Сборник научных трудов «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде» объединяет актуальные вопросы психологического и психолого-педагогического сопровождения личности в цифровой среде: психологические аспекты цифровизации, педагогические цифровые технологии и виртуальные технологии психологического консультирования. Дистанционное образование рассматривается авторами как ресурс социализации, профессионализации и развития личности (технологии, методология, практический опыт и результаты исследований). Представлены психологические и педагогические модели дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного онлайн-образования, виртуальные технологии психологической помощи и просвещения, формирование цифровой компетентности специалистов и волонтеров. Материалы адресованы специалистам, а также студентам, магистрантам и аспирантам, заинтересованным в решении теоретических и прикладных проблем дистанционного образования и консультирования. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Акцентуации характера студентов юридического вуза
Александров Алексей Юрьевич,
кандидат педагогических наук, доцент
Московский психолого-социальный университет, Московский государственный юридических университет им. О. Е. Кутафина, г. Москва
alexandrov-al@mail.ru
Accentuation of the character of law students
Alexandrov Alexey Yurievich,
Ph. D., Associate Professor
Moscow Psychological and Social University, Moscow State Law University named after O. E. Kutafin, Moscow
alexandrov-al@mail.ru
В статье представлены результаты практического исследования по определению акцентуаций характера с помощью теста Леонгарда — Шмишека студентов 1-го курса юридического вуза. Были определены количественные показатели акцентуированных студентов, а также особенности акцентуаций по половому признаку.
Ключевые слова: акцентуации, характер, студенты.
The article presents the results of a practical study to determine character accentuation using the Leonhard-Shmishek test of 1st year students of a law university. The quantitative indicators of accentuated students were determined, as well as the features of accentuations by gender.
Keywords: accentuation, character, students.
Введение
Одной из важных сфер человеческой деятельности, направленной на формирование и исполнение законов общества, является юриспруденция.
Формирование взглядов и убеждений активно формируется в юношеском и студенческом возрасте. Так, к 8 главным качествам юриста относится: обостренное чувство справедливости, гуманизм, высокий уровень профессиональных знаний, общая культура и широкий кругозор, стремление к самосовершенствованию, общественная активность, настойчивость в достижении целей, пунктуальность, обязательность [4]. Как видно, половина формируется характером человека.
По мнению И. В. Крыжановской, существует взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Однако, эта связь в юношеском возрасте остается изученной фрагментарно [2]. К. Леонгард считал, что половина людей в мире являются акцентуированными личностями, черты характера которых могут быть ярко востребованы обществом или нести ему разрушения [1].
Однако, научных работ с доказательной эмпирической базой, посвященных особенностям характера лиц, обучающихся и, в недалеком будущем, работающим в юриспруденции мы не встретили.
В связи с этим, целью работы стало — определить возможные акцентуации характера личности у студентов юридического вуза, составить психологический портрет будущего юриста.
Объект исследования — личность студентов дневной формы обучения.
Предмет исследования — акцентуации характера студентов 1-го курса юридического университета.
Гипотеза — предполагалось, что не более 50 % студентов окажутся с акцентуациями характера, в большинстве случаев — юноши; более акцентуированными личностями являются студенты-юноши.
Организация исследования
Исследование проходило на базе Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина. Респондентами являлись студенты 1-го курса в возрасте от 18 до 21 года. Исследование проводилось по методике Леонгарда — Шмишека.
Результаты исследования
Видно, что 78,65 % испытуемых имеют акцентуацию характера и только 21,35 % являются неакцентированными личностями. Из 178 респондентов 53 имеют одну акцентуацию в характере (37,86 %), две акцентуации имеют 42 студента (30 %) и 21 человек наделен тремя акцентуациями (15 %).
Таблица 1. Акцентуации характера испытуемых
Выяснилось, что у большинства акцентуированных лиц выражена шкала гипертимности (25 %), на втором месте акценты принадлежат шкале экзальтированность (19 %) и на третьем месте выражена циклотимность характера (рисунок 1).
Первоначальная гипотеза о более высокой акцентуации юношей в нашем исследовании не подтвердилась (рисунок 2).
Рис. 1. Акцентуации характера испытуемых
Рис. 2. Особенности акцентуаций характера студентов по гендерному признаку. А — юноши; Б — девушки
Из рисунков видно, что акцентуированных юношей незначительно больше, по сравнению с неакцентуированными (52,08 и 47,92 %, соответственно). У девушек почти 11 % студенток не имеют акцентуаций, однако подавляющее их число оказались акцентуированными личностями (89,15 %). Это в 1,7 раза больше, чем акцентуированных юношей.
Мы уже проводили анализ акцентуаций характера у студентов, однако без учета половых особенностей. Особенности акцентуации характера юношей представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Особенности акцентуаций юношей
Наибольшее количество респондентов оказались с явными признаками гипертимного характера (45 %) — это активные и готовые к общению люди, не страдающие пассивной жизненной позицией. В два раза меньше студентов обладают экзальтированным типом характера (17,5 %), который представлен вторым по встречаемости у юношей. Представителей циклотимного характера оказалось чуть меньше (10 %).
Особенности акцентуаций характера у девушек сходны с мужским профилем, однако имеются и отличия (рисунок 4).
Рис. 4. Особенности акцентуаций девушек
Наибольшее количество акцентуаций у девушек, как и у юношей, представлено в шкале гипертимность (21,55 %). Такой же показатель оказался и у юношей, однако количество респондентов здесь оказалось в процентном соотношении в 2 раза больше (45 %). Это говорит о том, что девушки, по сравнению с юношами, имеют меньшую выраженность гипертимных проявлений характера. Девушкам больше свойственны чувства, такие как впечатлительность, умение радоваться чужим удачам, а также яркое сопереживание и сочувствие чужому горю. Все это отразилось в высокой экзальтированности девушек (18,97 %), однако и юноши практически также в этой шкале набрали такой же процент.
Смена настроений и интересов свойственна циклотимическому типу личности, к которой относятся 17,24 % акцентуированных девушек. Именно в этой шкале мы видим существенное отличие девушек от более стабильных в настроении юношей (циклотимность — 10 %). Это и понятно, так как представители мужского пола менее подвержены смене настроения.
Отличительными особенностями акцентуаций девушек является показатели тревожности (5,6 %). Это свидетельствует об определенном состоянии неустроенности в жизни и отсутствии защиты, однако, некоторые ученые считают, что характерно более высокая тревожность (что показано в нашем исследовании) продлевает женщинам жизнь, но уменьшает ее у мужчин [3].
В связи с этим полное отсутствие тревожности у мужчин говорит о высоком психологическом здоровье. Также о здоровье мужчин говорит отсутствие дистимических проявлений акцентуации (0 %). Юноши, в отличии от девушек (3,02 %), в нашем исследовании совершенно не склонны к апатическому настроению и состоянию подавленности.
Однако, педантичность у юношей обоснованно оказалась выше (на 3,7 %, чем у девушек). Это связано с тем, что в социальном плане с мужским мнением больше считаются и женская позиция часто строится на основании мужской.
Стоит отметить тот факт, что на 4-м месте по степени встречаемости акцентуации стоит шкала демонстративности. И у девушек, и у юношей процент во данной шкале не изменялся и составил 10 %.
Выводы
1. Студенты юридического университета в подавляющем большинстве имеют акцентуации характера (78,65 %). Акцентуированные личности в 53 % случаях имеют одну акцентуацию характера и в 42 % случаев — две.
2. Наиболее акцентуированными личностями среди студентов юридического университета являются девушки — 89,15 %, акцентуации у юношей имеют менее выраженный характер и встречаются в 52 % случаев.
3. Большинство акцентуированных студентов имеют гипертимный характер (25 %), чуть меньше — экзальтированный (19 %), циклотимный характер встретился в 16 % случаев. Данная тенденция сохраняется как у девушек, так и у юношей.
4. Отличительной особенностью акцентуации характера юношей является повышенная (в два раза по сравнению с девушками) гипертимность и педантичность, а также отсутствие личностей с дистимными проявлениями, тревожности и возбудимости.
Литература
1. Крыжановская И. В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Krijanovskaya.phtml.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо, 2001.
3. Ученые: Чувство тревоги продлевает женщинам жизнь. URL: https://www.rbc.ru/society/16/03/2008/5703cba59a79470eaf769b53 (дата обращения: 07.02.2021).
4. Рубрика: 10 качеств современного юриста. URL: https://ic-iskra.ru/news/355-rubrika-10-kachestv-sovremennogo-yurista (дата обращения: 07.02.2021).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других