Кто хоть раз побывал на этой чудной планете, никогда ее не забудет.Рукотворный оазис, возникший как мираж в пустыне, превратил сказку в быль. Люди, сотворившие и видевшие это чудо, считают себя сначала Навоийцами, а лишь потом представителями других народностей, населяющих Землю. «О, не отводи ты взгляда в сторону от Навои! Он влюблен в тебя навеки – я, плененный, говорю», – завещал поэт, чьим именем назван сей славный город.Сборник своих рассказов Рафаэль Миргазизов посвящает всем жившим, страдавшим и любившим на планете Навои.Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планета Навои. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
По Толстого улице жили все ребята:
Коста Аркин, Витька Жебу, Шмель возле «Фархада»,
Сеня Болос и Шалимов, и Андрей Фарносик.
Набежала вдруг слеза, юность не воротишь.
Помнишь, Коста, на Днепре, строили канал мы,
Как везли на скрепере три куба в отвалы?
Был тогда еще Союз, нерушим и прочен,
А теперь РСФСР разодрали в клочья.
Помнишь, Жебу, как цвели той весной тюльпаны,
Как по парку мы брели в гости к милой Тане?
Как потом ты грустно пел о любви жестокой —
Сделал мертвую петлю летчик одинокий…
Помнишь, Шмель, как подарил я тебе гитару?
Правда, только лишь на день, чтоб было не повадно!
Но за ночь ты изучил три «блатных аккорда»,
Тут же шлягер сочинил в стиле боса-нова.
Помнишь, Сеня, восьмой класс, важное открытие?
Глазок в форточке потряс в женском общежитие.
Как шептал, глядя на баб в мыльной пене в душе:
«В платьях девки хороши, а без платьев лучше!»
По Толстого улице назначал свидание,
Под часами в скверике, в стыке Театральной.
Всех я помню, всех люблю, весь наш «Б» десятый.
Только нет той улицы, всё прошло, ребята.
По Толстого улице жили мы когда-то,
Вы простите, если я позабыл кого-то.
Всех я помню, всех люблю, весь наш «Б» десятый.
Только нет той улицы, всё прошло, ребята.
Гитара Пирата
1
Черный асфальт, омытый весенним дождем, блестел весело и празднично, словно новый пиджак жениха перед свадьбой. По краям тротуаров цвели акации. Воздух, еще не знойный, свежий, был наполнен ароматом цветущей джиды и мечтами южного городка — "оазиса в пустыне", как о нем писали в"Индустриальном Навои"и других коммунистических газетах.
Рапай, легко шурша"греческими"сандалиями по умытому асфальту, спешил на встречу с Пиратом — грозой навоийских дворов. Теплый ветерок ласково трепал его непокорный с рыжеватым отливом вихорь. Парнишка быстро перебежал через Театральную улицу и углубился в тенистые аллеи городской танцплощадки, огороженной грязно-желтыми железными прутьями и поэтому прозванной в народе"клеткой". А отсюда было рукой подать до летнего кинотеатра"Темп". Оставалось лишь рысцой пронестись вдоль центрального стадиона"Согдиана", где Рапаю неделю назад удалось взять автограф у знаменитых мастеров советского футбола Стрельцова и Хусаинова. Шел товарищеский матч между Сборной ветеранов Советского Союза и «Зарафшаном», местной командой второго дивизиона. Для маленького провинциального городишка это было ярким событием.
И вот за зеленными насаждениями показалась кровля вечернего кинотеатра. Сердце Рапая радостно забилось! Гитара, у него будет настоящая гитара! Весь 8"Б"об этом мечтает, да что там класс, вся школа — ни у кого нет, а у него есть. Будет. Уже совсем скоро. Вот добежит до"Темпа", рассчитается с Пиратом…
Но Пирата возле фонтана, где должна была состояться встреча, не оказалось. Рапай для верности обошел вокруг небольшого бассейна с фонтаном, хотя и так было видно, что в этот полуденный час здесь ни души, — в летнем кинотеатре фильмы крутили под открытым небом с наступлением темноты.
Было безлюдно и тихо. Проскрипел не смазанными педалями подростковый велосипед «Орленок». На нем восседала девчушка в белой блузке с алым галстуком, она смешно, как кузнечик, высоко задирала голые худые коленки. Два совсем еще сопливых шкета понуро брели вдоль синего забора стадиона в сторону другого, уже большого, настоящего бассейна «Дельфин». Здесь прошлым летом тренировалась сборная СССР по плаванию. Кстати, младшая сестренка Сени, одноклассника Рапая, попала в школу Олимпийского резерва. А другой его одноклассник, Виктор Жебу, показал норматив первого взрослого разряда.
Рапай окунул руку в прохладу бурлящего фонтана, а потом засунул в него и свое разгоряченное от спешной ходьбы лицо. В этом крошечном, но довольно глубоком бассейне — метра полтора, Рапай, еще совсем мальцом, научился плавать. Рапай обтер руки о свои синие потертые шорты, нащупал в кармане деньги — все было на месте…
За гитару просили 7 рублей 50 копеек. Столько же она стоила и в магазине, но там не продавали — дефицит. А блатные продавали. Деньги на гитару Рапай копил около месяца. В будние дни родители оставляли ему по рублю на обед. В пролетарско-бандитском Навои было несколько рабочих точек общепита. Рапай облюбовал столовую вблизи автобусной остановки"Больничный городок", в трех минутах ходьбы от дома, от школы наискосок — в семи.
Здесь было сразу две столовые: одна — общая, другая — диетическая. Рапаю больше нравилась диетическая — компактная, уютная, с небольшими очередями. Почему она называлось"диетической"было непонятно, возможно, из-за изумительных паровых котлет, которые не стыдно было предложить даже дряхлеющим секретарям ЦК КПСС. Да и другую еду тут готовили вполне по-домашнему. Рапай не любил первые блюда, иногда капризничал и говорил матери:"Свари, как в столовой, тогда буду есть!"
Супы в «диетической», действительно, варили замечательные: и харчо, и солянку, и борщ. Перейдя на режим жесткой экономии, Рапай ограничил свое меню дешевым молочным супом, картофельным пюре без котлет, чаем без сахара, черным хлебом с бесплатной солью. Всё! Никаких салатов и десертов! Таким образом, обед обходился не в 70–80 копеек, как обычно, а в 30–40. Еще пришлось отказаться от эскимо — 11 копеек, и походов в кино — 20 копеек.
Зато желанная жар-птица приблизилась до расстояния вытянутой руки…
Занятый своими мыслями и чуток задремав под приятное журчание воды, Рапай не заметил, как со стороны улицы Театральной показались два знакомых силуэта. Потянуло запахом сладкой ваты — ею торговали частники из соседнего совхоза-миллионера у магазина «Березка». Знакомцы Рапая, подходя к кинотеатру, уже слопали это воздушное лакомство и теперь обсасывали сладкие палочки, оставшиеся от белой ваты.
Ну, наконец-то! Солнечные блики заиграли на коричневой деке гитары, своими изгибами напоминавшей изящный стан смуглой восточной красавицы. Рядом с Пиратом, небрежно державшим в руках заветную мечту Рапая, стоял неуклюжий, похожий на неповоротливого тюленя Михась. Именно он свел покупателя с продавцом.
На фоне огромного Михася Пират в своей цветастой рубахе с морским узлом на пупе выглядел мелким, но хищным лисенком. Левую щеку его украшал едва заметный шрам. Поговаривали, что это следы дворовых разборок. Сам Пират подобных слухов не пресекал, — они придавали его и без того немалому авторитету дополнительный вес.
Михась, несмотря на свои внушительные габариты, был на год-два младше Пирата и жил с ним в одном доме по улице Театральной, за продуктовым магазином; он рассказывал Рапаю совсем другую историю. До обидного прозаическую и начисто лишенную блатного флёра. Еще в глубоком детстве Пират упал с верхней полки плацкартного вагона и поранил щеку о ребро откидного столика — мамка не досмотрела…
— Бабки принес? — вместо приветствия энергично спросил Михась.
Его внешность тоже была обманчивой. Этот грузный тяжеловес на футбольном поле пахал, как трактор С-80 в роли опорного защитника, и кому, как не Рапаю, его одноклубнику по юношеской команде"Зарафшан", было об этом не знать.
Рапай передал заранее приготовленные деньги не владельцу дефицитного товара, а посреднику, а тот уже — своему старшему товарищу.
Пират, не глядя забросил мятые рубли и мелочь в карман своих широченных клешей, и махнул Михасю рукой, дескать, пойдем.
— А гитара? — сердце Рапая ёкнуло, словно по нему ударила лопнувшая струна уплывающей красавицы-гитары.
Предмет его тайных вожделений мог отчалить навсегда. Пират вдруг резко развернулся:
— Чё, испугался? — на его наглой лисьей морде выступала довольная ухмылка, Михась услужливо подхихикнул. — Не очкуй, своих пацанов мы не обижаем, в натуре.
Блатные всегда, где надо и не надо, вворачивали в свой «базар» это непонятно откуда взявшее и неведомо что обозначавшее словечко «в натуре».
Пират ударил по струнам гитары, она фальшиво задребезжала.
— На! Пользуйся, — тоном благодетеля произнес Пират и смачно, по-жигански сплюнул в прозрачную воду фонтана, где Рапай только что охлаждал голову.
Принимая желанную покупку, покупатель продолжал смотреть на продавца растерянным взглядом. Пират истолковал его удивление по-своему:
— Гитара малость расстроилась, она не моя, в натуре, на ней давно не играли. Сам настроишь?
— А то! — Рапай начал приходить в себя, чувствуя, как в нем пробуждается ершистый волчонок.
— Ну тады бывай!
Рапай поспешил восвояси, крепко, но нежно обнимая за выступающий изгиб тело только что купленной им смуглянки.
А Пират с Михасем остались возле фонтана — наверное, ждут клиента с «планом», подумал Рапай. Такой товар его не интересовал. Анашу, именуемую планом, в город доставляли из Старого города, а туда она поступала с каких-то тайных конопляных плантаций, то ли с Афгана, то ли с Ирана. Рапай еще долго слышал приблатненный, но чистый и звонкий голос Пирата:
О, Гарри, Гарри, Гарри, ты не наш!
А ты с другого, Гарри, океана.
"Сейчас я рассчитаюся с тобой, о, с тобой",
— Раздался пьяный голос атамана.
Именно этой песенке о грозном морском атамане и его молодом сопернике Пират обязан был не только своей кличке, но и своему лидерству среди уличной шпаны.
Старшим сидельцам, уже успевшим"понюхать зону", понравилось незатейливое бряцание дворового гитариста, его приблатненный, по-юношески задорный голос.
И они взяли Пирата под свою опеку и защиту.
2
Шмель не отставал уже неделю:
— Дай поиграть хотя бы на пару дней.
Рапай отбрыкивался:
— Сам пока учусь, отстань.
Счастливый обладатель «Пиратской гитары» лукавил. А попросту говоря, врал. Его «учеба» длилась не более двух часов, после чего бесхозный инструмент тоскливо заскучал в темном углу спальной комнаты, рядом с письменным столом, где Рапай обычно готовил уроки. Забросив гитару, он вернулся к своему любимому Джек Лондону.
«Ни одна собака не могла бы сделать того, что сделал Белый Клык. Он — волк», — философия одинокого, но сильного хищника затрагивали какие-то тайные струны Рапаевой души.
Правда, сначала он добросовестно пытался настроить свою гитару. Как учили дворовые пацаны, первую открытую струну — по второй, зажатой на пятом ладу. Но как не крутил колки и не дергал струны, нужного унисона не получалось. Плохо давались и «блатные аккорды» — ни Ам, ни Дм, ни Е — ничего толком не зажималось, пальцы плохо слушались, красавица-гитара пищала и выла, а играть не хотела.
Дело в том, что у Рапая не было музыкального слуха. Абсолютно. Никакого. Мало того, что медведь на ухо наступил, так еще Топтыгин плотно забил ушную раковину еловыми шишками.
По пению в начальных классах больше тройки у него не выходило. При всем уважении и почтении добрейшего «Баяныча», высокого, полного, с внешностью запорожского атамана учителя музыки. «Баяныч» был не просто учителем пения, но еще и композитором. Именно он посвятил «оду» своему любимому городу: «В пустыне зноем опаленной»… возник мечтою окрыленный «город новый, город новый, город Навои!» И именно он позже стал директором самого красивого в пустынных Кызылкумах"очага культуры" — ДК «Фархад».
Но однажды «Баяныч» вынужден был-таки поставить Рапаю «пятерку». А куда деваться? Если мальчонка так азартно, с таким чувственным надрывом спел… Нет, не спел, так про исполнение маленького Рапая сказать нельзя, просто изобразил свою версию азербайджанской народной песенки «Жип-жип, жужаларим», да таким образом, что ошарашенный учитель вообще забыл не только об аккомпанементе на своем трофейном немецком баяне, но и вообще о существовании каких-то там нот…
А Шмель пристал, как навозный жук. Он тоже играл на баяне — окончил музшколу, и теперь хотел освоить гитару.
— Как ты будешь лабать, у тебя вон рука вся в гипсе?
Действительно, его левая рука, как раз та, которой берут аккорды, была плотно перебинтована от запястья до локтя.
— А я аккорды правой буду брать, левой — только бой.
— Ладно, черт с тобой, забирай, — сдался, наконец, Рапай. — Но только до утра.
Обрадованный Шмель потянулся здоровой рукой за инструментом.
— И еще одно условие, — Рапай не отпускал гриф своей красавицы, хотя она, как ему показалось, уже была не прочь отдаться в объятья нового воздыхателя.
— Слушаю, — напрягся и вытянул губы бантиком Шмель.
— Гитара малость расстроилась, я же днем и ночью на ней упражняюсь, — по обыкновению, соврал Рапай. — Ты ее настроишь.
… Честно говоря, Рапай давно арендовал бы своему другу гитару, но ему было неудобно, что она не строит. У Рапая был друг по имени Толян, он жил в соседнем доме и учился на два класса старше. Странной была эта дружба. Два года в юношеском возрасте — это все-таки большая разница. Высокий парень шутливо уклонялся от почти настоящих ударов неказистого футболиста, а тот высоко подпрыгивал и яростно рычал: «Изведу, собаку!» Толян хохотал до слез и в изнеможении падал на траву.
Помимо бокса, Толян играл на гитаре. Правда, на семиструнной, на которой вместо нормальных аккордов нужно было зажимать всякие «звездочки» и «лесенки». И репертуар у него был другой, перенятый от отца фронтовика, до войны жившего где-то в средней полосе необъятной России. Толян пел не:
Тополя, тополя — все в пуху,
Потерял я любовь, не найду…
А:
Зачем живут на свете все пережитки эти,
Все женщины обманщицы любви…
Рапай хотел попросить Толяна настроить свою гитару. Но сомневался, сможет ли? Он знал, что строй у семиструнной другой.
Через год Толян попал служить на Черноморский флот, он приезжал в отпуск и щеголял по городу во флотском костюме с матросским воротником. Даже на танцы в «клетку» ходил, лихо задвинув на затылок свою фуражку-бескозырку. Старого другана уже не замечал.
А Шмель замечал, да еще как!.. Да и ладно, оно, может, и к лучшему. Пусть сам и настраивает гитару, у Шмеля талантов много.
Со Шмелем Рапай познакомился на уроке истории, кажется. Завуч привела какого-то дядьку в шортах с волосатыми ногами и объявила: «он будет учиться вместе с вами». Смеху было! Шестиклассник с волосатыми ногами встречается не часто.
Шмель не был второгодником, он был «осенником», старше других только на несколько месяцев. Просто его родители получили трехкомнатную квартиру в новом доме, по улице Толстого, напротив огромной скульптуры богатыря «Фархада» — символа ДК. На Театральной, Кольцевой, Толстого жило большинство учащихся средней образовательной школы N14 им. А. С. Пушкина. Вот и Шмеля, которого классная руководительница сразу посадила за одну парту с Рапаем, перевели в эту же школу.
Ребята быстро нашли общий язык. И спорт — новенький занимался баскетболом, и стихи. Шмель, как и Рапай, слагал вирши. Учительница литературы с чисто русской фамилией Дё даже рискнула послать их авторов на областную олимпиаду в Бухару. Но ничего путного из этого не вышло. Затея Анны Родионовны — да, литераторшу-кореянку звали так же, как няню Пушкина — чуть не вышла ей боком. Звонили рассерженные тетки из областного управления образования и возмущались, «каких хулиганов-стихоплетов вы к нам прислали, это же форменное безобразие!»
Спас рассудительный председатель конкурсной комиссии, мужик оказался с юмором, дескать, «проба пера», «орлята учатся летать» и всё в таком роде. Главное, нет никакой антисоветчины, только ребячья бравада. Скандал удалось замять. Помог, помимо прочего, видимо, и статус супруга Анны Родионовны Дё, он ни много, ни мало, а был городским судьей…
Шмель вернул гитару вовремя. И тут же продемонстрировал Рапаю свое умение. Он и на самом деле правой рукой брал аккорды, их аппликатура была уже другой, а левой, забинтованной отбивал ритм. За одну бессонную ночь Шмель не только выучился играть на гитаре, но еще успел родить собственное творение:
Тихо ветер играет ковылью степной,
Облака большие и белые.
Я лежу в тишине, под могильной плитой,
И поют о чем-то волки серые.
— Талант даже гипсом не убьешь! — искренне восхитился Рапай.
И потом, в разных компаниях, когда его друг брал в руки гитару, Рапай в красках описывал свое скромное участие в рождении нового барда с необычным именем Левша Гипс.
— Да если бы я тогда дал тебе гитару больше, чем на одну ночь, ты бы в жизни на ней не научился играть, — затыкал он рот пытавшему возбухать Шмелю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планета Навои. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других