Что такое «православное воспитание»? Вопрос этот очень трудный, особенно если мы говорим о детях самых маленьких – тех, кто еще не ходит в школу. У нас нет опыта – ведь мы воспитывались иначе; мы думаем, что совместное посещение воскресной службы и воскресная школа при храме – это и есть православное воспитание. Да, литургия, Таинство Причащения – это главное. Но ребенок выходит за порог храма, и на улице, в детском садике, а зачастую и дома, его встречает совсем другая жизнь. И вот тут ребенку нужен помощник, который научит его видеть и любить Божий мир, других детей, все живое; научит самому главному – хранить веру и любовь Христову. Автор книги – Римма Юрьевна Киркос – профессиональный педагог, много лет она работает по своей программе в православном детском саду. Книга рассказывает о том, как стать помощником нашим детям, как вместе с ними прожить самые важные и самые трудные – первые – годы жизни. В книге собран опыт практической работы; большая часть книги – это записи занятий, игр, бесед с детьми. Мы надеемся, что книга Р.Ю. Киркос будет нужна и интересна всем, кто любит детей и тревожится за них; и педагогам и родителям. Дети тоже участвовали в создании этой книги; на ее страницах вы увидите рисунки не только профессионального художника, но и рисунки воспитанников Риммы Юрьевны, а также детей сотрудников издательства «Сатисъ».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное воспитание детей дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
По благословению
Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
ВЛАДИМИРА
© Киркос Р.Ю., текст, составление, 2005.
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2005.
Вступительное слово
Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни — воспитание ребенка. Еще более сложная задача — созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть? На это сказано: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14-17).
С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами — восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности — православные добродетели. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное — любовь. Не только педагоги, но и святые отцы-просветители советовали читать ребенку сказки, рассказы, стихи, делающие его сердце милосердным, добрым, чистым, горячим. Сам Христос говорил: Сын мой! отдай сердце твое Мне (Притч. 23, 26). И именно такое сердце ждет Бог от создания своего — человека. Нет большего чаяния для верующего, как быть Богоугодным и таким вырастить своего ребенка. В православной педагогике существует догмат, который утверждает, что религиозно влиять на детей может только тот, кто сам живет религиозной жизнью.
Душа человеческая — «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать»
(св. Иоанн Златоуст). Если книгу эту держит в руках верующий человек, то ему не надо доказывать, что цель воспитания, как и всей жизни, — в Богоуподоблении, в приуготовлении души к жизни вечной, к Царствию Небесному, ко встрече с Творцом, которому Церковь святая поет: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование (4-я песнь воскресного канона, 8 гл.). Ибо Бог для нас — «все», мы же без него — «ничто».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное воспитание детей дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других