кроме находящихся в муниципальной и частной собственности, относятся к государственной собственности[3].

В настоящее время в государственной собственности находится большая часть российских земель. Применение Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»[4] позволит перевести в муниципальную собственность значительную часть государственных земель, пригодных для коммерческого использования.

В соответствии со ст. 9–11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. В пункте 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение государственными землями принадлежит органам местного самоуправления в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательством.

Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что субъекты Федерации вправе принимать соответствующие законы и иные правовые акты, не противоречащие федеральным законам (подп. «в», «г» ст. 72; ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Так, в Законе Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в редакции от 21 сентября 2004 г.) установлено, что правом предоставления в собственность и аренду для коммерческой деятельности земельных участков, находящихся в государственной собственности, обладают соответствующие органы местного самоуправления с учетом ряда условий, в частности, если площадь таких участков в зависимости от района не превышает 0,5–3 га. Земельные участки большей площади предоставляются Министерством имущественных отношений Московской области. Кроме того, независимо от размеров участков их предоставляет Правительство Московской области, если одновременно с предоставлением земельный участок переводится из одной категории в другую.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая поддержка иностранных инвестиций в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

См.: Глава III Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), ст. 212 ГК РФ.

3

См.: Статья 16 ЗК РФ; п. 2 ст. 214 ГК РФ.

4

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 30. Ст. 3060.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я