Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 1

Коллектив авторов, 2019

Сборник представляет собой методическое пособие для образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы по УГНС «Образование и педагогические науки». Материалы, представленные в пособии, содержат общую характеристику образовательных программ высшего образования по УГНС «Образование и педагогические науки», планируемые результаты их освоения, примерные учебные планы и программы дисциплин (модулей) и практик, рекомендации по разработке фондов оценочных средств для промежуточной аттестации и программы государственной итоговой аттестации, другие методические разработки. Данные материалы могут быть рассмотрены как методический конструктор при проектировании вузами основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГНС «Образование и педагогические науки». Представленные в пособии примерные основные образовательные программы утверждены Федеральным учебно-методическим объединением УГНС «Образование и педагогические науки».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Об особенностях примерных основных образовательных программ высшего образования, разработанных МПГУ

Примерные основные образовательные программы составлены на основе обновленных ФГОС (ФГОС 3++), которые существенно отличаются от действующих стандартов.

Таблица 1

Структура и объем программы бакалавриата

В структуре ФГОС выделяются обязательная (вместо базовой) часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вместо вариативной)1.

Обеспечено единство образовательного пространства при подготовке педагогов: доля обязательной части определена в объеме не менее 70% объема программы, без учета государственной итоговой аттестации.

В обязательной части сохранилось требование введения дисциплин (модулей) по философии, истории (при этом не только истории России, но и всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту.

Важно, что в обязательную часть вошел предметно-методический модуль.

Важнейшее изменение связано с усилением практической направленности всей подготовки (это касается содержания, объема, типов и способов организации практик) и в целом с пере-акцентировкой всего образовательного процесса на формирование готовности выпускников к практической деятельности.

На практики должно отводиться минимум 60 зачетных единиц (для сравнения: по академическому 5-летнему бакалавриату ФГОС 3+ было максимум 30 зачетных единиц).

Увеличение объема дает больше возможностей для введения различных видов учебных практик, в том числе предметно-ориентированных (музейная, архивная, археологическая, фольклорная, разные типы полевых практик и т.д.).

Изменения коснулись и педагогической практики, о чем пойдет речь ниже.

В обновленных ФГОС заданы требования к результатам обучения, которые сформулированы в компетентностном формате. У выпускника должны быть сформированы три группы компетенций: универсальные (единые для всей высшей школы), общепрофессиональные (единые для УГСН, т.е. для всей педагогической отрасли) и профессиональные.

Что касается профессиональных компетенций, то, не давая их формулировок, ФГОС 3++ устанавливает требования к их формированию на основе прежде всего требований рынка труда:

«3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее — иные требования, предъявляемые к выпускникам)»2.

Такую нормативную рамку задает ФГОС. А конкретизируют эти требования примерные основные образовательные программы (ПООП), которые служат ориентиром для разработки каждым вузом собственных образовательных программ высшего образования (ОП ВО).

Более года назад в МПГУ была создана рабочая группа по проектированию ПООП. Разработаны программы разной профильной направленности — гуманитарной, естественнонаучной, чисто педагогической (при всем сходстве они имеют определенные различия).

Работа эта была по-настоящему пионерской: многие проблемы приходилось решать в острейших дискуссиях. Ведь, понимая необходимость серьезных изменений, мы стремились сделать этот процесс последовательным, логичным, преемственным, опирающимся на традиции университета и российского высшего образования и учитывающим современные образовательные тренды.

В чем же состоит особенность примерных основных образовательных программ, разработанных МПГУ?

• Впервые образовательные программы разрабатывались в условиях, когда сформированы требования к выпускнику со стороны работодателя в виде профессионального стандарта.

• Новые параметры были заданы уточненными примерными основными образовательными программами общего среднего образования.

• Формат основной образовательной программы был определен рамкой ФГОС ВО и макетом ПООП, который был введен в действие информационным письмом Минобрнауки России (№ 05-735 от 23.03.2017).

Этот документ задал распределение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соотношении 70 на 30%. Но что должно входить в эти обязательные 70%? И здесь предстояло учесть специфику педагогического образования, что и было сделано Федеральным учебно-методическим объединением по УГСН «Образование и педагогические науки». Ведь в отличие от других образовательных областей, где профиль представляет собой, по сути, специализацию (для чего достаточно 30% трудоемкости), в педагогическом образовании профиль — это предметная подготовка, т.е. фундамент образования будущего учителя. Таким образом, предметные дисциплины и методики их преподавания и практики вошли в обязательную часть (70%), что позволяет сохранить фундаментальность педагогического образования и обеспечить его единство.

В процессе разработки ПООП основное внимание уделялось наполнению обязательной части программы подготовки педагога.

Однако и при проектировании части, формируемой участниками образовательных отношений, также необходимо было спроектировать современное содержание педагогического образования, учитывая актуальные тенденции развития образования и специфику современного детства. Важнейшими ориентирами стали следующие задачи:

• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, формирование национальной идентичности;

• работа с разными категориями детей (одаренными, с девиантным поведением, с ОВЗ);

• реализация программ раннего развития детей, в том числе в инклюзивной среде;

• готовность к оказанию консультационно-методической и психолого-педагогической поддержки семьям;

• работа в цифровой образовательной среде;

• ранняя профориентация;

• новые педагогические технологии (кинопедагогика, игропедагогика, театральная педагогика, работа в сети и др.).

Результатом стало включение в содержание психолого-педагогических и предметно-методических модулей ПООП, а также дисциплин (модулей) части, формируемой участниками образовательных отношений, и перечня рекомендуемых дисциплин по выбору, единиц содержания, направленных на решение этих и других актуальных задач (Психология способностей и одаренности, Психология семьи и семейного консультирования, Социальная информатика и информационная безопасность, Психология целеполагания, Учебная мотивация, Конфликтология, Активные методы воспитания, Проектно-исследовательская деятельности школьника, Модели и типы аспектного («трудного») анализа классики в олимпиадах и при подготовке к ЕГЭ, Здоровьесберегающие технологии в образовании, Дистанционные образовательные технологии и др.).

Большая и трудоемкая работа была проделана по формированию профессиональных компетенций (ПК) (как мы помним, ФГОС задает только требования к ним).

При формулировании профессиональных компетенций рабочая группа МПГУ исходила из понимания школьного образования как обязательного и базового для всех граждан России. В условиях единых требований к подготовке выпускника школы (ЕГЭ) подготовка учителя тем более должна базироваться на единстве требований к базовому содержанию и технологиям обучения студентов. Поэтому в числе профессиональных компетенций была выделена их общая, инвариантная часть — универсализованные профессиональные компетенции, единые для всех педагогов, вне зависимости от предмета. Это позволяет обосновать включение единой предметно-методической подготовки учителя в обязательную часть ОП ВО (70%); обеспечить единство требований к выпускнику — психолого-педагогических (решение современных задач), предметно-методических (учитель предмета); расширить задачи профессиональной деятельности выпускников. К примеру, в задачи профессиональной деятельности выпускников включена постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки (научно-исследовательский компонент). Эти задачи обусловливают включение в ПК компетенций, связанных с научно-исследовательской работой, в том числе в предметной области, и позволяет реализовать на более высоком уровне проектную работу учителя.

В ПООП заложена идея непрерывности (практика распределена со второго по восьмой (десятый) семестры обучения) и комплексности практики (интегрирует психологические, общепедагогические, теоретические, методические, специальные предметные знания).

В программах МПГУ непрерывная педагогическая практика включает в себя несколько этапов, направленных на постепенное усложнение содержания практической подготовки студентов с целью овладения трудовыми функциями педагога.

В обязательную часть образовательной программы входит модуль воспитательной деятельности (включающий дисциплину «Основы вожатской деятельности» и летнюю педагогическую вожатскую практику). Задача разработки такого модуля была поставлена министерством и реализована коллективом нашего университета, поскольку она соответствует нашему пониманию особой значимости подготовки педагогов, да и всех выпускников, к решению задач воспитания.

Мы предлагаем вниманию коллег примерные основные образовательные программы, разработанные МПГУ и утвержденные Федеральным учебно-методическим объединением по УГНС «Образование и педагогические науки».

Л.А. Трубина, проректор по учебно-методической работе, доктор филологических наук, профессор

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (бакалавриат). Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», п. 2.9. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/

2

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», п. 2.9. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я